Презентация, доклад на тему Фонетика и Орфоэпия. 5 класс.

Содержание

Зрительный диктантГалактикаБаррикадаКорреспондентИскусныйИнейИскусствоТруженикВпечатлениеВестибюльГигантский

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Слайд 2Зрительный диктант
Галактика
Баррикада
Корреспондент
Искусный
Иней
Искусство
Труженик
Впечатление
Вестибюль
Гигантский

Зрительный диктантГалактикаБаррикадаКорреспондентИскусныйИнейИскусствоТруженикВпечатлениеВестибюльГигантский

Слайд 3РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Фонетика
изучает звуки речи, способы их образования;
классификацию звуков; изменения звуков в

потоке речи; ударение


Графика

Орфоэпия

Орфография

Лексикология

Фразеология






изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме

изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, слов; постановку ударения в словах

изучает общепринятые в языке правила написания слов и их значимых частей — морфем

изучает лексическое значение слов; многозначность; происхождение и употребление слов в речи; синонимы; антонимы; омонимы; паронимы

изучает фразеологизмы (устойчивые словосочетания)

РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯФонетикаизучает звуки речи, способы их образования;классификацию звуков; изменения звуков в потоке речи; ударениеГрафикаОрфоэпияОрфографияЛексикологияФразеологияизучает алфавит, способы обозначения

Слайд 4РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Лексикография
изучает теорию и практику составления словарей, типы словарей

Морфемика
Словообразование
Морфология
Синтаксис
Пунктуация





изучает морфемы

языка и морфемный состав слов

изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом образовано)

изучает части речи (грамматические значения слов и их формы)

изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса

изучает систему знаков препинания и правила их употребления

Стилистика


изучает функциональные стили речи и особенности употребления в них языковых средств

РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯЛексикографияизучает теорию и практику составления словарей, типы словарейМорфемикаСловообразованиеМорфологияСинтаксис Пунктуацияизучает морфемы языка и морфемный состав словизучает способы

Слайд 5Прочитайте стихотворение Н. Матвеевой «Путаница»
Докажите, что оно предназначено скорее для чтения

вслух, для игры, рассчитано на устное произнесение.

Прочитайте стихотворение Н. Матвеевой «Путаница» Докажите, что оно предназначено скорее для чтения вслух, для игры, рассчитано на

Слайд 6о
Вот бутон,
А вот - батон.
Вот

бидон,
А вот питон.
Ну а вот - бетон.
В печке выпечен
Батон,
А в петлицу вдет
Бутон,
По траве ползет
Питон,
Молоко течет в

Бидон,
А на стройке есть
Бетон.
Повтори и ты мне в тон:
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон,
Ну а где — бетон.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:

В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон. . .

Нет, не так.
Нет, не так.
Подскажите сами: как?
Разберитесь сами в том.
Где бутон,
А где батон,
Где бидон,
А где питон.
Ну, а где - бетон.

оВот    бутон,А вот -  батон.Вот   бидон,А вот    питон.Ну

Слайд 7Перед вами два фантастических животных — мамалына и жаварута.
Обратите внимание,

как изобразил их художник. А теперь попробуйте поиграть с друзьями в такую игру: каждый должен изобразить двух фантастических животных. Один зверь — урщух, другой - лимень. Сравните рисунки. Какое животное рисуют чаще как страшное, дикое и злое, какое -ласковое и спокойное? Что в названиях животных подсказало их нрав?
Перед вами два фантастических животных —   мамалына и жаварута. Обратите внимание, как изобразил их художник.

Слайд 8Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в

нём?

Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу – снежинок,
Сколько в одежде – дождинок,
Сколько в песке – песчинок.
Сколько звуков у речи?
Сколько струек у речки.

Мышам я не доверяю. Помогите, ребята.

Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём?Сколько на свете звуков?Сколько в снегу

Слайд 9Фонетика

Фонетика

Слайд 10 Фонетика - раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков

человеческой речи.

Звук речи – кратчайшая, далее неделимая единица речи
6 гласных звуков (сильная позиция)

37 согласных звуков ( [т], [т’] )
Сонорные, звонкие/глухие, мягкие/твердые звуки

Фонетика - раздел языкознания, изучающий  способы образования и акустические свойства  звуков человеческой

Слайд 11Гласные звуки

Гласные звуки

Слайд 12Согласные звуки Непарные

Согласные звуки Непарные

Слайд 13Порядок разбора слова
1) Разбить слово на слоги.
2) Записать слово в транскрипции.
3)

Установить количество звуков в слове.
4) Охарактеризовать гласные звуки.
5) Охарактеризовать согласные звуки.
6) Установить соответствие количества букв количеству звуков.

Научи меня фонетическому разбору!!!

Не… я не умею… Ребята, помогите!

Порядок разбора слова1) Разбить слово на слоги.2) Записать слово в транскрипции.3) Установить количество звуков в слове.4) Охарактеризовать

Слайд 15Верны ли следующие суждения?
А) Слог — это наименьшая единица произнесения слова.
Б)

Звуки образуются в речевом аппарате при вдыхании воздуха.

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения?А) Слог — это наименьшая единица произнесения слова.Б) Звуки образуются в речевом аппарате при

Слайд 16Верны ли следующие суждения?
А) Звонкий согласный на конце слова и

перед глухим согласным заменяется парным ему глухим.
Б) Согласные звуки [ж], [ч'], [ш], [щ'] называются шипящими.

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения? А) Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему

Слайд 17Верны ли следующие суждения?
А) Буквы Ь, Ъ, Й не обозначают

звуков.
Б) В заимствованных словах согласные перед Е могут произноситься и как мягкие, и как твердые.

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения? А) Буквы Ь, Ъ, Й не обозначают звуков.Б) В заимствованных словах согласные перед

Слайд 18В каком ряду верно указаны гласные звуки русского языка?
[а] [е]

[и] [о] [у] [ы] [э] [ю] [я]
[а] [е] [и] [о] [у] [ы]
[а] [и] [о] [у] [ы] [э]
[а] [е] [и] [о] [у] [э] [ю]

[а] [е] [и] [о] [у] [ы] [э] [ю] [я]
[а] [е] [и] [о] [у] [ы]
[а] [и] [о] [у] [ы] [э]
[а] [е] [и] [о] [у] [э] [ю]

В каком ряду верно указаны гласные звуки русского языка?  [а] [е] [и] [о] [у] [ы] [э]

Слайд 19В каком ряду у всех согласных есть парный глухой звук?
1)

[в] [г] [ж] [л]
2) [г'] [д] [з] [ц]
3) [д] [ж] [з] [й']
4) [б'] [в] [г] [д]

1) [в] [г] [ж] [л]
2) [г'] [д] [з] [ц]
3) [д] [ж] [з] [й']
4) [б'] [в] [г] [д]

В каком ряду у всех согласных есть парный глухой звук? 1) [в] [г] [ж] [л]2) [г'] [д]

Слайд 20В каком варианте ответа в обоих словах звуков меньше, чем букв?

1) жесть, поездка
2) горестный, несчастье
3) кататься, пробочный
4) поздно, разъем


1) жесть, поездка
2) горестный, несчастье
3) кататься, пробочный
4) поздно, разъем


В каком варианте ответа в обоих словах звуков меньше, чем букв? 1) жесть, поездка2) горестный, несчастье3) кататься,

Слайд 21В каком варианте ответа в обоих словах количество звуков и букв одинаковое?
съезд,

ясный
больнее, бульон
пилотка, местный
иволга, краснея

Съезд (5), ясный (6)
Больнее (6), бульон (5)
Пилотка (6), местный (6)
Иволга (6), краснея (8)

В каком варианте ответа в обоих словах количество звуков и букв одинаковое?съезд, ясныйбольнее, бульонпилотка, местныйиволга, краснеяСъезд (5),

Слайд 22 В каком слове все согласные звонкие?
 
вокзал
брод
цинга
горячо


вокзал [г]
брод [т]
цинга [ц]
горячо [ч]

В каком слове все согласные звонкие? вокзалбродцингагорячовокзал [г]брод [т]цинга [ц]горячо [ч]

Слайд 23 В каком слове все согласные мягкие?
речной
чайки
метиться
жить

Речной [н]
чайки [ч ] [

j] [к ]
метиться [ ц ]
жить [ж]

,


В каком слове все согласные мягкие?речнойчайкиметитьсяжитьРечной [н]чайки [ч ] [ j] [к ]метиться [ ц ]жить

Слайд 24 В каком варианте ответа в обоих словах буква Ю обозначает

2 звука?

краюшка, завьюжило
южный, брошюровать
полью, иллюминация
предъюбилейный, крюк

Краюшка (2), завьюжило (2)
Южный (2), брошюровать (1)
Полью (2), иллюминация (1)
Предъюбилейный (2), крюк (1)

В каком варианте ответа в обоих словах буква Ю обозначает 2 звука? краюшка, завьюжилоюжный, брошюроватьполью, иллюминацияпредъюбилейный,

Слайд 25В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
изморось
пароходство
сдвинуть
грусть

изморось
пароходство [т]


сдвинуть
грусть
В каком слове при произношении происходит оглушение  согласного звука?изморосьпароходствосдвинутьгрустьизморосьпароходство [т] сдвинутьгрусть

Слайд 26 В каком слове произносится твердый звонкий шипящий согласный?
печка
жюри
чисто
шелк

печка
жюри
чисто
шелк

В каком слове произносится твердый звонкий шипящий согласный?печкажюричистошелкпечкажюричистошелк

Слайд 27В каком слове произносится звук [о] ?
верность
охрана
шепот
добраться

верность [ъ]
охрана [А]- а

крышечка
шепот [о]
добраться [А]- а крышечка

В каком слове произносится звук [о] ?верностьохранашепотдобратьсяверность [ъ] охрана [А]- а крышечка шепот [о] добраться [А]- а

Слайд 28В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
некрОлог
призЫвник
балОванный
катАлог

некрОлог
призЫвник
балОванный
катАлог

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?некрОлогпризЫвникбалОванныйкатАлогнекрОлогпризЫвникбалОванныйкатАлог

Слайд 29В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
красИвее
укрАинец
зубрОвый
бантЫ

красИвее
украинец
зубровый
банты

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?красИвееукрАинецзубрОвыйбантЫкрасИвееукраинецзубровыйбанты

Слайд 30В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
вклЮчит
тОртами
перезвОнишь
каракУль

включит
тОртами
перезвонишь
каракуль

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?вклЮчиттОртамиперезвОнишькаракУльвключиттОртамиперезвонишькаракуль

Слайд 31В каком варианте ответа оба слова правильно разделены на слоги?
а-на-нас, о-де-ва-ть
рас-кры-ты,

мра-чны-е
мор-ской, мель-ник
у-че-ник, вы-гля-ну-л

а-на-нас, о-де-вать
рас-кры-ты, мрач-ны-е
мор-ской, мель-ник
у-че-ник, вы-гля-нул

В каком варианте ответа оба слова правильно разделены на слоги?а-на-нас, о-де-ва-тьрас-кры-ты, мра-чны-емор-ской, мель-нику-че-ник, вы-гля-ну-ла-на-нас, о-де-ватьрас-кры-ты, мрач-ны-емор-ской, мель-нику-че-ник,

Слайд 32Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть