Слайд 1Литературно-музыкальный урок,
посвященный юбилею Николая Заболоцкого
«Нет на свете печальней измены,
чем измена себе
самому»
ПОДГОТОВИЛА
учитель МАОУ «СОШ № 18»
МАРТЫНОВА Г. Е
Слайд 2Николай Алексеевич Заболоцкий
Родился 24 апреля 1903 года в восьми километрах от
Казани, где его отец служил агрономом, а мать – сельской учительницей.
Слайд 4Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур
Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл
В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой.
В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинское отделение университета.
Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея с собою, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призывают на военную службу.
Слайд 5 Одно из впечатлений, составляющих исходный жизненный «фонд» его поэзии,
— «и зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины...». А рядом другое: «...человеческая жизнь вокруг была такая скудная! Особенно бедствовали марийцы — исконные жители этого края. Нищета, голод, трахома сживали их со свету...»
Слайд 6В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал
и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием...
Слайд 7В 1921 году в Петрограде поступает на отделение языка и литературы
Педагогического института имени А. И. Герцена.
Слайд 8Первая книжка Заболоцкого 'Столбцы' (1929 г., 22 стихотворения) имела шумный и
даже скандальный успех. В 1957 году вышел наиболее полный его прижизненный сборник (64 стихотворения и избранные переводы).
Слайд 9Прочитав эту книгу, К. И. Чуковский написал Заболоцкому восторженные слова: «Пишу
Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что Вы
подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений».
Слайд 10После книги «Столбцы» с её язвительным, гротескным жизнеописанием мещанской среды, с
ее рискованными экспериментами и преувеличением опасности НЭПа, после поэмы «Торжество земледелия » (1929-30), в который Заболоцкий, то ли искренне заблуждаясь, то ли не решаясь пойти «против течения», показал коллективизацию как великое благо и как начало новых взаимоотношений между человеком и природой, после неудачных поэм «Безумный волк» (1931) и «Деревья» (1933) начинается этап поэтического развития Заболоцкого, обратившегося к чистым родникам русской классической поэзии – к Пушкину, Тютчеву, Баратынскому.
Слайд 11Начал Заболоцкий с произведений преимущественно эпического характера – пришел к медитативной
лирике. По определению А. Квятковского, медитативная лирика – это « разновидность лирики, философские стихотворения, носящие характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышление о дружбе, о любви, о природе и т. п.»
Треть создания Заболоцким связана с размышлениями о природе. У поэта нет чисто пейзажных стихов. Природа для него – начало всех начал, объект поэтического последствия, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе. О человеке.
Слияние с природой – главная мысль в темтеме природы у Заболоцкого. Стихи именно этой темы навсегда остались в поэтическом активе поэта.
Слайд 12Теперь он понял мир природы,
Её живые голоса.
И с ним беседовали воды
,
И говорили с ним леса.
Слайд 13Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я
называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.
А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.
Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!
Слайд 14В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний
свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.
Слайд 15Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы
закована,
Драгоценная ты моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумасшедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами, и стихотворениями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется...
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только так чудится?
Слайд 16Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод
услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!
Слайд 17В последнее десятилетие своей жизни Заболоцкий активно переводил старых и современных
зарубежных поэтов, поэтов народов СССР. Особенно значителен вклад Заболоцкого в приобщение русского читателя к богатствам грузинской поэзии, оказавшей на оригинальные стихи переводчика несомненное влияние.
Слайд 19Заболоцкий был великим тружеником: «Николай Алексеевич работал с утра до вечера,
от зари и до зари»
Б. Слуцкий
Не позволяй день лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Эти строки писал смертельно больной человек.
Слайд 20Николай Алексеевич Заболоцкий умер 14 октября 1958 года в Москве.