Слайд 1Фразеологизмы
в речи: украшения и необходимость
Составители: Чистякова Любовь,
Самарина Дарья,
ученицы
3 А класса МАОУ СОШ № 3
Руководитель: Миникаева Наталия Магдануровна,
Учитель начальных классов
Слайд 2 Цель:
Выяснить, какое место занимают фразеологизмы в речи современного школьника, научиться
употреблять фразеологизмы в своей речи
Слайд 3Задачи:
произвести поиск необходимой информации о фразеологизмах;
выяснить источник происхождения фразеологизмов;
познакомиться с
фразеологическими словарями русского языка;
определить толкование некоторых фразеологизмов;
составить словарик фразеологизмов, употребляемых в речи современными школьниками.
Слайд 4Гипотеза
Мы предполагаем, что фразеологизмы делают нашу речь яркой, образной, красочной
Слайд 5Что такое фразеологизмы?
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить
баклуши», «повесить нос», «задать головомойку». Но в отличие от обычных словосочетаний, состоящих из отдельных слов, каждое из которых имеет свой смысл,
фразеологизмы – это не свободные, а связанные сочетания. Они не производятся, т.е. не придумываются говорящим в процессе общения, а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей памяти, а не строит его заново.
Слайд 6
История возникновения фразеологизмов
Первая группа — это фразеологизмы, которые произошли из глубины
веков, жизни наших предков и основываются на устном народном творчестве
Бить челом.
Без царя в голове.
Дареному коню в зубы не смотрят.
Держать камень за пазухой.
Слайд 7Вторая группа фразеологизмов — это сочетания, пришедшие из библии
Вавилонское столпотворение.
Глас вопиющего
в пустыне.
Запретный плод.
Камень преткновения.
Слайд 8Третья группа фразеологизмов - сочетания, пришедшие из мифов и событий мировой
истории
Ахиллесова пята.
Бочка Диогена.
Драконовские меры.
Загадка сфинкса.
Как за каменой стеной.
Слайд 9Четвёртая группа фразеологизмов – выражения, употреблённые в авторами в своих
произведениях, но ставшие популярными и, в силу этого, неоднократно воспроизводимые в речи
из сказок А.С. Пушкина: разбитое корыто, белены объелся.
из басен И. А. Крылова: а Васька слушает да ест, а ларчик просто открывался, ворона в павлиньих перьях, да только воз и ныне там, Демьянова уха, мартышкин труд, сильнее кошки зверя нет.
Слайд 10
Анкета
1. Вы знаете, что такое фразеологизм?
А) Да Б)
Не помню В) Нет
2. Употребляете ли вы в своей речи фразеологизмы?
А) Да, часто Б) Да, но редко В) Вообще не употребляю
3. Часто ли вы сталкиваетесь с фразеологизмами в различных книгах?
А) Часто Б) Редко В) Я не читаю книги
4.Допишите фразеологизмы, выбрав нужное слово
А) Делать из … слона (комара, мухи)
Б) Не в своей … (чашке, тарелке)
В) Считать … (сорок, ворон)
5. Объясните значение фразеологизмов одним словом
А) Выбиться из сил – Б) Держать язык за зубами -
В) Сидеть, сложа руки -
6. Подчеркните в предложениях фразеологизмы
А) Я больше не намерен бросать слова на ветер.
Б) Маша знала этот район, как свои пять пальцев.
Слайд 11Критерии оценивания
Высокий уровень (14-10 баллов) – учащийся знаком с фразеологизмами,понимает их
смысл, употребляет их в своей речи.
Средний уровень (9-6 баллов) – учащийся недостаточно хорошо ознакомлен с фразеологизмами, знает некоторые примеры фразеологизмов, но не всегда понимает их смысл, очень редко употребляет в своей речи.
Низкий уровень (5 и менее баллов)– учащийся почти ничего не знает о фразеологизмах, не понимает их смысл, не употребляет в речи.
Слайд 13басни И. А. Крылова
- «Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за
тридевять земель, избави Бог и нас от этаких судей;
- «Тришкин кафтан»: Тришкин кафтан;
- «Две собаки»: ходить на задних лапах;
- «Обезьяна»: мартышкин труд;
- «Кот и повар»: а Васька слушает да ест;
- «Демьянова уха»: Демьянова уха;
- «Белка»: как белка в колесе;
- «Ларчик»: а ларчик просто открывался
Слайд 14В рассказах Николая Носова
бежать во всю прыть
бить баклуши
броситься наутёк
в два счёта
в
трёх соснах заблудились
взять на буксир
вывести на чистую воду
глядеть во все глаза
засучив рукава
и дело с концом
как в воду глядел
Слайд 15Из народных сказок
и я там был
мёд-пиво пил
избушка на курьих ножках
Кощей бессмертный
Лиса
Патрикеевна
ни в сказке сказать, ни пером описать
поди туда - не знаю куда
Слайд 16Вывод:
наше исследование помогло ребятам увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их
многогранность и глубину
пользоваться этим богатством надо умело
крылатые слова надо использовать только тогда, когда это необходимо – редко да метко