Презентация, доклад на тему Коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время в условиях сельской школы

Содержание

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»

Слайд 1Тема :





(из опыта работы по обучению
русскому языку и литературе)

Учитель высшей квалификационной категории Мутагирова Ирина Федоровна

«Коммуникативные технологии
на уроках русского языка, литературы
и во внеурочное время
в условиях сельской школы»

Тема :(из опыта работы по обучению русскому языку и литературе)       Учитель

Слайд 2«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у

наших детей завтра» Джон Дьюи
«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»

Слайд 3Элвин Тоффлер:
«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не

умеет читать и писать, а тот, кто не умеет
учиться, доучиваться и переучиваться.»
Элвин Тоффлер:«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот,

Слайд 4Проблема:
Сегодня перед педагогическим коллективом каждого учебно-образовательного учреждения встают огромного значения и

объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и обучающихся, для чего необходимо продолжить внедрение информационно-коммуникативных технологий
в учебно-воспитательный процесс
Проблема:Сегодня перед педагогическим коллективом каждого учебно-образовательного учреждения встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов,

Слайд 5Цель:
Широкое использование
информационно-коммуникативных
технологий в учебно-воспитательном
процессе

Цель:   Широкое использование информационно-коммуникативныхтехнологий в учебно-воспитательном процессе

Слайд 6
«Общаясь, люди создают
друг друга»

Д.С.Лихачев
«Общаясь, люди создают друг друга»

Слайд 7Ведущий метод обучения при коммуникативной технологии -
общение,
обучение в диалоге

и полилоге.
Ведущий метод обучения при коммуникативной технологии - общение, обучение в диалоге и полилоге.

Слайд 8Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности – значит «развивать умения активного

слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности – значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления,

Слайд 9Коммуникативная компетентность -
Это способность ставить и решать типы коммуникативных задач: определять

цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.

Коммуникативная компетентность -Это способность ставить и решать типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения

Слайд 10Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность.
Коммуникабельность понимается как

способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты.

В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанной с активной коммуникативной деятельностью.

Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность.Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной

Слайд 11Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо

Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:АудированиеГоворениеЧтениеПисьмо

Слайд 12Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:
Инструментальная

функция
Регулятивная функция
Интерактивная функция
Личностная функция
Эвристическая функция
Образная функция
Репрезентативная функция
Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:Инструментальная функцияРегулятивная функцияИнтерактивная функцияЛичностная функцияЭвристическая функция Образная

Слайд 13Главная цель применения коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

-

развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

Главная цель применения коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы - развитие у учащихся способностей решать

Слайд 14 Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках

русского языка и литературы заключается в том, чтобы 1)сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи; 2) сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас; 3) развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции; 4) обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; 5) развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках русского языка и литературы заключается

Слайд 15Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
ученик спрашивает,
подтверждает мысль,
побуждает к

действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.




Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика): ученик спрашивает,подтверждает мысль,побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных

Слайд 16Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология,
может быть
учебная,


игровая,
трудовая,
театральная

Ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология,  может быть учебная, игровая, трудовая, театральнаяЯдром процесса обучения с использованием

Слайд 17Эффективной единицей обучения с использованием коммуникативной технологии является совместный анализ текстов

или


Комплексный анализ текста

Эффективной единицей обучения с использованием коммуникативной технологии является совместный анализ текстов илиКомплексный анализ текста

Слайд 18Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на

их чувства, эмоции:

побуждать к общению,
приносить радость сотворчества,
сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:побуждать к общению,приносить радость

Слайд 19Лекция
Семинар
Зачет
Мастерская
Конференция
Спектакль
Концерт
Дебаты
Дискуссия

Диспут
Экскурсия
Ярмарка
Гостиная
Путешествие
Интервью
Пресс-конференция
Прогулка
Урок-игра и т.д.


Виды уроков на основе коммуникативной технологии:

ЛекцияСеминарЗачетМастерскаяКонференцияСпектакльКонцертДебатыДискуссияДиспутЭкскурсияЯрмаркаГостинаяПутешествиеИнтервьюПресс-конференцияПрогулкаУрок-игра и т.д.Виды уроков на основе коммуникативной технологии:

Слайд 20Формы и приемы работы на уроках русского языка
Многоаспектная работа со

словом,
Инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, свободные диктанты, самодиктанты и т.д.,
Работа с фразеологизмами, пословицами, поговорками, афоризмами,
Подбор синонимов, антонимов,
Создание предложений по заданному началу, концу и т.д.,
Распространение предложений за счет введения различных второстепенных членов,
Все виды аспектного и комплексного анализа текста,
Метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова,
Составление кластеров, синквейнов и т.д.


Формы и приемы работы на уроках русского языка Многоаспектная работа со словом,Инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, свободные

Слайд 21многоаспектная работа с текстом,
речевой портрет героя,
пересказ,
создание контекста по образному средству,
сравнительный анализ

художественных текстов,
сочинения разных жанров,
стихосложение,
ролевые игры и речевые импровизации,
подготовка и защита проектов,
инсценирование отрывков литературных произведений,
подготовка презентаций и т.д.









Формы и приемы работы на уроках литературы

многоаспектная работа с текстом,речевой портрет героя,пересказ,создание контекста по образному средству,сравнительный анализ художественных текстов,сочинения разных жанров,стихосложение,ролевые игры и

Слайд 22Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности.
Кружковая работа
Экскурсии
Обсуждение спектаклей
Читательские

конференции
Литературные встречи
Постановки спектаклей и т.д.
Коммуникативная технология активно используется и при организации  внеклассной деятельности.Кружковая работаЭкскурсииОбсуждение спектаклейЧитательские конференцииЛитературные встречиПостановки спектаклей и т.д.

Слайд 23 Из опыта работы в сельской школе

Из опыта работы  в сельской школе

Слайд 24Скажи мне,
и я забуду.
Покажи мне,
и я запомню.
Дай мне действовать

самому,
и я научусь

Конфуций
Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Дай мне действовать самому, и я научусь

Слайд 25Прием «Рефлексивный круг»
Все ученики садятся в круг. Я задаю алгоритм рефлексии:
-Расскажите

о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце,
Что нового вы узнали, чему научились,
Каковы причины этого,
Как вы оцениваете свое участие на уроке.
Затем все ученики поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.
________
Этот прием использую при изучении в 9 классе романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»


Прием «Рефлексивный круг»Все ученики садятся в круг. Я задаю алгоритм рефлексии:-Расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу

Слайд 26Прием «Восхождение на Парнас»
Каждый ученик может стать участником.
Два ученика выходят к

доске и, выполняя задания, поднимаются по нарисованным ступеням вверх. Первым поднимается тот, кто знает ответы на все вопросы.
________
Этот прием использую как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.


Прием «Восхождение на Парнас»Каждый ученик может стать участником.Два ученика выходят к доске и, выполняя задания, поднимаются по

Слайд 27Прием «Мини-сочинение»
Учащимся предлагается написать небольшое по объему сочинение (7-8 предложений)на темы:
«Мои

мысли о своем участии в уроке»,
«Как я оцениваю результаты урока»,
«Что мне дало занятие».
_______
Можно проводить в начале урока, когда на доску проецируется какой-то пейзаж.


Прием «Мини-сочинение»Учащимся предлагается написать небольшое по объему сочинение (7-8 предложений)на темы:«Мои мысли о своем участии в уроке»,«Как

Слайд 29Прием «Ключевое слово»
Этот технологический прием можно использовать и на уроках русского

языка и литературы.
__________
Например, показываю карточку, на которой написано «Дубровский» или «Фонетика», а ученики пишут все, что об этом знают.


Прием «Ключевое слово»Этот технологический прием можно использовать и на уроках русского языка и литературы.__________Например, показываю карточку, на

Слайд 30Прием «Цепочка»
Классу дается задание дать характеристику художественного образа. Каждый ученик может

сказать лишь одно предложение, продолжая мысль другого.
__________
Например, даю задание передайте сюжет комедии
Н. В. Гоголя «Ревизор»
Прием «Цепочка»Классу дается задание дать характеристику художественного образа. Каждый ученик может сказать лишь одно предложение, продолжая мысль

Слайд 31Прием «Заверши фразу»
Учащимся для выяснения результативности урока предлагается завершить ряд фраз
Например,

после работы с текстом можно предложить учащимся завершить следующие фразы:
«Лексика – это...»
«Микротема– это...»
«Во время работы я приобрел...»
«Текст заставил меня задуматься...»

__________
Этот принцип положен в основу задания А7 ЕГЭ.
Прием «Заверши фразу»Учащимся для выяснения результативности урока предлагается завершить ряд фразНапример, после работы с текстом можно предложить

Слайд 32Прием «Рефлексивный ринг»
На рефлексивный ринг приглашается два ученика. Сначала они обмениваются

вопросами между собой, например, по теме «Части речи», затем к ним могут обратиться с вопросами другие ученики.
________
Например, можно организовать эту работу по любому произведению.
Прием «Рефлексивный ринг»На рефлексивный ринг приглашается два ученика. Сначала они обмениваются вопросами между собой, например, по теме

Слайд 33Прием «Телеграмма»
После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы,

получив при этом следующую инструкции: «Что вы думаете о прошедшем уроке? Что было для вас важным?
Что осталось неясным?»
_________
Нужно написать об этом короткое послание- телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.
Прием «Телеграмма»После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкции: «Что

Слайд 34Прием «Если бы я был...»
Учащимся предлагается идентифицировать себя с каким-либо героем,

животным, например, деревом, цветком, тапочками и т.д. и завершить фразу «Если бы я был...».
Каждый предлагает свой ответ.
_______
Этот прием использую на уроках литературы, например, рассказать от лица Царевны-лягушки, от лица Скотинина и т.д.
Прием «Если бы я был...»Учащимся предлагается идентифицировать себя с каким-либо героем, животным, например, деревом, цветком, тапочками и

Слайд 35Прием «Комплексного анализа текста»
В основу ГИА и ЕГЭ положен этот прием.

Учащимся дается текст и все вопросы составлены по этому тексту.
Сочинение на экзамене предполагает развитие коммуникативных навыков.
________
Учащимся необходимо выдвинуть тезис и прокомментировать его, привести два аргумента и сделать выводы.
Прием «Комплексного анализа текста»В основу ГИА и ЕГЭ положен этот прием. Учащимся дается текст и все вопросы

Слайд 36Прием «Защита иллюстрации»
Учащийся рисует картину к наиболее понравившемуся эпизоду и защищает

ее.
Прием «Защита иллюстрации»Учащийся рисует картину к наиболее понравившемуся эпизоду и защищает ее.

Слайд 37Прием «Кластер»
Этот прием предполагает графическое изображение прочитанного или прослушанного материала. Например,

чтобы лучше запомнить прочитанную главу, учащийся должен в рабочей тетради изобразить все в виде рисунка, схемы, геометрических фигур, подписывая цитатами из текста.
Прием «Кластер»Этот прием предполагает графическое изображение прочитанного или прослушанного материала. Например, чтобы лучше запомнить прочитанную главу, учащийся

Слайд 38Прием «Синквейн»
Учащиеся искусственно создают текст. Им предлагается 5 строк:
1 строка –

имя существительное,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 2 глагола,
4 строка – имя существительное-вывод,
5 строка – все высказывание.
Прием «Синквейн»Учащиеся искусственно создают текст. Им предлагается 5 строк:1 строка – имя существительное,2 строка – 2 прилагательных,3

Слайд 39Неотъемлемой частью коммуникативной технологии являются нетрадиционные уроки

Неотъемлемой частью коммуникативной технологии являются нетрадиционные уроки

Слайд 42Мощным дополнительным средством формирования у школьников интереса к предмету, развития грамотной

русской речи, средством расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках, средством нравственного, эстетического воспитания, средством развития коммуникативных способностей является внеклассная работа по русскому языку и литературе.
Мощным дополнительным средством формирования у школьников интереса к предмету, развития грамотной русской речи, средством расширения и углубления

Слайд 43 Формы внеклассной работы:

Формы внеклассной работы:

Слайд 44Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Слайд 45Открытые мероприятия:
«Красным девицам – красны подарочки»


 

Открытые мероприятия:«Красным девицам – красны подарочки» 

Слайд 46Открытые мероприятия:
«Отец бережет до венца, а муж – до конца»


 

Открытые мероприятия:«Отец бережет до венца, а муж – до конца» 

Слайд 47Открытые мероприятия:
«Просим в гости на блины»


 

Открытые мероприятия:«Просим в гости на блины» 

Слайд 48«Люблю твою, Россия, старину!»



 

«Люблю твою, Россия, старину!» 

Слайд 49«Романса звуки чудные»



 

«Романса звуки чудные» 

Слайд 50«Мой дом – моя крепость»



 

«Мой дом – моя крепость» 

Слайд 51Литературная гостиная

Литературная гостиная

Слайд 52«История русского пряника



 

«История русского пряника 

Слайд 53«Горе тому, кто добра не делает никому»

«Горе тому, кто добра не делает никому»

Слайд 54


 
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!»

 «Тебя ж, как первую любовь,  России сердце не забудет!»

Слайд 55


 
«Я знаю, что все женщины прекрасны!»

 «Я знаю, что все женщины прекрасны!»

Слайд 56


 
«Тепло там, где добро»

 «Тепло там, где добро»

Слайд 57


 
«Праздник славянской письменности»

 «Праздник славянской письменности»

Слайд 58«Вечной памятью живы»»

«Вечной памятью живы»»

Слайд 59«Дивный светоч материнства»

«Дивный светоч материнства»

Слайд 60«На балу у Золушки»

«На балу у Золушки»

Слайд 61 Парламентский урок

Парламентский урок

Слайд 62Мероприятие, посвященное воинам-интернационалистам

Мероприятие, посвященное воинам-интернационалистам

Слайд 63Мероприятие «Прекрасных женщин имена»

Мероприятие  «Прекрасных женщин имена»

Слайд 64Встреча с поэтессой
Верой Петровной Хамидуллиной

Встреча с поэтессой Верой Петровной Хамидуллиной

Слайд 65Переписка
В век компьютерных
технологий писать письма?

Да, мы пишем, и

учащимся это интересно, потому что для них этот, казалось бы, устаревший жанр кажется, наоборот, новым.
ПерепискаВ век компьютерных технологий писать письма?  Да, мы пишем, и учащимся это интересно, потому что для

Слайд 66На родину Льва Николаевича Толстого, в Ясную Поляну,

На родину Льва Николаевича Толстого,  в Ясную Поляну,

Слайд 67Письмо Г.Н.Пироговой

Письмо Г.Н.Пироговой

Слайд 68На родину С. А. Есенина, в село Константиново

На родину С. А. Есенина,   в село Константиново

Слайд 69В Елабугу, в литературный музей имени М. И. Цветаевой

В Елабугу, в литературный музей имени М. И. Цветаевой

Слайд 70Письмо сотрудников музея

Письмо сотрудников музея

Слайд 71Писателю В. Н. Крупину

Писателю В. Н. Крупину

Слайд 72Ответ писателя В. Н. Крупина

Ответ писателя В. Н. Крупина

Слайд 73Владимир Николаевич Крупин пишет:
«Моим самым лучшим читателям, отрокам и

отроковицам. А ведь я и сам – не верите? – был маленьким и любил читать. И так крепко любил, что до сих пор все читаю и читаю. А иногда и сам пишу.
Интернет хорош как справочник, помощник, но когда он начинает пожирать ваше время, вашу волю, - бегите от него.
Любите Россию, другой нет и не будет.»
Владимир Николаевич Крупин пишет:  «Моим самым лучшим читателям, отрокам и отроковицам. А ведь я и сам

Слайд 74Выводы:
Результатом внедрения коммуникативной технологии является
гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной

речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
преодоление страха публичного выступления;
свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
расширение словарного запаса;
Получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности.
Выводы:Результатом внедрения коммуникативной технологии является гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма,

Слайд 75Учитель, будь всегда таким, как 1 сентября!

Учитель, будь всегда таким, как  1 сентября!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть