Слайд 1Грамотность
за 12 занятий
Занятие 2
Слайд 2Орфографическая разминка
Т…лкнёшь пл…чом, щ…голь уш…л проч…, сн..жок к…люч, стереж…т собач…нка, п…чёт
печ…, обожж…нный кирпич…, плащ… с капюш….ном, девч…нка пустилась вскач…, ж…лоб дал теч…, пропеч…нный калач, не пореж…тесь нож…м, хорош… луж…к, снимаеш… сапож…к, прикрепиш… крюч…к напрочь, деш…вая вещ…, ж…лтый плащ…
Слайд 3Пунктуационно-орфографическая разминка
Мы забрели в чащ…бу где вёл раскорч…вку тяж…лый тягач.
Возле дач…
что разбросаны у заросшей камыш…м реч…нки мы остановились на ноч...вку.
Чтобы отвлеч…ся я стал прислушиваться к ш…поту и ш…роху листьев.
Сверх всякого ожидания девч…нки нашли несколько ж…лтых груш…
Слайд 5Исключение. Если деепричастный оборот представляет собой фразеологизм, то в предложении он
не выделяется запятыми. Примеры: Я бежал сломя голову. Они работают спустя рукава.
От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.
Слайд 61. Побывав на соревнованиях ребята сами захотели устроить у себя стадион. 2. Подростки участвуя в спектакле необыкновенно сдружились. 3. На большой арене стадиона скользя по сверкающему льду показались юные фигуристы. 4. Никто не хотел расходиться аплодируя полюбившимся артистам. 5. Совсем юная гимнастка не допустила ни одной ошибки выполняя упражнение на брусьях. 6. Снег блестя на солнце слепил глаза.
7. На вопросы следователя он отвечал
нехотя.
8. Жили спокойно, и вдруг гости свалились как снег на голову.
9. – Летит сломя голову ! Чуть с ног не сбил! – пробормотала старуха.
Слайд 7Причастие
Причастие – часть речи, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола
и прилагательного.
Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?
лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.
Слайд 8Причастие и прилагательное
Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое
слово употреблено в предложении, достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:
Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие
(рассеянные по ветру семена – семена рассеяли по ветру);
Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек).
Слайд 9Вкусная туш…нка, сваренная туш…нка
Услышанный ш…рох, тихий ш…пот
Крепкая беч…вка, разорванная беч…вка
Блестящая реч…,
заблестевший луч…
Горячий борщ…, подгоревший кулич…
Слайд 10Написание НЕ со словами
Слитно
Без НЕ не употребляется!
небылица, неваляшка, невежество, невежда,
невзгода,
невидаль, невидимка
Раздельно
Есть противопоставление с союзом А
Входит в сочетания слов вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не
Это вовсе не правда; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый;
Слайд 11невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш,
неудачник,
невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;
невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто.
Слайд 12В составе приставок недо- и небез- (небес-) со значением неполноты, недостаточности
по сравнению с нормой, например:
недовес, недоделка, недомерок, недооценка, недочёт; недоспелый, недоразвитый; недовыполнить, недодать, недоедать, недополучить, недосказать, недосмотреть, недосолить, недоспать, недосчитаться;
Слайд 13Написание НЕ со словами
Слитно
в словах, которые без "НЕ" не употребляются (невежа,
непобедимый);
в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель - враг, очень нездоровый вид - очень больной вид, нездоров - болен);
в отглагольных прилагательных на -мый (независимый);
в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).
Раздельно
с глаголами (не был);
с числительными (не раз);
с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен - не требуется, не обязан - не хочет);
со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);
с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);
в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).
Слайд 14Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием
частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.
(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.
Слайд 15Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте
скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.
В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)
Слайд 16Орфографическая разминка
нас...ные дни; прерывная гряда свинцовых туч...;
небо синее, а серое; затянутый тучами
большой клоч...к неба; решительный луч...; крутой, а пологий береж...к; ивняч...к у угомонной реч...нки; уютный, приглядный пейзаж...; внятный ш...рох; взрачная ж...лтая трава; опавший ещё льст; зеленеет увядаю-щий плющ...; покидающие родные края птицы; торопясь; радуя глаз; буйная красота ранней осени.
Слайд 17Пунктуационная разминка
Мать доумевая напряженно улыбалась. 2 оглянувшись назад делай шагу вперёд. 3. Ж...лтые
листья торопливо падая громко переш...птывались. 4. Отступая приятель взрывал мосты. 5. Смыч...к умирал теряя ясные звуки.
6. Роняя ж...лтые зёрна осыпалась убранная рож... . 7. Замерли ожидая своего часа ещё убранные ноля. 8 заметно и понятно когда подкралось утро. 9. Толпа разошлась исключая многих любопытных.
Слайд 18НАПИСАНИЕ И-Ы ПОСЛЕ Ц
В существительных на ЦИЯ
мы всегда напишем И.
И
под корнем, посмотри,
тоже пишем букву И.
А в концовке цын, цый, цы
пишем только букву Ы.
Исключения: цыган, цыц, цыплёнок, цыпочки, цып
Слайд 19Вставьте пропущенные буквы.
Цифрa, ц...ркуль, ц...ферблат, ц...рк, ц...клон, д...клоп, ц…плёнок, ц...ган, ц...почки,
ц...кнуть, ц...новка, ц...трусовый.
Авиация, традиц...я, пунктуац...я, провокац...я, ц...вилизац...я, пропорция, порц...я.
Сестрицын, цариц...н, троиц...н; куц...й, белолиц...й, круглолиц...й; птиц..., пальц..., улиц...; сверстниц..., ровесниц... .