Презентация, доклад на тему Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы

Содержание

Жизнедеятельность учителяОднообразие Функционирование Усовершенствование, познание новогоРазвитиеТворчествоМастерство3

Слайд 1Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы
Подготовила

учитель русского языка и
литературы

1

Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературыПодготовила учитель русского языка и литературы1

Слайд 3Жизнедеятельность учителя
Однообразие

Функционирование

Усовершенствование,
познание нового


Развитие


Творчество

Мастерство
3

Жизнедеятельность учителяОднообразие Функционирование Усовершенствование, познание новогоРазвитиеТворчествоМастерство3

Слайд 4Из истории вопроса
СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТЫ ВЫДЕЛЯЮТ:
ГРУППЫ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕНИКОВ;

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА;

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ, ГРУППОВОЕ, ФРОНТАЛЬНОЕ (КОЛИЧЕСТВО УЧЕНИКОВ);

ШКОЛЬНОЕ, ВНЕШКОЛЬНОЕ, ЭКСТЕРНАТ (МЕСТО ОБУЧЕНИЯ);

ВРЕМЯ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ ПЕДАГОГАМИ, РОДИТЕЛЯМИИ, УЧЕНИКАМИ (ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ (ПО МЕРЕ ПОЯВЛЕНИЯ):

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (УЧИТЕЛЬ ОБУЧАЛ ГРУППУ ДЕТЕЙ, ОДНАКО ОБУЧЕНИЕ НОСИЛО ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР).

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИКИ ОБЩАЛИСЬ ОДИН НА ОДИН С УЧИТЕЛЕМ И ВЫПОЛНЯЛИ ВСЕ ЗАДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО).

ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, КОТОРОЕ СТАЛО ОСНОВОЙ КЛАССНО-УРОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОБОСНОВАННОЙ И УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ Я. А. КОМЕНСКИМ

4

Из истории вопросаСОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТЫ ВЫДЕЛЯЮТ: ГРУППЫ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ:ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ;ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ, УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

Слайд 5НОВОЕ – ДАВНО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НОВЫМИ ДЛЯ

УКРАИНСКОЙ ШКОЛЫ

В 20-Х ГОДАХ XX В. В УКРАИНЕ ВОЗНИК НОВЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЙ:
РАБОТЫ В ПАРАХ СМЕННОГО ТИПА
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ТРУДОВЫЕ ЭКСКУРСИИ
БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ И ПРОЕКТНЫЙ МЕТОДЫ
ОПЫТ А.РИВЕНА (1878 – 1944). В ГОРОДЕ КОРИН МЕЖДУ КИЕВОМ И ЖИТОМИРОМ, В 1918 ГОДУ, ИМ БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА ШКОЛА, ГДЕ УЧАЩИЕСЯ, ОБУЧАЯСЬ В ПАРАХ СМЕННОГО ТИПА, ПРОХОДИЛИ ЗА 1 ГОД ПРОГРАММУ 3 – 4 ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ. В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ОБУЧАЛОСЬ ОКОЛО 40 ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 11 ДО 16 ЛЕТ. КАК ТАКОВЫХ УРОКОВ В ШКОЛЕ НЕ БЫЛО.
ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ В РАБОТАХ В.СУХОМЛИНСКОГО, Ш. АМОНАШВИЛИ, В. ШАТАЛОВА, Е. ИЛЬИНА, С. ЛЫСЕНКОВОЙ И ДРУГИХ УЧИТЕЛЕЙ-НОВАТОРОВ.


5

НОВОЕ – ДАВНО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НОВЫМИ ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ШКОЛЫ В 20-Х ГОДАХ

Слайд 6Мы выбираем интерактив Результаты исследований:
МОЗГ ПОХОЖ НА КОМПЬТЕР. ОН НЕ МОЖЕТ СОХРАНЯТЬ

ИНФОРМАЦИЮ, ЕСЛИ ОНА НЕ ОБРАБОТАНА И НЕ ЗАКРЕПЛЕНА СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМАНДОЙ.
ПРИ ПАССИВНОМ ОБУЧЕНИИ МОЗГ НЕ СОХРАНЯЕТ ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ТАК КАК ОНА НЕ ЗАКРЕПЛЕНА. АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ДАВАТЬ ТАКИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ.
ЧТОБЫ УЧЕНИКИ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЛИ УЧИТЕЛЯ , ОН ДОЛЖЕН ГОВОРИТЬ СО СКРОСТЬЮ 400 – 500 СЛОВ В МИНУТУ. УЧИТЕЛЬ ЖЕ ГОВОРИТ В СРЕДНЕМ ОТ 100 ДО 200 СЛОВ В МИНУТУ. ПРИ ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВОСПРИНЯТЬ ЗА МИНУТУ ОТ 50 ДО 100 СЛОВ.
ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ К СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ВО ВРЕМЯ ОБЪЯСНЕНИЯ, ГАРАНТИРУЕТСЯ ОТ 14 ДО 38% ЗАПОМИНАНИЯ.
ПРИНЦИП ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу и слышу, я немного помню. То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать. Когда же я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и умения. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером». /Е. Пометун/.

6

Мы выбираем интерактив Результаты исследований:МОЗГ ПОХОЖ НА КОМПЬТЕР. ОН НЕ МОЖЕТ СОХРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ, ЕСЛИ ОНА НЕ ОБРАБОТАНА

Слайд 7Три стороны общения
7

Три стороны общения7

Слайд 8МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
8

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ8

Слайд 9РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
9

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ9

Слайд 10ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
10

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ10

Слайд 12«Ротационные (сменные) тройки»
12

«Ротационные (сменные) тройки»12

Слайд 13«Два – четыре - все вместе»
13

«Два – четыре - все вместе»13

Слайд 14«Карусель»

ЭФФЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ ОДНОВРЕМЕННОГО ВКЛЮЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ В АКТИВНУЮ РАБОТУ С РАВНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
В ОБЩЕНИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ:

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ КАКОЙ-НИБУДЬ ОСТРОЙ ПРОБЛЕМЫ С ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПОЗИЦИЙ;
ДЛЯ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЕ;
ДЛЯ ИНТЕНСИВНОЙ ПРОВЕРКИ ОБЪЕМА И ГЛУБИНЫ ЗНАНИЙ (НАПРИМЕР, ТЕРМИНОВ);
ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ АРГУМЕНТИРОВАТЬ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.

14

«Карусель»              ЭФФЕКТИВНЫЙ ВАРИАНТ ОДНОВРЕМЕННОГО

Слайд 15 Работа

в малых группах



ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОГДА, КОГДА НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ СЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА, КОГДА ЗАДАНИЕ ТРЕБУЕТ СОВМЕСТНОЙ, А НЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
УБЕДИТЕСЬ, ЧТО УЧЕНИКИ ВЛАДЕЮТ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
ОБЪЕДИНИТЕ УЧЕНИКОВ В ГРУППЫ. НАЧНИТЕ С ГРУПП, КОТОРЫЕ СОСТОЯТ ИЗ ТРЕХ УЧЕНИКОВ. ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОПТИМАЛЬНАЯ ГРАНИЦА.
УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО УЧАЩИЕСЯ СИДЯТ ПО КРУГУ — «ПЛЕЧО К ПЛЕЧУ, ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА». ВСЕ ЧЛЕНЫ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ХОРОШО ВИДЕТЬ ДРУГ ДРУГА.
СООБЩИТЕ (НАПОМНИТЕ) УЧЕНИКАМ О РОЛЯХ, КОТОРЫЕ ОНИ ДОЛЖНЫ РАСПРЕДЕЛИТЬ МЕЖДУ СОБОЙ И ВЫПОЛНЯТЬ: СПИКЕР, СЕКРЕТАРЬ, ПОСРЕДНИК, ДОКЛАДЧИК.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К ВОПРОСАМ ВНУТРИГРУППОВОГО УПРАВЛЕНИЯ. ДАЙТЕ КАЖДОЙ ГРУППЕ КОНКРЕТНОЕ ЗАДАНИЕ ИНСТРУКЦИЮ (ПРАВИЛА) ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
СЛЕДИТЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ. ДАЙТЕ ГРУППАМ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.
ПОДУМАЙТЕ О ТОМ, КАК ВАША ОЦЕНКА ВЛИЯЕТ НА РАБОТУ В МАЛЫХ ГРУППАХ. ОБЕСПЕЧЬТЕ НАГРАДЫ.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ К ПОВЫШЕННОМУ ШУМУ, ХАРАКТЕРНОМУ ДЛЯ МЕТОДА СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ГРУПП ОБОЙДИТЕ ИХ, ПРЕДЛАГАЯ ПОМОЩЬ.
СПРОСИТЕ УЧЕНИКОВ, БЫЛА ЛИ ПРОВЕДЕННАЯ РАБОТА ПОЛЕЗНОЙ И ЧЕМУ ОНИ НАУЧИЛИСЬ. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ РАБОТУ ГРУПП С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ УЧЕБНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

15

Работа в малых группах

Слайд 16Варианты работы в группах

«ДИАЛОГ»
СУТЬ – В СОВМЕСТНОМ ПОИСКЕ ГРУППАМИ

СОГЛАСОВАННОГО РЕШЕНИЯ. ЭТО НАХОДИТ ОТРАЖЕНИЕ В ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ТЕКСТЕ, СХЕМЕ И Т.П. ДИАЛОГ ИСКЛЮЧАЕТ ПРОТИВОСТОЯНИЕ, КРИТИКУ, ВСЕ ВНИМАНИЕ – СИЛЬНЫМ МОМЕНТАМ В ПОЗИЦИИ ДРУГИХ ГРУПП. КЛАСС ОБЪЕДИНЯЕТСЯ В 5 – 6 РАБОЧИХ ГРУПП И ГРУППУ ЭКСПЕРТОВ (СИЛЬНЫЕ УЧ-СЯ). РАБОЧИЕ ГРУППЫ ПОЛУЧАЮТ 5 – 10 МИНУТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. ГРУППА ЭКСПЕРТОВ СОСТАВЛЯЕТ СВОЙ ВАРИАНТ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. ПО ЗАВЕРШЕНИЮ РАБОТЫ СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОДНОМУ ИЗ ДОКЛАДЧИКОВ ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ. ЭКСПЕРТЫ ФИКСИРУЮТ ОБЩИЕ ВЗГЛЯДЫ, ПРЕДЛАГАЮТ ОБОБЩЕННЫЙ ОТВЕТ. ГРУППЫ ОБСУЖДАЮТ И ДОПОЛНЯЮТ ЕГО.

«СИНТЕЗ МЫСЛЕЙ»
ОЧЕНЬ ПОХОЖ ПО ЦЕЛИ И НАЧАЛЬНОЙ ФАЗЕ НА ПРЕДЫДУЩИЙ ВАРИАНТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ. НО ПОСЛЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ГРУППЫ И ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ УЧЕНИКИ ОДНОЙ ГРУППЫ ПЕРЕДАЮТ СВОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА НА ЛИСТКЕ ДРУГИМ ГРУППАМ, КОТОРЫЕ ДОПОЛНЯЮТ ЕГО, ПОДЧЕРКИВАЮТ ТО, С ЧЕМ НЕ СОГЛАШАЮТСЯ. ОТРАБОТАННЫЕ ТАКИМ ОБРАЗОМ ЛИСТЫ ПЕРЕДАЮТСЯ ЭКСПЕРТАМ, КОТОРЫЕ СОПОСТАВЛЯЮТ НАПИСАННОЕ С СОБСТВЕННЫМ ВАРИАНТОМ И ДЕЛАЮТ ОБЩИЙ ОТЧЁТ.

«СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ»
ОБЪЕДИНЕНИЕ В ГРУППЫ КАК И В “ДИАЛОГЕ”. НО ЗАДАНИЯ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ГРУППАМИ, РАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ОСВЕЩАЮТ ПРОБЛЕМУ С РАЗНЫХ СТОРОН. ПО ЗАВЕРШЕНИИ РАБОТЫ КАЖДАЯ ГРУППА ОТЧИТЫВАЕТСЯ И ЗАПИСЫВАЕТ НА ДОСКЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ РЕЦЕНЗИРУЕТСЯ И ДОПОЛНЯЕТСЯ ГРУППОЙ ЭКСПЕРТОВ.

16

Варианты работы в группах «ДИАЛОГ» СУТЬ – В СОВМЕСТНОМ ПОИСКЕ ГРУППАМИ СОГЛАСОВАННОГО РЕШЕНИЯ. ЭТО НАХОДИТ ОТРАЖЕНИЕ В

Слайд 17«Круг идей»
ЦЕЛЬ «КРУГА ИДЕЙ» –
РЕШЕНИЕ ОСТРЫХ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ВОПРОСОВ,
СОЗДАНИЕ СПИСКА ИДЕЙ

И
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВСЕХ УЧЕНИКОВ К
ОБСУЖДЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОГО ВОПРОСА.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ, КОГДА ВСЕ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНИТЬ ОДНО И ТО ЖЕ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ СОСТОИТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ВОПРОСОВ (ПОЗИЦИЙ), КОТОРЫЕ ГРУППЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ПО ОЧЕРЕДИ.

КОГДА МАЛЫЕ ГРУППЫ ЗАКАНЧИВАЮТ ЗАДАНИЯ И ГОТОВЫ ПОДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, КАЖДАЯ ИЗ НИХ ПО ОЧЕРЕДИ ОЗВУЧИВАЕТ ТОЛЬКО ОДИН АСПЕКТ ОБСУЖДАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.

ПРОДОЛЖАЯ ПО КРУГУ, УЧИТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ ВСЕ ГРУППЫ, ПОКА НЕ ИСЧЕРПАЮТСЯ ИДЕИ. ЭТО ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ КАЖДОЙ ГРУППЕ РАССКАЗАТЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ СВОЕЙ РАБОТЫ.

КАК ВАРИАНТ МОГУТ ПОДАВАТЬСЯ ПО КРУГУ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ЭТОТ МЕТОД ЭФФЕКТИВЕН ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ. ДЛЯ СОЗДАНИЯ СПИСКА МЫСЛЕЙ, ТОЧЕК ЗРЕНИЯ МОЖНО ПОПРОСИТЬ КАЖДОГО УЧЕНИКА ПО ОЧЕРЕДИ ПРЕДЛОЖИТЬ НАПИСАТЬ ОДНУ СВОЮ ИДЕЮ НА КАРТОЧКЕ БЕЗ ИМЕНИ ИЛИ ВЫСКАЗАТЬ ЕЕ.

УЧИТЕЛЬ СОБИРАЕТ ВСЕ КАРТОЧКИ И СОСТАВЛЯЕТ СПИСОК ИДЕЙ НА ДОСКЕ ИЛИ НАЧИНАЕТ ДИСКУССИЮ, ПОЛЬЗУЯСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ С КАРТОЧЕК.

17

«Круг идей»ЦЕЛЬ «КРУГА ИДЕЙ» – РЕШЕНИЕ ОСТРЫХ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ВОПРОСОВ,СОЗДАНИЕ СПИСКА ИДЕЙ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВСЕХ УЧЕНИКОВ К ОБСУЖДЕНИЮ

Слайд 18«Аквариум»

ЭФФЕКТИВЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДИСКУТИРОВАТЬ И АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЮ МЫСЛЬ. МОЖЕТ БЫТЬ

ИСПОЛЬЗВОВАН ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ УЧАЩИЕСЯ УЖЕ ХОРОШО ОСВОИЛИ НАВЫКИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

18

«Аквариум»ЭФФЕКТИВЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ ДИСКУТИРОВАТЬ И АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЮ МЫСЛЬ. МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗВОВАН ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ

Слайд 19 ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В ЭТУ ГРУППУ ПОМЕЩЕНЫ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ОДНОВРЕМЕННУЮ

СОВМЕСТНУЮ (ФРОНТАЛЬНУЮ) РАБОТУ ВСЕГО КЛАССА.

19

ТЕХНОЛОГИИ  КОЛЛЕКТИВНО-ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ЭТУ ГРУППУ ПОМЕЩЕНЫ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ОДНОВРЕМЕННУЮ СОВМЕСТНУЮ (ФРОНТАЛЬНУЮ)

Слайд 20«ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕМ КРУГУ»
ЭТО ОБЩЕИЗВЕСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ, КАК ПРАВИЛО, В

КОМБИНАЦИИ С ДРУГИМИ. ЦЕЛЬ – ВЫЯСНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКОВ К СЛОЖНЫМ ИЛИ ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ В УЧЕБНОМ МАТЕРИАЛЕ, МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

ЖЕЛАТЕЛЬНО РАСПОЛОЖИТЬ СТУЛЬЯ ИЛИ ПАРТЫ ПО КРУГУ. ВЕСЬ КЛАСС ОБСУЖДАЕТ ИДЕИ ИЛИ СОБЫТИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ КАКОЙ-ТО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМЫ. ОБСУЖДЕНИЕ СТРОИТСЯ ВОКРУГ ЗАПЛАНИРОВАННОЙ ИЛИ ИМПРОВИЗИРОВАННОЙ ТЕМЫ, КОТОРУЮ СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТНО ДЛЯ ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ ДО НАЧАЛА ОБСУЖДЕНИЯ. УЧЕНИКИ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ ПО ЖЕЛАНИЮ. ОБСУЖДЕНИЕ ДЛИТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЕСТЬ ЖЕЛАЮЩИЕ ВЫСКАЗАТЬСЯ. УЧИТЕЛЬ БЕРЕТ СЛОВО (ЕСЛИ СЧИТАЕТ НУЖНЫМ) В КОНЦЕ ОБСУЖДЕНИЯ. ОН МОЖЕТ ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ.

20

«ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕМ КРУГУ»ЭТО ОБЩЕИЗВЕСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ, КАК ПРАВИЛО, В КОМБИНАЦИИ С ДРУГИМИ.  ЦЕЛЬ –

Слайд 21«МИКРОФОН»
ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КАЖДОМУ СКАЗАТЬ ЧТО-ТО

БЫСТРО, НО ПО ОЧЕРЕДИ, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС ИЛИ ВЫСКАЗЫВАЯ СВОЮ МЫСЛЬ ИЛИ ПОЗИЦИЮ. ВРЕМЯ ОТВЕТА 0,5 – 1 МИНУТА.
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС КЛАССУ.

ПРЕДЛОЖИТЕ КЛАССУ КАКОЙ-НИБУДЬ ПРЕДМЕТ (РУЧКУ, КАРАНДАШ), КОТОРЫЙ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ РОЛЬ МИКРОФОНА. УЧЕНИКИ БУДУТ ПЕРЕДАВАТЬ ЕГО ДРУГ ДРУГУ.
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЙТЕ ТОЛЬКО ТОМУ, КТО ПОЛУЧИЛ “МИКРОФОН”.

ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ ГОВОРИТЬ КРАТКО И БЫСТРО (НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ 0,5–1 МИН.).

НЕ КОММЕНТИРУЙТЕ И НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ОТВЕТА.

21

«МИКРОФОН»      ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ КАЖДОМУ СКАЗАТЬ ЧТО-ТО БЫСТРО, НО ПО ОЧЕРЕДИ, ОТВЕЧАЯ НА

Слайд 22 «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

ЭТОТ ПРИЕМ ЧАСТО ОБЪЕДИНЯЕТСЯ С «МИКРОФОНОМ» И

ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ОБОСНОВАННО РАБОТАТЬ НАД ФОРМОЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ИДЕЙ, СРАВНИВАТЬ ИХ С ДРУГИМИ. РАБОТА ПО ТАКОЙ МЕТОДИКЕ ДАЕТ ПРИСУТСТ-ВУЮЩИМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОДОЛЕТЬ СТЕРЕОТИПЫ, СВОБОДНЕЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ТЕМАМ, ОТРАБАТЫВАТЬ УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ КОРОТКО, НО ПО СУТИ И УБЕДИТЕЛЬНО.
ОПРЕДЕЛИВ ТЕМУ, ПО КОТОРОЙ УЧЕНИКИ БУДУТ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ В КРУГЕ ИДЕЙ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЯ ВООБРАЖАЕМЫЙ МИКРОФОН, УЧИТЕЛЬ ФОРМУЛИРУЕТ НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРЕДЛАГАЕТ УЧЕНИКАМ ЗАКАНЧИВАТЬ ЕГО.

22

«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»ЭТОТ ПРИЕМ ЧАСТО ОБЪЕДИНЯЕТСЯ С «МИКРОФОНОМ» И ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ БОЛЕЕ ОБОСНОВАННО РАБОТАТЬ НАД

Слайд 23«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НЕСКОЛЬКИХ РЕШЕНИЙ КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ. ЦЕЛЬ – СОБРАТЬ

КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ИДЕЙ ОТ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ ЗА ОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ.


ПОСЛЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОБЛЕМЫ И ЧЕТКОГО ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА (ЕГО ЛУЧШЕ ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ) ПРЕДЛОЖИТЕ ВСЕМ ВЫСКАЗАТЬ ИДЕИ, КОММЕНТАРИИ, ПРИВЕСТИ ФРАЗЫ ИЛИ СЛОВА, СВЯЗАННЫЕ С ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ.
ЗАПИШИТЕ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ДОСКЕ.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТАКИЕ МОМЕНТЫ: ВО ВРЕМЯ «ВЫДВИЖЕНИЯ ИДЕЙ» НЕ ПРОПУСКАЙТЕ НИ ОДНОЙ. НЕОБХОДИМО ПООЩРЯТЬ ВСЕХ К ВЫДВИЖЕНИЮ КАК МОЖНО БОЛЬШЕГО КОЛИЧЕСТВА ИДЕЙ. КОЛИЧЕСТВО ИДЕЙ ПООЩРЯЕТСЯ.
ПОБУЖДАЙТЕ ВСЕХ УЧЕНИКОВ РАЗВИВАТЬ ИЛИ ИЗМЕНЯТЬ ИДЕИ ДРУГИХ.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБСУДИТЕ И ОЦЕНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ИДЕИ.

23

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НЕСКОЛЬКИХ РЕШЕНИЙ КОНКРЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ. ЦЕЛЬ – СОБРАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ИДЕЙ ОТ ВСЕХ

Слайд 24«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
ОБУЧАЯ – УЧУСЬ. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЛОКА ИНФОРМАЦИИ

ИЛИ ПОВТОРЕНИИ ВЫУЧЕННОГО.
ПОДГОТОВЬТЕ КАРТОЧКИ С ФАКТАМИ, КАСАЮЩИМИСЯ ТЕМЫ УРОКА, ПО ОДНОЙ НА КАЖДОГО УЧЕНИКА.
РАЗДАЙТЕ ПО ОДНОЙ КАРТОЧКЕ КАЖДОМУ.
В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ МИНУТ УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ ИНФОРМАЦИЮ НА КАРТОЧКАХ. ПРОВЕРЬТЕ, ПОНИМАЮТ ЛИ ОНИ ПРОЧИТАННОЕ.
ПРЕДЛОЖИТЕ ИМ ХОДИТЬ ПО КЛАССУ И ЗНАКОМИТЬ СО СВОЕЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОДНОКЛАССНИКОВ.
УЧЕНИК МОЖЕТ ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО С ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ЗАДАНИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ФАКТОМ И САМОМУ ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОТ ДРУГОГО УЧЕНИКА. В ТЕЧЕНИЕ ОТВЕДЕННОГО ВРЕМЕНИ НУЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩЕНИЕ КАЖДОГО УЧЕНИКА С МАКСИМАЛЬНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ДРУГИХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАК МОЖНО БОЛЕЕ ПОЛНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
ПОСЛЕ ТОГО КАК УЧЕНИКИ ЗАКОНЧАТ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ, ПРЕДЛОЖИТЕ ИМ ВОССОЗДАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ И ОБОБЩИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ИМИ ЗНАНИЯ. ОТВЕТЫ МОГУТ ЗАПИСЫВАТЬСЯ НА ДОСКЕ

24

«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»  ОБУЧАЯ – УЧУСЬ. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЛОКА ИНФОРМАЦИИ ИЛИ ПОВТОРЕНИИ ВЫУЧЕННОГО.ПОДГОТОВЬТЕ КАРТОЧКИ С ФАКТАМИ,

Слайд 25 «АЖУРНАЯ ПИЛКА» («МОЗАИКА», «ДЖИГ-СО»)

ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА

ИНФОРМАЦИИ ЗА КОРОТКИЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ. ЭФФЕКТИВНА, КОГДА НАЧАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОНЕСЕНА ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ОСНОВНОГО УРОКА ИЛИ ДОПОЛНЯЕТ ТАКОЙ УРОК.

ПОДБЕРИТЕ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ УРОКА, И ПОДГОТОВЬТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАКЕТ ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА (МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНИКА, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — ВЫРЕЗКИ ИЗ ГАЗЕТ, СТАТЬИ И Т.П.). КАЖДЫЙ УЧЕНИК ВОЙДЕТ В ДВЕ ГРУППЫ — «ДОМАШНЮЮ» И «ЭКСПЕРТНУЮ».
РАСПИШИТЕ УЧЕНИКОВ ПО «ДОМАШНИМ» ГРУППАМ ОТ 3 ДО 5 ЧЕЛОВЕК, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА УЧЕНИКОВ.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ ГРУПП — ОТРАБОТАТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ И УСВОИТЬ ЕЕ НА УРОВНЕ, ДОСТАТОЧНОМ ДЛЯ ОБМЕНА ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУГИМИ.
ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТЫ ДОМАШНИХ ГРУПП ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ РАЗОЙТИСЬ ПО ДРУГИМ ГРУППАМ, ГДЕ ОНИ СТАНУТ ЭКСПЕРТАМИ В ОТДЕЛЬНОЙ ТЕМЕ. В КАЖДОЙ ГРУППЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИЗ КАЖДОЙ «ДОМАШНЕЙ» ГРУППЫ

25

«АЖУРНАЯ ПИЛКА» («МОЗАИКА», «ДЖИГ-СО») ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ ДЛЯ УСВОЕНИЯ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ ЗА КОРОТКИЙ ПРОМЕЖУТОК

Слайд 26«АНАЛИЗ СИТУАЦИИ»
ПОДГОТОВЬТЕ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ, ДИЛЕММУ. СИТУАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДАНА ТАК, ЧТОБЫ

ПОДДЕРЖИВАЛСЯ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ СТОРОН. ДИЛЕММА СТАВИТ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ТРУДНЫМ ВЫБОРОМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ-ЗА КОНФЛИКТА ЦЕННОСТЕЙ.



В ДИЛЕММЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА: ОБЩИЙ КОНТЕКСТ ДИЛЕММЫ, ЗНАКОМСТВО С ВЫБОРОМ, ПРИМЕРЫ ОДИНАКОВО СИЛЬНЫХ АРГУМЕНТОВ «ЗА» И «ПРОТИВ» И
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЧЕТКОГО ВЫБОРА.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕЕ С УЧЕНИКАМИ, ПОЛЬЗУЯСЬ ТАКИМИ ВОПРОСАМИ:

ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ ПРОЧИТАТЬ ПОДГОТОВЛЕННУЮ СПОРНУЮ СИТУАЦИЮ, В КОТОРОЙ СОДЕРЖАТСЯ ФАКТЫ (АРГУМЕНТЫ) И МНЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ ДВЕ ПОЗИЦИИ: ДА / НЕТ.

26

«АНАЛИЗ СИТУАЦИИ»ПОДГОТОВЬТЕ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ, ДИЛЕММУ. СИТУАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДАНА ТАК, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАЛСЯ БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ СТОРОН. ДИЛЕММА СТАВИТ

Слайд 27«РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ»


ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:
ВЫЯСНИТЕ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ ВАЖНОСТЬ.
ОБДУМАЙТЕ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ.
ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КАЖДОГО ВАРИАНТА.
ВЫБЕРИТЕ ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ, КОТОРЫЙ КАЖЕТСЯ ВАМ ОПТИМАЛЬНЫМ.
ЕСЛИ ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ОКАЗАЛСЯ НЕЭФФЕКТИВНЫМ, ПОПРОБУЙТЕ ДРУГОЙ И НАЧНИТЕ ВСЕ СНАЧАЛА.



ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ – НАУЧИТЬ
УЧАЩИХСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ И
ПРИНИМАТЬ
КОЛЛЕКТИВНОЕ
РЕШЕНИЕ.

27

«РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ»ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:ВЫЯСНИТЕ СУТЬ ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ ВАЖНОСТЬ.ОБДУМАЙТЕ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ.ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КАЖДОГО ВАРИАНТА.ВЫБЕРИТЕ

Слайд 28

«Дерево идей»

ВАРИАНТ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ МЕХАНИЗМЫ ПРИНЯТИЯ СЛОЖНЫХ РЕШЕНИЙ

ВЫБЕРИТЕ ПРОБЛЕМУ, ДИЛЕММУ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЮТ ОДНОЗНАЧНОГО РЕШЕНИЯ. ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ИЗЛОЖЕНА В ФОРМЕ ИСТОРИИ, СУДОВОГО ДЕЛА, ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, ЭПИЗОДА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ НЕОБХОДИМУЮ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ.
ПОДГОТОВЬТЕ НА ДОСКЕ ИЛИ РАЗДАЙТЕ УЧЕНИКАМ ОБРАЗЕЦ «ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ».
СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ ДЛЯ РЕШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ ЕЕ СУТЬ И ЗАПИШИТЕ НА ДОСКЕ, ЗАПОЛНЯЯ СХЕМУ.
ДАЙТЕ НЕОБХОДИМУЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОБЛЕМЕ (ИЛИ ВРЕМЯ ДЛЯ ЕЕ ОБЗОРА, ЕСЛИ ЭТО БЫЛО ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ).

28


Слайд 29 Технологии ситуативного моделирования

«Симуляции или имитационные игры»


ВЫБЕРИТЕ ЯВЛЕНИЕ, ТЕМУ ДЛЯ ИМИТАЦИИ, СИМУЛЯЦИИ.
СПЛАНИРУЙТЕ ВСЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИМИТАЦИИ (СИМУЛЯЦИИ), ПРОДУМАЙТЕ УЧАСТИЕ В НЕЙ ВСЕГО КЛАССА.
ПРЕДОСТАВЬТЕ УЧЕНИКАМ ДОСТАТОЧНО ИНФОРМАЦИИ, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ УВЕРЕННО ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И, ОДНОВРЕМЕННО, УЧИТЬСЯ.
ПЕРЕД ИМИТАЦИЕЙ (СИМУЛЯЦИЕЙ), СДЕЛАЙТЕ КОРОТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ.
ПРОДУМАЙТЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

29

Технологии ситуативного   моделирования     «Симуляции или имитационные игры»

Слайд 30РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ ПО РОЛЯМ («РОЛЕВАЯ ИГРА», «ПРОИГРЫВАНИЕ СЦЕНКИ», «ДРАМАТИЗАЦИЯ»)
30

РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИИ ПО РОЛЯМ  («РОЛЕВАЯ ИГРА», «ПРОИГРЫВАНИЕ СЦЕНКИ», «ДРАМАТИЗАЦИЯ»)30

Слайд 31 ТЕХНОЛОГИИ ОТРАБОТКИ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ метод «Пресс»
РАЗДАЙТЕ МАТЕРИАЛЫ, В КОТОРЫХ ОТМЕЧЕНЫ ЧЕТЫРЕ ЭТАПА

МЕТОДА ПРЕСС.
ОБЪЯСНИТЕ ПРИЧИНУ ПОЯВЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО МНЕНИЯ, НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЮТСЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, НАЧИНАЯ СО СЛОВ ПОТОМУ ЧТО. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ В ПОДДЕРЖКУ ВАШЕЙ ПОЗИЦИИ, НАЗОВИТЕ ФАКТЫ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИЕ ВАШИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ, ОБЪЯСНИТЕ ВАШУ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, НАЧИНАЯ СЛОВАМИ Я СЧИТАЮ, ЧТО. ОБОБЩИТЕ СВОИ МЫСЛИ, СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД, ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА: ИТАК, ТАКИМ ОБРАЗОМ.
ОБЪЯСНИТЕ МЕХАНИЗМ ЭТАПОВ ПРЕСС-МЕТОДА И ДАЙТЕ ОТВЕТ НА ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ.
ПРЕДЛОЖИТЕ ЖЕЛАЮЩИМ ПОПРОБОВАТЬ ПРИМЕНИТЬ ЭТОТ МЕТОД К КАКОЙ-НИБУДЬ ПРОБЛЕМЕ НА ИХ ВЫБОР. ПРОВЕРЬТЕ, ПОНИМАЮТ ЛИ УЧЕНИКИ МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА.
КОГДА ФОРМУЛА БУДЕТ ПОНЯТНА ВСЕМ, ПРЕДЛОЖИТЕ ИМ ПОПРОБОВАТЬ САМИМ. ПРИМЕНЯЙ-ТЕ МЕТОД «ПРЕСС» НА ВСЕХ УРОКАХ, ГДЕ НУЖНА АРГУМЕНТАЦИЯ УЧЕНИКАМИ СВОЕГО МНЕНИЯ.

31

ТЕХНОЛОГИИ ОТРАБОТКИ ДИСКУССИОННЫХ  ВОПРОСОВ метод «Пресс»РАЗДАЙТЕ МАТЕРИАЛЫ, В КОТОРЫХ ОТМЕЧЕНЫ ЧЕТЫРЕ ЭТАПА МЕТОДА ПРЕСС.ОБЪЯСНИТЕ ПРИЧИНУ

Слайд 32«Займи позицию»
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НАЧАЛЕ УРОКА ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ РАЗНООБРАЗИЯ ВЗГЛЯДОВ

НА ИЗУЧАЕМУЮ ПРОБЛЕМУ ИЛИ ПОСЛЕ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕНИКАМИ ОПРЕДЕ-ЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ И ОСОЗНАНИЯ ИМИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПОЗИЦИЙ ПО ПОВОДУ ЕЕ РЕШЕНИЯ.

ВЫВЕСИТЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ И ОБСУДИТЕ ИХ.

ПРЕДЛОЖИТЕ УЧЕНИКАМ ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС И ПОПРОСИТЕ ИХ ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ.

ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКИХ УЧАСТНИКОВ И ПОПРОСИТЕ ИХ ОБОСНОВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ИЛИ ПРЕДЛОЖИТЕ ВСЕМ,
КТО РАЗДЕЛЯЕТ ТУ ЖЕ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, ОБСУДИТЬ ЕЕ И ВЫРАБОТАТЬ ОБЩИЕ АРГУМЕНТЫ В ЕЕ ЗАЩИТУ.
ПОПРОСИТЕ УЧАСТНИКОВ НАЗВАТЬ НАИБОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ В ЗАЩИТУ СВОЕЙ И
ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ СТОРОНЫ

РАЗМЕСТИТЕ ПЛАКАТЫ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ КОНЦАХ КОМНАТЫ. НА ОДНОМ ИЗ НИХ НАПИСАНО
«СОГЛАСЕН (СОГЛАСНА)», НА ДРУГОМ — «НЕ СОГЛАСЕН (НЕ СОГЛАСНА)».

32

«Займи позицию» МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НАЧАЛЕ УРОКА ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ РАЗНООБРАЗИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ИЗУЧАЕМУЮ ПРОБЛЕМУ ИЛИ ПОСЛЕ ОВЛАДЕНИЯ

Слайд 33 «Смени позицию»
ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ ПОДОБНА ТЕХНОЛОГИИ «ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ». ОНА

ТОЖЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ
ОБСУДИТЬ ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ С УЧАСТИЕМ ВСЕХ УЧЕНИКОВ. МЕТОД ПОЗВОЛЯЕТ
ПРИНЯТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ АРГУМЕНТАЦИИ,
АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

ОБЪЕДИНИТЕ УЧЕНИКОВ В ПАРЫ, А ПОТОМ – В ЧЕТВЕРКИ (
НАПРИМЕР, ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ ПАРТА, ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ).
ДАЙТЕ ЗАДАНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЬ ПОЗИЦИЮ ПО ПРОБЛЕМЕ
(«ДА» ИЛИ «НЕТ»)МЕЖДУ ПАРАМИ ИЛИ САМИ СДЕЛАЙТЕ
ЭТО. ОДНА ПАРА В ЧЕТВЕРКЕ ДОЛЖНА ОБОСНОВАТЬ ОДНУ
ПОЗИЦИЮ, ДРУГАЯ – ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ.

ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО В ЧЕТВЕРКАХ ПАРА МОЖЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ
ПАРТНЕРАМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. КАЖДЫЙ УЧЕНИК ДОЛ
ЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОЮ ПОЛОВИНУ ПРЕЗЕНТАЦИИ
(НАПРИМЕР, ОБОСНОВАТЬ ПОЛОВИНУ АРГУМЕНТОВ).
ЧЕТКО ОГЛАСИТЕ ХРОНОМЕТРАЖ: СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ
ОТВОДИТСЯ НА ПОДГОТОВКУ И НА САМУ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

ДАТЬ ЗАДАНИЕ ПАРАМ ПОМЕНЯТЬСЯ ПОЗИЦИЯМИ И
СНОВА ПОВТОРИТЬ ВСЕ СНАЧАЛА.
ДАЙТЕ ЗАДАНИЕ ВСЕЙ ЧЕТВЕРКЕ СВОБОДНО ОБСУДИТЬ
ТЕМУ.

ПРИ НАЛИЧИИ ВРЕМЕНИ МОЖНО ПРОВЕСТИ ОБЩУЮ
ДИСКУССИЮ, НАПРИМЕР ИСПОЛЬЗУЯ ТЕХНОЛОГИЮ
«КАРУСЕЛЬ».
ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ ДИСКУССИИ СО ВСЕМ КЛАССОМ.

ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЬТЕСЬ К ОБСУЖДЕНИЮ.
ПОСТАВЬТЕ ВСЕМУ КЛАССУ ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС.

33

«Смени позицию»ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ ПОДОБНА ТЕХНОЛОГИИ «ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ». ОНА ТОЖЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБСУДИТЬ ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Слайд 34«ДИСКУССИЯ»
ЭТО ШИРОКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ КАКОГО-НИБУДЬ СПОРНОГО ВОПРОСА. ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ СПОСОБОМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕ-НИЯ УЧЕНИКОВ, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ, ФОРМИРУЕТ НАВЫКИ АРГУМЕНТАЦИИ И ОТСТАИВАНИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСКУССИИ
СОСТАВЬТЕ ПЛАН ДИСКУССИИ, ПО КОТОРОМУ УЧЕНИКИ МОГУТ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОБСУЖДЕНИЮ: ПОРАБОТАТЬ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОДГОТОВИТЬ ЗАПИСИ.
ПОДГОТОВЬТЕ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ БУДУТ ПРОЧИТАТЬ ДОМА. ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ В НЕМ БЫЛИ ИЗЛОЖЕНЫ ВСЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.
СОСТАВЬТЕ СПИСОК ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАПРАВИТЬ ОБСУЖДЕНИЕ И ПРИВЛЕКУТ ВНИМАНИЕ КЛАССА К ПРОБЛЕМЕ.
ВЫБЕРИТЕ ТЕМУ ДЛЯ ДИСКУССИИ. ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНА ПРОБЛЕМНО.

ХОД ДИСКУССИИ
ПОВТОРИТЕ С УЧЕНИКАМИ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ДИСКУССИИ.
АКТИВНО ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЖЕСТАМИ И МИМИКОЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ХОД ДИСКУССИИ.
ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ УЧЕНИКОВ, СЛЕДИТЕ ЗА ХОДОМ ОБСУЖДЕНИЯ, НАСТРОЕНИЕМ, НЕ ДАВАЙТЕ ОТКЛОНЯТЬСЯ ОТ ТЕМИ.
СМЕНИТЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ ОБСУЖДАЮТСЯ, ИЛИ ПРИМЕНИТЕ ДРУГОЙ ПРИЕМ ОЖИВЛЕНИЯ ДИСКУССИИ, ЕСЛИ ОНА ПРЕКРАЩАЕТСЯ.
ЧТОБЫ ЗАВЕРШИТЬ ОБСУЖДЕНИЕ, СПРОСИТЕ, НАПРИМЕР: « НЕ ХОЧЕТ ЛИ КТО-НИБУДЬ ЧТО-ТО ДОБАВИТЬ В ЗАВЕРШЕНИЕ?»
ВЫДЕЛИТЕ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ДИСКУССИИ И ПОПРОСИТЕ УЧЕНИКОВ ПОДВЕСТИ ИТОГИ.

34

«ДИСКУССИЯ»ЭТО ШИРОКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ КАКОГО-НИБУДЬ СПОРНОГО ВОПРОСА. ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ СПОСОБОМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕ-НИЯ

Слайд 35

«ДЕБАТЫ»

ПОДГОТОВКА
СООБЩИТЕ УЧЕНИКАМ ТЕМУ ДЕБАТОВ.
ОБЪЕДИНИТЕ УЧЕНИКОВ В ГРУППЫ (ДВЕ ИЛИ ТРИ ПОЗИЦИИ). МОЖНО ПРИДУМАТЬ РОЛИ ДЛЯ ГРУПП (УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛИ, КРЕСТЬЯНЕ).
ПОДГОТОВЬТЕ И РАЗДАЙТЕ ИЛИ ОБЪЯСНИТЕ, ГДЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ПО ТЕМЕ ДЕБАТОВ. УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬСЯ ЗАРАНЕЕ.
ПОДГОТОВЬТЕ АУДИТОРИЮ.

ХОД ДЕБАТОВ
ЕЩЕ РАЗ ОГЛАСИТЕ ТЕМУ ДЕБАТОВ И ОТРЕКОМЕНДУЙТЕ ГРУППЫ.
НАПОМНИТЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВРЕМЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ. НАПРИМЕР, НА ПОДГОТОВКУ В ГРУППАХ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 15 МИН., НА ВЫСТУПЛЕНИЕ КАЖДОЙ ГРУППЫ – 10 МИН. (МОЖЕТ БЫТЬ ТРИ ВЫСТУПЛЕНИЯ: ОБОСНОВАНИЕ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ И ДВА ОТВЕТА НА ВЫСТУПЛЕНИЯ И ВОПРОСЫ ДРУГИХ ГРУПП), НА ОБЩУЮ ДИСКУССИЮ – 15 МИН.
ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ ГРУППА ДОЛЖНА РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ, ПОДУМАТЬ, КАК ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОТВЕДЕННОЕ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ВРЕМЯ, ПОДГОТОВИТЬ ВОПРОСЫ ДЛЯ ДРУГИХ ГРУПП.
ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ДЕБАТОВ МОЖНО ПРИГЛАСИТЬ СУДЕЙ.
УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СТРОГО СЛЕДИТЬ ЗА РЕГЛАМЕНТОМ.
ПОДВЕДИТЕ ИТОГИ, А ЕСЛИ БЫЛИ СУДЬИ – ДАЙТЕ ИМ СЛОВО.

35

«ДЕБАТЫ»ПОДГОТОВКАСООБЩИТЕ УЧЕНИКАМ ТЕМУ ДЕБАТОВ.ОБЪЕДИНИТЕ

Слайд 36 Игра «Интервью-знакомство» на одном из первых уроков

в 5 классе



Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу)

36

Игра «Интервью-знакомство»  на одном из первых уроков в 5 классе Каждый учащийся

Слайд 37 Структура интерактивного урока литературы

Первый этап. Мотивация.
Второй этап. Объявление темы, сообщение

ожидаемых учебных результатов.
Третий этап. Предоставление необходимой информации.
Четвертый этап урока литературы. Интерактивное упражнение (центральная часть занятия).
Пятый этап. Подведение итогов, оценивание результатов урока.

37

Структура интерактивного урока литературы    Первый этап. Мотивация. Второй этап. Объявление темы, сообщение ожидаемых учебных

Слайд 38 Урок литературы в 8 классе. Тема урока: Омар Хайям. Рубаи.
Мотивация

учебной деятельности с помощью беседы.
Используя плакаты с высказываниями, ученики отвечают на вопросы.
- В чем величие человека, что объединяет людей, изучающих разные науки? (Что же и составляет величие человека, как не мысль!» - говорил А.С.Пушкин.)
- Как, с помощью чего выражается мысль в математике, литературе? (Гумилев утверждал: «Все оттенки смысла умное число передает», «Слово - это Бог»)
- Чем привлекает процесс мышления в науке и в искусстве? (Блок писал: «Мы любим все: и жар холодных чисел, и дар божественных видений»)
- Надо ли человеку учиться мыслить и зачем? (Алмазу нужна шлифовка, человеку - образование», - гласит персидская пословица)
Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим об одном из величайших мыслителей ХI века - Омаре Хайяме.

38

Урок литературы в 8 классе.   Тема урока: Омар Хайям. Рубаи. Мотивация учебной деятельности с

Слайд 39 Урок литературы в 8 классе. Тема: В. Шекспир «Ромео и Джульетта».

Сегодняшний урок научит нас:
характеризовать персонажей и определять свое отношение к ним;
объяснить, почему большая любовь была обречена на гибель;
раскрывать главную тему трагедии;
определять характерные черты ренессансного произведения.

39

Урок литературы в 8 классе.   Тема: В. Шекспир  «Ромео и Джульетта».

Слайд 40Урок литературы в 7 классе. Тема: Н.В.Гоголь «Тарас

Бульба». Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Групповая работа.
Первая группа находит общее в Остапе и Андрие.
Вторая группа находит различие в характерах братьев.
Третьей группе предлагается проанализировать поступки героев.
Устные ответы спикеров групп систематизирует и записывает творческая группа в виде плана.
По составленному плану представители групп рассказывают о сыновьях Бульбы. Учитель помогает ученикам делать переход от одного пункта плана к другому.
В заключении предлагается интерактивное упражнение «Пласт».
Вопрос: Существует ли проблема долга сегодня? Насколько она актуальна?
Ученики отвечают на поставленный вопрос по данному началу:
1. Я думаю…
2. Потому что…
3. Например…
4. Следовательно…

40

Урок литературы в 7 классе.      Тема: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».   Сравнительная характеристика

Слайд 41Подведение итогов, оценивание результатов урока.

Цель - рефлексия - самоанализ, самооценивание объема материала,

выполненного на уроке.
Следует возвратиться к ожидаемым результатам, объявленным в начале урока. Для подведения итогов можно поставить ученикам такие вопросы:
- что вы узнали нового на уроке?
- Какие приобрели навыки?
- Может ли это быть полезным в жизни?
- Что понравилась на уроке?
На этот этап следует отвести до 20% урока.

41

Подведение итогов, оценивание результатов урока.Цель - рефлексия - самоанализ, самооценивание объема материала, выполненного на уроке. Следует возвратиться к

Слайд 42

Мультфильм «Киви»


Интерактивное творчество учителя безгранично. Нам приходится учиться новому, переучиваться и разучиваться, главное умело направить наши силы для достижения поставленных учебных целей.
Если есть цель, значит вырастут и крылья!

42

Мультфильм «Киви»Интерактивное творчество учителя безгранично.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть