Быкова Л.Г., учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфенова»
г.Камень-на-Оби Алтайского края
Быкова Л.Г., учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия № 5 имени Е.Е.Парфенова»
г.Камень-на-Оби Алтайского края
Риторические вопросы, обращения, восклицания
Повтор (рефрен)
Антитеза
Эллипсис
Сопоставление противоположностей
Инвектива
Бессоюзие
Многосоюзие
Параллелизм
Инверсия
Риторический вопрос (от греч. rhetor – оратор) – поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
Определение
С какой целью используются
Усиливают внимание читателя, не требуя у него ответа, но призывая к соучастию, сопереживанию.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
М.Ю.Лермонтов «Парус»
Риторическое обращение - Обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д
Куда ты скачешь,гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
А.С.Пушкин. «Медный всадник»
Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С.Пушкин
Неоднократное повторение одних и тех же слов и выражений.
Разновидности повторов
Анафора
Эпифора
Градация
Кольцо
Стык (эпонафора)
Ана́фора или единоначатие (др.-греч. ἀναφορά — приписывание, средство к исправлению) — стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
Н.А.Некрасов
Эпи́фора (от др. греч. ἐπιφορά — принесение, прибавление) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи.
Деточка,
все мы немножечко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.
В.Маяковский
Градация – (от др.греч. κλῖμαξ — «приставная лестница») своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
С.А.Есенин
Кольцо – повторение в начале и в конце строки.
Мутно небо, ночь мутна.
А.С.Пушкин
Стык (эпонафора) - повторяет одни и те же слова в конце одного предложения и в начале следующего
О весна без конца и без края,
Без конца и без края мечта!
А.А.Блок
Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление; др.-греч ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Черный вечер, белый снег. Ветер.Ветер.
А.А.Блок
Э́ллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) — намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, значение которых легко восстанавливается из контекста.
Функция
Создает эффект лирической «недоговоренности», нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи.
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому свое.
М.Цветаева
Я царь, я раб, я червь, я Бог.
М.М.Державин
Инвектива (от лат. invectiva (oratio), в свою очередь происходящее от лат. invehor — бросаюсь, нападаю) - резкое обвинение (в противоположность панегирику – восхвалению).
Помогает выразить чувства, придает эмоциональную выразительность.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
М.Ю.Лермонтов
Бессою́зие или аси́ндетон (греч. ἀσύνδετον, лат. dissolutio) — стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
А.А.Блок
Многосою́зие (др.-греч. πολυσύνδετον — многосвязное) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
Зато и внук, и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту…
П.Г.Антакольский
Параллели́зм (др.-греч. παραλληλισμος — соположение) -расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных частях текста. Однородное синтаксическое построение предложений
Не ветер бушует над бором. Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н.А.Некрасов
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы.
Используется для выделения значения нужных слов в целях большей выразительности.
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
А.С.Пушкин
Пример
Надеюсь, наше занятие прошло успешно, и вы теперь можете свободно определить, как с помощью поэтического синтаксиса и интонационных фигур речи писатели добиваются такой выразительности в своих произведениях.
Успехов в изучении родного русского языка!
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть