Презентация, доклад на тему Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся.

Содержание

План:1. Приёмы отработки компонентов навыка чтения: сознательность как основной компонент навыка чтения. Методика работы над пониманием произведения.2. Характеристика средств выразительности чтения, методические приёмы, обеспечивающие овладение выразительным чтением.3. Методика работы над правильностью чтения, типичные ошибки в чтении

Слайд 1Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской

деятельности учащихся.

Подготовила: Кузина Мария Николаевна

Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся. Подготовила: Кузина Мария Николаевна

Слайд 2План:
1. Приёмы отработки компонентов навыка чтения: сознательность как основной компонент навыка

чтения. Методика работы над пониманием произведения.
2. Характеристика средств выразительности чтения, методические приёмы, обеспечивающие овладение выразительным чтением.
3. Методика работы над правильностью чтения, типичные ошибки в чтении учащихся.
4. Приёмы отработки беглости чтения с учётом программных требований и возрастных особенностей.
5. Осуществление проверки навыка чтения учащихся начальных классов. Критерии оценки навыка чтения.
6. Психологическая характеристика процессов чтения вслух и про себя.
План:1. Приёмы отработки компонентов навыка чтения: сознательность как основной компонент навыка чтения. Методика работы над пониманием произведения.2.

Слайд 3Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и

технической.

Смысловая:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.Смысловая:понимание содержания и смысла читаемого.Техническая:способ чтения,темп

Слайд 4Сознательность чтения трактуется как понимание фактического содержания читаемого текста, его идейной

направленности, системы образов и художественных средств, осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Показатели сформированности:
а) владение процессом перекодировки, т.е. умением переводить печатные знаки (буквы) и их комплексы в смысловые единицы (звуки);
б) правильные ответы по содержанию;
в) верный пересказ;
г) понимание лексического значения слов и выражений;
д) выразительное чтение.

Сознательность чтения обеспечивается следующими приёмами:
словарная работа перед чтением текста и по ходу чтения;
беседа, настраивающая на эмоциональное восприятие текста;
работа над заголовком; постановка проблемных вопросов перед чтением; выборочное чтение;
пересказ прочитанного;
постановка вопросов самими учащимися к тексту;
работа с пословицами, близкими к содержанию текста;
выполнение творческих работ.

Сознательность

Сознательность чтения трактуется как понимание фактического содержания читаемого текста, его идейной направленности, системы образов и художественных средств,

Слайд 5Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль

произведения и свое собственное отношение к нему.

Выразительно прочитать – значит использовать при чтении интонацию, соответствующую содержанию произведения.

Показателями ее сформированности является наличие следующих компонентов в речи (средств речевой выразительности):
правильное речевое дыхание,
соблюдение орфоэпических норм,
наличие силы голоса (выражается в ударении),
направление движения голоса (мелодика речи), темп и ритм речи,
тембр (эмоциональная окраска голоса),
выражение собственного отношения к прочитанному.

Выразительность

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к

Слайд 6 Под выразительностью чтения следует понимать

умение использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания.

Читать достаточно громко и внятно. Такую выразительность требую от детей при чтении любого текста, знакомого и незнакомого.

Три этапа подготовки к выразительному чтению:

осмысливание идейно-тематической основы произведения;

разметка текста, проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;

разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;

упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удаётся голосом передать, отношение автора к изображённым событиям и действующим лицам.
Под выразительностью чтения следует понимать умение использовать паузу, ставить логическое и

Слайд 7Работа над выразительностью
Задания для развития интонации:

Прочитай текст, передавая (радость, гордость, печаль

и т. д.).

Работа в парах. Предложи товарищу прочитать предложение с указаниями намерения (совет, сочувствие, восхищение), дай оценку происходящему.

Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (радость, гордость, вырази удивление, восторг, восхищение, и т. д.)

Прочитай и дай оценку читающему (три предложения с разной интонацией и несколько предложений с разными интонационными оттенками).
Работа над выразительностьюЗадания для развития интонации:Прочитай текст, передавая (радость, гордость, печаль и т. д.).Работа в парах. Предложи

Слайд 8Правильность определяется как плавное чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на

смысл читаемого.

Показатели сформированности:
а) чтение без пропусков, замены, перестановок букв в словах, слов в предложении;
б) правильная передача слого-буквенного состава слова и его грамматических форм.

В целях обучения правильному чтению используются следующие методические приемы:
орфографическое чтение с переходом на орфоэпическое,
работа над лексическим значением слова,
предварительное чтение «про себя»,
методически верное исправление ошибок (ошибки в окончании слова исправляются после прочтения;
ошибка, искажающая смысл слова или предложения – немедленным перечитыванием),
приемы по системе Федоренко-Пальченко («за диктором», многократное чтение, чтение в паре),
прием запрограммированной ошибки по Ш.А.Амонашвили,
создание на уроке обстановки внимательного чтения,
техническая подготовка перед чтением текста.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Показатели сформированности: а) чтение

Слайд 9Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие

читаемого. Беглость характеризуется количеством слов, произносимых в минуту при чтении.

Тренировка беглости чтения осуществляется с помощью приемов:
а) динамического чтения (чтение с подсчетом слов, чтение-«спринт», чтение-«разведка»);
б) системы Федоренко-Пальченко (чтение с отрывом взгляда от текста, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, чтение в паре и др.);
в) системы В.Н.Зайцева («жужжащее чтение», ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, режим щадящего чтения, стимулирования желания читать).
Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость характеризуется количеством слов, произносимых

Слайд 10Осуществление проверки навыка чтения учащихся начальных классов. Критерии оценки навыка чтения.
Для

проверки навыков чтения используют таблицу
Осуществление проверки навыка чтения учащихся начальных классов. Критерии оценки навыка чтения.Для проверки навыков чтения используют таблицу

Слайд 11Приём стимулирования учащихся посредством самозамера скорости чтения
Учащиеся в течение одной минуты

читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают слова, результаты записывают в таблицу.

Применяется оригинальный приём контроля и самоконтроля учащихся. Готовятся несколько текстов. Ученик каждый день получает новый лист, чтобы не было запоминания.

Каждый учащийся просчитывает количество слов в тексте. Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты и записывает количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую минуту и так до 5 минут, в таблицу отчёта, которую ученик сдаёт по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю.

Учитель в свою очередь проводит контрольный замер техники чтения, он сравнивается с результатом учащихся.
Приём стимулирования учащихся посредством самозамера скорости чтенияУчащиеся в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе,

Слайд 12Проверка и оценка навыков чтения 
Оценка «5»
-  ставится ученику, если он: читает

правильно, понимает содержание прочитанного.  правильно став  ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения; умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту; твёрдо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Оценка «4»
- ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного; правильно пересказывает  прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3»
- ставится ученику, если он: разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя; пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2»
- ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью учителя; не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя; при чтении наизусть   нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
Проверка и оценка навыков чтения Оценка «5»-  ставится ученику, если он: читает правильно, понимает содержание прочитанного.  правильно став  ударение

Слайд 13Психологическая характеристика процессов чтения вслух и про себя.
Вид чтения — чтение

«про себя», является социально наиболее значимым для школьника, поскольку 90-95% получаемой учебной информации осваивается с его помощью, изучается параллельно с чтением вслух тоже дважды в учебном году.

Так как чтение про себя осуществляется в более быстром темпе, чем вслух, из-за отсутствия громкого проговаривания и более быстрого движения глаз по строке в процессе чтения, то для проверки его сформированности выбраны тексты большей длины.
Психологическая характеристика процессов чтения вслух и про себя.Вид чтения — чтение «про себя», является социально наиболее значимым

Слайд 14Возрастание параметров, характеризующих сложность текстов, для молчаливого чтения

Возрастание параметров, характеризующих сложность текстов, для молчаливого чтения

Слайд 15При чтении «про себя» экспериментатором фиксируется ступень (способ) чтения и скорость

чтения. Всего существует 5 ступеней молчаливого чтения, выделение которых, из-за его протекания в невиди­мом режиме, опирается на данные определения скорости чтения.

Первая, самая низшая ступень — чтение громким шёпотом (жужжащее чтение). На этой ступени учащиеся в полной мере используют работу артикуляционного и слухового анализаторов, а также голосовой системы. Скорость такого чтения невысокая и часто соответствует скорости чтения вслух.

Вторая ступень — чтение тихим шёпотом. В процессе этого чтения учащиеся активно используют речедвигательный и слуховой анализаторы, однако работа голосовой системы значительно ослаблена. Скорость тихого шёпотного чтения обычно самая медленная.

Третья ступень — чтение, сопровождающееся беззвучной артикуляцией. На этой ступени наблюдается незначительная активность речедвигательного анализатора, однако полностью исключены слуховое восприятие читаемого текста и работа голосовой системы. Скорость такого чтения несколько быстрее шёпотного чтения.

Четвёртая ступень — молчаливое чтение. В процессе такого чте­ния работа речедвигательного анализатора полностью переходит в невидимый (скрытый) режим. Скорость молчаливого чтения быстрее скорости чтения на предыдущих ступенях становления навыка.

Пятая наивысшая ступень — автоматизированное чтение «про себя». Это чтение отличается от молчаливого чтения очень высокой скоростью протекания процесса. Следует отметить, что только на этой ступени чтение «про себя» превышает скорость громкого чтения в несколько раз.
При чтении «про себя» экспериментатором фиксируется ступень (способ) чтения и скорость чтения. Всего существует 5 ступеней молчаливого

Слайд 16Процедура проведения.

Школьникам предлагается молча прочи­тать текст с начала до конца

без заголовка.
Инструкция: «Громко назови свою фамилию, имя, класс. Пожалуйста, начинай читать текст по моей команде, но без названия. Название прочитаю я. Читай внимательно, так как потом тебе нужно будет его пересказать. Обязательно скажи, когда ты закончишь читать».

Экспериментатор включает диктофон на запись сразу, как только ребенок сел за стол. Когда ребенок начинает читать текст, включается секундомер. Особо тщательно следует следить за тем, чтобы ребенок не начал читать до включения секундомера. Скорость чтения может быть определена и при повторном прослушивании записи с диктофона.
Дополнительно фиксируются случаи прослеживания по тексту пальцем.
Процедура проведения. Школьникам предлагается молча прочи­тать текст с начала до конца без заголовка.Инструкция: «Громко назови свою фамилию,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть