Презентация, доклад на тему Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)

Содержание

Содержание1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).2 часть: Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов).3 часть: План лингвистического анализа.4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.

Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ

в 11 классе)

Подготовила учитель русского языка и литературы
МКОУ «Лаптево - Логовская СОШ»
Сидорина Валентина Николаевна

Изобразительно-выразительные средства языка ( памятка для анализа текста при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)Подготовила учитель русского

Слайд 2Содержание
1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).
2 часть:

Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов).
3 часть: План лингвистического анализа.
4 часть : Несколько советов при определении стилей и типов речи.
Содержание1 часть: Тропы( троп – употребление слова в переносном значении).2 часть: Фигуры речи( обобщённое название стилистических приёмов).3

Слайд 3

???.

В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер.
Вспомните, например, басню И.А.Крылова « Ворона и Лисица». Кто из них воплощает человеческую глупость, а кто хитрость?

???.В баснях или сказках

Слайд 4 ??? – приём, основанный на преувеличениях.
1)Глаза громадные, как прожекторы.
2) В

бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.
??? – приём, основанный на преувеличениях.1)Глаза громадные, как прожекторы.2) В бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в

Слайд 5 ??? – предельное преувеличение
1) Этот градоначальник был с фаршированной головой.

( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)
??? – предельное преувеличение1) Этот градоначальник был с фаршированной головой. ( Из « Истории одного города

Слайд 6 ??? – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.
1)Откуда, умная, бредёшь ты,

голова?
2) Ноздрёв был в некотором отношении
исторический человек.
??? – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.1)Откуда, умная, бредёшь ты, голова?2) Ноздрёв был в некотором отношенииисторический

Слайд 7 ??? – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.
1) Талии у

девиц были никак не толще бутылочной шейки.
2) Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.
??? – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.1) Талии у девиц были никак не толще бутылочной

Слайд 8 ??? – скрытое сравнение.
1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась

ты мне навсегда.
2) Звёзды пересыпались белыми зёрнами.
3) Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег.
??? – скрытое сравнение.1) Со снопом волос твоих овсяных отоснилась ты мне навсегда.2) Звёзды пересыпались белыми

Слайд 9 ??? ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать

в сравнение)

1) От этого происшествия ахала вся Московская улица.
2) « Я три тарелки съел».
3) И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ.
4) Эй, борода! Как проехать к Плюшкину?
5) Вся деревня над ним смеялась.

??? ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать в сравнение)1) От этого происшествия ахала

Слайд 10 ??? – изображение неодушевлённых предметов, как живых
1) Плакаты кричали о

Победе.
2) О чём ты воешь, ветер ночной?
3) Телеграф гудел свою скучную песню.
??? – изображение неодушевлённых предметов, как живых1) Плакаты кричали о Победе.2) О чём ты воешь, ветер

Слайд 11??? – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком
1) Это был

царь зверей.( Лев)
2) Будем же заботиться о братьях наших меньших.
3) Унылая пора! Очей очарованье!

??? – средство, при котором предмет. Явление заменяется признаком1) Это был царь зверей.( Лев)2) Будем же заботиться

Слайд 12??? – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым
1) Все

флаги в гости будут к нам.
2) Там стонет человек от рабства и цепей.
3)Швед, русский колет, рубит, режет…
??? – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым1) Все флаги в гости будут к нам.2)

Слайд 13 ??? – сопоставление одного явления или понятия с другим
1) Лёд

неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
2) Они лежали как мёртвые.
3) Ракета, точно разбившись о небо, с треском рассыпалась.
??? – сопоставление одного явления или понятия с другим1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как

Слайд 14 ??? – образное определение
1) И мы в твоих стихах, поэт,

не разгадали младенческой печали.
2) Наступил синий, тягучий рассвет.
3) На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо.
??? – образное определение1) И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали.2) Наступил синий,

Слайд 15Ответы :
1.Аллегория 8.Олицетворение
2.Гипербола

9.Перифраза
3.Гротеск 10.Синекдоха
4.Ирония 11.Сравнение
5.Литота 12.Эпитет
6.Метафора
7.Метонимия

Ответы :1.Аллегория      8.Олицетворение2.Гипербола      9.Перифраза3.Гротеск

Слайд 16Стилистические фигуры речи
Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в

отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Стилистические фигуры речиЭто обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает

Слайд 17 ??? – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных

строк; единоначатие

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
(А.Пушкин)
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона…
( С.Есенин)

??? – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатиеЛюблю тебя, Петра творенье,Люблю твой

Слайд 18 ??? – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимов
Ты

и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь! ( Н. А.Некрасов)

Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.
??? – приём контраста, противопоставления явлений и понятий, подбор анонимовТы и убогая,Ты и обильная,Ты и могучая,Ты

Слайд 19 ???– постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей

значимости

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым…
( С.А.Есенин)
Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)

???– постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или убывающей значимостиНе жалею, не зову, не плачу,

Слайд 20 ???– перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикой
Швейцара

мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин)

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит морооз увянувшее поле…
( А.С.Пушкин)
???– перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено грамматикойШвейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным

Слайд 21 ??? – намеренное повторение одного и того же слова
Как пошли

наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить! ( А. Блок)
??? – намеренное повторение одного и того же словаКак пошли наши ребятаВ красной гвардии служить –В

Слайд 22 ??? –построение предложений по одной схеме
Мне казалось, что деревья и

молодая трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не так громко и весело.

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
( М. Ю. Лермонтов)
??? –построение предложений по одной схемеМне казалось, что деревья и молодая трава спали. Казалось, что даже

Слайд 23 ??? – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь


Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что?
Моей судьбой, сказать по правде,
Очень никто не озабочен.
( М.Ю.Лермонтов)

??? – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь Поедешь скоро ты домой:Смотри ж… Да

Слайд 24 ??? –сочетание не сочетающихся по смыслу слов
«Мёртвые души».
В глазах мелькнуло

выражение весёленького сумасшествия.

Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач, богатый нищий и т.д.
??? –сочетание не сочетающихся по смыслу слов«Мёртвые души».В глазах мелькнуло выражение весёленького сумасшествия.Честный вор, бесчувственная эмоциональность,

Слайд 25 ??? – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова,

вид умолчания

Мы сёлы - в пепел,
Грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
( В. Жуковский)
Только ты люби меня. А уж я тебя буду –
до последней волосиночки.
( А. Иванов)

??? – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова, вид умолчанияМы сёлы - в пепел,Грады

Слайд 26 ??? – приём повторения согласных звуков
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень

голубой.
( А.С.Пушкин)
??? – приём повторения согласных звуковШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.

Слайд 27??? – приём повторения гласных звуков
Скучна мне оттепель:
Вонь, грязь, весной я

болен…
( А.С.Пушкин)
??? – приём повторения гласных звуковСкучна мне оттепель:Вонь, грязь, весной я болен…

Слайд 28Ответы :
1.Анафора 8.Оксюморон
2.Антитеза

9.Эллипсис
3.Градация 10.Аллитерация
4.Инверсия 11.Ассонанс
5.Лексический повтор
6.Синтаксический параллелизм
7.Умолчание
Ответы :1.Анафора        8.Оксюморон2.Антитеза

Слайд 29План лингвистического анализа
I. Тема.
II. Идея.
III. Форма:
1. Стиль текста;
2. Тип текста;
3. Композиция
4.

Лексические средства выразительности;

5. Стилистические фигуры речи;
6. Синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

План лингвистического анализаI. Тема.II. Идея.III. Форма:1. Стиль текста;2. Тип текста;3. Композиция4. Лексические    средства выразительности;5.

Слайд 30Несколько советов при определении стилей речи
В научных стилях авторская мысль передаётся

ясно, точно, логично, без эмоций.
Публицистический стиль, напротив, эмоциональный, т. к. автору важно передать информацию и эмоционально воздействовать на читателя.
В текстах художественного стиля для понимания авторской мысли важен подтекст, глубинный смысл высказывания.
Несколько советов при определении стилей речиВ научных стилях авторская мысль передаётся ясно, точно, логично, без эмоций.Публицистический стиль,

Слайд 31Несколько советов при определении типов речи
В описательных текстах информация раскрывается

через описание значимых частей предмета и его свойств. Вы должны увидеть все составляющие описание.
В повествовательных необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев, сформулировать идею автора.
Несколько советов при определении типов речи В описательных текстах информация раскрывается через описание значимых частей предмета и

Слайд 32Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородный
В рассуждении пишущий обсуждает

ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения
( тезисы), аргументирует их, делает выводы. Вывод напоминает тезис, часто расширяя его.
Учтите, такие тексты строятся авторами свободно.
Найдите авторский тезис, аргументацию, вывод, оцените авторскую точку зрения и постройте своё аргументированное суждение.


Текст чаще всего бывает комбинированный, а не однородныйВ рассуждении пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои

Слайд 33Используемая литература
1) Т.Ю.Угроватова « Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ».

Москва «Эксмо» 2007 г.
2) Русский язык. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ». Авторы: Т.И. Максимович, И.А. Пугачёв.Издательство «Астрель» 2008 г.
3) « Пособие для подготовки к экзаменам . Сочинение, отзыв, эссе» .Автор Е.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г
Используемая литература1) Т.Ю.Угроватова « Русский язык. 34 урока подготовки к ЕГЭ». Москва «Эксмо» 2007 г.2) Русский язык.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть