Презентация, доклад к уроку литературы в 7 классе по теме Образ главного героя в романтической поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри.

Содержание

Поэма М. Ю. Лермонтова  «Мцыри» относится к раннему  романтическому периоду творчества 

Слайд 1
Образ главного

героя в романтической поэме
М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Образ главного героя в романтической поэме

Слайд 2 Поэма М. Ю. Лермонтова  «Мцыри» относится к

раннему  романтическому периоду творчества 
Поэма М. Ю. Лермонтова  «Мцыри» относится к раннему  романтическому периоду творчества 

Слайд 3История создания
Путешествуя в 1837 году по

Военно -
Грузинской дороге, М.Ю.Лермонтов встретил
там старого монаха. Он рассказал свою
историю жизни: плен, юность в монастыре и
частые попытки убежать. Во время одной из
таких попыток юноша заблудился в горах и
чуть не погиб, после чего решил остаться в
монастыре и принять постриг.
Произведение «Мцыри» написано в 1839 г.,
а уже в следующем году оно было напечатано.
История создания      Путешествуя в 1837 году по Военно -

Слайд 4Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это

название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».
Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся

Слайд 5 Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе

Сауле и его сыне Ионафане,
«юноше негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не
отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти.

Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане,

Слайд 6События  в поэме «Мцыри" происходят на Кавказе.
Кавказ

стал для поэта символом
жизненных сил, красоты первозданной
природы, свободы и воли.
Действие поэмы разворачивается на
фоне «синих кавказских гор», а главным
героем является мальчик-послушник.
События  в поэме «Мцыри

Слайд 7Кавказ – край свободных, гордых людей, которых никто в истории человечества

так и не смог покорить. Горцы всегда жили и живут чувствами, страстями, не ищут покой и безмятежность.
Кавказ – край свободных, гордых людей, которых никто в истории человечества так и не смог покорить. Горцы

Слайд 9Тема произведения:
изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен,

выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Тема произведения:  изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего

Слайд 10Идея
лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние

заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре
Идея  лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек

Слайд 11Композиция поэмы
Экспозиция (1-2 главы);

Завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);   Развитие действия
(3-16 главы - подъем, 19-23 главы - спад);   Кульминация
(17-18 главы - битва с барсом);   Развязка
(24, 25 главы; 26 глава – завещание
героя).
Композиция поэмы     Экспозиция (1-2 главы);    Завязка (конец 2 главы -

Слайд 12 Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными

стенами, «кельями душными». 

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира. Главное условие жизни в монастыре – послушание.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Лермонтов не даёт подробного

Слайд 13 Монастырское воспитание не коснулось
Мцыри. Сколько он

ни жил с монахами, в
его сознании живёт память о земле
предков. Заметим, что состояние героя не
объясняется, а подаётся как данность.
Монастырское воспитание не коснулось   Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в

Слайд 14 Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о

возвращении на родину

  Быть свободным – для него вырваться из
монастырского плена и вернуться в родной аул,
убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша
не переставал видеть «живые сны»:
      Про милых близких и  родных,
      Про волю дикую степей,
    Про лёгких, бешеных коней,
     Про битвы чуждые меж скал…
  В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину    

Слайд 15 Какие чувства испытывает юноша при встрече с

девушкой?

Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя. Монашеский долг – отказ от любви. В душе Мцыри идет борьба эмоций. Чувства Мцыри овеяны печалью, тоской, он понимает, что все его мечты недостижимы.

Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой?    Эта встреча

Слайд 16В поединке с барсом Мцыри чувствует полное слияние с природой, презрение

к смерти, он ведет честную и открытую борьбу. Лермонтов любуется его мужеством, отвагой, решимостью.

В поединке с барсом Мцыри чувствует полное слияние с природой, презрение к смерти, он ведет честную и

Слайд 17 Главная часть поэмы – это спор, в

котором принимает участие, в основном, только Мцыри.
Здесь показано столкновение
противоречивых взглядов на жизнь.

Главная часть поэмы – это спор, в   котором принимает участие, в основном,

Слайд 18В чём смысл жизни

В чём смысл жизни

Слайд 19Столкновение мировоззрений

Столкновение мировоззрений

Слайд 20Почему гибнет Мцыри?
Условия, в которых вырос герой, отобрали у

него общение с людьми, практику жизни. Он словно узник в своей темнице. Это становится причиной его смерти. Мцыри познал свободу, борьбу, природу. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ. Жить больше в темнице юноша не смог бы.
Почему гибнет Мцыри?  Условия, в которых вырос герой, отобрали у него общение с людьми, практику жизни.

Слайд 21 Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической

смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:
«Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил…»

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать

Слайд 22 Поэма М. Ю. Лермонтова – романтическая. Его

герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному.

Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревоги битв.

Поэма М. Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его

Слайд 23Романтизм – литературное направление, получившее расцвет в европейской и русской литературе

в 19 веке.

  Для романтизма характерны следующие
черты:
Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести
счастье в реальной жизни.
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).

Романтизм – литературное направление, получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.   Для романтизма

Слайд 24Докажите, что поэма «Мцыри» написана в духе романтизма.
В центре поэмы

– идея разлада мечты Мцыри (свобода) и той реальности (монастырь, тюрьма). Герой непохож на монахов, проводящих жизнь в молитвах, постах, служении богу. Он хочет жить полной жизнью с ее страстями, борьбой, радостью и печалями. Все это резко выделяет юношу из той среды, где он вынужден жить. Действие поэмы происходит на фоне богатой, мощной и свободной природы Кавказа, которая сродни герою. Отсюда возникает конфликт, контраст в произведении.

Докажите, что поэма «Мцыри» написана в духе романтизма. В центре поэмы – идея разлада мечты Мцыри (свобода)

Слайд 25Каков смысл эпиграфа?
Немного радостей пришлось испытать

герою, и вот он должен умереть.
Эпиграф подтверждает право человека на свободу.
Каков смысл эпиграфа?  Немного радостей пришлось испытать       герою, и вот

Слайд 26Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение наизусть


отрывка из поэмы
Домашнее задание:     Подготовить выразительное чтение наизусть     отрывка из поэмы

Слайд 27Источники интернета
https://yandex.ru/images/search?_=1449585000319&p=15&text=картинки%20поэма%20мцыри&noreask=1&lr=56
http://all-biography.ru/books/lermontov/mcyri/analiz- poemy#sub1
http://infourok.ru/konspekt_uroka_literatury_mcyri_m.yu._lermontova_kak_romanticheskaya_poema._8_klass-145002.htm

http://gigabaza.ru/doc/71632.html
http://berezovka68.narod.ru/doc/glb/mciry.doc


Источники интернетаhttps://yandex.ru/images/search?_=1449585000319&p=15&text=картинки%20поэма%20мцыри&noreask=1&lr=56   http://all-biography.ru/books/lermontov/mcyri/analiz-  poemy#sub1http://infourok.ru/konspekt_uroka_literatury_mcyri_m.yu._lermontova_kak_romanticheskaya_poema._8_klass-145002.htmhttp://gigabaza.ru/doc/71632.htmlhttp://berezovka68.narod.ru/doc/glb/mciry.doc

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть