Слайд 1Технология написания сочинения по заданному тексту
(с изменениями в 2019 г.)
Слайд 2Изменения в 2019 г.
Из задания с развернутым ответом (задание 26 КИМ
2018 г. и 27 в экзаменационной модели 2019 г.) исключена аргументация экзаменуемым собственного мнения с опорой на жизненный и литературный опыт.
Слайд 3Изменения в 2019 г.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации
из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Слайд 4
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по
проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Слайд 5
Исключение аргументации из задания с развернутым ответом не означает уход от
культуроведческого направления в содержании экзаменационной работы. Вспомним классическую фразу Р. Барта: «Прочтение текста – акт одноразовый… и вместе с тем оно сплошь соткано из цитат, отсылок; все это языки культуры… старые и новые, которые проходят сквозь текст и создают мощную стереофонию».
Слайд 6При написании сочинения ЕГЭ по прочитанному тексту экзаменуемый вступает в диалог
с автором прочитанного текста. Это важно на этапе сдачи единого государственного экзамена не только потому, что идея гармоничной диалогизации остается ключевой для нового тысячелетия, но и потому, что умение вступать в диалог в широком смысле слова является показателем общей культуры личности. Умения понять другого, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служат показателем культуры.
Слайд 9Шаг 1.
Внимательно прочитайте текст. Вначале определяем тему . Тема – это
то, о чем говорится в тексте. Определяется 1-2 словами. Например: спорт, поэзия, охрана природы.
Слайд 10Шаг 2.
Затем, исходя из темы, определяем проблему (только одну из проблем!)
Это вопрос, который ставит автор. Определяется целым предложением. Например: Почему нужно заниматься спортом? Какое влияние оказывает поэзия на формирование личности? Как нужно относиться к природе?
Слайд 11Можно к слову «проблема» добавить определение (философскую проблему, нравственную проблему, экологическую
проблему и т.д.)
Слайд 12Шаг. 3
Вступление
Во вступлении можно дать определение проблемы (что это такое?) Например,
проблема «Как нужно относиться к природе?» Определение для вступления: Природа – это окружающий нас мир, это наше богатство, это моря и реки, леса и горы…
Можно начать с риторических вопросов.
Что для нас значит природа? Как мы должны относиться к ней?
Слайд 13Шаблоны (клише) для речевого оформления проблемы
Автор поднимает проблему (в родительном падеже
чего?) влияния поэзии на формирование личности.
Автор затрагивает важную философскую проблему…
Автора текста волнует нравственная проблема…
Проблема, которую хотел показать нам автор, заключается в том, что…
Текст Д. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…
Волнующую всех нас проблему… поднимает Д. Лихачев.
Слайд 14Шаг 4.
Соответственно выбранной проблеме подбираем 2-3 эпизода из текста и комментируем
проблему, т.е. иллюстрируем её этими примерами.
Поясните значение каждого примера для данной проблемы и укажите смысловую связь между ними. По каждой проблеме также необходимо сделать вывод.
Слайд 15Комментарий – это размышление, пояснение, истолкование, анализ данного примера из текста,
с точки зрения авторского отношения к нему, авторских эмоций. Зачем автор это изображает, как с помощью этого эпизода раскрывается проблема? Ход мыслей автора. Но это не просто пересказ эпизода!!!
Слайд 16Что можно использовать для комментария (пояснения)?
Жанр. Для чего именно этот жанр?
(притча, мемуары)
Композиция (противопоставление эпизодов, кольцевая композиция и т.д)
Высказывания (автор цитирует чье-то мнение. А почему автор это цитирует?)
Описание черт человека, природы. С какой целью автор обратил на это внимание.
Слайд 17Деталь. О чем она говорит?
Авторская полемика (прямая или скрытая) с кем-то
или чем-то. На чьей стороне автор?
Поступки персонажей. Какие чувства вызывают эти поступки у автора? (одобряет или осуждает?)
Яркое средство выразительности (метафора, лексический повтор, эпитет, сравнение, ритор. Вопрос)
Конкретные факты, статистические данные
Слайд 18Связь между эпизодами
Для связи 1 и 2 эпизода можно использовать такой
переход: автор не только подробно рассказывает о действиях героя, но и описывает его мысли.
Слайд 20Цитаты при комментировании
1. Прямая речь.
2. Косвенная речь
3. Вводные слова
4. Частичное цитирование
Слайд 21Шаг 5.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора
по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Слайд 22Авторская позиция
Это ответ на вопрос, который автор ставит в тексте (ответ
на проблему). Предполагаемое решение проблемы. Скрытое или явное. Обычно авторская позиция в конце текста. Автор нас к чему-то призывает (побудительные предложения): Читайте классику! Обращайте внимание на такие слова: самое главное, следует, необходимо и т.п. Проанализируйте вводные слова и выражения – и выйдите на авторское отношение. Бесспорно, к счастью, к сожалению и т.д.
Слайд 23Авторская позиция
Оценочные слова, с эмоциональной окраской, эпитеты (замечательный, удивительный, великолепный, ….отвратительный,
ужасный, безобразный)
Суффиксы : душенька, доченька, черноморденький,
Сравнения Кирибеевич – упал, словно сосенка.
Слайд 24Авторская позиция
Выяви положительного героя и отрицательного, выясни, на чьей стороне автор
и почему.
Слайд 25Иногда можно сначала сформулировать авторскую позицию, а потом проблему.
Слайд 26Шаг 6.
Своя позиция
Выразить согласие или несогласие.
Нужно выразить свою позицию. Позиция –
это точка зрения. Изложите это в виде тезиса, в виде одного предложения (это не авторская позиция, хотя она будет близка).Как было раньше? Я согласен с т.зр автора. Приведу примеры из текста…
Не дублировать позицию автора. Перекличка. Процесс труда доставляет удовольствие (автор). Моя позиция: если ты занимаешься любимым делом, ты счастлив.
Слайд 27Обоснование
Да, действительно внутренняя красота важнее, чем внешняя, так как
поступки, поведение человека, его отношение к окружающим людям, к природе – это истинная красота, которая никогда не состарится, это духовное богатство, в отличие от красоты внешней, которая очень быстро исчезает с течением времени.
Слайд 28Шаг 7.
Заключение.
Вступление и заключение - это своеобразная рамочка для картины-основной части
сочинения. Их можно писать после всего, т.е. обрамлять готовую картину. Вступление и заключение должны перекликаться. Это может быть чье-то высказывание, пословица. Например: «Красоту уносят годы, доброту не унесут».
Слайд 29
Красные строки – каждый аргумент
Фактические ошибки – инициалы писателя