Презентация, доклад на тему Мастер - класс по русскому языку по теме Проблемы детей - инофонов

Содержание

ТерминологияИнофоны - носители иностранного языка и соответствующей языковой картины мира.Билингвы – двуязычные носители иностранного языка.Билингви́зм (двуязы́чие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, более шести — полиглотами.

Слайд 1Мирская Марина Станиславовна
город Воронеж
МБОУ СОШ №62
«Проблемы речевого развития школьников -

инофонов на уроках русского языка в начальной школе»
Мирская Марина Станиславовнагород Воронеж МБОУ СОШ №62«Проблемы речевого развития школьников - инофонов на уроках русского языка в

Слайд 2Терминология
Инофоны - носители иностранного языка и соответствующей языковой картины мира.
Билингвы –

двуязычные носители иностранного языка.
Билингви́зм (двуязы́чие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.
Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, более шести — полиглотами.

ТерминологияИнофоны - носители иностранного языка и соответствующей языковой картины мира.Билингвы – двуязычные носители иностранного языка.Билингви́зм (двуязы́чие) — способность тех

Слайд 3Около 50-55% процентов населения Земли -потомки эмигрантов, дети от смешанных браков,

жители стран с двуязычным статусом
Около 50-55% процентов населения Земли -потомки эмигрантов, дети от смешанных браков, жители стран с двуязычным статусом

Слайд 4Актуальность проблемы

Проблема совместного обучения русскоговорящих детей и инофонов
Требования ФГОС НОО
Проблемы психологического

характера
Разный уровень владения русским языком среди учащихся
Актуальность проблемыПроблема совместного обучения русскоговорящих детей и инофоновТребования ФГОС НООПроблемы психологического характераРазный уровень владения русским языком среди

Слайд 5Школьный курс в Российских школах
речевое развитие
языковое образование
Сравнить:
Методика обучения неродному

(второму) языку:
главная цель – обучить речи (сначала разговаривать, потом читать и писать).

Схожесть методик: работа по образцу, повторение,
использование образных и смысловых опор.

Школьный курс в Российских школахречевое развитиеязыковое образование Сравнить: Методика обучения неродному (второму) языку: главная цель – обучить

Слайд 6Принципы подачи языкового материала

Принципы подачи языкового материала

Слайд 7Проблемы детей – инофонов


Бедность словарного запаса
Плохое понимание переносного значения слов
Пересказ

Проблемы детей – инофонов Бедность словарного запасаПлохое понимание переносного значения словПересказ

Слайд 8Трудные темы
Род имен существительных
Глаголы прошедшего времени
Видовременные формы глагола
Предложно – падежная система

Трудные темыРод имен существительныхГлаголы прошедшего времениВидовременные формы глаголаПредложно – падежная система

Слайд 9Ошибки в формах глагола
При употреблении нерусскими учащимися видовременных форм глагола наблюдается:
смешение

видовременных форм (Я всегда пообедаю в столовой, мама вчера шила пуговицу);
смешение супплетивных форм (брать — взять, сказать — говорить);
отсутствие умений соотносить функцию и значение формы повелительного наклонения с видовым значением («Не подойди к окну» — дует, вместо «не подходи»);
нарушение норм в употреблении видовременных форм глагола в предложениях с однородными сказуемыми, в ССП и СПП ( «Когда кончилась гроза, дети идут на улицу»).

Ошибки в формах глаголаПри употреблении нерусскими учащимися видовременных форм глагола наблюдается:смешение видовременных форм (Я всегда пообедаю в

Слайд 10Понятие категории рода
Ошибка в роде существительного проявляется в выборе системы окончаний,

дети изменяют формы прилагательных и глаголов, трудность представляет и употребление местоимений он, она, оно. Все ошибки в употреблении видовременных форм глагола связаны с отсутствием категории рода в родных языках обучаемых
«Мне мама подарил»
«Она каждый слово повторил»
«Я уже выучил эту стихотворению».

Понятие категории родаОшибка в роде существительного проявляется в выборе системы окончаний, дети изменяют формы прилагательных и глаголов,

Слайд 11Предложно-падежная система
В методике обучения русскому языку как неродному принята следующая последовательность

введения в речь падежей:
именительного падежа в сопоставлении с винительным (без предлога — с предлогами);
дательного падежа (без предлога — с предлогом к, по);
творительного падежа (без предлога в значении орудия/объекта действия; как именная часть сказуемого — с предлогом с в значении совместного действия — с предлогами перед, над, под, за со значением места);
предложного падежа (разграничивать конструкции с предлогами на, к, по со значением места — с предлогом о);
родительного падежа (обозначение отсутствия предмета в отрицательных безличных предложениях со словами нет, не было, не будет — в значении принадлежности — в количественном значении — с предлогами из и с  обозначением места, откуда исходит движение).

Предложно-падежная системаВ методике обучения русскому языку как неродному принята следующая последовательность введения в речь падежей:именительного падежа в

Слайд 12Ликвидация ошибок
1 класс – Букварь - натуральная или предметная наглядность при

выделении звука
загадки с любым лексическим наполнением
работа с кинестетическими ощущениями
упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки, потешки, заучивание стихотворений, словарные игры
работа со словарями
Ликвидация ошибок1 класс – Букварь - натуральная или предметная наглядность при выделении звуказагадки с любым лексическим наполнением

Слайд 13Ликвидация ошибок
Коммуникативные ситуации («Я тебе назову один предмет, а ты мне

назовешь два таких предмета: одна девочка – две девочки, одна белочка – две белочки; одна кошка – две кошки, одна ложка – две ложки»)
Пиктограммы (Жила-была…одна собака. У нее была одна будка, одна миска…)
Метод построения «полей смыслов».
Учитель называет слово, записывает его в центре доски и объясняет, по какой схеме и какие «поля смыслов» должны быть заполнены.
Например: вверху – «слова-спутники» (ассоциации),
внизу – «слова-родственники» (однокоренные),
справа – «слова-друзья» (синонимы),
слева – «слова-враги» (антонимы).


Ликвидация ошибокКоммуникативные ситуации («Я тебе назову один предмет, а ты мне назовешь два таких предмета: одна девочка

Слайд 14Словарная работа
Словообразовательные упражнения
Составление тематических групп слов
Включение слова в словосочетание
Введение слова в

текст
Морфемный или словообразовательный анализ слова
Подбор синонимов и (или) антонимов
Обращение к этимологии слова

Словарная работаСловообразовательные упражненияСоставление тематических групп словВключение слова в словосочетаниеВведение слова в текстМорфемный или словообразовательный анализ словаПодбор синонимов

Слайд 15Словарная работа
упражнения на включение данного слова в словосочетание:
- подберите к данному

существительному имя прилагательное
- к данному прилагательному существительное;
- к данному глаголу существительное по образцу: читать (что) - …; встретиться (с кем) - …; рисовать (чем) -… .

Словарная работаупражнения на включение данного слова в словосочетание:- подберите к данному существительному имя прилагательное- к данному прилагательному

Слайд 16Словообразовательные упражнения
- найдите корень, подберите однокоренные слова: зима -…; осень - …;
- образуйте

от данных существительных прилагательные, от данных глаголов – существительные по образцу: бегать – бег; синеть – синь;
- продолжите словообразовательный ряд прилагательных, глаголов с данной приставкой под - пилить, под - бросить, под - писать

Словообразовательные упражнения- найдите корень, подберите однокоренные слова: зима -…; осень - …;- образуйте от данных существительных прилагательные, от данных

Слайд 17Формы работы с инофонами
Коллективная форма работы. Достоинство этой формы работы состоит

в том, что она значительно увеличивает объём речевой деятельности на уроках
Работа в парах позволяет исправлять речевые ошибки учеников путём составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь в правильном и чётком произношении неродной речи
Формы работы с инофонамиКоллективная форма работы. Достоинство этой формы работы состоит в том, что она значительно увеличивает

Слайд 18Инструкции - помощники

О людях и животных мы спрашиваем «кто»? О вещах

мы спрашиваем «что»?
 
О мальчике, мужчине говорим «он», а о девочке, женщине — «она».

По-русски говорят: мальчик пришеЛ, но — девочка пришЛА; мальчик большОЙ, сильнЫЙ, но — девочка большАЯ, красивАЯ, добрАЯ.

Запомните. Девочка говорит: «Я радА», мальчик говорит: «Я раД»; девочка говорит: «Я самА», мальчик говорит: «Я саМ».

Инструкции - помощникиО людях и животных мы спрашиваем «кто»? О вещах мы спрашиваем «что»? О мальчике, мужчине говорим

Слайд 19Дидактические игры
Хоровод дружбы
Цель: отработка словоформ, связанных с названиями национальностей.
Реквизит: парные карточки,

на одной изображен мальчик, а на другой – девочка в национальной одежде народов России. На карточках написано название соответствующей национальности, что помогает участникам игры найти свою «половинку».
Условия игры: отбираются карточки по числу участников игры. Их должно быть четное количество. Каждому выдается одна карточка с изображением мальчика или девочки в национальном костюме. Играющие начинают искать себе «пару», обмениваясь примерно следующими репликами: «Я таджик, ищу таджтчку. Кто ты по национальности? Откуда ты приехала?» Нашедшие свои «половинки» соединяют свои карточки и говорят: «Мы – таджики».
Во время игры преподаватель исполняет роль суфлера: он прислушивается к репликам играющих, подсказывает им нужные формы, если слышит ошибку, дает образец.

Дидактические игрыХоровод дружбыЦель: отработка словоформ, связанных с названиями национальностей.Реквизит: парные карточки, на одной изображен мальчик, а на

Слайд 20Дидактические игры
Волшебная восьмерка
Цель: контроль знания форм глаголов.
Реквизит: четыре комплекта карточек по

восемь штук в каждом.
Парадигма каждого глагола включает формы инфинитива несовершенного и совершенного вида (читать, прочитать), формы настоящего времени единственного (сейчас я..., ты..., он, она...) и множественного числа (сейчас мы..., вы..., они...), формы прошедшего времени единственного (вчера он..., она...) и множественного числа (вчера они...), формы будущего простого времени единственного (завтра я..., ты..., он, она...) и множественного числа (завтра мы..., вы..., они...), форму повелительного наклонения (пожалуйста).

Дидактические игрыВолшебная восьмеркаЦель: контроль знания форм глаголов.Реквизит: четыре комплекта карточек по восемь штук в каждом.Парадигма каждого глагола

Слайд 21Дидактические игры
Словесное домино
 Цель: работа над словообразованием глаголов.
Реквизит: фишки, на одной половинке

которых написаны глаголы, на другой – приставки.
Условия игры:
Из имеющихся фишек играющий должен выбрать такую, на которой глагол можно соединить с приставкой, написанной на фишке, положенной предыдущим игроком:
вести 
при     

Дидактические игрыСловесное домино Цель: работа над словообразованием глаголов.Реквизит: фишки, на одной половинке которых написаны глаголы, на другой –

Слайд 22Дидактический материал
Серпантин
Цель: развитие умений строить и использовать сложные предложения.
Условия игры:
Ведущий (сначала

учитель, а в дальнейшем ученик) предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Образец:
Ведущий: «Я покупаю хлеб».
1-й учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день».
2-й учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа».
3-й учащийся: «Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа, потому что в это время привозят свежие булки» и т. д.

Дидактический материалСерпантинЦель: развитие умений строить и использовать сложные предложения.Условия игры:Ведущий (сначала учитель, а в дальнейшем ученик) предлагает

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть