Презентация, доклад на тему Фразеологизмы в нашей речи. Почему мы так говорим?

Содержание

«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа - фразеология одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка»Н.М. Шанский

Слайд 1 Фразеологизмы в нашей речи
Почему мы так говорим?
Выполнили: студентка II курса
Нетруненко Анастасия,
специальность

19.02.10
Технология продукции общественного питания;
студенкти I курса
Жизневская Анна, Солодовникова Алена,
специальность 36.02.01
Ветеринария
Руководитель:
преподаватель русского языка и литературы
Макарова Наталья Ивановна

2016г

Фразеологизмы в нашей речи  Почему мы так говорим?Выполнили: студентка II курсаНетруненко Анастасия,специальность 19.02.10Технология продукции общественного

Слайд 2«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа - фразеология одна

из самых увлекательных и занимательных сфер языка»

Н.М. Шанский

«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа - фразеология одна из самых увлекательных и занимательных сфер

Слайд 3Объектом исследования являются фразеологизмы и крылатые фразы, их влияние на нашу

речь
Объектом исследования являются фразеологизмы и крылатые фразы, их влияние на нашу речь

Слайд 4Цель работы - анализ использования фразеологических средств студентами, преподавателями, исследование происхождения

и значения фразеологизмов в русском языке
Цель работы - анализ использования фразеологических средств студентами, преподавателями, исследование происхождения и значения фразеологизмов в русском языке

Слайд 5Перед собой мы поставили следующие задачи: - рассмотреть понятие «фразеологизм»,

- исторические основы возникновения и формирования фразеологизмов; - познакомиться с наиболее распространенными фразеологическими оборотами; - проанализировать особенности происхождения и значения фразеологизмов; - исследовать знание, понимание и использование фразеологизмов в речи студентов посредством анкетирования.
Перед собой мы поставили следующие задачи:   - рассмотреть понятие «фразеологизм»,   - исторические основы

Слайд 6 Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо

одному слову, либо целому предложению. Фразеологизмы – это средства выразительности языка, украшающие нашу речь, делающие ее эмоциональной, выразительной и яркой . основные признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения.
Фразеологизмы – это устойчивые  сочетания слов, равные по значению

Слайд 7 Разновидностями фразеологизмов являются идиомы – образные устойчивые сочетания, значение которых не

вытекает из значения входящих в него слов (души не чаять, пока суд да дело), крылатые слова – изречения, цитаты, в образной форме выражающие какую-либо обобщенную мысль (Свежо предание, а верится с трудом), пословицы, поговорки
Разновидностями фразеологизмов являются идиомы – образные устойчивые сочетания, значение которых не вытекает из значения входящих в него

Слайд 8Источники происхождения фразеологизмов
Мифы народов мира
Библия
Профессиональная деятельность человека
Реальные исторические события
Обычаи, традиции русского

народа
Литературные произведения
Источники происхождения фразеологизмовМифы народов мираБиблияПрофессиональная деятельность человекаРеальные исторические событияОбычаи, традиции русского народа Литературные произведения

Слайд 9
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
имеющие структуру предложения
имеющие структуру словосочетания
бабушка надвое сказала

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫимеющие структуру предложенияимеющие    структуру словосочетаниябабушка надвое сказала

Слайд 10Бить баклуши
Баклуша - это чурка, специально приготовленная для выделки из неё

ложки или чашки. Заготовка баклуш считалась самым простым и лёгким делом. Его обычно поручали старикам или подросткам, которые целыми днями сидели и били баклуши.
Бить баклушиБаклуша - это чурка, специально приготовленная для выделки из неё ложки или чашки. Заготовка баклуш считалась

Слайд 11В 16-17 вв. указы русских царей зачитывались на городских площадях.


В Москве на Ивановской площади, которая была шумная и многолюдная, дьяки, читавшие указы, старались заглушить своим голосом гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь.

Во всю ивановскую

В 16-17 вв. указы русских царей зачитывались на городских площадях.    В Москве на Ивановской

Слайд 12Зарубить на носу
Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а

всего лишь памятную дощечку, бирку для записей.

В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Зарубить на носуСлово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для

Слайд 13Как пить дать
По обычаю древних славян, никто не имел права

отказать человеку в воде.
Как пить дать По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде.

Слайд 14Попасть впросак
Просак – так называли станок для витья верёвок. Станки стояли

близко друг к другу, так что, проходя между ними, надо было следить, чтобы в просак не попал край одежды, прядь волос или борода – иначе быть беде.
Попасть впросакПросак – так называли станок для витья верёвок. Станки стояли близко друг к другу, так что,

Слайд 15Перемывать кости
У православных греков, а также некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения —

кости покойника изымались, промывались водой и вином и укладывались обратно. Если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей. Таким образом, обряд перемывания косточек был нужен, чтобы убедиться в отсутствии такого заклятья.
Перемывать костиУ православных греков, а также некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения — кости покойника изымались, промывались водой и вином

Слайд 16Большая шишка
Самое тяжелое и самое важное место в

лямке бурлаков – место первого бурлака. Он задает почин, он направляет остальных. Поэтому это место занимал самый сильный человек. Этого человека в бурлацкой лямке и называли «шишкой». Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.
Большая шишка   Самое тяжелое и самое важное место в лямке бурлаков – место первого бурлака.

Слайд 17Всыпать по первое число
Официально способ наказания с помощью кнутов был

запрещён также в 1801 году.
Но в качестве воспитательной меры порка в школьных стенах применялась довольно долго. Выражение всыпать по первое число — следствие негласного правила: если наставник проявлял особое усердие, и ученику доставалось особенно сильно, его могли освободить от дальнейших порок в текущем месяце вплоть до первого числа следующего.
Всыпать по первое число Официально способ наказания с помощью кнутов был запрещён также в 1801 году.

Слайд 18Показать, где раки зимуют
«Если хотят серьёзно наказать». Помещики зимой посылали провинившихся

крестьян ловить раков из ледяной воды. Это было очень трудно: раки прячутся под коряги, а крестьяне могли заболеть.


Показать, где раки зимуют«Если хотят серьёзно наказать». Помещики зимой посылали провинившихся крестьян ловить раков из ледяной воды.

Слайд 19Откладывать в долгий ящик

«Затягивать дела на неопределённый срок». На царском

дворе был прибит длинный или долгий ящик. Из деревень приезжали просители и опускали прошения. Просьбы оставались там на месяцы и годы.

Откладывать в долгий ящик«Затягивать дела на неопределённый срок».  На царском дворе был прибит длинный или долгий

Слайд 20
«Человек прикидывается несчастным, чтобы вызвать сочувствие». Завоёванные Иваном IV татарские князья,

чтобы сохранить положение отправлялись в Москву на службу. Там они прибеднялись, чтобы получить больше наград и жалований.



Казанская сирота

«Человек прикидывается несчастным, чтобы вызвать сочувствие». Завоёванные Иваном IV татарские князья, чтобы сохранить положение отправлялись в Москву

Слайд 21Спустя рукава
«Делать небрежно, кое-как». Был древний русский обычай носить одежду с

сильно удлинёнными рукавами, которые мешали что-либо делать.


Спустя рукава«Делать небрежно, кое-как». Был древний русский обычай носить одежду с сильно удлинёнными рукавами, которые мешали что-либо

Слайд 22Из Библии, закон возмездия: «Перелом за перелом, око за око,

зуб за зуб».


Око за око

Из Библии,  закон возмездия: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб».Око за око

Слайд 23«Нелепая услуга, которая приносит только огорчения». Из басни Крылова

«Пустынник и медведь»: медведь, желая согнать муху со лба друга Пустынника, ударил его камнем по голове.


Медвежья услуга

«Нелепая услуга, которая приносит только огорчения».   Из басни Крылова «Пустынник и медведь»: медведь, желая согнать

Слайд 24



П

Мы провели

социологический опрос студентов и преподавателей нашего техникума.
Респондентам были заданы такие вопросы:
1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?
2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?
3. Приведите примеры фразеологизмов.
4. Ваш любимый фразеологизм.
5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?
6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?
7. Происхождение каких фразеологизмов вы знаете.

В части употребления фразеологизмов
в результате опроса выяснилось,
что среди студентов:
40% - не используют фразеологизмы
40% - используют фразеологизмы,
но не осознают этого
20% - используют осознанно
и знают происхождение некоторых.
ПМы провели социологический опрос студентов и преподавателей нашего техникума.Респондентам

Слайд 25Среди преподавателей картина немного другая:
5% - не используют фразеологизмы
70% - используют

фразеологизмы и осознают это
25% - знают происхождение некоторых фразеологизмов



Мои наблюдения позволили сделать следующий вывод: наши преподаватели знают больше фразеологизмов, чем учащиеся и употребляют их чаще. Происхождение некоторых фразеологизмов знают и учащиеся и преподаватели.

Среди преподавателей картина немного другая:5% - не используют фразеологизмы70% - используют фразеологизмы и осознают это25% - знают

Слайд 26 Итак, почему же мы так любим и довольно

часто используем фразеологизмы ?

Да потому, что они несут эмоциональный нагрузку, выражая иронию, одобрение, презрение, это готовые клише на все случаи жизни, содержащие сравнения, слова в переносном значении, что так характерно и для русской разговорной речи, и для литературной.
В литературе использование фразеологизма связано с метафоричностью, например: нести чепуху, не поминай лихом, дай бог памяти, переливать из пустого в порожнее,




П

Итак, почему же мы так любим и довольно часто используем фразеологизмы ? 	Да потому,

Слайд 27Собери фразеологизм

Собери фразеологизм

Слайд 28Расшифруйте фразеологизм

Расшифруйте фразеологизм

Слайд 29«Лексика и фразеология»

«Лексика и фразеология»

Слайд 30Угадай фразеологизм
Говорят о том, кто умеет свободно, гладко излагать свои мысли

(у него ...)

Я

З

Ы

К

П

О

Д

В

Е

Ш

Е

Н













Я

Ю

Э

Ь

Ы

Ъ

Щ

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Ж

Е

Д

Г

В

Б

А

Угадай фразеологизмГоворят о том, кто умеет свободно, гладко излагать свои мысли (у него ...)ЯЗЫКПОДВЕШЕНЯЮЭЬЫЪЩШЧЦХФУТСРПОНМЛКИЗЖЕДГВБА

Слайд 31Угадай поговорку
О том, кто испытывает сильный страх, испуг.
Фразеологический синоним - поджилки

трясутся

Д

У

Ш

А

В

П

Я








Я

Ю

Э

Ь

Ы

Ъ

Щ

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Ж

Е

Д

Г

В

Б

А

Т

К

А

Х





Угадай поговоркуО том, кто испытывает сильный страх, испуг.Фразеологический синоним - поджилки трясутсяДУШАВПЯЯЮЭЬЫЪЩШЧЦХФУТСРПОНМЛКИЗЖЕДГВБАТКАХ

Слайд 32Назовите фамилию автора
данного афоризма
К
Р
Ы
Л
О
В






Я
Ю
Э
Ь
Ы
Ъ
Щ
Ш
Ч
Ц
Х
Ф
У
Т
С
Р
П
О
Н
М
Л
К
И
З
Ж
Е
Д
Г
В
Б
А
ФИНАЛ
А ларчик просто открывался

Назовите фамилию автора данного афоризмаКРЫЛОВЯЮЭЬЫЪЩШЧЦХФУТСРПОНМЛКИЗЖЕДГВБАФИНАЛА ларчик просто открывался

Слайд 33Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 34Литература
Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе, Мн.,

«Нар.», 1971.
Волина В.В. Я познаю мир: Дет. энцикл. – М. : Издательство АСТ – ЛТД, 1997.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по рус. яз.). Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976.
ЛитератураАлександрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе, Мн., «Нар.», 1971.Волина В.В. Я познаю мир:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть