Слайд 1Тема :
(из опыта работы по обучению
русскому языку и литературе)
Учитель высшей квалификационной категории Мутагирова Ирина Федоровна
«Коммуникативные технологии
на уроках русского языка, литературы
и во внеурочное время
в условиях сельской школы»
Слайд 2«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у
наших детей завтра»
Джон Дьюи
Слайд 3Элвин Тоффлер:
«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не
умеет читать и писать, а тот, кто не умеет
учиться, доучиваться и переучиваться.»
Слайд 4Проблема:
Сегодня перед педагогическим коллективом каждого учебно-образовательного учреждения встают огромного значения и
объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и обучающихся, для чего необходимо продолжить внедрение информационно-коммуникативных технологий
в учебно-воспитательный процесс
Слайд 5Цель:
Широкое использование
информационно-коммуникативных
технологий в учебно-воспитательном
процессе
Слайд 6
«Общаясь, люди создают
друг друга»
Д.С.Лихачев
Слайд 7Ведущий метод обучения при коммуникативной технологии -
общение,
обучение в диалоге
и полилоге.
Слайд 8Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности – значит «развивать умения активного
слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Слайд 9Коммуникативная компетентность -
Это способность ставить и решать типы коммуникативных задач: определять
цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.
Слайд 10Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность.
Коммуникабельность понимается как
способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты.
В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанной с активной коммуникативной деятельностью.
Слайд 11Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
Аудирование
Говорение
Чтение
Письмо
Слайд 12Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:
Инструментальная
функция
Регулятивная функция
Интерактивная функция
Личностная функция
Эвристическая функция
Образная функция
Репрезентативная функция
Слайд 13Главная цель применения коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы
-
развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Слайд 14
Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках
русского языка и литературы заключается в том, чтобы
1)сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
2) сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
3) развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;
4) обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка;
5) развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Слайд 15Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
ученик спрашивает,
подтверждает мысль,
побуждает к
действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
Слайд 16Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология,
может быть
учебная,
игровая,
трудовая,
театральная
Ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация
Слайд 17Эффективной единицей обучения с использованием коммуникативной технологии является совместный анализ текстов
или
Комплексный анализ текста
Слайд 18Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на
их чувства, эмоции:
побуждать к общению,
приносить радость сотворчества,
сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
Слайд 19Лекция
Семинар
Зачет
Мастерская
Конференция
Спектакль
Концерт
Дебаты
Дискуссия
Диспут
Экскурсия
Ярмарка
Гостиная
Путешествие
Интервью
Пресс-конференция
Прогулка
Урок-игра и т.д.
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
Слайд 20Формы и приемы работы на уроках русского языка
Многоаспектная работа со
словом,
Инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, свободные диктанты, самодиктанты и т.д.,
Работа с фразеологизмами, пословицами, поговорками, афоризмами,
Подбор синонимов, антонимов,
Создание предложений по заданному началу, концу и т.д.,
Распространение предложений за счет введения различных второстепенных членов,
Все виды аспектного и комплексного анализа текста,
Метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова,
Составление кластеров, синквейнов и т.д.
Слайд 21многоаспектная работа с текстом,
речевой портрет героя,
пересказ,
создание контекста по образному средству,
сравнительный анализ
художественных текстов,
сочинения разных жанров,
стихосложение,
ролевые игры и речевые импровизации,
подготовка и защита проектов,
инсценирование отрывков литературных произведений,
подготовка презентаций и т.д.
Формы и приемы работы на уроках литературы
Слайд 22Коммуникативная технология активно используется и при организации
внеклассной деятельности.
Кружковая работа
Экскурсии
Обсуждение спектаклей
Читательские
конференции
Литературные встречи
Постановки спектаклей и т.д.
Слайд 23
Из опыта работы
в сельской школе
Слайд 24Скажи мне,
и я забуду.
Покажи мне,
и я запомню.
Дай мне действовать
самому,
и я научусь
Конфуций
Слайд 25Прием «Рефлексивный круг»
Все ученики садятся в круг. Я задаю алгоритм рефлексии:
-Расскажите
о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце,
Что нового вы узнали, чему научились,
Каковы причины этого,
Как вы оцениваете свое участие на уроке.
Затем все ученики поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.
________
Этот прием использую при изучении в 9 классе романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Слайд 26Прием «Восхождение на Парнас»
Каждый ученик может стать участником.
Два ученика выходят к
доске и, выполняя задания, поднимаются по нарисованным ступеням вверх. Первым поднимается тот, кто знает ответы на все вопросы.
________
Этот прием использую как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.
Слайд 27Прием «Мини-сочинение»
Учащимся предлагается написать небольшое по объему сочинение (7-8 предложений)на темы:
«Мои
мысли о своем участии в уроке»,
«Как я оцениваю результаты урока»,
«Что мне дало занятие».
_______
Можно проводить в начале урока, когда на доску проецируется какой-то пейзаж.
Слайд 29Прием «Ключевое слово»
Этот технологический прием можно использовать и на уроках русского
языка и литературы.
__________
Например, показываю карточку, на которой написано «Дубровский» или «Фонетика», а ученики пишут все, что об этом знают.
Слайд 30Прием «Цепочка»
Классу дается задание дать характеристику художественного образа. Каждый ученик может
сказать лишь одно предложение, продолжая мысль другого.
__________
Например, даю задание передайте сюжет комедии
Н. В. Гоголя «Ревизор»
Слайд 31Прием «Заверши фразу»
Учащимся для выяснения результативности урока предлагается завершить ряд фраз
Например,
после работы с текстом можно предложить учащимся завершить следующие фразы:
«Лексика – это...»
«Микротема– это...»
«Во время работы я приобрел...»
«Текст заставил меня задуматься...»
__________
Этот принцип положен в основу задания А7 ЕГЭ.
Слайд 32Прием «Рефлексивный ринг»
На рефлексивный ринг приглашается два ученика. Сначала они обмениваются
вопросами между собой, например, по теме «Части речи», затем к ним могут обратиться с вопросами другие ученики.
________
Например, можно организовать эту работу по любому произведению.
Слайд 33Прием «Телеграмма»
После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы,
получив при этом следующую инструкции: «Что вы думаете о прошедшем уроке? Что было для вас важным?
Что осталось неясным?»
_________
Нужно написать об этом короткое послание- телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.
Слайд 34Прием «Если бы я был...»
Учащимся предлагается идентифицировать себя с каким-либо героем,
животным, например, деревом, цветком, тапочками и т.д. и завершить фразу «Если бы я был...».
Каждый предлагает свой ответ.
_______
Этот прием использую на уроках литературы, например, рассказать от лица Царевны-лягушки, от лица Скотинина и т.д.
Слайд 35Прием «Комплексного анализа текста»
В основу ГИА и ЕГЭ положен этот прием.
Учащимся дается текст и все вопросы составлены по этому тексту.
Сочинение на экзамене предполагает развитие коммуникативных навыков.
________
Учащимся необходимо выдвинуть тезис и прокомментировать его, привести два аргумента и сделать выводы.
Слайд 36Прием «Защита иллюстрации»
Учащийся рисует картину к наиболее понравившемуся эпизоду и защищает
ее.
Слайд 37Прием «Кластер»
Этот прием предполагает графическое изображение прочитанного или прослушанного материала. Например,
чтобы лучше запомнить прочитанную главу, учащийся должен в рабочей тетради изобразить все в виде рисунка, схемы, геометрических фигур, подписывая цитатами из текста.
Слайд 38Прием «Синквейн»
Учащиеся искусственно создают текст. Им предлагается 5 строк:
1 строка –
имя существительное,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 2 глагола,
4 строка – имя существительное-вывод,
5 строка – все высказывание.
Слайд 39Неотъемлемой частью коммуникативной технологии являются нетрадиционные уроки
Слайд 42Мощным дополнительным средством формирования у школьников интереса к предмету, развития грамотной
русской речи, средством расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках, средством нравственного, эстетического воспитания, средством развития коммуникативных способностей является внеклассная работа по русскому языку и литературе.
Слайд 44Неделя русского языка и литературы
Слайд 45Открытые мероприятия:
«Красным девицам – красны подарочки»
Слайд 46Открытые мероприятия:
«Отец бережет до венца, а муж – до конца»
Слайд 47Открытые мероприятия:
«Просим в гости на блины»
Слайд 53«Горе тому, кто добра не делает никому»
Слайд 54
«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!»
Слайд 55
«Я знаю, что все женщины прекрасны!»
Слайд 57
«Праздник славянской письменности»
Слайд 62Мероприятие, посвященное
воинам-интернационалистам
Слайд 63Мероприятие
«Прекрасных женщин имена»
Слайд 64Встреча с поэтессой
Верой Петровной Хамидуллиной
Слайд 65Переписка
В век компьютерных
технологий писать письма?
Да, мы пишем, и
учащимся это интересно, потому что для них этот, казалось бы, устаревший жанр кажется, наоборот, новым.
Слайд 66На родину Льва Николаевича Толстого,
в Ясную Поляну,
Слайд 68На родину С. А. Есенина,
в село Константиново
Слайд 69В Елабугу, в литературный музей имени
М. И. Цветаевой
Слайд 73Владимир Николаевич Крупин пишет:
«Моим самым лучшим читателям, отрокам и
отроковицам. А ведь я и сам – не верите? – был маленьким и любил читать. И так крепко любил, что до сих пор все читаю и читаю. А иногда и сам пишу.
Интернет хорош как справочник, помощник, но когда он начинает пожирать ваше время, вашу волю, - бегите от него.
Любите Россию, другой нет и не будет.»
Слайд 74Выводы:
Результатом внедрения коммуникативной технологии является
гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной
речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
преодоление страха публичного выступления;
свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
расширение словарного запаса;
Получение и применение новой информации в области коммуникаций.
Коммуникативная технология активно способствует социализации личности.
Слайд 75Учитель, будь всегда таким, как
1 сентября!