литературы
1
1
4
В 20-Х ГОДАХ XX В. В УКРАИНЕ ВОЗНИК НОВЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЙ:
РАБОТЫ В ПАРАХ СМЕННОГО ТИПА
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ТРУДОВЫЕ ЭКСКУРСИИ
БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ И ПРОЕКТНЫЙ МЕТОДЫ
ОПЫТ А.РИВЕНА (1878 – 1944). В ГОРОДЕ КОРИН МЕЖДУ КИЕВОМ И ЖИТОМИРОМ, В 1918 ГОДУ, ИМ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА ШКОЛА, ГДЕ УЧАЩИЕСЯ, ОБУЧАЯСЬ В ПАРАХ СМЕННОГО ТИПА, ПРОХОДИЛИ ЗА 1 ГОД ПРОГРАММУ 3 – 4 ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ. В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ОБУЧАЛОСЬ ОКОЛО 40 ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 11 ДО 16 ЛЕТ. КАК ТАКОВЫХ УРОКОВ В ШКОЛЕ НЕ БЫЛО.
ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ В РАБОТАХ В.СУХОМЛИНСКОГО, Ш. АМОНАШВИЛИ, В. ШАТАЛОВА, Е. ИЛЬИНА, С. ЛЫСЕНКОВОЙ И ДРУГИХ УЧИТЕЛЕЙ-НОВАТОРОВ.
5
6
14
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОГДА, КОГДА НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА, КОГДА ЗАДАНИЕ ТРЕБУЕТ СОВМЕСТНОЙ, А НЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
УБЕДИТЕСЬ, ЧТО УЧЕНИКИ ВЛАДЕЮТ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
ОБЪЕДИНИТЕ УЧЕНИКОВ В ГРУППЫ. НАЧНИТЕ С ГРУПП, КОТОРЫЕ СОСТОЯТ ИЗ ТРЕХ УЧЕНИКОВ. ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОПТИМАЛЬНАЯ ГРАНИЦА.
УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО УЧАЩИЕСЯ СИДЯТ ПО КРУГУ — «ПЛЕЧО К ПЛЕЧУ, ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА». ВСЕ ЧЛЕНЫ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ХОРОШО ВИДЕТЬ ДРУГ ДРУГА.
СООБЩИТЕ (НАПОМНИТЕ) УЧЕНИКАМ О РОЛЯХ, КОТОРЫЕ ОНИ ДОЛЖНЫ РАСПРЕДЕЛИТЬ МЕЖДУ СОБОЙ И ВЫПОЛНЯТЬ: СПИКЕР, СЕКРЕТАРЬ, ПОСРЕДНИК, ДОКЛАДЧИК.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ВОПРОСАМ ВНУТРИГРУППОВОГО УПРАВЛЕНИЯ. ДАЙТЕ КАЖДОЙ ГРУППЕ КОНКРЕТНОЕ ЗАДАНИЕ ИНСТРУКЦИЮ (ПРАВИЛА) ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
СЛЕДИТЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ. ДАЙТЕ ГРУППАМ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.
ПОДУМАЙТЕ О ТОМ, КАК ВАША ОЦЕНКА ВЛИЯЕТ НА РАБОТУ В МАЛЫХ ГРУППАХ. ОБЕСПЕЧЬТЕ НАГРАДЫ.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ПОВЫШЕННОМУ ШУМУ, ХАРАКТЕРНОМУ ДЛЯ МЕТОДА СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ГРУПП ОБОЙДИТЕ ИХ, ПРЕДЛАГАЯ ПОМОЩЬ.
СПРОСИТЕ УЧЕНИКОВ, БЫЛА ЛИ ПРОВЕДЕННАЯ РАБОТА ПОЛЕЗНОЙ И ЧЕМУ ОНИ НАУЧИЛИСЬ. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ РАБОТУ ГРУПП С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
15
«СИНТЕЗ МЫСЛЕЙ»
ОЧЕНЬ ПОХОЖ ПО ЦЕЛИ И НАЧАЛЬНОЙ ФАЗЕ НА ПРЕДЫДУЩИЙ ВАРИАНТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ. НО ПОСЛЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ГРУППЫ И ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ УЧЕНИКИ ОДНОЙ ГРУППЫ ПЕРЕДАЮТ СВОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА НА ЛИСТКЕ ДРУГИМ ГРУППАМ, КОТОРЫЕ ДОПОЛНЯЮТ ЕГО, ПОДЧЕРКИВАЮТ ТО, С ЧЕМ НЕ СОГЛАШАЮТСЯ. ОТРАБОТАННЫЕ ТАКИМ ОБРАЗОМ ЛИСТЫ ПЕРЕДАЮТСЯ ЭКСПЕРТАМ, КОТОРЫЕ СОПОСТАВЛЯЮТ НАПИСАННОЕ С СОБСТВЕННЫМ ВАРИАНТОМ И ДЕЛАЮТ ОБЩИЙ ОТЧЁТ.
«СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ»
ОБЪЕДИНЕНИЕ В ГРУППЫ КАК И В “ДИАЛОГЕ”. НО ЗАДАНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ГРУППАМИ, РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ОСВЕЩАЮТ ПРОБЛЕМУ С РАЗНЫХ СТОРОН. ПО ЗАВЕРШЕНИИ РАБОТЫ КАЖДАЯ ГРУППА ОТЧИТЫВАЕТСЯ И ЗАПИСЫВАЕТ НА ДОСКЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ РЕЦЕНЗИРУЕТСЯ И ДОПОЛНЯЕТСЯ ГРУППОЙ ЭКСПЕРТОВ.
16
17
18
19
ЖЕЛАТЕЛЬНО РАСПОЛОЖИТЬ СТУЛЬЯ ИЛИ ПАРТЫ ПО КРУГУ. ВЕСЬ КЛАСС ОБСУЖДАЕТ ИДЕИ ИЛИ СОБЫТИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ КАКОЙ-ТО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЫ. ОБСУЖДЕНИЕ СТРОИТСЯ ВОКРУГ ЗАПЛАНИРОВАННОЙ ИЛИ ИМПРОВИЗИРОВАННОЙ ТЕМЫ, КОТОРУЮ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТНО ДЛЯ ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ ДО НАЧАЛА ОБСУЖДЕНИЯ. УЧЕНИКИ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ ПО ЖЕЛАНИЮ. ОБСУЖДЕНИЕ ДЛИТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЕСТЬ ЖЕЛАЮЩИЕ ВЫСКАЗАТЬСЯ. УЧИТЕЛЬ БЕРЕТ СЛОВО (ЕСЛИ СЧИТАЕТ НУЖНЫМ) В КОНЦЕ ОБСУЖДЕНИЯ. ОН МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ.
20
21
22
23
24
ПОДБЕРИТЕ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ УРОКА, И ПОДГОТОВЬТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА (МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНИКА, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — ВЫРЕЗКИ ИЗ ГАЗЕТ, СТАТЬИ И Т.П.). КАЖДЫЙ УЧЕНИК ВОЙДЕТ В ДВЕ ГРУППЫ — «ДОМАШНЮЮ» И «ЭКСПЕРТНУЮ».
РАСПИШИТЕ УЧЕНИКОВ ПО «ДОМАШНИМ» ГРУППАМ ОТ 3 ДО 5 ЧЕЛОВЕК, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА УЧЕНИКОВ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ ГРУПП — ОТРАБОТАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ И УСВОИТЬ ЕЕ НА УРОВНЕ, ДОСТАТОЧНОМ ДЛЯ ОБМЕНА ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУГИМИ.
ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТЫ ДОМАШНИХ ГРУПП ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ РАЗОЙТИСЬ ПО ДРУГИМ ГРУППАМ, ГДЕ ОНИ СТАНУТ ЭКСПЕРТАМИ В ОТДЕЛЬНОЙ ТЕМЕ. В КАЖДОЙ ГРУППЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИЗ КАЖДОЙ «ДОМАШНЕЙ» ГРУППЫ
25
В ДИЛЕММЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА: ОБЩИЙ КОНТЕКСТ ДИЛЕММЫ, ЗНАКОМСТВО С ВЫБОРОМ, ПРИМЕРЫ ОДИНАКОВО СИЛЬНЫХ АРГУМЕНТОВ «ЗА» И «ПРОТИВ» И
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЧЕТКОГО ВЫБОРА.
ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕЕ С УЧЕНИКАМИ, ПОЛЬЗУЯСЬ ТАКИМИ ВОПРОСАМИ:
ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ ПРОЧИТАТЬ ПОДГОТОВЛЕННУЮ СПОРНУЮ СИТУАЦИЮ, В КОТОРОЙ СОДЕРЖАТСЯ ФАКТЫ (АРГУМЕНТЫ) И МНЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ ДВЕ ПОЗИЦИИ: ДА / НЕТ.
26
ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ – НАУЧИТЬ
УЧАЩИХСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ И
ПРИНИМАТЬ
КОЛЛЕКТИВНОЕ
РЕШЕНИЕ.
27
ВАРИАНТ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ МЕХАНИЗМЫ ПРИНЯТИЯ СЛОЖНЫХ РЕШЕНИЙ
ВЫБЕРИТЕ ПРОБЛЕМУ, ДИЛЕММУ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ ОДНОЗНАЧНОГО РЕШЕНИЯ. ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ИЗЛОЖЕНА В ФОРМЕ ИСТОРИИ, СУДОВОГО ДЕЛА, ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, ЭПИЗОДА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ НЕОБХОДИМУЮ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ.
ПОДГОТОВЬТЕ НА ДОСКЕ ИЛИ РАЗДАЙТЕ УЧЕНИКАМ ОБРАЗЕЦ «ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ».
СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ ДЛЯ РЕШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ ЕЕ СУТЬ И ЗАПИШИТЕ НА ДОСКЕ, ЗАПОЛНЯЯ СХЕМУ.
ДАЙТЕ НЕОБХОДИМУЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОБЛЕМЕ (ИЛИ ВРЕМЯ ДЛЯ ЕЕ ОБЗОРА, ЕСЛИ ЭТО БЫЛО ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ).
28
ВЫБЕРИТЕ ЯВЛЕНИЕ, ТЕМУ ДЛЯ ИМИТАЦИИ, СИМУЛЯЦИИ.
СПЛАНИРУЙТЕ ВСЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИМИТАЦИИ (СИМУЛЯЦИИ), ПРОДУМАЙТЕ УЧАСТИЕ В НЕЙ ВСЕГО КЛАССА.
ПРЕДОСТАВЬТЕ УЧЕНИКАМ ДОСТАТОЧНО ИНФОРМАЦИИ, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ УВЕРЕННО ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И, ОДНОВРЕМЕННО, УЧИТЬСЯ.
ПЕРЕД ИМИТАЦИЕЙ (СИМУЛЯЦИЕЙ), СДЕЛАЙТЕ КОРОТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ.
ПРОДУМАЙТЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
29
31
ВЫВЕСИТЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ И ОБСУДИТЕ ИХ.
ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС И ПОПРОСИТЕ ИХ ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.
ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКИХ УЧАСТНИКОВ И ПОПРОСИТЕ ИХ ОБОСНОВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ИЛИ ПРЕДЛОЖИТЕ ВСЕМ,
КТО РАЗДЕЛЯЕТ ТУ ЖЕ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ОБСУДИТЬ ЕЕ И ВЫРАБОТАТЬ ОБЩИЕ АРГУМЕНТЫ В ЕЕ ЗАЩИТУ.
ПОПРОСИТЕ УЧАСТНИКОВ НАЗВАТЬ НАИБОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ В ЗАЩИТУ СВОЕЙ И
ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЫ
РАЗМЕСТИТЕ ПЛАКАТЫ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ КОНЦАХ КОМНАТЫ. НА ОДНОМ ИЗ НИХ НАПИСАНО
«СОГЛАСЕН (СОГЛАСНА)», НА ДРУГОМ — «НЕ СОГЛАСЕН (НЕ СОГЛАСНА)».
32
ОБЪЕДИНИТЕ УЧЕНИКОВ В ПАРЫ, А ПОТОМ – В ЧЕТВЕРКИ (
НАПРИМЕР, ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ ПАРТА, ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ).
ДАЙТЕ ЗАДАНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЬ ПОЗИЦИЮ ПО ПРОБЛЕМЕ
(«ДА» ИЛИ «НЕТ»)МЕЖДУ ПАРАМИ ИЛИ САМИ СДЕЛАЙТЕ
ЭТО. ОДНА ПАРА В ЧЕТВЕРКЕ ДОЛЖНА ОБОСНОВАТЬ ОДНУ
ПОЗИЦИЮ, ДРУГАЯ – ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ.
ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО В ЧЕТВЕРКАХ ПАРА МОЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ
ПАРТНЕРАМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. КАЖДЫЙ УЧЕНИК ДОЛ
ЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОЮ ПОЛОВИНУ ПРЕЗЕНТАЦИИ
(НАПРИМЕР, ОБОСНОВАТЬ ПОЛОВИНУ АРГУМЕНТОВ).
ЧЕТКО ОГЛАСИТЕ ХРОНОМЕТРАЖ: СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ
ОТВОДИТСЯ НА ПОДГОТОВКУ И НА САМУ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
ДАТЬ ЗАДАНИЕ ПАРАМ ПОМЕНЯТЬСЯ ПОЗИЦИЯМИ И
СНОВА ПОВТОРИТЬ ВСЕ СНАЧАЛА.
ДАЙТЕ ЗАДАНИЕ ВСЕЙ ЧЕТВЕРКЕ СВОБОДНО ОБСУДИТЬ
ТЕМУ.
ПРИ НАЛИЧИИ ВРЕМЕНИ МОЖНО ПРОВЕСТИ ОБЩУЮ
ДИСКУССИЮ, НАПРИМЕР ИСПОЛЬЗУЯ ТЕХНОЛОГИЮ
«КАРУСЕЛЬ».
ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ ДИСКУССИИ СО ВСЕМ КЛАССОМ.
ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ОБСУЖДЕНИЮ.
ПОСТАВЬТЕ ВСЕМУ КЛАССУ ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС.
33
ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСКУССИИ
СОСТАВЬТЕ ПЛАН ДИСКУССИИ, ПО КОТОРОМУ УЧЕНИКИ МОГУТ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ: ПОРАБОТАТЬ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОДГОТОВИТЬ ЗАПИСИ.
ПОДГОТОВЬТЕ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ БУДУТ ПРОЧИТАТЬ ДОМА. ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ В НЕМ БЫЛИ ИЗЛОЖЕНЫ ВСЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
СОСТАВЬТЕ СПИСОК ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАПРАВИТЬ ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИВЛЕКУТ ВНИМАНИЕ КЛАССА К ПРОБЛЕМЕ.
ВЫБЕРИТЕ ТЕМУ ДЛЯ ДИСКУССИИ. ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА ПРОБЛЕМНО.
ХОД ДИСКУССИИ
ПОВТОРИТЕ С УЧЕНИКАМИ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ДИСКУССИИ.
АКТИВНО ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЖЕСТАМИ И МИМИКОЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ХОД ДИСКУССИИ.
ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ УЧЕНИКОВ, СЛЕДИТЕ ЗА ХОДОМ ОБСУЖДЕНИЯ, НАСТРОЕНИЕМ, НЕ ДАВАЙТЕ ОТКЛОНЯТЬСЯ ОТ ТЕМИ.
СМЕНИТЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ ОБСУЖДАЮТСЯ, ИЛИ ПРИМЕНИТЕ ДРУГОЙ ПРИЕМ ОЖИВЛЕНИЯ ДИСКУССИИ, ЕСЛИ ОНА ПРЕКРАЩАЕТСЯ.
ЧТОБЫ ЗАВЕРШИТЬ ОБСУЖДЕНИЕ, СПРОСИТЕ, НАПРИМЕР: « НЕ ХОЧЕТ ЛИ КТО-НИБУДЬ ЧТО-ТО ДОБАВИТЬ В ЗАВЕРШЕНИЕ?»
ВЫДЕЛИТЕ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ДИСКУССИИ И ПОПРОСИТЕ УЧЕНИКОВ ПОДВЕСТИ ИТОГИ.
34
ПОДГОТОВКА
СООБЩИТЕ УЧЕНИКАМ ТЕМУ ДЕБАТОВ.
ОБЪЕДИНИТЕ УЧЕНИКОВ В ГРУППЫ (ДВЕ ИЛИ ТРИ ПОЗИЦИИ). МОЖНО ПРИДУМАТЬ РОЛИ ДЛЯ ГРУПП (УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛИ, КРЕСТЬЯНЕ).
ПОДГОТОВЬТЕ И РАЗДАЙТЕ ИЛИ ОБЪЯСНИТЕ, ГДЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ПО ТЕМЕ ДЕБАТОВ. УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ.
ПОДГОТОВЬТЕ АУДИТОРИЮ.
ХОД ДЕБАТОВ
ЕЩЕ РАЗ ОГЛАСИТЕ ТЕМУ ДЕБАТОВ И ОТРЕКОМЕНДУЙТЕ ГРУППЫ.
НАПОМНИТЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ. НАПРИМЕР, НА ПОДГОТОВКУ В ГРУППАХ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 15 МИН., НА ВЫСТУПЛЕНИЕ КАЖДОЙ ГРУППЫ – 10 МИН. (МОЖЕТ БЫТЬ ТРИ ВЫСТУПЛЕНИЯ: ОБОСНОВАНИЕ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ И ДВА ОТВЕТА НА ВЫСТУПЛЕНИЯ И ВОПРОСЫ ДРУГИХ ГРУПП), НА ОБЩУЮ ДИСКУССИЮ – 15 МИН.
ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ ГРУППА ДОЛЖНА РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ, ПОДУМАТЬ, КАК ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТВЕДЕННОЕ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ВРЕМЯ, ПОДГОТОВИТЬ ВОПРОСЫ ДЛЯ ДРУГИХ ГРУПП.
ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ДЕБАТОВ МОЖНО ПРИГЛАСИТЬ СУДЕЙ.
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СТРОГО СЛЕДИТЬ ЗА РЕГЛАМЕНТОМ.
ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ, А ЕСЛИ БЫЛИ СУДЬИ – ДАЙТЕ ИМ СЛОВО.
35
Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу)
36
37
38
39
Групповая работа.
Первая группа находит общее в Остапе и Андрие.
Вторая группа находит различие в характерах братьев.
Третьей группе предлагается проанализировать поступки героев.
Устные ответы спикеров групп систематизирует и записывает творческая группа в виде плана.
По составленному плану представители групп рассказывают о сыновьях Бульбы. Учитель помогает ученикам делать переход от одного пункта плана к другому.
В заключении предлагается интерактивное упражнение «Пласт».
Вопрос: Существует ли проблема долга сегодня? Насколько она актуальна?
Ученики отвечают на поставленный вопрос по данному началу:
1. Я думаю…
2. Потому что…
3. Например…
4. Следовательно…
40
41
Интерактивное творчество учителя безгранично. Нам приходится учиться новому, переучиваться и разучиваться, главное умело направить наши силы для достижения поставленных учебных целей.
Если есть цель, значит вырастут и крылья!
42
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть