Слайд 1
Образ главного
героя в романтической поэме
М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Слайд 2 Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к
раннему романтическому периоду творчества
Слайд 3История создания
Путешествуя в 1837 году по
Военно -
Грузинской дороге, М.Ю.Лермонтов встретил
там старого монаха. Он рассказал свою
историю жизни: плен, юность в монастыре и
частые попытки убежать. Во время одной из
таких попыток юноша заблудился в горах и
чуть не погиб, после чего решил остаться в
монастыре и принять постриг.
Произведение «Мцыри» написано в 1839 г.,
а уже в следующем году оно было напечатано.
Слайд 4Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это
название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».
Слайд 5 Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе
Сауле и его сыне Ионафане,
«юноше негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не
отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти.
Слайд 6События в поэме «Мцыри" происходят на Кавказе.
Кавказ
стал для поэта символом
жизненных сил, красоты первозданной
природы, свободы и воли.
Действие поэмы разворачивается на
фоне «синих кавказских гор», а главным
героем является мальчик-послушник.
Слайд 7Кавказ – край свободных, гордых людей, которых никто в истории человечества
так и не смог покорить. Горцы всегда жили и живут чувствами, страстями, не ищут покой и безмятежность.
Слайд 9Тема произведения:
изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен,
выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Слайд 10Идея
лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние
заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре
Слайд 11Композиция поэмы
Экспозиция (1-2 главы);
Завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);
Развитие действия
(3-16 главы - подъем, 19-23 главы - спад);
Кульминация
(17-18 главы - битва с барсом);
Развязка
(24, 25 главы; 26 глава – завещание
героя).
Слайд 12 Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными
стенами, «кельями душными».
Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира. Главное условие жизни в монастыре – послушание.
Слайд 13 Монастырское воспитание не коснулось
Мцыри. Сколько он
ни жил с монахами, в
его сознании живёт память о земле
предков. Заметим, что состояние героя не
объясняется, а подаётся как данность.
Слайд 14 Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о
возвращении на родину
Быть свободным – для него вырваться из
монастырского плена и вернуться в родной аул,
убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша
не переставал видеть «живые сны»:
Про милых близких и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чуждые меж скал…
В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».
Слайд 15 Какие чувства испытывает юноша при встрече с
девушкой?
Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя. Монашеский долг – отказ от любви. В душе Мцыри идет борьба эмоций. Чувства Мцыри овеяны печалью, тоской, он понимает, что все его мечты недостижимы.
Слайд 16В поединке с барсом Мцыри чувствует полное слияние с природой, презрение
к смерти, он ведет честную и открытую борьбу. Лермонтов любуется его мужеством, отвагой, решимостью.
Слайд 17 Главная часть поэмы – это спор, в
котором принимает участие, в основном, только Мцыри.
Здесь показано столкновение
противоречивых взглядов на жизнь.
Слайд 20Почему гибнет Мцыри?
Условия, в которых вырос герой, отобрали у
него общение с людьми, практику жизни. Он словно узник в своей темнице. Это становится причиной его смерти. Мцыри познал свободу, борьбу, природу. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ. Жить больше в темнице юноша не смог бы.
Слайд 21 Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической
смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»
Слайд 22 Поэма М. Ю. Лермонтова – романтическая. Его
герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревоги битв.
Слайд 23Романтизм – литературное направление, получившее расцвет в европейской и русской литературе
в 19 веке.
Для романтизма характерны следующие
черты:
Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести
счастье в реальной жизни.
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ).
Слайд 24Докажите, что поэма «Мцыри» написана в духе романтизма.
В центре поэмы
– идея разлада мечты Мцыри (свобода) и той реальности (монастырь, тюрьма). Герой непохож на монахов, проводящих жизнь в молитвах, постах, служении богу. Он хочет жить полной жизнью с ее страстями, борьбой, радостью и печалями. Все это резко выделяет юношу из той среды, где он вынужден жить. Действие поэмы происходит на фоне богатой, мощной и свободной природы Кавказа, которая сродни герою. Отсюда возникает конфликт, контраст в произведении.
Слайд 25Каков смысл эпиграфа?
Немного радостей пришлось испытать
герою, и вот он должен умереть.
Эпиграф подтверждает право человека на свободу.
Слайд 26Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение наизусть
отрывка из поэмы
Слайд 27Источники интернета
https://yandex.ru/images/search?_=1449585000319&p=15&text=картинки%20поэма%20мцыри&noreask=1&lr=56
http://all-biography.ru/books/lermontov/mcyri/analiz- poemy#sub1
http://infourok.ru/konspekt_uroka_literatury_mcyri_m.yu._lermontova_kak_romanticheskaya_poema._8_klass-145002.htm
http://gigabaza.ru/doc/71632.html
http://berezovka68.narod.ru/doc/glb/mciry.doc