Слайд 1Выполнила: Агамалова Лолита,
ученица 9 класса МБОУ «СОШ № 50»
научный руководитель: Адамова
Н.А.,
учитель русского языка и литературы
Литературный Клод Моне
НПК «Шаг в будущее»
Секция: литературоведение
Слайд 2ПРЕВОСХОДНЫЙ МАСТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ, ЭССЕИСТ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК - В. ВУЛФ ЯВЛЯЕТСЯ
КАНОНИЧЕСКОЙ ФИГУРОЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ.
ТВОРЧЕСТВУ В. ВУЛФ ПОСВЯЩЕНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Актуальность
Слайд 3Объект исследования - эстетическо-философские взгляды Вирджинии Вулф, их влияние на ее
художественное и публицистическое творчество и литературную судьбу.
Предмет исследования – творчество Вирджинии Вулф.
Цель работы: Показать, как художественный текст становится носителем определенной идеи, как структура текста относится к структуре этой идеи. Идея в искусстве - всегда модель, ибо она воссоздает образ действительности.
Слайд 4 Задачи:
выявить особенности авторской модернистской модели мира, явившейся воплощением философско-эстетических взглядов
писательницы.
определить параметры художественного мира писательницы в свете нового поэтического языка, сложившегося в западноевропейской культуре и литературе XX века.
дать анализ особенностей «потока сознания» в романах писательницы.
выявить универсальную авторскую систему образов и мотивов.
Слайд 5
Практическая значимость исследования - возможность использования фактического материала при изучении курса
зарубежной литературы XX века, истории английской литературы, при изучении модернистской и постмодернистской прозы русских и зарубежных писателей
Слайд 6...произведения Вулф вызывают незабываемое впечатление, её новый стиль - это новое
в художественном мастерстве, чтобы понять это по-настоящему, надо окунуться в этот мир самому...
Слайд 7«Жизнь не цепочка симметрично расставленных газовых фонарей, а световой нимб, полупрозрачный
покров, окружающий нас с первого момента возникновения сознания — до его смерти. Разве задача романиста не в том, чтобы донести этот изменчивый, неведомый, не знающий никаких ограничений дух... примешав к нему как можно меньше чуждого и внешнего по отношению к этому духу?»
Вирджиния Вулф
Слайд 8Вирджиния Вулф (англ. Virginia Woolf, 1882—1941) — британская писательница, литературный критик.
Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.
Слайд 9 Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus —
«современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.
Слайд 11"Поток сознания" в литературе - это художественный метод, особая техника письма,
прием, с помощью которого исследуется и непосредственно воспроизводится душевная жизнь человека.
Прием разрабатывался в текстах модернистского направления. Главная задача модернизма и "потока сознания" - это выражение субъективного состояния героя.
"Поток сознания" в литературе представляет собой особую предельную форму внутреннего монолога, где привычные причинно-следственные связи нарушены и с трудом могут быть восстановлены, т.е. это алогичный, иррациональный монолог.
Слайд 12
«..будущее каким-то образом станет возникать из прошлого. Что-то – скажем, падение
цветка – будет его определять. Моя теория бытия состоит в том, что реальное действо практически не существует – и время тоже не существует…»
Слайд 13Первый этап:
- «По морю прочь» (1915)
- «Ночь и день» (1919)
- сборник
«Понедельник или вторник» (1921)
«Комната Джейкоба» (1922)
Слайд 14К.Флинт справедливо замечает, что «по своей задумке роман «Комната Джейкоба» виделся
В.Вулф как структура, архитектоническое пространство». Концепция формы этого произведения явилась результатом как авторских размышлений над новаторскими подходами к прозе современных ей авторов, так и экспериментов, которые В Вулф воплотила в своих импрессионистических рассказах, ряд из которых вошел в сборник «Понедельник или Вторник» (1920) .
Слайд 15В романе «Комната Джейкоба» В.Вулф реализовала свое стремление передать «неудержимый ливень
неисчислимых частиц», которые возникают в человеческом сознании. В этом произведении писательнице впервые удается найти адекватную форму для передачи движения мгновений, из которых складывается жизнь.
Слайд 16
«Миссис Дэллоуэй» (1925)
«На маяк» (1927)
Слайд 17В романе «К маяку» В. Вулф виртуозно использует и доводит до
совершенства художественные приемы, которые разрабатывались ей на протяжении многих лет. Сама писательница, говоря об этом произведении, отмечает в своем дневнике: «Если меня не обманывают мои чувства, то здесь я довела свой метод до предельного напряжения, и он выдержал»
Слайд 18Магический смысл числа три позволяет за мимолетным, случайным увидеть вечное, универсальное.
Так, камерное пространство острова, где находится дом семьи Рэмзи, разрастается до масштабов вселенной.
Слайд 19Третий этап:
«Орландо» (1927)
«Волны» (1931)
«Флаш» (1933)
«Годы» (1937)
«Между актами» (1941)
Слайд 20«Орландо» оказался временным отступничеством В. Вулф от своих философско-эстетических взглядов. В
романе писательница действительно не столько исследует неуловимую надязыковую реальность, преодолевая сопротивление слова, сколько изобретает, а точнее переизобретает, реальность языковую.
Слайд 21«Разные исторические эпохи проживаются и даже отождествляются с одним и тем
же персонажем, который превращается из мужчины в женщину», - пишет Харрисон.
Слайд 22«Орландо» - это своеобразная биография английской литературной традиции. В тексте романа
эпизоды, связанные с различными культурно-историческими периодами, обладают своей внутренней логикой. Они не растворяются в целом, их границы четко ощутимы. Каждый из них является парафразой определенной литературной эпохи (елизаветинской, барочной, эпохи Просвещения и т.д.).
Слайд 23Художественные задачи и намерения, высказанные В. Вулф в дневниковых записях, имеют
много общего с размышлениями Клода Моне. В.Вулф отмечала необходимость передать, с одной стороны, предельную насыщенность мгновения ощущениями, мыслями, образами, а с другой стороны, свести к минимуму все лишнее, тривиальное и поверхностное, мешающее ей (как и Клоду Моне его «простые вещи, портящие настроение») запечатлеть суть мимолетного.
Слайд 24“Как дриада, приросшая к своему магическому дереву, она протягивает руку, чтобы
выловить из потока повседневности, убегающего в прошлое, отдельные фрагменты, и из этих фрагментов строит свои романы”
Э. М. Форстер
Слайд 25Список литературы.
Вулф В. Комната Джекоба/Пер. с англ. Е.Суриц//Иностранная литература.1991, №9.
Вулф В.
На маяк/ Пер. с англ- Е,Суриц//Вулф В. Избранное. М.,1989.
Вулф В. Орландо/ Пер. с англ. Е.Суриц. СПб., 2000.
Вулф В.Современная литература/ Пер. с англ. К.Атаровой// Писатели Англии о литературе.Х1Х-ХХ вв.Сб. статей. М., 1981.
В. Вулф В. « Сентиментальное путешествие»/ Пер. с англ. К.Атаровой// Писатели Англии о литературе.XIX- XX вв.Сб. статей. М.,1981.
Джойс Дж. Портрет художника в юности, СПб., 2000.
Джойс Дж. Улисс. М., 1993.
Пруст М. В поисках утраченного времени. М., БМЛ., 2000,