Слайд 1
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В МЕТОДИКЕ ПРЕДПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
(По материалам статьи Т.А.
Остриковой)
Слайд 2
Умеренная орфографическая и пунктуационная насыщенность помогает обеспечивать относительно объективную проверку качества
обучения и лучше мотивирует школьников, так как они получают шанс допустить меньше ошибок.
Слайд 3Предельная правописная насыщенность полного контрольного диктанта
Слайд 4Определить правописную трудность диктантов не легко по объективным причинам.
Во-первых, в
начальной и средних школах нет толковых и орфографических словарей.
Во-вторых, в действующих действительных УМК не совпадают поклассные перечни словарных и труднопроверяемых слов, а также минимумы орфографических и пунктуационных правил; различны также объем, место и периоды их изучения
Слайд 5Схема развернутого паспорта диктанта.
Методический паспорт контрольного диктанта для _ класса
1 Общие признаки текста.
Разговорная тема.
Программная тема.
Характер примеров: слова, словосочетания, предложения, текст.
Атрибуты: автор, источник.
Объем материала: всего слов; всего предложений.
Психологическая трудность:
А) средняя длина слова (сколько букв);
Б) средняя длина предложений (сколько слов или знаков).
2 Орфографическая насыщенность текста.
1) Ещё не изученные не изучаемые в школе орфограммы.
2) Словарные слова: незнакомые и изученные.
3) Изученные орфограммы, регулируемые правилом: старые + новые.
4)Итого учитывающихся орфограмм и словарных слов.
Выводы. Орфографическая насыщенность диктанта (в %)
3. Пунктуационная насыщенность текста.
1) Ещё не изученные и не изучаемые в школе пунктограммы
/ правила.
2) Изучение пунктограммы /правила: старые + новые.
3) Итого учитывающихся пунктограмм.
Выводы. Пунктуационная насыщенность диктанта (в %).
Слайд 6Считаем словарные слова.
Неизученные словарные слова, иностранные имена собственные и другие,
не учитывающиеся при оценке факты, записываются на доске, поэтому их можно не считать, просто выделить подчеркиванием. Изученные словарные слова включаются в диктант ограниченно, так как школьники пишут их по памяти. Нормативная словарная трудность (насыщенность) текстового диктанта – дифференцированная!
Например, в 5 классе допустимо до 5 словарных слов – значит, можно включить 1 слово, 2, 3, 4 или 5.
Количество словарных слов считается, потому что в одном слове все ошибки на непроверяемые орфограммы будут засчитаны за одну:
1 словарное слово – 1 ошибка, например: коралл/ ов /ый, чемпион.
Орфограммы начинаем считать, если в словарном словаре есть проверяемые написания:
например, в слове велосипед формально 4 орфограммы, но для учета и оценки всего две:1-я орфограмма – конечная проверяемая согласная д; 2 –я орфограмма любая из первых трех гласных и все вместе.
Слайд 7 Считаем орфограммы, регулируемые правилом.
Нормы оценки для средней школы регулирует
в диктанте количество видов проверяемых орфограмм:
б у к в е н н ы е написания:
-правописные буквы,
-ъ и ь,
-гласные и согласные в разных морфемах;
н е б у к в е н н ы е написания:
-раздельные (орфограммы пробелы),
-слитные (орфограммы-контакты),
-полуслитные (орфограммы- дефисы).
По мнению М.Т. Баранова, в диктанте из 90 слов должно быть не менее 25 слов с проверяемыми орфограммами.
Слайд 8 В «Нормах оценки знаний, умении и навыков учащихся по русскому
языку» виды проверяемых орфограмм разделяются на две группы по времени изучения:
а) «новая» орфограмма, которая закреплена не менее чем на трех уроках, в диктанте должна быть представлена 2-3 случаями;
б) «старые» орфограммы 1-3 случаями.
Значит, наличие 1,2 или 3 примеров на правило отражает нормативные уровни орфографической трудности диктанта.
Слайд 9На выбор видов орфограмм влияют:
время и объем изучения орфограмм,
характер правила
– общее оно или частное (Шатова 1990).
В диктантах для 8-11 классов видом орфограммы считаем обобщенную, например: «Ь после шипящих на конце слов».
В 5 – 7 классах изучаются не обобщенные, а частные (узкие) правила постановки ь в определенных частях речи. Значит, частные орфограммы «ь после шипящих на конце существительных», «краткие прилагательные на шипящую без ь» и пр. можно рассматривать как вид орфограммы.
После того как в 6 и 7 классах будет проведено обобщение частных правил, видом орфограммы следует считать обобщенную (с учетом разной глубины обобщения).
Слайд 10Считаем общую орфографическую насыщенность диктанта.
Выявляем промежуточные данные по отдельным параметрам
например, в диктанте для 6 класса новых орфограмм 14 видов, но по 2-3 случая, в целом получается от 28 до 42 орфограмм. Словарных слов – до 6.
2. Считаем старые орфограммы (количество их видов не регламентировано). Допустим, старых орфограмм 13 видов, в том числе раздельное написание предлогов, прописная буква в именах собственных и т.д.; 13 умножаем на 1-3 случая, получаем от 13 до 39 орфограмм. Итого в диктанте для VI класса орфограмм и словарных слов должно быть до 87: 42+6+39.
3. Выявляем процентное отношение изученных орфограмм к числу всех слов.
В тексте от 110 слов 87 орфограмм; 110 - это 100%, 87 – это Х%, 87 умножаем на 100 и делим на 110, равно 79%.
Рекомендуемая орфографическая насыщенность диктанта в начальной школе около 60% от числа всех слов, в основной школе – 75-80%.
Слайд 11Определяем пунктуационную насыщенность диктанта
Расчет пунктуационной насыщенности можно вести по нижней и
верхней планкам нормы.
Так, в 9 классе нормативная насыщенность – 15 видов пунктограмм/ правил;
15 умножаем на 2-3 примера, получаем от 30 до 45 случаев. Последняя цифра и составляет 100% пунктуационной насыщенности.
Считаем виды пунктограмм.
В общее количество учитывающихся пунктограмм разных видов не включается обобщенная пунктограмма «Знаки препинания в конце предложения», изученная в 1-4 классах.
Например, в диктанте для 5 класса должно быть 5 видов пунктограмм, а в тексте их 7 , значит видов пунктограмм на 40% больше нормы.
Слайд 12Считаем число примеров с пунктограммой каждого вида.
Нормативный диктант допускает 2-3 случая
пунктограмм/правил одного вида, что отражает уровни пунктуационной насыщенности. Например:
7 класс диктант по теме «Причастие» - контрольный диктант может иметь 2 или 3 примера обособленных или необособленных определений, выраженных причастным оборотом.
+ должно быть еще 4 пунктограммы, каждая из которых должна быть представлена 2-3 случаями.
Если каждая из 5 пунктограмм разных видов представлена 2-3 случаями, это в сумме – от 10 до 15 случаев.
Слайд 13Пример пунктуационно-синтаксической адаптации предложения из готового диктанта для VI класс.
Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе, в то время как его царственные брат- русский император- вместе со своем конем был утвержден на неотесанной финляндской скале естественной форме. ( По В. Катаеву.)
Предложение излишне длинное (32 слова), делим его на 2; парное тире заменяем запятыми. Не изученное (обособленное предложение, орфограммы причастий) сохраняем, т.к. оно не повлияет на отметку.
При этом правильный вариант укажем по ходу чтения, слово цоколь запишем на доске: измененная часть предложения будет такой:
… цоколе. В то же время его царственные брат, то есть русский император, вместе…
Слайд 14При коррекции правописной насыщенности диктанта важно учитывать особые случаи, вид потенциальных
ошибок, в числе которых негрубые и однотипные (допускается увеличенное число орфограмм и пунктограмм).
1) Две негрубые ошибки считают за одну: 0,5+0,5= 1ошибка. Значит, диктант лучше включать четное количество орфограмм и пунктограмм, неправильно написание приведет к негрубой ошибке.
2) Однотипными могут быть только орфографические ошибки, так как нет пунктуационных однотипных ошибок [Нормы…1993г.]. Первые 3 однотипные ошибки в написании орфограмм, регулируемых правил считают за одну: 1+1+1=1 ошибка.
Например, первые три грубые ошибки в окончании е / и имен существительных (П.п., ед.ч.) будут засчитаны за 1 ошибку.
Все следующие однотипные ошибки считаются самостоятельными(1+1=2), поэтому важно отслеживать 4-й и 5-й примеры на одно правило.
Слайд 15Ориентировочные нормативы навыков речевой деятельности.
Условием правильной речевой диагностики является изучение
личностных особенностей детей.
Пример тестового задания, который помогает выявить индивидуальный темп речи мышления. Ученику дается карточка, где столбиками дано 40 слов с одним, двумя, тремя пропусками букв, например:
Д..ло о..р..ч к..с..а..ник
с..да л..р..он у..и..е..ь
Если ученик (русскоговорящий!) правильно восстановил
- меньше половины слов - низкая скорость мыслительных процессов,
от 20 до 30 слов – средняя,
больше 30 слов – высокая
[Щербинина 2010: 107].
При оценке творческих работ, определение уровня развития речи и мышления школьников учитывается объем их высказываний, грамматическое и лексическое богатство.
Слайд 16Словарный запас человека постоянно меняется и зависит от возраста, интеллекта, воспитания
и других факторов.
В лексиконе современного образованного россиянина в среднем 30 – 50 тыс. слов: активный словарь – от 7 – 9 до 11 – 13 тыс. слов; для говорения на родном языке не менее 2 тыс. слов; для общения и письма 3 – 4 тыс. слов.
Для элементарного уровня овладения языком надо знать не менее 800 слов, а для владения на базовом уровне – не менее 1300 слов [Щукин 2008].
В начальной общеобразовательной школе ребенок знает от 3 до 7 тыс. слов,
в V – VI классах – 7 – 12,
в VIII – IX классах – 15 – 25,
в X – XI классах 25 – 40 тыс. слов.
Слайд 17Работа со словарем.
При планировании словарной работы необходимы 2 ориентира:
какие
слова и сколько надо изучить за год и на отдельном уроке.
В начальной школе в год должно быть изучено не менее 50 словарных слов [Львов 1998: 123].
Контрольная цифра годового обогащения словаря определена лишь приблизительно – от 300 до 700 слов, что делает необъективным проверку словарной подготовки выпускников.
На уроке русского языка рекомендуют вводить не более 10 новых слов и/или новых значений известных детям слов.
В V – VII классах рекомендуют изучать за урок 2 - 4 слова;
в VIII – IX классах – 4 – 7;
в X – XI классах – 5 – 9 слов.
За день лексика ученика I – IV классах пополняется примерно 4 – 6 новыми словами;
V – IX классах – 6 – 8;
в X – XI -7 – 12 словами.
Эффект запоминания слов возрастает при условии активного запоминания, например: в случайном перечне запоминаются 3 - 7 слов, а в объединенном разговорной темой – 15 слов; в предложении – 15 – 20 слов.
Слайд 18Нормальная скорость речи русскоговорящего человека 60-100 слов в минуту, норма беглой
разговорной речи - 120 слов в минуту.
Средний темп речи влияет на темп чтения вслух (громкого чтения), который у взрослого русскоговорящего человека колеблется от 80 до 250 слов в минуту, составляя в среднем 120 – 130 слов в минуту. Одна страница компьютерного текста, напечатанного через полтора интервалом формата А 4, в среднем читается 2 – 2,5 минуты.
Чтение про себя в 2 – 3 раза быстрее и, его скорость увеличивается постепенно – от 10-15% в I классе от 80 -85% в IV классе [Контроль и оценка… 1999].
Умение сознательно бегло читать вслух развивается в 5 – 7 и следующих классах и требует постоянного контроля и специальных упражнений по усилению речевого дыхания.
Процедура выявления беглости чтения.
Учитель делит текст на части с одинаковым числом строк. Их количество мы берем по номеру класса, например: в 5 классе – 5 строчек, в 6 – 6 и т.д., в 11 – 11 строк. Объем фрагмента определяется по средней длине строки в словах или знаках.
Слайд 20Взрослый носитель русского языка пишет в среднем 80-120 слов или 240
слогов в минуту.
У школьников скорость письма увеличивается постепенно:
к концу V класса они пишут в среднем 4 слова в минуту,
VI класса – 5 слов в минуту,
VII – 6 слов,
IX – 20 слов в минуту.
У современных школьников, привыкших набирать текст на клавиатуре, темп письма замедляется. С целью предупреждения этого процесса целесообразно чаще использовать карандаш [Острикова 2008: 30].
Средняя скорость письма влияет на объем записей в классе и дома.
Слайд 21Формы фиксации цифровых данных учителем и учащимися.
Входная диагностика выявляет уровень
готовности обучаемого к усвоению русского языка [Ладыженская, Зельманова 1995: 4-40], что дает учителю исходные показатели индивидуальных особенностей школьников для составления плана разноуровневого обучения.
Успехи учеников желательно фиксировать минимум год, причем обязательно в 5, 7, 9, 11 классах. Кроме того, следует сохранять типичные образцы письменных работ учащихся.
Основная форма записей – годовая «Карта общеклассных достижений»
«Карта личных достижений», которую можно вести в рукописной или компьютерной форме.
Слайд 22Позитивные результаты обучения:
Увеличение темпа чтения и письма.
Увеличение объема сочинений
и изложений.
Сокращение количества ошибок.
Рост грамотности.
Повышение отметок за работы.