Слайд 1«информация, информационные процессы и текст»
Интегрированный урок русского языка и информатики
Слайд 2Цели урока:
1. обобщить и закрепить знания о тексте как единице языка;
2.
постепенно готовить учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку.
3. способствовать формированию понятия об информационной деятельности человека;
4. обобщить и закрепить знания учащихся об информационных процессах;
5. совершенствовать умения и навыки по теме «Комплексный анализ текста».
Слайд 3Чтобы справиться с такой лавиной информации, недостаточно возможностей человеческого организма.
Сформировались новые
научные дисциплины – информатика, кибернетика, бионика, робототехника и др., имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.
Слайд 4Что такое информация?
Термин «информация» произошёл от латинского слова «informetio», означающее разъяснение,
изложение, осведомлённость. В обычной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.
Слайд 5Что такое информационные процессы?
Процессы, связанные с изменением информации или действиями с
использованием информации, называют информационными процессами.
Слайд 6Назовите основные виды информационных процессов
1. Обработка информации;
2. Хранение информации;
3. Передача информации
Слайд 7Что такое информационная деятельность человека?
Деятельность человека, связанную с процессом сбора, представления,
обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Слайд 8Что мы понимаем под обработкой информации?
Обработка (преобразование) информации – это целенаправленный
процесс изменения содержания и формы представления информации. Обработка информации производится каким-то субъектом или объектом (например, человеком или компьютером) в соответствии с определенными правилами. Его называют исполнителем обработки информации. Информация, которая подвергается обработке, представляется в виде исходных данных.
Слайд 9Модель обработки информации
Исполнитель
Исходные данные
Правила обработки
Результат
Слайд 10Что мы понимаем под хранением информации?
Сохранить информацию – это значит тем
или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
Слайд 11Хранение информации всегда связано с её носителем:
Бумага - основной носитель, так
как обладает свойствами дешевизна, прочность, долговечность, удобство нанесения знаков;
Электронные носители (получили широкое распространение в наши дни);
Человеческая память - важное хранилище информации. Основное свойство человеческой памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, то информация быстро забывается.
Слайд 12Информацию можно передавать от источника к приёмнику по каналу связи.
Источник
Канал связи
Приемник
Слайд 13Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети.
Помехи
Защита от помех
Приемник
Декодирующее устройство
Источник
Кодирующее устройство
Слайд 14Дайте определение: что такое текст?
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь,
сочетание») — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов
Слайд 15Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
А. Только при сопоставлении правды и
поэтического вымысла поэта мы узнаем, как философствовал он над своей жизнью.
Б. Мы получаем возможность проникать в духовную жизнь А.С. Пушкина, вскрывая психологические ходы в его творчестве, умея отделить в нем «правду» от «вымысла», вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии.
В. Постигая авторские зашифровки, мы обретаем неизъяснимую радость.
Г. Потому-то биография Пушкина всегда привлекала внимание исследователей, что они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества.
Д. …
Слайд 161.В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст
1) Б, Г, А, В
2) В, Г, Б, А
3) Б, А, В, Г
4) В, Б, А, Г
Слайд 172. Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска
1) Философская лирика
занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина.
2) Для нас открывается новая истина, такая простая и вместе с тем такая сложная.
3) Эта радость – возможность слышать его суд над собой и миром.
4) На все благородное Пушкин дал благородный отзвук.
Слайд 183. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном
из предложений
1) узнаем
2) получаем возможность
3) умея отделять
4) жизнь преломляется
Слайд 194. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным предложением, начертите в тетради
его схему.
1) А 2) В 3) Б 4) Г
Слайд 20Комплексный анализ текста
(1) С именем Пушкина связывается представление о рубеже
в истории развития русского литературного языка.
(2) И в самом деле, трудно понять одну сторону итогов деятельности Пушкина, не считаясь с другой.
(3) Характерно, что в юбилей 1937 года родилось определение исторической роли Пушкина, отразившееся на направление изучения его творчества: «Пушкин – создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы».
(4) В этой формуле объединены две стороны творчества Пушкина: он выступает одновременно и как деятель литературы, и как преобразователь литературного языка, причём обе стороны его творческой деятельности воспринимаются в неразрывном единстве.
1. Озаглавьте текст
2. Доказать, что это текст
3. Тема текста –
4. Идея текста –
5. Тип речи –
6. Стиль речи –
7. Найти изобразительные средства языка:
Слайд 218. Какое утверждение противоречит содержанию текста? (подчеркнуть)
Пушкин – преобразователь русского литературного
языка.
Пушкин – родоначальник новой русской литературы.
Историческая роль Пушкина определяется только тем, что он сделал как поэт.
Изучать творчество Пушкина – это значит исследовать все стороны его деятельности.
Слайд 229. Укажите словосочетание, в котом есть управление (выделить цветом)
литературный язык;
одновременно выступает;
неразрывное
единство;
деятель литературы.
Слайд 23Домашнее задание
. Я предлагаю вам написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из
тем:
Но представить текст нужно в электронном варианте, согласно тем форматам, которые задала вам Людмила Васильевна (учитель информатики). Когда вы сдадите работу, то получите оценку по русскому языку – за сочинение, по информатике – за работу по редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе.