Презентация, доклад по литературе на тему Лагерная проза. По ту сторону жизни 11 класс

Содержание

Цели проекта:Познакомиться с творчеством А.Солженицына, В.Шаламова, О.Волкова, А.Жигулина, открыть тему «Судьба человека в истории»; выявить цель и идейный замысел в творчестве писателей по данной проблеме, авторскую позицию в отношении к историческим событиям, сопоставить произведения писателей, найти

Слайд 1Урок-исследование по литературе в 11 классе «По ту сторону жизни».

Урок-исследование по литературе  в 11 классе «По ту сторону жизни».

Слайд 2
Цели проекта:
Познакомиться с творчеством А.Солженицына, В.Шаламова, О.Волкова, А.Жигулина,
открыть тему «Судьба

человека в истории»;
выявить цель и идейный замысел в творчестве писателей по данной проблеме, авторскую позицию в отношении к историческим событиям,
сопоставить произведения писателей, найти общее и различное;
обменяться личным читательским опытом.

Цели проекта:Познакомиться с творчеством А.Солженицына, В.Шаламова, О.Волкова, А.Жигулина, открыть тему «Судьба человека в истории»; выявить цель и

Слайд 3Лагерная проза

Лагерная проза

Слайд 4Сталинские репрессии
В переводе с латинского "репрессия" - это подавление, карательная мера,

наказание. Иначе говоря - подавление путём наказания. Сразу определимся - наказания за незаконные действия

1930-е1930-е — 1950-е1930-е — 1950-е годы принято связывать с именем И. В. Сталина, поэтому репрессии этого периода принято называть ста́линскими.


Сталинские репрессииВ переводе с латинского

Слайд 5Колыма - самый страшный концлагерь

Одним из самых суровых лагерей Советского периода

была Колыма.
 В 1928 году на Колыме  нашли богатейшие месторождения золота. К 1931 году власти приняли решение осваивать эти месторождения силами заключенных.

Будь проклята ты, Колыма,
Что прозвана чудной планетой!
Сойдёшь поневоле с ума,
Отсюда возврата уж нету…
Колыма - самый страшный концлагерьОдним из самых суровых лагерей Советского периода была Колыма. В 1928 году на Колыме 

Слайд 6CЛОН - первый опыт создания концлагеря
"...заключённым – гнилая треска, солёная

или сушёная; худая баланда с перловой или пшенной крупой без картошки, никогда ни щей, ни борщей. И вот – цинга, и даже «канцелярские роты» в нарывах, а уж общие... С дальних командировок возвращаются "этапы на карачках" (так и ползут от пристани на четырёх ногах). (А.Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ".)
CЛОН - первый опыт создания концлагеря

Слайд 7Коми. Воркутинские поселения

Коми. Воркутинские поселения

Слайд 8Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (1918 -2008г.г.)

Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический

деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970)
Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е —против политического строя СССР и политики его властей.
Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (1918 -2008г.г.)Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР,

Слайд 9Варлаа́м Ти́хонович Шала́мов (1907- 1982г.г.)

Русский прозаик и поэт советского времени. Создатель

одного из литературных циклов о советских лагерях.
18 лет провёл в заключении.
Варлаа́м Ти́хонович Шала́мов (1907- 1982г.г.)Русский прозаик и поэт советского времени. Создатель одного из литературных циклов о советских

Слайд 10Олег Васильевич Волков (1900-1996)

Русский прозаик, публицист, мемуарист. Публиковался под псевдонимомРусский прозаик,

публицист, мемуарист. Публиковался под псевдонимом Осугин, который в ряде источников (в том числе у Вольфганга Казака) назван в качестве настоящей фамилии.
28 лет провёл в заключении.
Олег Васильевич Волков (1900-1996)Русский прозаик, публицист, мемуарист. Публиковался под псевдонимомРусский прозаик, публицист, мемуарист. Публиковался под псевдонимом Осугин,

Слайд 11Анато́лий Влади́мирович Жигу́лин (1930-2000)
А я лишь смертный. За своё в ответе Я

об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу.


Советский российский поэт и прозаик, автор ряда поэтических сборников и автобиографической повести «Чёрные камни» (1988).
Был осуждён на 10 лет.

Анато́лий Влади́мирович Жигу́лин (1930-2000)А я лишь смертный. За своё в ответе Я об одном при жизни хлопочу:

Слайд 12 Какую же главную цель ставят все эти писатели, создавая свои

художественные творения?


Душа моя, печальница
О всех в кругу моём,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьём.
Тела их бальзамируя,
Им посвящаю стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их.
Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильной урною,
Покоящей их прах…

Какую же главную цель ставят все эти писатели, создавая свои художественные творения?Душа моя, печальницаО всех в

Слайд 13Лексическое значение слов
ТОТАЛИТАРНЫЙ- основанный на полном господстве государства над

всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности. Т. режим. Тоталитарное государство. ДИКТАТУРА 1. Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы. Фашистская д. Д. пролетариата (в России: провозглашённая большевистской партией власть рабочего класса). 2. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие.Военная д. ТЕРРОР 1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Политический т. Индивидуальный т. (единичные акты политических убийств). 2. Жесткое запугивание, насилие. Т. самодура. ГУЛАГ - сокращение: главное управление лагерей, а также разветвлённая сеть концлагерей во время массовых репрессий. Узники гулага. ЗЕК - то же, что заключённый.
Диссидент — это название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах в конце 1950 х — середине 80 х гг. В разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники)
Лексическое значение слов  ТОТАЛИТАРНЫЙ- основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении

Слайд 14А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
В рассказе А.И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича”

описываются сутки из жизни заключённого Щ-854, Ивана Денисовича Шухова, крестьянина-колхозника
А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»В рассказе А.И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” описываются сутки из жизни заключённого Щ-854,

Слайд 15В.Шаламов «Колымские рассказы»
В этой книге Шаламов описал тот ужас, что пережил,

видел и перенес за годы заключения. Множество людей погибло, сгинуло на Колыме. Объективные свидетельства этому несложно найти: описанные кладбища людей в вечной мерзлоте дальнего востока до сих пор существуют…
В.Шаламов «Колымские рассказы»В этой книге Шаламов описал тот ужас, что пережил, видел и перенес за годы заключения.

Слайд 16О. Волков «Погружение во тьму»
В «Погружении во тьму» О.Волкова главным героем

является СТРАХ.


О. Волков «Погружение во тьму»В «Погружении во тьму» О.Волкова главным героем является СТРАХ.

Слайд 17А.Жигу́лин «Чёрные камни»
«Чёрные камни» -подробный и спокойно-искренний рассказ об

истории «вины» юного Жигулина перед социалистическим государством, наказании за нее и долгом пути обретения истины…

Я поеду один
К тем заснеженным скалам,
Где когда-то давно
Под конвоем ходил.
Я поеду один,
Чтоб ты снова меня не искала,
На реку Колыму
Я поеду один...

А.Жигу́лин «Чёрные камни»  «Чёрные камни» -подробный и спокойно-искренний рассказ об истории «вины» юного Жигулина перед социалистическим

Слайд 18 Что в жизни человека определяется временем, историей, а что им

самим?


Время? Время дано.

Это не подлежит
обсуждению.

Подлежишь обсуждению ты,

Разместившись в этом
времени.

Н.Коржавин

Что в жизни человека определяется временем, историей, а что им самим? Время? Время дано.

Слайд 19Уроки прошлого




“Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного,

нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключённый, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи – ни начальники, ни подчинённые” (Шаламов)
Уроки прошлого“Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни

Слайд 20Особенности лагерной прозы :
автобиографичность, мемуарный характер

документальность, установка на правдивость;

временнóй интервал

как авторского опыта, так и отражаемого явления – сталинская эпоха;
убеждение автора в ненормальности такого явления, как лагерь;

разоблачительный пафос;
серьёзность интонации, отсутствие иронии.

Особенности лагерной прозы :автобиографичность, мемуарный характердокументальность, установка на правдивость; временнóй интервал как авторского опыта, так и

Слайд 21Мы обязаны помнить…

Мы обязаны помнить…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть