Слайд 1Тематический блок
«Природа и человек»
Сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ-2017
Слайд 2Блок «Природа и человек»
Презентация
по русскому языку
учителя
Репиной
Екатерины Кирилловны
( Москва, 2016 год)
Слайд 3Подготовка к сочинению-рассуждению
Можно рекомендовать учителю несколько этапов подготовки:
1)Учитель читает первую
лекцию- «Природа в изображении русских поэтов». Список произведений. Презентация-2 часа.
2) Учитель читает вторую лекцию- «Природа в русской прозе». Список произведений.Презентация-2 часа.
3)Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения (работа в группах, анализ сочинений)-2 часа.
4) Контрольный урок по написанию сочинения. Работа над ошибками сочинений-2часа.
5)Критерии оценивания написанных сочинений (работа в группах).Урок –практикум-2часа.
6) Индивидуальная работа с учащимися, нуждающимися в помощи учителя. Продуманная система работы даёт высокий результат и мотивирует каждого учащегося.
Слайд 4Воздействие природы на человека
А. С. Пушкин. «Деревня»
Приют спокойствия, трудов и
вдохновения
Слайд 5А.С. Пушкин. «Зимнее утро»
Вместе с поэтом мы попадаем в чудесный мир
сказки!
Мороз и солнце. День чудесный!
Слайд 6Рабочие материалы к сочинению
«Мороз и солнце»…Эти два январских слова будто выведены
самой природой, они навсегда спаяны в пушкинских стихах. Да и естественно ладить морозу с солнцем: ежели воевода-мороз ударил ледяной палицей, солнце тут как тут- смотрится с расчищенного небосвода…Звонкий январский день-это когда во всю ширь льётся прямое солнечное сияние, когда роскошной
ризой светятся снега.
(А. Стрижев)
Слайд 7Воздействие природы на человека
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива»
Слайд 8Воздействие природы на человека
М. Ю. Лермонтов. «Родина»
Слайд 9Природа в поэме
М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Слайд 10Духовная связь человека и природы
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая
нива» является не единственным произведением, в котором душа лирического героя тесна связана с природой.
В стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева «Тучи сизые смесились» лирический герой заявляет о том, что во время невыразимой тоски он ощущает себя частью вечности. Герой призывает на помощь природу. Он просит «тихий» и «сонный» сумрак помочь его сердцу, успокоить его душу, утишить думы, прекратить все переживания. В этом и заключатся чудодейственная сила природы.
Это и есть настоящая духовная связь природы и человека!
Природа помогает нам, укрепляет дух человеческий!
Слайд 11Духовная связь человека и природы
В стихотворении «Учись у них-у дуба, у
берёзы» А.А. Фет показывает, какова природа переживаний лирического героя, философски ставит вопрос
« умеет ли человек с достоинством переживать страдания».
Поэт исследует проблему внутренней связи мира человека и мира природы, размышляет над вечными проблемами бытия.
В чём смысл человеческой жизни?
Что таит в себе природа?
Какое место занимает она в человеческой жизни?
Все эти вопросы волнуют
Афанасия Афанасьевиа Фета.
Слайд 12Рабочие материалы к сочинению
«Как дрогнет сердце натуралиста, как отзовётся терпкой болью
воспоминаний, когда сорвёшь стебелёк душицы!» (А. Стрижев)
Слайд 13Духовная связь человека и природы
Я так люблю осенний лес
Над ним сияние
небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный жёлтый лист,
Иль в дождевой весёлый свист,
Но, превратившись,возвродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать:- Я был в лесу листом!
Сказать:- Я был в лесу дождём! Поверьте мне: я чист душою…
Николай Рубцов
Природа помогает душе человека быть чистой. У лирического героя духовная связь с природой.
Слайд 14М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
Величественная природа Кавказа, поразившая Мцыри, не безмолствует: то
слышен звук горного потока, то шелест листьев, то раздаётся крик шакала, то разносится пение птиц. Пейзаж в поэме-это конкретная картина мира, в котором разворачивается действие.
Мцыри наслаждается прелестью летнего утра,
Слайд 15М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»
Герой видит прозрачное голубое небо Грузии. Мцыри умеет воспринимать
природу, это говорит о его душевной широте.
Эмоциональность образов усиливается с помощью сравнений: «хребты, причудливые, как мечты», деревья, «шумящие толпой, как травы в пляске круговой», « стройна, как тополь», «горящих, как алмаз». Мцыри увидел многообразие южной природы, испытал радость общения с ней. Мир прекрасен!
Слайд 16Словарь словосочетаний к блоку
«Природа и человек»
Природа живая, мёртвая, неизведанная, неисследованная,
северная, южная,
величественная.
Суровая, девственная, окружающая, родная, скрытая, тайная, неизвестная.
Силы, законы, изучение, богатства, ресурсы, красота, покорение, преобразование, влияние, охрана, изучение, исследование, познание природы.
Слайд 17 Проблемы к текстам
на тему«Природа и человек»
Человек и природа.
Восприятие
окружающего мира.
Отношение к природе.
Природа-храм или мастерская?
Изучение и охрана природы.
Равнодушное отношение к природе.
Потребительское отношение к природе.
Слайд 18Словарь словосочетаний
Изучать, познавать; любить, изменять, преобразовывать, переделывать, покорять; охранять, раскрыть, исследовать…природу.
В природе существует…
К природе относиться…
На природу влиять, воздействовать…
Слайд 19Тезисы к текстам
Человек и природа-единое целое. Все мы-порождение природы, её часть.
Окружающая
природа может изменить человека, сделать его счастливым.
Необходимо бережно относиться к природе.
Природа для человека одновременно и храм, и мастерская.
Слайд 20Тезисы к текстам
Изучение природы приучает подчиняться её законам.
Человек, равнодушный к
природе,
обкрадывает, обедняет себя.
Насилие над природой вызывает возмущение стихийны сил.
Слайд 21Афоризмы и высказывания
о природе
«Человек должен уметь ценить природу…Относиться как к
равному – разумно и вдохновенно»
(Чингиз Айтматов).
Слайд 22Ключевые слова к блоку «Природа и человек»
Вселенная, законы, изучение, богатство, восхищение,
естественный, растительный, животный, родная, исследования, охранять, любить, исследовать, познавать, объяснять.
Слайд 23Роль природы в жизни человека
Василий Макарович Шукшин.
«Солнце, старик и девушка»
Слайд 24Рабочие матераилы к сочинению
«Загорелась листва на берёзах» (А. Жигулин)
Слайд 25Рабчие материалы к сочинению
«Трудно сказать, откуда в курских садах появилась «соловьиная
школа». Т
Слайд 26Рабочие материалы к сочинению
Разве можно оставаться равнодушным, когда поют
соловьи, особенно
курские!
Их пение восхищает, завораживает нас, словно
прекрасная музыка! Соловьиные трели-это что-то
необъяснимое в природе! А сколько рассказов о пении
этих соловьёв можно услышать от тех, кто слушал это
удивительное пение и наслаждался таким великолепным
хором!
Слайд 27В. П. Астафьев.
«Зачем я убил коростеля?»
«Птица коростель считается
священной во
французском городе,
и если бы я жил
там в давние годы, меня
приговорили бы к
смерти».
Слайд 28Пренебрежительное отношение
к природе
Борис Львович Васильев.
«Не стреляйте в белых лебедей».
Б . Л. Васильев . «Не стреляйте в белых лебедей»
Слайд 29Тематический блок
«Природа и человек».Аргументы. Поэзия.
А.С. Пушкин. «Деревня». «Зимнее утро». «Зимний
вечер». «Осень»
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». « Родина». «Мцыри»
И. А. Бунин.
«Лес точно терем расписной»
Ф.И. Тютчев. «Умом Россию не понять»
Афанасий Фет. «Учись у них-у дуба, у берёзы»
Сергей Есенин
(стихи по выбору учителя и учащихся)
Слайд 30Роль природы в жизни человека
Юрий Васильевич Буйда. « О реках, деревьях
и звёздах»
Слайд 31Проблема
воздействия природы на человека.
Аргументы.
В.Н.Крупин. «Сбрось мешок»
М.М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Б.Ямпольский «Тополь»
Л.Н.Толстой. «Война
и мир»
В.М.Шукшин . «Солнце, старик и девушка»
О. Генри. «Последний лист»
Ю. В. Буйда.
« О реках, деревьях и звёздах»
Ч. Айтматов. «Материнское поле». «Плаха»
В. Астафьев «Царь-рыба»
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»
А. П .Чехов. «Вишнёвый сад»
Слайд 32В.Н.Крупин. Рассказ «Сбрось мешок»
Этот рассказ о людях, всегда умеющих замечать красоту
природы и умеющих ценить её. Если бы не отец, то девочка не научилась бы замечать красоту природы, не передала бы это умение своей дочери и внучке. В чём смысл названия рассказа? Что хотел сказать нам автор? В.Н. Крупин призывает нас учиться видеть красоту природы, говорит о том, что это делает человека счастливым, даёт ему возможность подняться над обыденным. В этом рассказе заложена глубокая философия. Мешок забот и тягот, лежащий на плечах человека, прижимает его к земле, лишает одухотворённости, чувства полёта. «Сбрось мешок!»-это значит поднимись выше обыденности, по-новому посмотри на окружающий тебя мир.
Слайд 33Проблема воздействия
природы на человека
Умение видеть красоту природы делает человека счастливым.
Слайд 34Чингиз Айтматов
«Материнское поле»
Слайд 35Чингиз Айтматов. «Материнское поле»
Героиня повести-Толгонай, мать троих сыновей, которые погибли во
время войны.Толгонай ведёт диалог с другой великой Матерью-землёй.
Вспоминая первый хлеб первого урожая, который вырастил её старший сын, мать гордится Каримом. Рассказывая о своей жизни матушке земле, Толгонай вспоминает не только сына, но и тех людей, которые в трудный час борьбы за урожай были вместе с ним на полевом стане. Сколько гордости в душе матери! Красота и ширь родной земли помогают ей побороть то горе, которое принесла война.
И эта родная земля, и ширь бескрайнего поля, на котором трудился её сын, вселяет в душу убитой горем матери надежду и веру, придают ей силы для жизни. Земля для Толгонай–настоящая целительница!
Слайд 36Пренебрежительное отношение
к природе
Чингиз Айтматов. «Плаха»
Слайд 37Ч.Айтматов.»Плаха»
Роман «Плаха» рассказывает об отношениях человека и природы. Автор показывает, что
мир природы становится миром человеческим. Но между этими мирами нет той гармонии, которая должна быть. Дисгармония этих отношений приводит людей на плаху. Облава на сайгаков поднята на уровень противоречия между властью человека и природой.
Авдий Калистратов, неофициальный корреспондент одной из газет, отправляется в Моюнкумскую саванну, чтобы собрать материал о сборщиках конопли. Но Авдий умер, ничего не доказал ни себе, ни людям.
Слайд 38Рассказы Рея Брэдбери о природе
Рей Брэдбери. «Земляничная поляна»
Слайд 39А. П.Чехов . «Вишнёвый сад»
Герои комедии Чехова растеряны и не понимают
хода жизни.
Прекрасный сад связан с судьбами нескольких поколений. Гибель сада- это гибель человека, гибель культуры.
Слайд 40Тексты о природе на ЕГЭ
Проблема равнодушного отношения к природе-текст
В. А.
Солоухина
(вариант 38-сайт
Незнайка ЕГЭ)
Проблема благотворного влияния природы на физическое и психологическое состояние человека-текст
А. Платонова «Юшка» (вариант 31-сайт Незнайка ЕГЭ )
Проблема влияния красоты природы на человека-текст Б.П.Екимова-вариант 24-сайт Незнайка ЕГЭ)
Слайд 41Тексты о природе на ЕГЭ
К.Г.Паустовский. «Сесть у костра,слушать треск сучьев…»
Проблема воздействия
природы на человека.
АксаковС.Т. «Чувство природы врождённо нам всем..»
Каждый ли человек может любоваться природой?
Проблема взаимоотношений человека и природы
-тексты М.Пришвина,
С.Львова, С.Залыгина
Слайд 42Тексты о природе на ЕГЭ
Проблема жестокого отношения к природе-текст В.Конецкого. «Однажды
ко мне на вахту…»
Д. С. Лихачёв-проблема нравственного отношения человека к живой и мёртой природе.
Текст «Нравственность особенно нужна в современном мире…»
К.Г.Паустовский. Проблема философского осмысления осени.
Тескт «Чем ближе к старости, тем…»
Слайд 43Тексты о природе на ЕГЭ
ГГ.-
проблема экологической катастрофы-
К.Г. Паустовский
Проблема ответственности человека перед
природой-текст
«Этой осенью я ночевал у деда Лариона…»
Г.Рогов
Проблема экологической катастрофы- текст
« Прошлое, соответственно, и будущее земли…»
В.Солоухин.
Проблема осознания человеком ценностей природы-текст
«Существует точное человеческое наблюдение…»
Слайд 44К.Г. Паустовский о природе
Очевидно, в природу надо входить, как входит каждый,
даже самый слабый звук в общее звучание музыки , природа будет действовать на нас со всей силой тогда, когда мы внесём в ощущение её человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.
Слайд 45Материалы к сочинению
Природа-это дом человека.
Мы не можем жить без неё.
Люди должны беречь и приумножать природу для самих себя.
Слайд 46Материалы для сочинений
Красота окружающего мира даёт человеку силу и окрыляет его
душу, но это возможно лишь в том случае, если мы обладаем даром спокойного созерцания, способны настроиться на определённую волну и почувствовать себя частицей окружающего мира.
Слайд 47Материалы к сочинению
Современный человек часто не способен увидеть окружающую его красоту,
он слеп, глух и ограничен рамками своих сиюминутных интересов.
«В природу нужно погрузиться…природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой»,-писал К. Г. Паустовский.
Слайд 48Материалы к сочинению
«Природа будет действовать на нас со всей
силой тогда,
когда мы внесём в ощущение
её человеческое начало, когда наше
душевное состояние, наша любовь, наша
радость или печаль придут в полное
соответствие с ней…» ( К.Г.Паустовский)
Слайд 49Материалы к заключению
Хочется верить, что никогда не устанут люди восхищаться красотой
природных творений, будут путешествовать, чтобы постичь многообразие и величие окружающего мира.
Слайд 50Материалы к вступлению
Человек и природа… Это одна из вечных
проблем литературы.
В природе есть своё
волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу человека. Природа всегда служила источником красоты, способным оказать благотворное влияние на душу человека, наполняла его душу умиротворением и покоем, помогала стать чище.
Слайд 51Материалы к сочинению
Многие писатели и поэты понимали, что душу можно разбудить
только тогда, когда человек может радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей.
В произведениях русских поэтов и писателей картины природы открывают нам восхитительный мир природы.
Слайд 52Материалы к сочинению
В стихотворении «Зимнее утро»
А. С .Пушкин создаёт чудесную
картину зимней природы. Это зимняя сказка! Это настоящее очарование! И вместе с поэтом мы попадаем в мир этой зимней сказки. Что видит и чувствует читатель?.
Слайд 53Вариант вступления к сочинению
Передо мной текст русского писателя Владимира Алексеевича
Солоухина. Одной из проблем этого текста является проблема восприятия природы человеком. Автор текста утверждает, что «не может не трогать такая вот тишина…».
Слайд 54Б.Ямпольский. Рассказ «Тополь»
Автор текста поднимает проблему взаимоотношений человека с природой. Он
считает, что природа выступает в роли друга, учит мудрости жизни.
Рассказывает о тополе, который стал для героя близким, другом.
Борис Ямпольский обращает наше внимание на то, что к природе надо относиться как к другу. Такое отношение придаёт человеку силы, делает жизнь наполненной и содержательной. Рассматривая тополь, автор размышлял о собственной жизни. Весной он хотел научиться у тополя радоваться жизни, зимой вид заснеженного тополя помогал автору успокоиться. Но тополь спилили. Безразличие людей убило дерево и глубоко опечалило человека. Ведь тополь стал автору живым собеседником. Почему же люди так бездумно и безжалостно относятся к природе?
Слайд 55М.Пришвин. «Голубая стрекоза»
В 1914 году М. М. Пришвин был военным корреспондентом.
В дневнике он записал: «Три дня я видел, как врачи без сил и пищи перевязывали раненых., откуда взялись у них такие силы…».Описывая раненого бойца, почти мальчика, автор создаёт пейзажную зарисовку. На фоне прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжёлое ранение.В природе всё как обычно, всё прекрасно. Покой, чистота. Природа не обманывает, она помогает человеку. Природа в полном смысле вылечила бойца. Символичен образ голубой стрекозы. Голубая стрекоза-это символ мира, детства, милосердия. Война является настоящим кощунством над человеком и природой. Природе чужды человеческие страсти, вражда.
Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы и мщения? Пришвин осудил войну…
Слайд 56Евгений Носов о природе
Как хорошо и прекрасно
в природе!
«Тянуло грибной прелью, мхами и умытой хвоей, и лесные запахи смешивались с медовыми и чайными запахами лугов. Неизъяснимо радостно и молодо на душе, и хочется петь ».
Природа придаёт человеку силы.