Слайд 1Средства
выразительности.
фонетические лексические синтаксические
(фоника) (тропы) ( стилистические
фигуры)
Авторы:
Третьяков Иван,
Губарев Антон.
Руководитель: Зиновкина Л.В.
Слайд 2Правила пользования:
Средства выразительности (СВ) делятся на 3 группы: фонетические, лексические,
синтаксические. Нажав на ссылку, вы увидите перечень средств. Нажав на ссылку-термин, узнаете, его значение и пример. Если не знаете, к какой группе СВ относится термин, пройдитесь по 3 группам – это не займет много времени.
Удачной работы!!!
Слайд 3 Фонетические средства (фоника)
Аллитерация
Ассонанс
Звукоподражание
Интонация
Ритм
Паузы
Рифмы
повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону:
- Город грабил, грёб, грабастал.
Слайд 5 Звукоподражание
– слово, передающее
звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер:мяуканье, хихиканье;
тараторить, дребезжать и т.п.
- Вот дождик вкрадчиво прокапал. (Твард.)
ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания, чувств и настроения автора.
Бывает ораторская,
эпическая,
разговорная.
Ритм
Создаёт настроение, усиливает эмоциональные средства; ритм может приобретать насмешливую интонацию, имитировать народную песню и т.д.
Паузы
Логические подчёркивают слово в лексике; - эмоциональные – передают неторопливую, взволнованную речь.
/ - короткая пауза (между речевыми тактами);
//-более длинная пауза (между фразами).
Рифмы
организуют поэтическую речь;
(Смотри учебник литературы)
Слайд 10Тропы
- слова или обороты речи в переносном, иносказательном смысле
(Лексические средства)
Эпитет Эпитет Паронимы
Метафора Метафора Оксюморон
Сравнение Сравнение Синонимы
Олицетворение Олицетворение Антонимы
Метонимия Метонимия Устаревшие слова
Синекдоха Неологизмы
Аллегория Аллегория Просторечие и диалекты
Гипербола Гипербола Фразеологизмы
Литота Литота Антитеза
Перифраз/а ерифраз/а Крылатые выражения
КаламбурКаламбур Пословицы, поговорки
Ирония Лексический повтор
Слайд 11Метафора
-слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение
на основе сходства:
- Ситец неба голубой.
- Отговорила роща золотая
березовым веселым зыком.
(развернутая)
Слайд 12Олицетворение
- явления, предметы неживой природы, изображающиеся как живые существа и
наделяемые их свойствами:
- Звезда с звездою говорит.
- Время бежит.
- Язык живет.
Слайд 13Метонимия
– слово, которое употребляется в переносном значение на основе
внешней или внутренней связи между предметами, явлениями:
-Я три стакана выпил.
-Медь не померкла.
Слайд 14Синекдоха
- название части вместо названия целого, частного вместо общего
и наоборот
-Все флаги в гости будут к нам. (государства)
- Швед, русский колет, рубит, режет.(армии)
Слайд 15Аллегория
-иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках,
баснях, пословицах, поговорках)
-Хитрость - в образе лисицы.
-Красота - в образе Аполлона.
Слайд 16Гипербола Литота
Преувеличение
Преуменьшение
свойств, качеств.
Я сто раз говорил В двух шагах отсюда
Слайд 17Перифраз/а
- пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:
- Унылая
пора! Очей очарованье.
- Белокаменная столица.
- Автор «Героя нашего времени»
Слайд 18Повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.
Ветер, ветер на всем белом
Слайд 19Каламбур
-игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:
Мой дорогой, очень дорогой портной
Слайд 20Паронимы
-Слова, близкие по звучанию или морфологической структуре, но разные
по значению:
- Самолюбие – себялюбие.
Нередко используются для характеристики персонажа:
Служить бы рад – прислуживаться тошно
Слайд 21Оксюморон
-Сопоставление на первый взгляд несопоставимых понятий:
Пышное природы
увяданье.
Звонкая тишина.
«Горячий снег».
Слайд 22Устаревшие слова Неологизмы
Архаизмы, историзмы.
Используются для
воссоздания исторической обстановки и речи героев, а также для создания торжественного стиля.
Златой порфирою блистает, покрыта лаврами глава (Пушкин).
Новые слова.
Общеязыковые или авторские – используются для создания художественного эффекта.
Я влюблен, я очарован, словом, я огончарован (Пушкин).
Слайд 23Антонимы
это слова противоположные по значению.
Бывают
.
лексические текстовые
Ученье – свет, а неученье – тьма. На Руси не все караси –
есть и ерши.
Слайд 24Просторечная и диалектная лексика
-Придаёт тексту выразительность, употребляется в речи
персонажа.
А вчерась мне была выволочка.
Слайд 25-образное , художественное определение предмета, чаще выражено прилагательным, реже существительным
или наречием.
- Золотая роща.
- Гордо реет буревестник.
Эпитет
Слайд 26 - афоризмы, имеющие авторство:
Как белка в колесе (Крылов).
Служить бы рад
– прислуживаться тошно (Грибоедов).
Крылатые выражения
Слайд 27 Что написано пером, не вырубишь
топором.
Поговорка – цветочек, пословица - ягодка.
Не в службу, а в дружбу.
Пословицы и поговорки
Слайд 28Сопоставление одного предмета с другими с целью создания
художественного описания первого.
Используются
- сравнительные союзы: КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО:
Берёзы стоят, как большие свечки.
существительные в творительном падеже:
Заливался соловьем.
Сравнение
Слайд 29-слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать
тавтологии.
Синтаксические
Стилистические
Лексические
Текстовые
являются синонимами только в данном тексте
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий..
параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению
Начать работу -приступить к работе
отличаются стилистической окраской, сферой употребления
-Лик-лицо-физиономия-мордашка
Синонимы
слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и тоже понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения
Вьюга-метель-буран
Слайд 30Устойчивые сочетания слов; помогают строить текст.
Придают ему шутливую окраску.
Являются средством речевой
характеристики персонажа:
-Первый дачный блин вышел, кажется, комом.
-Дело не в новой метле,а в том,как она метёт.
Фразеологизмы
Слайд 31 Вид тропа,употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая
или скрытая насмешка;
Высшая степень иронии- сарказм:
-Откуда, умная, бредешь ты, голова?
-Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши.
Ирония
Слайд 32Стилистические фигуры
-это особо построенные словосочетания, предложнения, придающие речи образность, выразительность.
Инверсия
Эллипсис
Умолчание
Вопросительное предложение
Период
Синтаксический
параллелизм
Градация
Антитеза
Анафора
Эпифора
Парцелляция
Именительный представления
Разговорные синтаксические конструкции
Вопросно-ответные конструкции
Односоставные, неполные предложения и др.
Риторические: вопросыРиторические: вопросы, обращенияРиторические: вопросы, обращения, восклицания.
Слайд 33Инверсия
-это изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных
оттенков смысла.
Зимы ждала природа.
Выведи лошадей. Не понравились они мне.
Слайд 34Эллипсис
-это пропуск какого-либо члена предложения, (чаще сказуемого) в стилистических целях:
для
передачи быстроты действия.
Тёркин мой- к огню поближе.
Я за свечку, свечка - в печку.
Слайд 35Умолчание
-это незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи.
Я страдал…Я хотел
ответа…Не дождался…Уехал…
Слайд 36Вопросительное предложение
-это синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров.
Создает манеру беседы.
Как выйти из кризиса?
Что же такое эта сигнализация?
Слайд 37Период
-это синтаксическая структура, в которой
1-я часть-эпическое повествование,
2-я часть -вывод.
Если
есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность. правда и красота, если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли в этом в первую очередь великой литературы?
Слайд 38Синтаксический
параллелизм
-это сходное расположение элементов, однотипное построение предложений
Ямщик свистнул.
Лошади поскакали.
Колокольчик загремел.
Слайд 39Градация
-это «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их
силы для нагнетания впечатления.
Восходящая и нисходящая:
не плачу . Крикнул,
не зову , попросил,
Не жалею, прошептал.
Слайд 40Антитеза
-это стилистическая фигура контраста, сопоставления, противопоставления противоположных понятий.
1)Глупый осудит, а умный
рассудит.
2)Как медлит время, когда мы спешим,
И как оно спешит, когда мы медлим.
Слайд 41Анафора Эпифора
-это повтор
конечных слов.
Мне
хотелось бы
знать, от чего я
титулярный. советник.
Почему именно
титулярный советник?
-это повтор
начальных слов.
Клянусь я первым
днём творенья
клянусь его
последним днём,
Слайд 42Парцелляция
(Присоединительные конструкции)
- это разделение предложения на части. Является средством экспрессии, создания
новых смыслов.
1)Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.
2)На дворе осень. Поздняя.
Слайд 43Именительный представления
-это изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к
предмету высказывания, усиливает его звучание.
Ветераны . Думаешь о них, и в памяти возникают седые воины с медалями на
груди..
Слайд 44Разговорные синтаксические конструкции
-это особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как
отражает особенности разговорного стиля.
С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе.
Слайд 45Вопросно-ответные конструкции
-это неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают
в художественную и публицистическую речь.
-Какие новости?- спросил офицер.
-Хорошие!
Слайд 46Односоставные неполные предложения, ряды однородных членов, вводные конструкции и др.
-могут быть
средством выразительности.
1)Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя.
2)За всё я отвечаю в этом мире- за вздохи, слёзы, горе и потери.
Слайд 47Риторический вопрос
-это вопрос, в котором содержится утверждение.
Цель: привлечь внимание читателя
к тому или иному явлению.
Кто же не радовался солнечному лучу?
Жизнь моя? Или ты приснилась мне?
Слайд 48Риторическое обращение
-это подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности
речи.
Не шуми, осина, не пыли, дорога.
Пусть несётся песня, к милой до порога.
Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела.
Слайд 49Риторическое восклицание
- для демонстрации высшей точки концентрации чувств.
О времена, о
нравы! (Цицерон)
Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.)
Слайд 50Многосоюзие Бессоюзие
-это повтор союза,
такое построение ощущаемый как предложений, при
избыточный и упот- котором ОЧП или
ребляемый как части СП связыва-
средство выразитель- ются без помощи
ности. союзов.
Дождь сеялся и на леса, и на поля, Мелькают мимо будки, бабы,
и на широкий Днепр. мальчишки, лавки, фонари.