Слайд 1Элективный курс «Правила и культура разговорной и письменной речи»
Автор работы
Учитель
русского языка ГБОУ СОШ № 250
г. Санкт-Петербурга
Соковых Надежда Николаевна
Слайд 2Цели и задачи курса
1. Учить грамотно пользоваться средствами языка.
2. Обучать умению
использовать различные средства выразительности речи в устной и письменной форме.
3. Прививать отвращение к речевым штампам, «переводить» высказывание с языка одного функционального стиля на другой.
4. Учить понимать язык поэзии.
5. Познакомить с особенностями детской речи и с особенностями восприятия детьми речи взрослых.
Слайд 3Противоречивое всегда комично, а комичное – неожиданно. Вот вам пример:
У директора
цирка звонит телефон.
Снимает трубку, слышит:
- Простите, вам нужна говорящая лошадь?
- Прекратите хулиганство!- говорит директор и вешает трубку.
Снова звонок:
- Простите, вы не ответили: вам нужна говорящая лошадь?
- Прекратите хулиганить!
Третий звонок:
- Пожалуйста, не вешайте трубку! Думаете, легко копытом номер набирать?
Слайд 4На следующем слайде рассмотрите рисунки Н.Радлова.
Подумайте, над чем мы смеёмся ,
рассматривая эти рисунки: над тем, что человеку испортили шляпу, или над чем-то другим?
Слайд 5Напишите рассказ по картинкам художника Н.Радлова.
Слайд 6Сравните 2 сочинения.
Сумели ли ребята передать впечатления?
1) У дяди Вани, гуляя
в сильный ветер, слетела шляпа. И он на это сказал собакам принести.
И они обое побежали, чтобы он им сказал, что какие они молодцы. И они порвали евоную шляпу, и дяде Ване это не пондравилось. И он стал ругаться на них.
2) Дядя Ваня гулял с собаками. Ветер сорвал с него шляпу, и дядя Ваня велел им её принести. Собаки подрались и порвали шляпу на половинки, и дядя Ваня стал их ругать.
Вот какие у дяди Вани глупые собаки!
Слайд 7Проанализируйте сочинения, пользуясь схемой
Слайд 8Задача № 1 : научиться отличать смешное от несмешного и о
смешном рассказывать смешно
Расскажите свой любимый анекдот и проследите, что в нём вызывает смех:
- нас долго готовили к некоей развязке, а предложили совершенно неожиданную;
- герои воспринимают ситуацию не так, как она выглядит со стороны;
- остроумная игра слов и др. варианты
Слайд 9Примеры:
Игра слов.
По улице бредёт унылая согбенная фигура…Внезапно перед ней вырастает грабитель:
-
Отдай часы!
- Что? Часы? Тогда бери и классное руководство!
Слайд 10Пример неадекватной оценки ситуации
На скамеечке в парке человек играет со своей
собакой в шахматы.
Кто-то восхищается, увидев, как собака двигает лапкой фигуры:
- Какая у вас собака умная!
- Какая же она умная? Ей через два хода мат!
Слайд 11Задача № 2: Научиться пользоваться различными типами словарей
Для чего это нужно?
В
словарях отражены основные нормы языка.
Правильной называется речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка.
Слайд 12Перечислим эти нормы
1. Орфоэпические – правила произношения слов.
2. Грамматические – правила
образования слов, форм слова, употребления частей речи и их форм, построения синтаксических конструкций.
3. Лексические – правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи.
4. Стилистические – выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения
5. Орфографические – правила написания слов.
6. Пунктуационные – правила постановки знаков препинания.
Слайд 13Сравните словарные статьи из словарей разных типов
В « Толковом словаре».
В «
Орфоэпическом».
В « Словаре трудностей словоупотребления».
Слайд 14Богатство, точность, логичность, чистота и уместность речи
Какой недостаток есть в этом
отрывке?
(…) Тогда я сказал папе: « Возьми меня на рыбалку». А он мне сказал: « Я на всю ночь иду, ты устанешь и будешь скулить». А я сказал: « Не буду». А он сказал: « И не проси, всё равно не возьму». А я сказал: « Я сам пойду».
Как устранить отмеченный недостаток?
Каким словарём можно воспользоваться, чтобы устранить его?
Слайд 15Определите, какая из словарных статей относится к « Толковому словарю», а
какая к « Словарю трудностей…»
1) РЕЛИКВИЯ. Реликвии (реликвия) чего [ не реликвии о чём ]. Реликвии прошлого.
*Пример ненормативного употребления: «А почему бы, скажем, нельзя новичков привести в музей, где собраны реликвии о рабочей славе».
2) РЕЛИКВИЯ, -и, ж. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Семейная р.II прил. Реликвийный, -ая, -ое ( спец.) Реликвийные экспонаты музея.
Слайд 16Привыкайте обращаться к нужному справочнику самостоятельно
Обратитесь к словарю:
Когда используется ЗАПАСНОЙ
, а когда
ЗАПАСНЫЙ ?
Слайд 17Определите, какого типа ошибки в предложениях Г, Р, и т. д.
1.Шаровая
мельница употребляется для измельчания глазури.
2. Хотя копьев поломано немало, по-прежнему основным критерием оценки знаний остаётся «уд» и
«неуд».
3. На Жигулёвский он приехал после института и за пять лет стал его закоренелым патриотом.
Слайд 18Информация к размышлению:
- 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» включает в
себя 120 480 слов;
- в 4-томном « Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля собрано около 200 000 слов;
- « Словарь языка А.С.Пушкина» включает
21 2990 разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений;
- словарный запас современного взрослого образованного человека составляет 10-12 тысяч слов;
Словарный запас героини романа И.Ильфа и Е Петрова «людоедки Эллочки» составлял примерно 30 слов.
Слайд 19Точная речь передаёт мысли и чувства говорящего ясно и полно
Подумайте, что
уточнял А.С.Пушкин, работая над черновиком?
Черновик: « Зима! Мужик, уж не горюя…»
Черновик: « Зима! Крестьянин , торжествуя…»
Слайд 20Логичны ли рассуждения детей?
1. Юля, 3 года.
Бабушка рассказывает сказку:
- Кот ушёл
на охоту, а Петушок остался дома, печь топить, избу мести…
- И пылесосить!
2.Аля, 3,5 года:
- Мама, давай играть! Я – кошка, ты - мышка. Я буду кричать: « Мяу –мяу!»
- А мышке как кричать?
- Караул!
3. Настя, 5 лет:
- Мама, что такое сено? ( В ответ слышит, что это сухая трава).
-Значит, когда коровы едят свежую траву, то дают свежее молоко, а когда сено - сухое?
Слайд 21Чистой считается речь свободная от слов-паразитов ( типа ну, значит, это…)
жаргонных, диалектных, просторечных слов, а также слов, оскорбляющих нравственность
Пример:
Чичиков отказался решительно как играть, так и пить.
- Отчего же ты не хочешь играть? – сказал Ноздрёв.
- Ну оттого, что не расположен. Да, признаться сказать, я вовсе не охотник играть…
- Дрянь же ты!
- Что ж делать? так бог создал.
- Фетюк просто!..
( Н.В.Гоголь. « Мёртвые души»).
Слайд 22Уместной называется речь, отвечающая целям и задачам общения
Различают уместность :
-ситуативную (
как бы мастерски вы ни умели рассказывать анекдоты, вряд ли стоит делать это на похоронах);
-стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств;
-личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его предполагаемое отношение к речи говорящего.
Слайд 23Найдите фактические и логические ошибки.
1. Матрёна Тимофеевна вышла замуж, и счастья
стало меньше. Она была верна мужу.
2. Фашисты его повесили, но он выдержал все испытания.
3. Драмы Островского ставятся на сценах театров, концертных залов.
4. Феклуша рассказывает про паровоз. И Кабаниха выражает неудовольствие этому изобретению.
Слайд 24Наша задача № 3: научиться не обижать!
Вот вам классический набор неуместных
вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов, считая это остроумным:
- вы что – сами не видите ( не слышите, не знаете…)
- вы что – с луны свалились ( с самосвала упали, с дуба рухнули…)?
- читать не умеете?
-вам сто ( двести, триста..)раз повторять?
- вы что - в о о б щ е?
Слайд 25Определяя ситуативную уместность
речи, следует помнить о двух формах речи: устной и
письменной.
У с т н а я речь:
- спонтанная;
-ориентирована на присутствие собеседника.
О с о б е н н о с т и:
- неполные предложения;
- передача эмоций при помощи интонации, мимики, жеста;
- допустимость повторений, отступлений, уточнений в процессе речи.
П и с ь м е н н а я речь:
- продуманная;
- ориентирована на восприятие в отсутствие собеседника.
О с о б е н н о с т и:
- полные и в меру необходимости распространённые предложения;
- передача эмоций при
помощи знаков препинания;
- строгая логичность и точность изложения.
Слайд 26Пример какого рода неуместности здесь приведён?
Представьте себе, что жена обратилась к
мужу с такой речью:
- Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.
Слайд 27Не говори красиво
В поезде молодая женщина(…) расхваливала свой дом:
- Чуть выйдешь
за калитку, сейчас же зелёный массив,- и видно было, что она очень гордится собой. У неё такая культурная речь!
Та же гордость послышалась мне в голосе одного незнакомца, который подошёл к моему другу, ловившему рыбу, (…) и спросил:
- Какие мероприятия предпринимаете для активизации клёва?
Молодой человек увидел плачущую пятилетнюю девочку, ласково наклонился к ней и сказал:
- Ты по какому вопросу плачешь?
Слайд 28Какого рода неуместность демонстрирует этот гриб? Придумайте подпись к рисунку.
Слайд 29Выразительная речь отбором языковых средств привлекает внимание и интерес слушателя
Скажи:
Какой ты
след оставишь:
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
( Л.Мартынов)
Слайд 30Тропы. Наша задача № 4:научиться находить сравнения и превращать их в
эпитеты и метафоры
Слайд 31Предлагаем новую игру: « На свете всё на всё похоже»!
Подумайте, с
чем можно сравнить снег, дорогу, зиму.
Превратите сравнения в эпитеты и метафоры.
Слайд 32В чём недостаток этого сочинения? Имел ли автор в виду конкретный
день или писал о зиме « вообще»?
Пришла волшебница-зима и укрыла землю белым ковром. Деревья надели пушистые шапки и шубки. Мороз рисует красивые узоры на стёклах окон. Иней посеребрил ветки деревьев. Светит солнышко, и на снегу вспыхивают золотые искорки. С неба падают снежинки, как маленькие звёздочки.
Придумайте такие темы о зиме, которые отучают писать штампами.
Слайд 33 Задача №5: учитесь отличать хорошие стихи от плохих
…Великое чувство! Его
до конца
Мы живо в душе сохраняем,
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем.
( Н.А.Некрасов)
… Ты в памяти храни
Святыни лик родной!
И к ней любовь твоя
А имя её мать,-
Порука
Материнского благополучья!
Любить её –
Нет ничего добрей и лучше,
Нет ничего страшнее –
Маму потерять!
А. Платунов)
Слайд 34Риторические фигуры- способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста
Я не могу
без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь!
Мне и в жары без тебя – стыть,
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час - с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя… (Н.Асеев)
Содержат ли новую информацию, по сравнению с первой, последующие строки? Для чего они нужны?
Слайд 35Антитеза- фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений
- Господин полковник, - сказал
капитан Сташек, - в Омск мы вступали свободнее и торжественнее. Нас встречали цветами.
-Да, но теперь мы не вступаем, а выступаем. Поэтому нас не встречают, а провожают. И не цветочками, а ягодками.
( С. Сартаков).
Слайд 36Фигура перечисления конкретизирует изображаемое, делает его зримым, осязаемым
Одна бедная мать не
спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.
( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Слайд 37Речь на уровне звука
Правильная: с соблюдением орфоэпической нормы.
Хорошая: благозвучная; интонационно богатая,
точная, выразительная.
О Р Ф О Э П И Ч Е С К И Е
Т Р У Д Н О С Т И :
а) ударение;
б) твёрдое или мягкое произношение
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОРМЫ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ МОГУТ ИЗМЕНЯТЬСЯ
Слайд 38Внимание: коварная буква Ч!
В некоторых словах Ч
перед согласными читается как
Ш.
Эта норма постепенно устаревает, в XIX веке таких слов было больше.
Прочтите вслух:
Булочная, скворечник, скучно, яичница, прачечная, чтобы, потому что, конечный, конечно
Слайд 40Отличаем ЗВУКОПИСЬ от АЛЛИТЕРАЦИИ
Аллитерация -создание эмоционального настроя с помощью согласных.
Я вышел
в ночь – узнать, понять
Далёкий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять, поверить в мнимый конский топот…
( А.Блок)
Какие ощущения вызывают эти строки? Чем?
Звукопись –соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине.
Так читаем у Пушкина:
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой…
[Ш], [П], [Н]
Слайд 41Ассонанс – создание эмоционального настроя с помощью подбора гласных
Найдите ассонанс в
отрывке из поэмы
А. Твардовского «Василий Тёркин»:
На просторе ветер резок,
Зол мороз вблизи железа,
Дует в душу, дует в грудь –
Не дотронься как – нибудь.
Слайд 42Придумайте имена героям-инопланетянам
А.Н. Толстой придумал героине своего романа имя Аэлита –
прекрасной нежной марсианке.
Представьте себе. Что вы пишите фантастический роман. Придумайте имена:
а) гордой и своенравной женщине;
б) коварному негодяю;
в) благородному супермену;
г) беззащитной девушке.
Слайд 43Ритм и рифма. Поучимся подбирать рифму и соблюдать ритм.
Мы пока не
будем стремиться написать что-то серьёзное. Пусть это будут лимерики. Название жанра произошло от Лимерик ( ирландский город).
Жила была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался.
От души восхищался:
« До чего ж эта дама приятная!»
( Эдвард Лир)
Слайд 44Допишите вторую строчку, зарифмовав её с первой и не сломав ритма
1
Ковбой из славного Техаса…
……………………………………..
2 Один учитель на Багамах…
……………………………………
3 Наследник трона Занзибара…
……………………………………….
4 Тётя Паша из Малой Ольховки…
………………………………………
Слайд 45В лимерике всегда 5 строк, отвечающих на определённые вопросы
1. Кто? Куда?
2.
Какой? ( Какая?)
3-4. Что произошло?
5. Чем закончилось?
1,2, 5 строки рифмуются между собой и совпадают ритмически;
3, 4 рифмуются между собой, совпадают ритмически и отличаются от 1,2 и 5.
Слайд 46Допишите лимерики Э. Лира, можете городить любую чепуху
НО - не
ломайте ритм,
- соблюдайте рифму,
- не допускайте «для рифмы»
орфоэпических ошибок
Жил – был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу…
Он в ней невзначай
……………………………..
И в ней же………………
Слайд 47Мимика, жесты, интонация – средства выразительности устной речи
Слайд 48Попробуйте перевести диалог кроликов с языка жестов
Слайд 49Учимся не обижать. Разыграйте диалог Приезжего и Местного в четырёх вариантах:
1.
Оба вежливы.
2.Приезжий вежлив, Местный – хам.
3. Приезжий – хам, Местный вежлив.
Слайд 50Не только интонация, но и контекст влияет на восприятие слова
1. Весна,
весна! И всё ей радо…
( И.А.Бунин)
2.Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен…
( А.С. Пушкин)
З А Д А Н И Е:
Напишите два небольших этюда о весне так, чтобы к первому поставить эпиграфом строчку И.А.Бунина, а ко второму – А.С.Пушкина.
Слайд 51Речь на уровне ГРАММАТИКИ
П Р А В И Л Ь
Н А Я: с соблюдением норм словообразования и формообразования
Х О Р О Ш А Я: учитывающая точность выбора словообразовательного типа, демонстрирующая умение « играть» словом и его формами.
Слайд 52Неправильный выбор приставки и суффикса
Слайд 53Тавтология (Р- 4) и неуместное повторение слов (Р-5)
Найдите тавтологию ( близкое
употребление однокоренных слов):
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром.
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А я люблю , когда холодные морозы
Покрасят дом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как звёзды,
На землю приземляясь сверху вниз…
Слайд 54Найдите орфографические и грамматические ошибки
1. Оратор состлался на прецендент.
2. Военоначальник оказался
ужастный интригант.
3. Этот неприятный инцидент хотелось бы вычеркнуть из памяти навсегда.
4. Над ним все надсмехались, и он растроился из-за этого.
Составьте коротенькое
шуточное стихотворение с этими словами.
Слайд 55Пользуясь словарём, вставьте
О или А
Приур...чивать к дате, обусл..вливать чем-либо, осп..ривать
основные положения
Доклада, расстр..ивать планы, усл..вливаться о встрече, подыт..живать выступление.
* Вспомните последнюю строфу стихотворения А.С. Пушкина « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - нет ли там слов, вызывающих ваши сомнения в правильности их образования? Как эти сомнения разрешить?
Слайд 56Уместность употребления слов.
Какого значения суффикса К Оля не знала?
« Я спросил
у трёхлетней Оли:
- Почему ты называешь верёвку - «в е р ё в а»?
- А тебе приятно будет, - пояснила она, если тебя будут Корнюшкой звать?
Она же с демонстративным упрямством называла свою кошку – коша:
- Она коша, потому что хорошая, а когда она будет плохая, я назову её кошка.»
( Корней Чуковский « От двух до пяти»)
Суффиксы оценки – примета разговорного стиля.
Слайд 57Существительные с -ени-, -изн-,
-ость- , причастия – приметы научного стиля
Какие
особенности псевдонаучного стиля
пародирует Зиновий Паперный? Продолжите его пародию.
«Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии её отпуска в море значительный выкуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Повторная встреча с рыбкой, посвящённая вопросу о новом корыте…»
Слайд 58Сделайте статьи этимологического словаря занимательными и доступными младшим школьникам
1. Дом. Общеслав.
индоевроп. характера
(ср. др. инд. dama «дом», греч.domos
«строение», лат.domus «дом» и т.д.) производное от demti «строить» ( ср. греч.
demo « строю»). Дом буквально – «строение, построенное ( руками человека) жилище».
2. Дама. Заимств. В Петровскую эпоху из франц. яз., где dame «дама» < лат.domina
« госпожа» ( от domus «дом»). См. дом.
Слайд 59Повторение о р ф о э п и и
Можно ли
улыбнуться,
слыша, как с трибуны
народный депутат призывает
« облегчить» положение народа?
Сочините лимерики со словами из « Узелка на память», например:
1.Жил в Гамбурге некий учёный…
…………………..
…………………..
………………..
И вздох испустил облегчённый
Слайд 61Слово с точки зрения ЛЕКСИКОЛОГИИ
СЛОВО
ПРАВИЛЬНО: слово
с точки употреблено в соот-
зрения ветствии со своим
СМЫСЛА значением и сочета-
тельными возмож-
ностями.
ХОРОШО: слово вы-
брано точно и служит
средством художест-
венной выразительности.
Слайд 62Определите причины речевой ошибки
1. Сослуживец короля оговорил Эльзу.
2.Простакова растит достойного себе
наместника Митрофанушку.
3.Достоевский – писатель-психиатр.
4.Чиновники отправились к Хлестакову в отель.
5. Печорин понимал всю мразь светского общества.
6.Оснавная часть памятника Пушкину – постамент. Поэт стоит на нём с протянутой рукой.
7. Выразителен его портрет – портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами.
8. Сойка – птица с пёстрым опереньем, среднего возраста.
Слайд 63От каких ошибок предостерегают нас эти стихи?
Это очень неприятно В разговоре
услыхать:
« Мы с вами встретились обратно»…
« Одеть», « надеть» -
Два эти слова
Мы путаем
Так бестолково!
Слайд 64Наша задача № 6: научиться отличать ошибку от словесной игры, классифицировать
и грамотно её исправлять
Найдите среди ошибок грамматическую типа
«Г-1».
1. Его смысл жизни в праздностве.
2. « От чего люди не летают?» - говорит Катерина.
3. Ему хорошо удались батальонные сцены.
4. Стойкость и самоуправление не покидали людей ни на миг.
(Из школьных сочинений)
Слайд 65Придумайте к рисунку подпись – реплику экскурсовода
Слайд 66Метафорическое значение слова
Дети часто не понимают язык взрослых.
Например, когда бабушка однажды
сказала внучке, что скоро придёт праздник,
та возразила, смеясь:
- Разве у праздника есть ножки?
- Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Серёжа. – Там на экзамене ребят режут.
Так дети до известного возраста не понимают образности речи. (К.Чуковский)
Слайд 67Наша задача №7: научиться понимать язык поэзии!
Читатели, которые не в состоянии
оценить смелый и свежий художественный образ, существовали всегда.
Какие, по-вашему, э п и т е т ы и
м е т а ф о р ы высмеивали современники великих поэтов в этих стихах:
1.О как мне хочется смутить весёлость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!... ( М. Ю. Лермонтов)
2.Целый день спят ночные цветы.
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Распускаются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт. (А.А.Фет)
Слайд 68Аллегория. Символ.
А л л е г о р и я –
изображение отвлечённого в конкретном образе. Аллегория всегда однозначна.
С и м в о л –многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого. Чтобы понять символ, читатель должен мыслить метафорически.
Слайд 69Можно ли в этом рисунке увидеть символ?
Слайд 70Изобразите символически одно из трёх
а) мужество, непреклонность;
б) любовь, нежность;
в) верность, преданность.
Посмотрите
из окна своей квартиры и найдите не менее трёх символов.
( Например, каждый вечер загорается старый покосившийся фонарь – символ долга; выброшенная на свалку старая кукла – символ неблагодарности и ушедшей любви…)
Слайд 71Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Сарказм – высшее проявление иронии.
Что
поэт будто бы отрицает, а сам утверждает?
Я горячим рождён патриотом.
Я весьма терпеливо стою,
Если войско, несметное счётом,
Переходит дорогу мою.
Ускользнут ли часы из кармана,
До костей ли прохватит мороз
Под воинственный гром барабана,
Не жалею: я истинный Росс!
Слайд 72Внимание! Перед вами самое несчастное слово из всех -ТЕМА
Сравните значение слов:
тема, проблема, основная мысль, тематика, творческая задача, цикл ( ряд, группа) произведений.
Исправьте ошибки Р-2 и Р-3.
1. Из темы свободы у Пушкина я хочу проанализировать лишь три стихотворения.
2. На тему о свободе пишут многие поэты и прозаики.
3. Это произведение относится к теме Пушкинианы.
4. Тема войны – основная мысль этого произведения.
5. Трудно что-то новое добавить к теме любви.
Слайд 73Какие слова попали в «чужое» предложение? Где их место?
1. Вера в
победу играла большое значение в битве.
2.Надо уделять заботу малышам.
3.Все поэты уделили особое значение этой теме.
4.Для нас не имеет роли, что здесь есть неточность.
5. Не придавайте внимания сплетням.
6. Проявите внимание к старшим, окружите их заботой и лаской.
Слайд 74Оксюморон – соединение несоединимых слов
Например:
«… какое –то снотворное, маковое покрывало… надвигалось
на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей весёлостью».
( Н.С.Лесков)
Слайд 75Придумайте к рисунку Ж.Эффеля
подпись - ОКСЮМОРОН
Создайте сами ОКСЮМОРОН.
В заглавии каких
литературных произведений содержится ОКСЮМОРОН?
Мирно текла деловая беседа,
Пахло ромашками с луга.
Два людоеда в процессе обеда
Дружески съели друг друга.
( В.Шефнер)
Слайд 76Градация- расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления
смысловой значимости
Нет ли здесь лишних слов?
1. При одном предположении подобного случая вы бы должны были… испустить ручьи…что я говорю! реки, озёра, океаны слёз!
2. А между тем это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке…ну, одним словом, в науке он сделал не так много и , кажется, совсем ничего. ( Ф.М.Достоевский).
Слайд 77Лишнее слово как речевая ошибка – Р-3
Какие слова являются лишними?
1. Старик
негодовал от возмущения.
2. 9 Мая к нам в класс пришли старые ветераны великой Отечественной войны.
3.Невероятно: юный паренёк совершил такой смелый подвиг!
4. Вы с ним вместе общались когда – нибудь?
5. коренные аборигены Америки – индейцы.
6. Молодёжь – передовой авангард поколения.
7. Это его единственная ахиллесова пята.
Слайд 78Нельзя «сказать» и «говорить» рассказ и пересказ
Рассказ можно:
пересказать, изложить, составить, прочитать;
Пересказ
можно:
Сделать, ответить
Слайд 79Анафора и эпифора как средства выразительности
Анафора- повторение звуков, слов или синтаксических
построений в начале стихов или строф:
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой…
( А.Фет)
Слайд 80Эпифора- выразительное повторение слов или выражений в конце двух и более
отрезков речи
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи.
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман… ( А.С.Пушкин)
Слайд 81Слово с точки зрения его формы
Ошибки, связанные с неправильным выбором приставки
и суффикса, отмечаются знаком Г -1;
Ошибки в образовании форм слов отмечаются Г-2
ФОРМА СЛОВА ПРАВИЛЬНО:
форма образована и
употреблена в соответствии с нормой;
ХОРОШО: форма уместна и служит средством выразительности.
Слайд 82Правильно произносим и правильно образуем формы слов
Слайд 83Ошибки в образовании форм числительных Г-2
При склонении сложных числительных, обозначающих сотни
и десятки и кончающихся на – сот ( - сти, -ста) или
-десят в именительном падеже, каждая часть склоняется, как простое числительное:
И. пять десять пятьдесят
Р. пяти десяти пятьдесят
Д пяти десяти пятидесяти
В. пять десять пятьдесят
Т. пятью десятью пятьюдесятью
П. о пяти о десяти о пятидесяти
Обратите внимание: обе части числительного кончаются одинаково: пятИдесятИ, пятьЮдесятьЮ…
Слайд 8440 и 90; сто и полтораста имеют только 2 формы
И.сорок девяносто
сто полтораста
Р.сорока девяноста ста полутораста
Д.сорока девяноста ста полутораста
В. сорок девяносто сто полтораста
Т. сорока девяноста ста полутораста
П.о сорока о девяноста о ста о полутораста
Слайд 85Теперь о сотнях!
В сложных числительных от 200 до 900 первая часть
– от двух до девяти- будет склоняться так, будто дальше нет никаких «сотен», т.е. как простое числительное; вторая часть - как существительное «сотня»:
И. две сотни – двести
Р. двух сотен - двухсот
Д. двум сотням – двумстам
В. две сотни – двести
Т. двумя сотнями - двумястами
П. о двух сотнях – о двухстах
Слайд 86ОБА и ОБЕ.
Найти и объяснить ошибки типа Р-1 и Г-2.
1. Мыть
пол будете оба: и Саша, и Костя, и Денис!
2. Крепче держись – обоими руками!
3. Смотри обоими глазами и слушай обеими ушами!
4. Из всех моих друзей только с обоими я всегда могу поделиться.
5.Петров и Сидорчук! Опять вы обое опоздали!
Слайд 87Ошибки в падежных формах имён существительных (Г-2)
I. Вариативные, в которых норма
допускает два варианта окончания в одной и той же форме, например: килограмм лука и килограмм луку.
II.С конкурирующими окончаниями, одно из которых постепенно вытесняет другое, например:
учители, профессоры – норма XIX века и учителя, профессора – норма современная.
III.Вызывающие трудности вследствие разнообразия окончаний, например, форма родительного падежа множественного числа: нет солдат, командиров, коней.
Слайд 88Изменит в словах окончание ЗНАЧЕНЬЕ – не только ЗВУЧАНИЕ
Хлеба колосятся, но
хлебы пекут,
Тона на картине, но в музыке тоны,
Пусть талии вам пояса подчеркнут,
А вот в географии поясы – зоны.
Изменит в словах окончание……..
………………………………………..!
Объясните в стихах или в прозе разницу в значении:
Поводы – повода, пропуски – пропуска, цвета – цветы.
Слайд 89Один и много. Обращайтесь к словарю, ставя существительные во мн.ч. ,
Р.п.
Грабли, вилы, тиски, ножницы, щипцы, плоскогубцы, пассатижи, штаны , трусы, брюки, джинсы, колготки, лосины, сани.
Сегодня две пары сапог
Куда – то мой пёс уволок.
Вчера с новой парой ботинок
Отважно он вёл поединок.
Жену он оставил без туфель:
Их съел с аппетитом , как трюфель!
Слайд 90Трудности в образовании глагола и его форм (Г-1, ( Г-2). Ошибки
в согласовании (Г-3)
Слайд 91Исправьте ошибки в сочинении
Как мы с мамой ходили в магазин.
Мне ндравится
ходить в магазины с мамой. Сейчас мама в отпуску, у неё много время, и мы с ней ходим в Детский мир. Мы купили там мне пару туфлей и гольфов, а братишке пару резиновых сапог и носок. Потом мы пошли в канцелярский отдел купить цыркуль но цыркуля все раскупили. Зато мы приобрели клею и бумаги. На этой бумаги я уже рисовала.
Там ещё были красивые веера, как настоящие, и мама мне купила. Дома бабушка ругала нас, что мы не купили полотенцев и простыней, птому что ей сказали, что они будут подорожать. Так закончился этот день.
Слайд 92Источники материала
1. Методическое руководство к учебнику
«Уроки русской словесности».
Т.Л. Служевская. Книга для
учителей.
« РиД»» Тускарора» Санкт-петербург 1997г.
2. «Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи». Т.Л. Служевская.
« РиД» « Тускарора» Санкт-Петербург 1997г.