Презентация, доклад на тему Этимология названий блюд меню в школьной столовой

Актуальность выбранной темы Необходимо знать значение слов, уметь их верно употреблять в языковой ситуации. Для этого нужно знать историю слова, его истинное значение. Знание происхождения слов влияет на формирование

Слайд 1Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Этимология слов

в названиях блюд меню нашей школьной столовой» ГКОУ СКОШИ I-II вида.

Выполнила: Олзобоева Эля ученица 7 класса II вида Руководитель: Бугушкинова С.Н., учитель русского языка и литературы

НПК «Ступени творчества и признания»
14.12.2016 г

Исследовательская работа по русскому языку на тему:     «Этимология слов  в названиях блюд

Слайд 2 Актуальность выбранной темы Необходимо знать значение слов, уметь

их верно употреблять в языковой ситуации. Для этого нужно знать историю слова, его истинное значение. Знание происхождения слов влияет на формирование орфографической грамотности человека.
Актуальность выбранной темы  Необходимо знать значение слов, уметь их верно употреблять в

Слайд 3 Цель исследования - Познакомить с

этимологией, как разделом языкознания. - дать представление об этимологическом анализе. - найти истинное происхождение слов в названиях блюд школьного меню. -
Цель исследования  - Познакомить с этимологией, как разделом языкознания.

Слайд 4 Происхождение слов

в названиях блюд меню нашей школьной столовой Школьное меню обычно состоит из трех основных видов: - первые блюда; вторые блюда и напитки… В каждом виде можно встретить блюда из других культур. Названия блюд по своему происхождению делятся на исконно русские и заимствованные.
Происхождение  слов          в названиях

Слайд 5Геркулес –
(овсяная крупа) в значении «силач, сильный и здоровый человек»,

восходит к лат. имени древнегреческого.

Пшено – искон. рус. от глагола пыхати – «толочь».

Геркулес – (овсяная крупа) в значении «силач, сильный и здоровый человек», восходит к лат. имени древнегреческого.Пшено –

Слайд 6Гречиха – гречка – гречневая крупа искон., привезенная из Греции
Борщ –

заим. в сер.19 века из фр. «суп из борщевика»- отборщ – съедобное растение
Гречиха – гречка – гречневая крупа искон., привезенная из ГрецииБорщ – заим. в сер.19 века из фр.

Слайд 7Манка – искон. рус. измельченный из пшеницы
Яйцо –
старославянское – анце.
В

русском языке слово «яйцо» известно с 14 в.
Старославянское слово образовано от общеславянского корня jaj (яйцо)
Манка – искон. рус. измельченный из пшеницыЯйцо – старославянское – анце.В русском языке слово «яйцо» известно с

Слайд 8Пюре - это слово заимствовано из французского, где puree (от глагола

purer – "очищать") восходит к латинскому purare, имеющему то же значение и образованному от puras – "чистый".

Рыба – древневосточнонемецкое – «гусеница», «налим». латинское – rubeta (жаба). Славянское слово со значением «рыба» было образовано от праславянского корня zъvъ, восходящего к греческому слову с тем же значением.

Пюре - это слово заимствовано из французского, где puree (от глагола purer –

Слайд 9Макароны – заим. в 18 веке из итал.

«блаженство».
Котлета – из франц. côtelette от côte «ребрышко» из лат. соstа.
Макароны – заим. в 18 веке из итал.       «блаженство».Котлета – из

Слайд 10Капуста –
лат. «капут» - голова
Рис –
древнеиндийское
– vrihis –

«рис».

Мясо - древнерусское – мясо, общеславянское – meso.
Слово «мясо», означающее «тушу или часть туши животного, которая предназначена для употребления в пищу», входит в словарный состав русского языка с XI в.

Капуста – лат. «капут» - головаРис – древнеиндийское – vrihis – «рис».Мясо - древнерусское – мясо, общеславянское

Слайд 11Суп –франц. supon - «приправлять».
Хлеб – нем. hleib, греч. - kibanos

– «форма для выпечки».
Суп –франц. supon - «приправлять».Хлеб – нем. hleib, греч. - kibanos – «форма для выпечки».

Слайд 12Чай – заим. из тюрского в 18 веке, китайского- cha
Булка –

польск. корень – була - шишка, шар – bylka - byla – круглый хлеб.

Молоко
– слав. – «выдавливается из вымени», нем. Melkon - mleko -«доить»; индоевр. Malkas- ласковый; Milch, milk – «жидкость».
Сухарь - род. п. - чеш. suchár, слвц. suchár – то же, ср. суха́ра "засохшее или обгорелое дерево".

Чай – заим. из тюрского в 18 веке, китайского- chaБулка – польск. корень – була - шишка,

Слайд 13Кисель – ст.слав. «похлебка из овсянки» - кислый
Сок - общеслав. «высасываемое».
Компот

– фр.втор.пол. 18 века – composite - «составленное из разных частей, смесь»
Кисель – ст.слав. «похлебка из овсянки» - кислыйСок - общеслав. «высасываемое».Компот – фр.втор.пол. 18 века – composite

Слайд 14Фрукты – лат. Fructus – произведение, плод, польза,
немецк. плод, древесный

плод

Овощи - чеш. оvосе ср. р. "плоды", слвц. оvосiе ср. р., польск. оwос – то же.

Фрукты – лат. Fructus – произведение, плод, польза, немецк. плод, древесный плодОвощи - чеш. оvосе ср. р.

Слайд 15
Конфета – итал. Нач. 19 века

«приготовлять в сахаре».








Вафли – нем.

- waffel от wafe –
«пчелиные соты» (внешнее сходство).

Конфета – итал. Нач. 19 века «приготовлять в сахаре».Вафли – нем. - waffel от wafe – «пчелиные

Слайд 16Заключение.

Язык каждого народа очень подвижен,
в нем постоянно

происходят
незначительные изменения ,
которые со временем накапливаются
и образуют новые языковые феномены…

Заключение.   	Язык каждого народа очень подвижен, в нем постоянно происходятнезначительные изменения , которые со временем

Слайд 17 В названиях блюд меню нашей школы исконно русских слов -20%.
французских

– 20%,
латинских – 9 %,
итальянских - 11%.
восточных - 8%;
немецких – 11%;
польских – 9%;
общеславянских – 9%;
чешских – 3%...
Этимология является одной из интересных наук о языке.
В названиях блюд меню нашей школы исконно русских слов -20%.французских – 20%, латинских –  9

Слайд 18Этимология – наука сложная и многогранная.

Она требует к себе творческого

подхода.

Очень интересно было наблюдать, сравнивать, искать, анализировать …происхождение слов :
молоко, яйцо, рыба,пюре, соль и сахар !

Спасибо за внимание!

Этимология – наука сложная и многогранная. Она требует к себе творческого подхода.    Очень интересно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть