Презентация, доклад на тему Электронный справочник Средства выразительности

Содержание

Правила пользования: Средства выразительности (СВ) делятся на 3 группы: фонетические, лексические, синтаксические. Нажав на ссылку, вы увидите перечень средств. Нажав на ссылку-термин, узнаете, его значение и пример. Если не знаете, к какой группе СВ относится термин,

Слайд 1Средства выразительности.
фонетические лексические синтаксические


(фоника) (тропы) ( стилистические
фигуры)

Авторы:
Третьяков Иван,
Губарев Антон.
Руководитель: Зиновкина Л.В.

Средства  выразительности.фонетические  лексические  синтаксические

Слайд 2Правила пользования:
Средства выразительности (СВ) делятся на 3 группы: фонетические, лексические,

синтаксические. Нажав на ссылку, вы увидите перечень средств. Нажав на ссылку-термин, узнаете, его значение и пример. Если не знаете, к какой группе СВ относится термин, пройдитесь по 3 группам – это не займет много времени.
Удачной работы!!!
Правила пользования: Средства выразительности (СВ) делятся на 3 группы: фонетические, лексические, синтаксические. Нажав на ссылку, вы увидите

Слайд 3 Фонетические средства (фоника)
Аллитерация
Ассонанс

Звукоподражание
Интонация
Ритм
Паузы
Рифмы

Фонетические средства (фоника) Аллитерация Ассонанс   Звукоподражание  Интонация  Ритм   Паузы

Слайд 4 Аллитерация
-

повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону:
- Город грабил, грёб, грабастал.

Аллитерация- повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи,

Слайд 5 Звукоподражание
– слово, передающее

звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер:мяуканье, хихиканье;
тараторить, дребезжать и т.п.
- Вот дождик вкрадчиво прокапал. (Твард.)

Звукоподражание– слово, передающее звуковое  впечатление явления, предмета; имеет

Слайд 6 Интонация

ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для выражения смысла высказывания, чувств и настроения автора.
Бывает ораторская,
эпическая,
разговорная.

Интонация– ритмико-мелодическая сторона устной речи, служащая для

Слайд 7

Ритм

Создаёт настроение, усиливает эмоциональные средства; ритм может приобретать насмешливую интонацию, имитировать народную песню и т.д.

Ритм  Создаёт настроение,

Слайд 8

Паузы

Логические подчёркивают слово в лексике; - эмоциональные – передают неторопливую, взволнованную речь.
/ - короткая пауза (между речевыми тактами);
//-более длинная пауза (между фразами).

Паузы  Логические подчёркивают слово

Слайд 9

Рифмы

организуют поэтическую речь;
(Смотри учебник литературы)

Рифмы  организуют поэтическую речь;

Слайд 10Тропы - слова или обороты речи в переносном, иносказательном смысле
(Лексические средства)


Эпитет Эпитет Паронимы
Метафора Метафора Оксюморон
Сравнение Сравнение Синонимы
Олицетворение Олицетворение Антонимы
Метонимия Метонимия Устаревшие слова
Синекдоха Неологизмы
Аллегория Аллегория Просторечие и диалекты
Гипербола Гипербола Фразеологизмы
Литота Литота Антитеза
Перифраз/а ерифраз/а Крылатые выражения
КаламбурКаламбур Пословицы, поговорки
Ирония Лексический повтор






Тропы - слова или обороты речи в переносном, иносказательном смысле(Лексические средства)

Слайд 11Метафора
-слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение

на основе сходства:
- Ситец неба голубой.
- Отговорила роща золотая
березовым веселым зыком.
(развернутая)

Метафора  -слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства: - Ситец неба

Слайд 12Олицетворение
- явления, предметы неживой природы, изображающиеся как живые существа и

наделяемые их свойствами:
- Звезда с звездою говорит.
- Время бежит.
- Язык живет.
Олицетворение - явления, предметы неживой природы, изображающиеся как живые существа и наделяемые их свойствами: - Звезда с

Слайд 13Метонимия
– слово, которое употребляется в переносном значение на основе

внешней или внутренней связи между предметами, явлениями:

-Я три стакана выпил.
-Медь не померкла.

Метонимия  – слово, которое употребляется в переносном значение на основе внешней или внутренней связи между предметами,

Слайд 14Синекдоха
- название части вместо названия целого, частного вместо общего
и наоборот

-Все флаги в гости будут к нам. (государства)
- Швед, русский колет, рубит, режет.(армии)

Синекдоха- название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот -Все флаги в гости будут к

Слайд 15Аллегория
-иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках,

баснях, пословицах, поговорках)
-Хитрость - в образе лисицы.
-Красота - в образе Аполлона.

Аллегория  -иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, поговорках)  -Хитрость -

Слайд 16Гипербола Литота
Преувеличение

Преуменьшение
свойств, качеств.
Я сто раз говорил В двух шагах отсюда
Гипербола        ЛитотаПреувеличение

Слайд 17Перифраз/а
- пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:
- Унылая

пора! Очей очарованье.
- Белокаменная столица.
- Автор «Героя нашего времени»
Перифраз/а  - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:  - Унылая пора! Очей очарованье.  - Белокаменная

Слайд 18Повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.
Ветер, ветер на всем белом

свете.

Лексический повтор

Повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.Ветер, ветер на всем белом свете.Лексический повтор

Слайд 19Каламбур
-игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:

Мой дорогой, очень дорогой портной
Каламбур  -игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:  Мой дорогой, очень дорогой портной

Слайд 20Паронимы
-Слова, близкие по звучанию или морфологической структуре, но разные

по значению:
- Самолюбие – себялюбие.
Нередко используются для характеристики персонажа:
Служить бы рад – прислуживаться тошно
Паронимы  -Слова, близкие по звучанию или морфологической структуре, но разные по значению:  - Самолюбие –

Слайд 21Оксюморон
-Сопоставление на первый взгляд несопоставимых понятий:

Пышное природы

увяданье.
Звонкая тишина.
«Горячий снег».
Оксюморон  -Сопоставление на первый взгляд несопоставимых понятий:  Пышное природы увяданье.  Звонкая тишина.  «Горячий

Слайд 22Устаревшие слова Неологизмы
Архаизмы, историзмы.
Используются для

воссоздания исторической обстановки и речи героев, а также для создания торжественного стиля.
Златой порфирою блистает, покрыта лаврами глава (Пушкин).

Новые слова.
Общеязыковые или авторские – используются для создания художественного эффекта.
Я влюблен, я очарован, словом, я огончарован (Пушкин).

Устаревшие слова   Неологизмы    Архаизмы, историзмы.Используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев,

Слайд 23Антонимы
это слова противоположные по значению.


Бывают

.
лексические текстовые
Ученье – свет, а неученье – тьма. На Руси не все караси –
есть и ерши.
Антонимыэто слова противоположные по значению.

Слайд 24Просторечная и диалектная лексика
-Придаёт тексту выразительность, употребляется в речи

персонажа.

А вчерась мне была выволочка.
Просторечная и диалектная лексика  -Придаёт тексту выразительность, употребляется в речи персонажа.  А вчерась мне была

Слайд 25-образное , художественное определение предмета, чаще выражено прилагательным, реже существительным

или наречием.



- Золотая роща.
- Гордо реет буревестник.

Эпитет

-образное , художественное определение предмета,  чаще выражено прилагательным, реже существительным или наречием.- Золотая роща.- Гордо реет

Слайд 26 - афоризмы, имеющие авторство:
Как белка в колесе (Крылов).
Служить бы рад

– прислуживаться тошно (Грибоедов).

Крылатые выражения

- афоризмы, имеющие авторство:Как белка в колесе (Крылов).Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). Крылатые выражения

Слайд 27 Что написано пером, не вырубишь
топором.

Поговорка – цветочек, пословица - ягодка.
Не в службу, а в дружбу.

Пословицы и поговорки

Что написано пером, не вырубишь  топором.  Поговорка – цветочек, пословица - ягодка.

Слайд 28Сопоставление одного предмета с другими с целью создания
художественного описания первого.
Используются


- сравнительные союзы: КАК, СЛОВНО, БУДТО, ТОЧНО:
Берёзы стоят, как большие свечки.
существительные в творительном падеже:
Заливался соловьем.


Сравнение

Сопоставление одного предмета с другими с целью создания художественного описания первого.Используются - сравнительные союзы: КАК, СЛОВНО, БУДТО,

Слайд 29-слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать

тавтологии.






Синтаксические

Стилистические

Лексические

Текстовые
являются синонимами только в данном тексте
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий..


параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению
Начать работу -приступить к работе

отличаются стилистической окраской, сферой употребления
-Лик-лицо-физиономия-мордашка

Синонимы



слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и тоже понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения
Вьюга-метель-буран

-слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии. СинтаксическиеСтилистическиеЛексическиеТекстовыеявляются синонимами только в данном

Слайд 30Устойчивые сочетания слов; помогают строить текст.
Придают ему шутливую окраску.
Являются средством речевой

характеристики персонажа:
-Первый дачный блин вышел, кажется, комом.
-Дело не в новой метле,а в том,как она метёт.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов; помогают строить текст.Придают ему шутливую окраску.Являются средством речевой характеристики персонажа:-Первый дачный блин вышел, кажется,

Слайд 31 Вид тропа,употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая

или скрытая насмешка;
Высшая степень иронии- сарказм:
-Откуда, умная, бредешь ты, голова?
-Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши.

Ирония

Вид тропа,употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; Высшая степень иронии-

Слайд 32Стилистические фигуры
-это особо построенные словосочетания, предложнения, придающие речи образность, выразительность.

Инверсия
Эллипсис
Умолчание
Вопросительное предложение
Период
Синтаксический

параллелизм
Градация
Антитеза
Анафора
Эпифора
Парцелляция
Именительный представления
Разговорные синтаксические конструкции
Вопросно-ответные конструкции
Односоставные, неполные предложения и др.
Риторические: вопросыРиторические: вопросы, обращенияРиторические: вопросы, обращения, восклицания.
Стилистические фигуры-это особо построенные словосочетания, предложнения, придающие речи образность, выразительность.ИнверсияЭллипсисУмолчаниеВопросительное предложениеПериодСинтаксический параллелизмГрадацияАнтитезаАнафораЭпифораПарцелляцияИменительный представленияРазговорные синтаксические конструкцииВопросно-ответные конструкцииОдносоставные, неполные

Слайд 33Инверсия
-это изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных

оттенков смысла.


Зимы ждала природа.
Выведи лошадей. Не понравились они мне.
Инверсия-это изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла.Зимы ждала природа.Выведи лошадей. Не

Слайд 34Эллипсис
-это пропуск какого-либо члена предложения, (чаще сказуемого) в стилистических целях:
для

передачи быстроты действия.


Тёркин мой- к огню поближе.
Я за свечку, свечка - в печку.
Эллипсис-это пропуск какого-либо члена предложения, (чаще сказуемого) в стилистических целях: для передачи быстроты действия. Тёркин мой- к

Слайд 35Умолчание
-это незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи.


Я страдал…Я хотел

ответа…Не дождался…Уехал…
Умолчание-это незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи.Я страдал…Я хотел ответа…Не дождался…Уехал…

Слайд 36Вопросительное предложение
-это синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров.

Создает манеру беседы.


Как выйти из кризиса?
Что же такое эта сигнализация?
Вопросительное предложение-это синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров. Создает манеру беседы. Как выйти из

Слайд 37Период
-это синтаксическая структура, в которой
1-я часть-эпическое повествование,
2-я часть -вывод.

Если

есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность. правда и красота, если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли в этом в первую очередь великой литературы?
Период-это синтаксическая структура, в которой 1-я часть-эпическое повествование, 2-я часть -вывод.Если есть в человеке, в душе его

Слайд 38Синтаксический параллелизм
-это сходное расположение элементов, однотипное построение предложений

Ямщик свистнул.
Лошади поскакали.
Колокольчик загремел.

Синтаксический параллелизм-это сходное расположение элементов, однотипное построение предложенийЯмщик свистнул.Лошади поскакали.Колокольчик загремел.

Слайд 39Градация
-это «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их

силы для нагнетания впечатления.
Восходящая и нисходящая:
не плачу . Крикнул,
не зову , попросил,
Не жалею, прошептал.

Градация-это «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их силы для нагнетания впечатления.  Восходящая

Слайд 40Антитеза
-это стилистическая фигура контраста, сопоставления, противопоставления противоположных понятий.

1)Глупый осудит, а умный

рассудит.
2)Как медлит время, когда мы спешим,
И как оно спешит, когда мы медлим.
Антитеза-это стилистическая фигура контраста, сопоставления, противопоставления противоположных понятий.1)Глупый осудит, а умный рассудит.2)Как медлит время, когда мы спешим,И

Слайд 41Анафора Эпифора
-это повтор
конечных слов.

Мне

хотелось бы
знать, от чего я
титулярный. советник.
Почему именно
титулярный советник?

-это повтор
начальных слов.


Клянусь я первым
днём творенья
клянусь его
последним днём,

Анафора      Эпифора  -это повторконечных слов.Мне хотелось бы знать, от чего я

Слайд 42Парцелляция (Присоединительные конструкции)
- это разделение предложения на части. Является средством экспрессии, создания

новых смыслов.


1)Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.
2)На дворе осень. Поздняя.
Парцелляция (Присоединительные конструкции)- это разделение предложения на части. Является средством экспрессии, создания новых смыслов.1)Он пришёл домой поздно

Слайд 43Именительный представления
-это изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к

предмету высказывания, усиливает его звучание.
Ветераны . Думаешь о них, и в памяти возникают седые воины с медалями на
груди..
Именительный представления-это изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание.Ветераны .

Слайд 44Разговорные синтаксические конструкции
-это особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как

отражает особенности разговорного стиля.

С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе.
Разговорные синтаксические конструкции-это особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля.С годами человек

Слайд 45Вопросно-ответные конструкции
-это неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают

в художественную и публицистическую речь.


-Какие новости?- спросил офицер.
-Хорошие!
Вопросно-ответные конструкции-это неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь.-Какие новости?-

Слайд 46Односоставные неполные предложения, ряды однородных членов, вводные конструкции и др.
-могут быть

средством выразительности.

1)Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя.
2)За всё я отвечаю в этом мире- за вздохи, слёзы, горе и потери.
Односоставные неполные предложения, ряды однородных членов, вводные конструкции и др.-могут быть средством выразительности.1)Золото холодное луны, запах олеандра

Слайд 47Риторический вопрос
-это вопрос, в котором содержится утверждение.
Цель: привлечь внимание читателя

к тому или иному явлению.



Кто же не радовался солнечному лучу?
Жизнь моя? Или ты приснилась мне?
Риторический вопрос-это вопрос, в котором содержится утверждение. Цель: привлечь внимание читателя к тому или иному явлению.Кто же

Слайд 48Риторическое обращение
-это подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности

речи.

Не шуми, осина, не пыли, дорога.
Пусть несётся песня, к милой до порога.
Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела.
Риторическое обращение-это подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо для усиления выразительности речи.Не шуми, осина, не пыли, дорога.Пусть

Слайд 49Риторическое восклицание
- для демонстрации высшей точки концентрации чувств.


О времена, о

нравы! (Цицерон)
Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.)
Риторическое восклицание- для демонстрации высшей точки концентрации чувств. О времена, о нравы! (Цицерон)Да здравствует Солнце, да скроется

Слайд 50Многосоюзие Бессоюзие
-это повтор союза,

такое построение ощущаемый как предложений, при
избыточный и упот- котором ОЧП или
ребляемый как части СП связыва-
средство выразитель- ются без помощи
ности. союзов.

Дождь сеялся и на леса, и на поля, Мелькают мимо будки, бабы,
и на широкий Днепр. мальчишки, лавки, фонари.

Многосоюзие    Бессоюзие-это повтор союза,       такое построение ощущаемый как

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть