Презентация, доклад на тему Элективный курс Правила и культура разговорной и письменной речи

Содержание

Цели и задачи курса1. Учить грамотно пользоваться средствами языка.2. Обучать умению использовать различные средства выразительности речи в устной и письменной форме.3. Прививать отвращение к речевым штампам, «переводить» высказывание с языка одного функционального стиля на другой.4. Учить

Слайд 1Элективный курс «Правила и культура разговорной и письменной речи»



Автор работы
Учитель

русского языка ГБОУ СОШ № 250
г. Санкт-Петербурга
Соковых Надежда Николаевна



Элективный курс «Правила и культура разговорной и письменной речи»Автор работы Учитель русского языка ГБОУ СОШ № 250г.

Слайд 2Цели и задачи курса
1. Учить грамотно пользоваться средствами языка.
2. Обучать умению

использовать различные средства выразительности речи в устной и письменной форме.
3. Прививать отвращение к речевым штампам, «переводить» высказывание с языка одного функционального стиля на другой.
4. Учить понимать язык поэзии.
5. Познакомить с особенностями детской речи и с особенностями восприятия детьми речи взрослых.
Цели и задачи курса1. Учить грамотно пользоваться средствами языка.2. Обучать умению использовать различные средства выразительности речи в

Слайд 3Противоречивое всегда комично, а комичное – неожиданно. Вот вам пример:
У директора

цирка звонит телефон.
Снимает трубку, слышит:
- Простите, вам нужна говорящая лошадь?
- Прекратите хулиганство!- говорит директор и вешает трубку.
Снова звонок:
- Простите, вы не ответили: вам нужна говорящая лошадь?
- Прекратите хулиганить!
Третий звонок:
- Пожалуйста, не вешайте трубку! Думаете, легко копытом номер набирать?



Противоречивое всегда комично, а комичное – неожиданно. Вот вам пример:У директора цирка звонит телефон.Снимает трубку, слышит:- Простите,

Слайд 4На следующем слайде рассмотрите рисунки Н.Радлова.

Подумайте, над чем мы смеёмся ,

рассматривая эти рисунки: над тем, что человеку испортили шляпу, или над чем-то другим?
На следующем слайде рассмотрите рисунки Н.Радлова.Подумайте, над чем мы смеёмся , рассматривая эти рисунки: над тем, что

Слайд 5Напишите рассказ по картинкам художника Н.Радлова.

Напишите рассказ по картинкам художника Н.Радлова.

Слайд 6Сравните 2 сочинения. Сумели ли ребята передать впечатления?
1) У дяди Вани, гуляя

в сильный ветер, слетела шляпа. И он на это сказал собакам принести.
И они обое побежали, чтобы он им сказал, что какие они молодцы. И они порвали евоную шляпу, и дяде Ване это не пондравилось. И он стал ругаться на них.

2) Дядя Ваня гулял с собаками. Ветер сорвал с него шляпу, и дядя Ваня велел им её принести. Собаки подрались и порвали шляпу на половинки, и дядя Ваня стал их ругать.
Вот какие у дяди Вани глупые собаки!

Сравните 2 сочинения. Сумели ли ребята передать впечатления?1) У дяди Вани, гуляя в сильный ветер, слетела шляпа.

Слайд 7Проанализируйте сочинения, пользуясь схемой

Проанализируйте сочинения, пользуясь схемой

Слайд 8Задача № 1 : научиться отличать смешное от несмешного и о

смешном рассказывать смешно

Расскажите свой любимый анекдот и проследите, что в нём вызывает смех:
- нас долго готовили к некоей развязке, а предложили совершенно неожиданную;
- герои воспринимают ситуацию не так, как она выглядит со стороны;
- остроумная игра слов и др. варианты

Задача № 1 : научиться отличать смешное от несмешного и о смешном рассказывать смешноРасскажите свой любимый анекдот

Слайд 9Примеры:
Игра слов.
По улице бредёт унылая согбенная фигура…Внезапно перед ней вырастает грабитель:
-

Отдай часы!
- Что? Часы? Тогда бери и классное руководство!
Примеры:Игра слов.По улице бредёт унылая согбенная фигура…Внезапно перед ней вырастает грабитель:- Отдай часы!- Что? Часы? Тогда бери

Слайд 10Пример неадекватной оценки ситуации
На скамеечке в парке человек играет со своей

собакой в шахматы.
Кто-то восхищается, увидев, как собака двигает лапкой фигуры:
- Какая у вас собака умная!
- Какая же она умная? Ей через два хода мат!
Пример неадекватной оценки ситуацииНа скамеечке в парке человек играет со своей собакой в шахматы.Кто-то восхищается, увидев, как

Слайд 11Задача № 2: Научиться пользоваться различными типами словарей
Для чего это нужно?
В

словарях отражены основные нормы языка.
Правильной называется речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка.

Задача № 2: Научиться пользоваться различными типами словарейДля чего это нужно?В словарях отражены основные нормы языка. Правильной

Слайд 12Перечислим эти нормы
1. Орфоэпические – правила произношения слов.
2. Грамматические – правила

образования слов, форм слова, употребления частей речи и их форм, построения синтаксических конструкций.
3. Лексические – правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи.
4. Стилистические – выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения
5. Орфографические – правила написания слов.
6. Пунктуационные – правила постановки знаков препинания.

Перечислим эти нормы1. Орфоэпические – правила произношения слов.2. Грамматические – правила образования слов, форм слова, употребления частей

Слайд 13Сравните словарные статьи из словарей разных типов
В « Толковом словаре».
В «

Орфоэпическом».
В « Словаре трудностей словоупотребления».
Сравните словарные статьи из словарей разных типовВ « Толковом словаре».В « Орфоэпическом».В « Словаре трудностей словоупотребления».

Слайд 14Богатство, точность, логичность, чистота и уместность речи
Какой недостаток есть в этом

отрывке?
(…) Тогда я сказал папе: « Возьми меня на рыбалку». А он мне сказал: « Я на всю ночь иду, ты устанешь и будешь скулить». А я сказал: « Не буду». А он сказал: « И не проси, всё равно не возьму». А я сказал: « Я сам пойду».
Как устранить отмеченный недостаток?
Каким словарём можно воспользоваться, чтобы устранить его?
Богатство, точность, логичность, чистота и уместность речиКакой недостаток есть в этом отрывке?(…) Тогда я сказал папе: «

Слайд 15Определите, какая из словарных статей относится к « Толковому словарю», а

какая к « Словарю трудностей…»

1) РЕЛИКВИЯ. Реликвии (реликвия) чего [ не реликвии о чём ]. Реликвии прошлого.
*Пример ненормативного употребления: «А почему бы, скажем, нельзя новичков привести в музей, где собраны реликвии о рабочей славе».
2) РЕЛИКВИЯ, -и, ж. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Семейная р.II прил. Реликвийный, -ая, -ое ( спец.) Реликвийные экспонаты музея.

Определите, какая из словарных статей относится к « Толковому словарю», а какая к « Словарю трудностей…»1) РЕЛИКВИЯ.

Слайд 16Привыкайте обращаться к нужному справочнику самостоятельно
Обратитесь к словарю:
Когда используется ЗАПАСНОЙ

, а когда
ЗАПАСНЫЙ ?
Привыкайте обращаться к нужному справочнику самостоятельноОбратитесь к словарю: Когда используется ЗАПАСНОЙ , а когда ЗАПАСНЫЙ ?

Слайд 17Определите, какого типа ошибки в предложениях Г, Р, и т. д.
1.Шаровая

мельница употребляется для измельчания глазури.
2. Хотя копьев поломано немало, по-прежнему основным критерием оценки знаний остаётся «уд» и
«неуд».
3. На Жигулёвский он приехал после института и за пять лет стал его закоренелым патриотом.
Определите, какого типа ошибки в предложениях Г, Р, и т. д.1.Шаровая мельница употребляется для измельчания глазури.2. Хотя

Слайд 18Информация к размышлению:
- 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» включает в

себя 120 480 слов;
- в 4-томном « Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля собрано около 200 000 слов;
- « Словарь языка А.С.Пушкина» включает
21 2990 разных слов с десятками тысяч неодинаковых их значений;
- словарный запас современного взрослого образованного человека составляет 10-12 тысяч слов;
Словарный запас героини романа И.Ильфа и Е Петрова «людоедки Эллочки» составлял примерно 30 слов.

Информация к размышлению:- 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» включает в себя 120 480 слов;- в 4-томном

Слайд 19Точная речь передаёт мысли и чувства говорящего ясно и полно
Подумайте, что

уточнял А.С.Пушкин, работая над черновиком?

Черновик: « Зима! Мужик, уж не горюя…»

Черновик: « Зима! Крестьянин , торжествуя…»


Точная речь передаёт мысли и чувства говорящего ясно и полноПодумайте, что уточнял А.С.Пушкин, работая над черновиком?Черновик: «

Слайд 20Логичны ли рассуждения детей?
1. Юля, 3 года.
Бабушка рассказывает сказку:
- Кот ушёл

на охоту, а Петушок остался дома, печь топить, избу мести…
- И пылесосить!
2.Аля, 3,5 года:
- Мама, давай играть! Я – кошка, ты - мышка. Я буду кричать: « Мяу –мяу!»
- А мышке как кричать?
- Караул!
3. Настя, 5 лет:
- Мама, что такое сено? ( В ответ слышит, что это сухая трава).
-Значит, когда коровы едят свежую траву, то дают свежее молоко, а когда сено - сухое?
Логичны ли рассуждения детей?1. Юля, 3 года.Бабушка рассказывает сказку:- Кот ушёл на охоту, а Петушок остался дома,

Слайд 21Чистой считается речь свободная от слов-паразитов ( типа ну, значит, это…)

жаргонных, диалектных, просторечных слов, а также слов, оскорбляющих нравственность


Пример:
Чичиков отказался решительно как играть, так и пить.
- Отчего же ты не хочешь играть? – сказал Ноздрёв.
- Ну оттого, что не расположен. Да, признаться сказать, я вовсе не охотник играть…
- Дрянь же ты!
- Что ж делать? так бог создал.
- Фетюк просто!..
( Н.В.Гоголь. « Мёртвые души»).

Чистой считается речь свободная от слов-паразитов ( типа ну, значит, это…) жаргонных, диалектных, просторечных слов, а также

Слайд 22Уместной называется речь, отвечающая целям и задачам общения
Различают уместность :
-ситуативную (

как бы мастерски вы ни умели рассказывать анекдоты, вряд ли стоит делать это на похоронах);
-стилевую, связанную с манерой изложения и выбором речевых средств;
-личностно-психологическую, связанную с умением оценить душевное состояние собеседника и его предполагаемое отношение к речи говорящего.
Уместной называется речь, отвечающая целям и задачам общенияРазличают уместность :-ситуативную ( как бы мастерски вы ни умели

Слайд 23Найдите фактические и логические ошибки.
1. Матрёна Тимофеевна вышла замуж, и счастья

стало меньше. Она была верна мужу.
2. Фашисты его повесили, но он выдержал все испытания.
3. Драмы Островского ставятся на сценах театров, концертных залов.
4. Феклуша рассказывает про паровоз. И Кабаниха выражает неудовольствие этому изобретению.
Найдите фактические и логические ошибки.1. Матрёна Тимофеевна вышла замуж, и счастья стало меньше. Она была верна мужу.2.

Слайд 24Наша задача № 3: научиться не обижать!
Вот вам классический набор неуместных

вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов, считая это остроумным:
- вы что – сами не видите ( не слышите, не знаете…)
- вы что – с луны свалились ( с самосвала упали, с дуба рухнули…)?
- читать не умеете?
-вам сто ( двести, триста..)раз повторять?
- вы что - в о о б щ е?
Наша задача № 3: научиться не обижать!Вот вам классический набор неуместных вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов,

Слайд 25Определяя ситуативную уместность речи, следует помнить о двух формах речи: устной и

письменной.

У с т н а я речь:
- спонтанная;
-ориентирована на присутствие собеседника.
О с о б е н н о с т и:
- неполные предложения;
- передача эмоций при помощи интонации, мимики, жеста;
- допустимость повторений, отступлений, уточнений в процессе речи.

П и с ь м е н н а я речь:
- продуманная;
- ориентирована на восприятие в отсутствие собеседника.
О с о б е н н о с т и:
- полные и в меру необходимости распространённые предложения;
- передача эмоций при
помощи знаков препинания;
- строгая логичность и точность изложения.

Определяя ситуативную уместность речи, следует помнить о двух формах речи: устной и письменной.У с т н а

Слайд 26Пример какого рода неуместности здесь приведён?
Представьте себе, что жена обратилась к

мужу с такой речью:
- Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.
Пример какого рода неуместности здесь приведён?Представьте себе, что жена обратилась к мужу с такой речью:- Я ускоренными

Слайд 27Не говори красиво
В поезде молодая женщина(…) расхваливала свой дом:
- Чуть выйдешь

за калитку, сейчас же зелёный массив,- и видно было, что она очень гордится собой. У неё такая культурная речь!

Та же гордость послышалась мне в голосе одного незнакомца, который подошёл к моему другу, ловившему рыбу, (…) и спросил:
- Какие мероприятия предпринимаете для активизации клёва?

Молодой человек увидел плачущую пятилетнюю девочку, ласково наклонился к ней и сказал:
- Ты по какому вопросу плачешь?
Не говори красивоВ поезде молодая женщина(…) расхваливала свой дом:- Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зелёный массив,-

Слайд 28Какого рода неуместность демонстрирует этот гриб? Придумайте подпись к рисунку.

Какого рода неуместность демонстрирует этот гриб? Придумайте подпись к рисунку.

Слайд 29Выразительная речь отбором языковых средств привлекает внимание и интерес слушателя
Скажи:
Какой ты

след оставишь:
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
( Л.Мартынов)

Выразительная речь отбором языковых средств привлекает внимание и интерес слушателяСкажи:Какой ты след оставишь:След, Чтобы вытерли паркетИ посмотрели

Слайд 30Тропы. Наша задача № 4:научиться находить сравнения и превращать их в

эпитеты и метафоры
Тропы. Наша задача № 4:научиться находить сравнения и превращать их в эпитеты и метафоры

Слайд 31Предлагаем новую игру: « На свете всё на всё похоже»!
Подумайте, с

чем можно сравнить снег, дорогу, зиму.
Превратите сравнения в эпитеты и метафоры.
Предлагаем новую игру: « На свете всё на всё похоже»!Подумайте, с чем можно сравнить снег, дорогу, зиму.

Слайд 32В чём недостаток этого сочинения? Имел ли автор в виду конкретный

день или писал о зиме « вообще»?

Пришла волшебница-зима и укрыла землю белым ковром. Деревья надели пушистые шапки и шубки. Мороз рисует красивые узоры на стёклах окон. Иней посеребрил ветки деревьев. Светит солнышко, и на снегу вспыхивают золотые искорки. С неба падают снежинки, как маленькие звёздочки.
Придумайте такие темы о зиме, которые отучают писать штампами.

В чём недостаток этого сочинения? Имел ли автор в виду конкретный день или писал о зиме «

Слайд 33 Задача №5: учитесь отличать хорошие стихи от плохих
…Великое чувство! Его

до конца
Мы живо в душе сохраняем,
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем.
( Н.А.Некрасов)

… Ты в памяти храни
Святыни лик родной!
И к ней любовь твоя
А имя её мать,-
Порука
Материнского благополучья!
Любить её –
Нет ничего добрей и лучше,
Нет ничего страшнее –
Маму потерять!
А. Платунов)

Задача №5: учитесь отличать хорошие стихи от плохих…Великое чувство! Его до концаМы живо в душе сохраняем,Мы

Слайд 34Риторические фигуры- способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста
Я не могу

без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь!
Мне и в жары без тебя – стыть,
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час - с год,
Если бы время мельчить, дробя;
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя… (Н.Асеев)

Содержат ли новую информацию, по сравнению с первой, последующие строки? Для чего они нужны?
Риторические фигуры- способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текстаЯ не могу без тебя жить!Мне и в дожди

Слайд 35Антитеза- фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений
- Господин полковник, - сказал

капитан Сташек, - в Омск мы вступали свободнее и торжественнее. Нас встречали цветами.
-Да, но теперь мы не вступаем, а выступаем. Поэтому нас не встречают, а провожают. И не цветочками, а ягодками.
( С. Сартаков).
Антитеза- фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений- Господин полковник, - сказал капитан Сташек, - в Омск мы

Слайд 36Фигура перечисления конкретизирует изображаемое, делает его зримым, осязаемым
Одна бедная мать не

спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.
( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Фигура перечисления конкретизирует изображаемое, делает его зримым, осязаемымОдна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих

Слайд 37Речь на уровне звука
Правильная: с соблюдением орфоэпической нормы.
Хорошая: благозвучная; интонационно богатая,

точная, выразительная.

О Р Ф О Э П И Ч Е С К И Е
Т Р У Д Н О С Т И :
а) ударение;
б) твёрдое или мягкое произношение
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОРМЫ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ МОГУТ ИЗМЕНЯТЬСЯ



Речь на уровне звукаПравильная: с соблюдением орфоэпической нормы.Хорошая: благозвучная; интонационно богатая, точная, выразительная.О Р Ф О Э

Слайд 38Внимание: коварная буква Ч!
В некоторых словах Ч
перед согласными читается как

Ш.
Эта норма постепенно устаревает, в XIX веке таких слов было больше.

Прочтите вслух:
Булочная, скворечник, скучно, яичница, прачечная, чтобы, потому что, конечный, конечно

Внимание: коварная буква Ч!В некоторых словах Ч перед согласными читается как Ш.Эта норма постепенно устаревает, в XIX

Слайд 39Орфоэпические трудности

Орфоэпические трудности

Слайд 40Отличаем ЗВУКОПИСЬ от АЛЛИТЕРАЦИИ
Аллитерация -создание эмоционального настроя с помощью согласных.
Я вышел

в ночь – узнать, понять
Далёкий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять, поверить в мнимый конский топот…
( А.Блок)
Какие ощущения вызывают эти строки? Чем?

Звукопись –соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине.

Так читаем у Пушкина:
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой…
[Ш], [П], [Н]

Отличаем ЗВУКОПИСЬ от АЛЛИТЕРАЦИИАллитерация -создание эмоционального настроя с помощью согласных.Я вышел в ночь – узнать, понятьДалёкий шорох,

Слайд 41Ассонанс – создание эмоционального настроя с помощью подбора гласных
Найдите ассонанс в

отрывке из поэмы
А. Твардовского «Василий Тёркин»:
На просторе ветер резок,
Зол мороз вблизи железа,
Дует в душу, дует в грудь –
Не дотронься как – нибудь.

Ассонанс – создание эмоционального настроя с помощью подбора гласныхНайдите ассонанс в отрывке из поэмы А. Твардовского «Василий

Слайд 42Придумайте имена героям-инопланетянам
А.Н. Толстой придумал героине своего романа имя Аэлита –

прекрасной нежной марсианке.
Представьте себе. Что вы пишите фантастический роман. Придумайте имена:
а) гордой и своенравной женщине;
б) коварному негодяю;
в) благородному супермену;
г) беззащитной девушке.
Придумайте имена героям-инопланетянамА.Н. Толстой придумал героине своего романа имя Аэлита – прекрасной нежной марсианке.Представьте себе. Что вы

Слайд 43Ритм и рифма. Поучимся подбирать рифму и соблюдать ритм.
Мы пока не

будем стремиться написать что-то серьёзное. Пусть это будут лимерики. Название жанра произошло от Лимерик ( ирландский город).

Жила была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался.
От души восхищался:
« До чего ж эта дама приятная!»
( Эдвард Лир)
Ритм и рифма. Поучимся подбирать рифму и соблюдать ритм.Мы пока не будем стремиться написать что-то серьёзное. Пусть

Слайд 44Допишите вторую строчку, зарифмовав её с первой и не сломав ритма
1

Ковбой из славного Техаса…
……………………………………..
2 Один учитель на Багамах…
……………………………………
3 Наследник трона Занзибара…
……………………………………….
4 Тётя Паша из Малой Ольховки…
………………………………………
Допишите вторую строчку, зарифмовав её с первой и не сломав ритма1 Ковбой из славного Техаса………………………………………..2 Один учитель

Слайд 45В лимерике всегда 5 строк, отвечающих на определённые вопросы
1. Кто? Куда?
2.

Какой? ( Какая?)
3-4. Что произошло?
5. Чем закончилось?

1,2, 5 строки рифмуются между собой и совпадают ритмически;
3, 4 рифмуются между собой, совпадают ритмически и отличаются от 1,2 и 5.
В лимерике всегда 5 строк, отвечающих на определённые вопросы1. Кто? Куда?2. Какой? ( Какая?)3-4. Что произошло?5. Чем

Слайд 46Допишите лимерики Э. Лира, можете городить любую чепуху
НО - не

ломайте ритм,
- соблюдайте рифму,
- не допускайте «для рифмы»
орфоэпических ошибок

Жил – был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу…
Он в ней невзначай
……………………………..
И в ней же………………
Допишите лимерики Э. Лира, можете городить любую чепуху НО - не ломайте ритм,- соблюдайте рифму,- не допускайте

Слайд 47Мимика, жесты, интонация – средства выразительности устной речи

Мимика, жесты, интонация – средства выразительности устной речи

Слайд 48Попробуйте перевести диалог кроликов с языка жестов

Попробуйте перевести диалог кроликов с языка жестов

Слайд 49Учимся не обижать. Разыграйте диалог Приезжего и Местного в четырёх вариантах:
1.

Оба вежливы.
2.Приезжий вежлив, Местный – хам.
3. Приезжий – хам, Местный вежлив.
Учимся не обижать. Разыграйте диалог Приезжего и Местного в четырёх вариантах:1. Оба вежливы.2.Приезжий вежлив, Местный – хам.3.

Слайд 50Не только интонация, но и контекст влияет на восприятие слова
1. Весна,

весна! И всё ей радо…
( И.А.Бунин)
2.Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен…
( А.С. Пушкин)

З А Д А Н И Е:
Напишите два небольших этюда о весне так, чтобы к первому поставить эпиграфом строчку И.А.Бунина, а ко второму – А.С.Пушкина.
Не только интонация, но и контекст влияет на восприятие слова1. Весна, весна! И всё ей радо…

Слайд 51Речь на уровне ГРАММАТИКИ
П Р А В И Л Ь

Н А Я: с соблюдением норм словообразования и формообразования

Х О Р О Ш А Я: учитывающая точность выбора словообразовательного типа, демонстрирующая умение « играть» словом и его формами.
Речь на уровне ГРАММАТИКИ П Р А В И Л Ь Н А Я: с соблюдением норм

Слайд 52Неправильный выбор приставки и суффикса

Неправильный выбор приставки и суффикса

Слайд 53Тавтология (Р- 4) и неуместное повторение слов (Р-5)
Найдите тавтологию ( близкое

употребление однокоренных слов):
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром.
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
А я люблю , когда холодные морозы
Покрасят дом, заледенят карниз,
Снежинки с неба падают, как звёзды,
На землю приземляясь сверху вниз…
Тавтология (Р- 4) и неуместное повторение слов (Р-5)Найдите тавтологию ( близкое употребление однокоренных слов):Люблю я майскую грозу

Слайд 54Найдите орфографические и грамматические ошибки
1. Оратор состлался на прецендент.
2. Военоначальник оказался

ужастный интригант.
3. Этот неприятный инцидент хотелось бы вычеркнуть из памяти навсегда.
4. Над ним все надсмехались, и он растроился из-за этого.

Составьте коротенькое
шуточное стихотворение с этими словами.
Найдите орфографические и грамматические ошибки1. Оратор состлался на прецендент.2. Военоначальник оказался ужастный интригант.3. Этот неприятный инцидент хотелось

Слайд 55Пользуясь словарём, вставьте О или А
Приур...чивать к дате, обусл..вливать чем-либо, осп..ривать

основные положения
Доклада, расстр..ивать планы, усл..вливаться о встрече, подыт..живать выступление.

* Вспомните последнюю строфу стихотворения А.С. Пушкина « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - нет ли там слов, вызывающих ваши сомнения в правильности их образования? Как эти сомнения разрешить?

Пользуясь словарём, вставьте  О или АПриур...чивать к дате, обусл..вливать чем-либо, осп..ривать основные положенияДоклада, расстр..ивать планы, усл..вливаться

Слайд 56Уместность употребления слов. Какого значения суффикса К Оля не знала?
« Я спросил

у трёхлетней Оли:
- Почему ты называешь верёвку - «в е р ё в а»?
- А тебе приятно будет, - пояснила она, если тебя будут Корнюшкой звать?
Она же с демонстративным упрямством называла свою кошку – коша:
- Она коша, потому что хорошая, а когда она будет плохая, я назову её кошка.»
( Корней Чуковский « От двух до пяти»)

Суффиксы оценки – примета разговорного стиля.
Уместность употребления слов. Какого значения суффикса К Оля не знала?« Я спросил у трёхлетней Оли:- Почему ты

Слайд 57Существительные с -ени-, -изн-, -ость- , причастия – приметы научного стиля
Какие

особенности псевдонаучного стиля
пародирует Зиновий Паперный? Продолжите его пародию.

«Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии её отпуска в море значительный выкуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Повторная встреча с рыбкой, посвящённая вопросу о новом корыте…»
Существительные с -ени-, -изн-,  -ость- , причастия – приметы научного стиляКакие особенности псевдонаучного стиля пародирует Зиновий

Слайд 58Сделайте статьи этимологического словаря занимательными и доступными младшим школьникам
1. Дом. Общеслав.

индоевроп. характера
(ср. др. инд. dama «дом», греч.domos
«строение», лат.domus «дом» и т.д.) производное от demti «строить» ( ср. греч.
demo « строю»). Дом буквально – «строение, построенное ( руками человека) жилище».
2. Дама. Заимств. В Петровскую эпоху из франц. яз., где dame «дама» < лат.domina
« госпожа» ( от domus «дом»). См. дом.
Сделайте статьи этимологического словаря занимательными и доступными младшим школьникам1. Дом. Общеслав. индоевроп. характера(ср. др. инд. dama «дом»,

Слайд 59Повторение о р ф о э п и и
Можно ли

улыбнуться,
слыша, как с трибуны
народный депутат призывает
« облегчить» положение народа?

Сочините лимерики со словами из « Узелка на память», например:
1.Жил в Гамбурге некий учёный…
…………………..
…………………..
………………..
И вздох испустил облегчённый
Повторение о р ф о э п и и Можно ли улыбнуться, слыша, как с трибуны народный

Слайд 60Правильно произносим!

Правильно произносим!

Слайд 61Слово с точки зрения ЛЕКСИКОЛОГИИ
СЛОВО

ПРАВИЛЬНО: слово
с точки употреблено в соот-
зрения ветствии со своим
СМЫСЛА значением и сочета-
тельными возмож-
ностями.
ХОРОШО: слово вы-
брано точно и служит
средством художест-
венной выразительности.

Слово с точки зрения ЛЕКСИКОЛОГИИСЛОВО          ПРАВИЛЬНО: слово с

Слайд 62Определите причины речевой ошибки
1. Сослуживец короля оговорил Эльзу.
2.Простакова растит достойного себе

наместника Митрофанушку.
3.Достоевский – писатель-психиатр.
4.Чиновники отправились к Хлестакову в отель.
5. Печорин понимал всю мразь светского общества.
6.Оснавная часть памятника Пушкину – постамент. Поэт стоит на нём с протянутой рукой.
7. Выразителен его портрет – портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами.
8. Сойка – птица с пёстрым опереньем, среднего возраста.
Определите причины речевой ошибки1. Сослуживец короля оговорил Эльзу.2.Простакова растит достойного себе наместника Митрофанушку.3.Достоевский – писатель-психиатр.4.Чиновники отправились к

Слайд 63От каких ошибок предостерегают нас эти стихи?
Это очень неприятно В разговоре

услыхать:
« Мы с вами встретились обратно»…

« Одеть», « надеть» -
Два эти слова
Мы путаем
Так бестолково!
От каких ошибок предостерегают нас эти стихи?Это очень неприятно В разговоре услыхать:« Мы с вами встретились обратно»…«

Слайд 64Наша задача № 6: научиться отличать ошибку от словесной игры, классифицировать

и грамотно её исправлять

Найдите среди ошибок грамматическую типа
«Г-1».
1. Его смысл жизни в праздностве.
2. « От чего люди не летают?» - говорит Катерина.
3. Ему хорошо удались батальонные сцены.
4. Стойкость и самоуправление не покидали людей ни на миг.
(Из школьных сочинений)

Наша задача № 6: научиться отличать ошибку от словесной игры, классифицировать  и грамотно её исправлятьНайдите среди

Слайд 65Придумайте к рисунку подпись – реплику экскурсовода

Придумайте к рисунку подпись – реплику экскурсовода

Слайд 66Метафорическое значение слова
Дети часто не понимают язык взрослых.
Например, когда бабушка однажды

сказала внучке, что скоро придёт праздник,
та возразила, смеясь:
- Разве у праздника есть ножки?

- Я в школу не пойду, - заявил пятилетний Серёжа. – Там на экзамене ребят режут.
Так дети до известного возраста не понимают образности речи. (К.Чуковский)
Метафорическое значение словаДети часто не понимают язык взрослых.Например, когда бабушка однажды сказала внучке, что скоро придёт праздник,та

Слайд 67Наша задача №7: научиться понимать язык поэзии!
Читатели, которые не в состоянии

оценить смелый и свежий художественный образ, существовали всегда.
Какие, по-вашему, э п и т е т ы и
м е т а ф о р ы высмеивали современники великих поэтов в этих стихах:

1.О как мне хочется смутить весёлость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!... ( М. Ю. Лермонтов)

2.Целый день спят ночные цветы.
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Распускаются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт. (А.А.Фет)

Наша задача №7: научиться понимать язык поэзии!Читатели, которые не в состоянии оценить смелый и свежий художественный образ,

Слайд 68Аллегория. Символ.
А л л е г о р и я –

изображение отвлечённого в конкретном образе. Аллегория всегда однозначна.
С и м в о л –многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого. Чтобы понять символ, читатель должен мыслить метафорически.
Аллегория. Символ.А л л е г о р и я – изображение отвлечённого в конкретном образе. Аллегория

Слайд 69Можно ли в этом рисунке увидеть символ?

Можно ли в этом рисунке увидеть символ?

Слайд 70Изобразите символически одно из трёх
а) мужество, непреклонность;
б) любовь, нежность;
в) верность, преданность.

Посмотрите

из окна своей квартиры и найдите не менее трёх символов.
( Например, каждый вечер загорается старый покосившийся фонарь – символ долга; выброшенная на свалку старая кукла – символ неблагодарности и ушедшей любви…)
Изобразите символически одно из трёха) мужество, непреклонность;б) любовь, нежность;в) верность, преданность.Посмотрите из окна своей квартиры и найдите

Слайд 71Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Сарказм – высшее проявление иронии.
Что

поэт будто бы отрицает, а сам утверждает?
Я горячим рождён патриотом.
Я весьма терпеливо стою,
Если войско, несметное счётом,
Переходит дорогу мою.
Ускользнут ли часы из кармана,
До костей ли прохватит мороз
Под воинственный гром барабана,
Не жалею: я истинный Росс!
Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Сарказм – высшее проявление иронии.  Что поэт будто бы отрицает, а

Слайд 72Внимание! Перед вами самое несчастное слово из всех -ТЕМА
Сравните значение слов:

тема, проблема, основная мысль, тематика, творческая задача, цикл ( ряд, группа) произведений.
Исправьте ошибки Р-2 и Р-3.
1. Из темы свободы у Пушкина я хочу проанализировать лишь три стихотворения.
2. На тему о свободе пишут многие поэты и прозаики.
3. Это произведение относится к теме Пушкинианы.
4. Тема войны – основная мысль этого произведения.
5. Трудно что-то новое добавить к теме любви.
Внимание! Перед вами самое несчастное слово из всех -ТЕМАСравните значение слов: тема, проблема, основная мысль, тематика, творческая

Слайд 73Какие слова попали в «чужое» предложение? Где их место?
1. Вера в

победу играла большое значение в битве.
2.Надо уделять заботу малышам.
3.Все поэты уделили особое значение этой теме.
4.Для нас не имеет роли, что здесь есть неточность.
5. Не придавайте внимания сплетням.
6. Проявите внимание к старшим, окружите их заботой и лаской.
Какие слова попали в «чужое» предложение? Где их место?1. Вера в победу играла большое значение в битве.2.Надо

Слайд 74Оксюморон – соединение несоединимых слов
Например:
«… какое –то снотворное, маковое покрывало… надвигалось

на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей весёлостью».
( Н.С.Лесков)
Оксюморон – соединение несоединимых словНапример:«… какое –то снотворное, маковое покрывало… надвигалось на мои глаза и застилало от

Слайд 75Придумайте к рисунку Ж.Эффеля подпись - ОКСЮМОРОН
Создайте сами ОКСЮМОРОН.
В заглавии каких

литературных произведений содержится ОКСЮМОРОН?
Мирно текла деловая беседа,
Пахло ромашками с луга.
Два людоеда в процессе обеда
Дружески съели друг друга.
( В.Шефнер)
Придумайте к рисунку Ж.Эффеля подпись - ОКСЮМОРОН Создайте сами ОКСЮМОРОН.В заглавии каких литературных произведений содержится ОКСЮМОРОН?Мирно текла

Слайд 76Градация- расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления

смысловой значимости

Нет ли здесь лишних слов?
1. При одном предположении подобного случая вы бы должны были… испустить ручьи…что я говорю! реки, озёра, океаны слёз!
2. А между тем это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, хотя, впрочем, в науке…ну, одним словом, в науке он сделал не так много и , кажется, совсем ничего. ( Ф.М.Достоевский).

Градация- расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления смысловой значимостиНет ли здесь лишних слов?1.

Слайд 77Лишнее слово как речевая ошибка – Р-3
Какие слова являются лишними?
1. Старик

негодовал от возмущения.
2. 9 Мая к нам в класс пришли старые ветераны великой Отечественной войны.
3.Невероятно: юный паренёк совершил такой смелый подвиг!
4. Вы с ним вместе общались когда – нибудь?
5. коренные аборигены Америки – индейцы.
6. Молодёжь – передовой авангард поколения.
7. Это его единственная ахиллесова пята.
Лишнее слово как речевая ошибка – Р-3Какие слова являются лишними?1. Старик негодовал от возмущения.2. 9 Мая к

Слайд 78Нельзя «сказать» и «говорить» рассказ и пересказ
Рассказ можно:
пересказать, изложить, составить, прочитать;
Пересказ

можно:
Сделать, ответить
Нельзя «сказать» и «говорить» рассказ и пересказРассказ можно:пересказать, изложить, составить, прочитать;Пересказ можно:Сделать, ответить

Слайд 79Анафора и эпифора как средства выразительности
Анафора- повторение звуков, слов или синтаксических

построений в начале стихов или строф:
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой…
( А.Фет)
Анафора и эпифора как средства выразительностиАнафора- повторение звуков, слов или синтаксических построений в начале стихов или строф:Я

Слайд 80Эпифора- выразительное повторение слов или выражений в конце двух и более

отрезков речи

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи.
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман… ( А.С.Пушкин)

Эпифора- выразительное повторение слов или выражений в конце двух и более отрезков речиХрани меня, мой талисман,Храни меня

Слайд 81Слово с точки зрения его формы
Ошибки, связанные с неправильным выбором приставки

и суффикса, отмечаются знаком Г -1;
Ошибки в образовании форм слов отмечаются Г-2

ФОРМА СЛОВА ПРАВИЛЬНО:
форма образована и
употреблена в соответствии с нормой;
ХОРОШО: форма уместна и служит средством выразительности.

Слово с точки зрения его формыОшибки, связанные с неправильным выбором приставки и суффикса, отмечаются знаком Г -1;Ошибки

Слайд 82Правильно произносим и правильно образуем формы слов

Правильно произносим и правильно образуем формы слов

Слайд 83Ошибки в образовании форм числительных Г-2
При склонении сложных числительных, обозначающих сотни

и десятки и кончающихся на – сот ( - сти, -ста) или
-десят в именительном падеже, каждая часть склоняется, как простое числительное:
И. пять десять пятьдесят
Р. пяти десяти пятьдесят
Д пяти десяти пятидесяти
В. пять десять пятьдесят
Т. пятью десятью пятьюдесятью
П. о пяти о десяти о пятидесяти
Обратите внимание: обе части числительного кончаются одинаково: пятИдесятИ, пятьЮдесятьЮ…
Ошибки в образовании форм числительных Г-2При склонении сложных числительных, обозначающих сотни и десятки и кончающихся на –

Слайд 8440 и 90; сто и полтораста имеют только 2 формы
И.сорок девяносто

сто полтораста
Р.сорока девяноста ста полутораста
Д.сорока девяноста ста полутораста
В. сорок девяносто сто полтораста
Т. сорока девяноста ста полутораста
П.о сорока о девяноста о ста о полутораста
40 и 90; сто и полтораста имеют только 2 формыИ.сорок девяносто сто полторастаР.сорока девяноста ста полутораста Д.сорока

Слайд 85Теперь о сотнях!
В сложных числительных от 200 до 900 первая часть

– от двух до девяти- будет склоняться так, будто дальше нет никаких «сотен», т.е. как простое числительное; вторая часть - как существительное «сотня»:
И. две сотни – двести
Р. двух сотен - двухсот
Д. двум сотням – двумстам
В. две сотни – двести
Т. двумя сотнями - двумястами
П. о двух сотнях – о двухстах
Теперь о сотнях!В сложных числительных от 200 до 900 первая часть – от двух до девяти- будет

Слайд 86ОБА и ОБЕ.
Найти и объяснить ошибки типа Р-1 и Г-2.

1. Мыть

пол будете оба: и Саша, и Костя, и Денис!
2. Крепче держись – обоими руками!
3. Смотри обоими глазами и слушай обеими ушами!
4. Из всех моих друзей только с обоими я всегда могу поделиться.
5.Петров и Сидорчук! Опять вы обое опоздали!
ОБА и ОБЕ.Найти и объяснить ошибки типа Р-1 и Г-2.1. Мыть пол будете оба: и Саша, и

Слайд 87Ошибки в падежных формах имён существительных (Г-2)
I. Вариативные, в которых норма

допускает два варианта окончания в одной и той же форме, например: килограмм лука и килограмм луку.
II.С конкурирующими окончаниями, одно из которых постепенно вытесняет другое, например:
учители, профессоры – норма XIX века и учителя, профессора – норма современная.
III.Вызывающие трудности вследствие разнообразия окончаний, например, форма родительного падежа множественного числа: нет солдат, командиров, коней.
Ошибки в падежных формах имён существительных (Г-2)I. Вариативные, в которых норма допускает два варианта окончания в одной

Слайд 88Изменит в словах окончание ЗНАЧЕНЬЕ – не только ЗВУЧАНИЕ
Хлеба колосятся, но

хлебы пекут,
Тона на картине, но в музыке тоны,
Пусть талии вам пояса подчеркнут,
А вот в географии поясы – зоны.
Изменит в словах окончание……..
………………………………………..!
Объясните в стихах или в прозе разницу в значении:
Поводы – повода, пропуски – пропуска, цвета – цветы.
Изменит в словах окончание ЗНАЧЕНЬЕ – не только ЗВУЧАНИЕХлеба колосятся, но хлебы пекут,Тона на картине, но в

Слайд 89Один и много. Обращайтесь к словарю, ставя существительные во мн.ч. ,

Р.п.

Грабли, вилы, тиски, ножницы, щипцы, плоскогубцы, пассатижи, штаны , трусы, брюки, джинсы, колготки, лосины, сани.

Сегодня две пары сапог
Куда – то мой пёс уволок.
Вчера с новой парой ботинок
Отважно он вёл поединок.
Жену он оставил без туфель:
Их съел с аппетитом , как трюфель!

Один и много. Обращайтесь к словарю, ставя существительные во мн.ч. , Р.п.Грабли, вилы, тиски, ножницы, щипцы, плоскогубцы,

Слайд 90Трудности в образовании глагола и его форм (Г-1, ( Г-2). Ошибки

в согласовании (Г-3)
Трудности в образовании глагола и его форм (Г-1, ( Г-2). Ошибки в согласовании (Г-3)

Слайд 91Исправьте ошибки в сочинении
Как мы с мамой ходили в магазин.

Мне ндравится

ходить в магазины с мамой. Сейчас мама в отпуску, у неё много время, и мы с ней ходим в Детский мир. Мы купили там мне пару туфлей и гольфов, а братишке пару резиновых сапог и носок. Потом мы пошли в канцелярский отдел купить цыркуль но цыркуля все раскупили. Зато мы приобрели клею и бумаги. На этой бумаги я уже рисовала.
Там ещё были красивые веера, как настоящие, и мама мне купила. Дома бабушка ругала нас, что мы не купили полотенцев и простыней, птому что ей сказали, что они будут подорожать. Так закончился этот день.
Исправьте ошибки в сочиненииКак мы с мамой ходили в магазин.	Мне ндравится ходить в магазины с мамой. Сейчас

Слайд 92Источники материала
1. Методическое руководство к учебнику
«Уроки русской словесности».
Т.Л. Служевская. Книга для

учителей.
« РиД»» Тускарора» Санкт-петербург 1997г.
2. «Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи». Т.Л. Служевская.
« РиД» « Тускарора» Санкт-Петербург 1997г.
Источники материала1. Методическое руководство к учебнику«Уроки русской словесности».Т.Л. Служевская. Книга для учителей.« РиД»» Тускарора» Санкт-петербург 1997г.2. «Уроки

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть