Слайд 1Тема урока:
Древнерусская литература. Общая характеристика.
Историческая основа
«Слова о полку Игореве». Часть 1.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы
ГБОУ № 1223 «Лингвистический центр» г. Москвы
И.В. Попрыгиной
г.
Слайд 2Цели и задачи:
1. Дать общую характеристику литературе Древней Руси.
2. Познакомить учащихся
с историей открытия «Слова…».
3. Познакомить с исследованиями «Слова…» и его переводами.
4. Привить интерес к изучению истории и литературы.
5. Воспитывать чувство патриотизма.
Слайд 3Повторение изученного
1. Когда и как начиналась русская литература?
2. Каковы
ее первые произведения?
3. Известны ли имена авторов? Почему?
4. Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю?
5. Какие жанры древнерусской литературы вы помните?
Слайд 4Особые черты древнерусской литературы:
Вся культурная жизнь связана с процессами, происходящими в
государстве, с искусством.
Жанровые особенности ( поучение, хождение, житие, слово).
Наличие художественных образов.
Историзм и объективность повествования ( правдивость изображения, реальные события и лица).
Анонимность и религиозный характер мировоззрения автора.
Слайд 5«Слово о полку Игореве» – это важнейший этап в непрерывном развитии
литературы.
Подлинник до нас не дошел ( предположительно сожжен при пожаре во время войны 1812 года).
Открыл «Слово» собиратель старины Мусин-Пушкин в Ярославском монастыре в конце 18 века.
Слайд 6Переводы «Слова»
Многочисленные переводы разнообразны: от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобладают
стихотворные. Любой перевод условен. Вплоть до 17 века на Руси не знали различия прозы и стихов. Одни тексты были предназначены для произнесения, другие – для пения. Легендарный Боян свои произведения пел.
Слайд 7Об исторической основе «Слова»
В начале 80-ых гг. князь Святослав Киевский отбросил
объединенными усилиями половцев. В 1185 году, не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь Новгород-Северский князь Игорь Святославич вместе со своим сыном, братом и племянником. 23 апреля выступили в поход, а 1 мая их застало солнечное затмение. Игорь не повернул назад войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу. Во второй битве он терпит поражение, русских князей берут в плен. Половцы устремляются на Русь. Игорю удается сбежать из плена.
Слайд 8Комментированное чтение «Слова»
Вступление.
Какой принцип повествования избирает автор «Слова…», вопреки традиции Бояна?
Поясните
фразу : «растекаться мыслею по древу».
Какой временной диапазон автор предполагает охватить в своем произведении?
Слайд 9Часть 1. Строфы 1-2.
Как характеризует князя Всеволода его ответ на предложение
Игоря о походе?
Раскройте смысл развернутой метафоры:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Слайд 10Строфы 3-5.
Как характеризует князя Игоря пренебрежение солнечным затмением?
Докажите, что в авторской
оценке поступка князя звучат и осуждение , и восхищение. Почему оценка двойственна?
Докажите, что природные силы отзываются на происходящие события.
Слайд 11Из истории.
Современники по-разному оценивали события 1185 года, мы знаем об их
оценке из древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской.
Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.
В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя. Он вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междуусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.
Слайд 12Строфы 12-15
Строфы 12-13 – своеобразная периодизация истории Руси.
Составьте план.
Строфы 14-15 –
кульминация 1 части. Роковая битва. Традиционное для русского фольклора сравнение
«бой – пир».
Слайд 13Примерный план. Строфы 12-13.
1.Времена Траяна – язычество.
2.Годы Ярослава – расцвет
русского государства.
3. Походы Олега –
начало разделения и смут.
Слайд 14Строфы 16-20.
Объясните метафору «Игорь пересел из седла золотого в седло кощеево».
Кощей
– смерть, «кочевник», «проклятый разбойник на лошади»
В чем видит автор страшные последствия Игорева похода для русской земли?
Слайд 15Творческое задание. Докажите или опровергните утверждение Д.С. Лихачева:
«Игорь Святославович – сын
своей эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины».
Слайд 16Домашнее задание.
Прочитать 2, 3 части «Слова о полку Игореве».
Задание по группам.
1) Определить главную мысль
«Золотого слова» Святослава.
2) Каким настроением
проникнут плач Ярославны?