Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе
Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Слайд 2Есть люди, которые славили и славят Россию.
К таковым относится Михаил
Васильевич Ломоносов. Ломоносов занял видное место
среди величайших умов мира.
Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.
Слайд 3305 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России в деревне
Мишанинская Архангелогородской губернии близ г. Холмогоры
19 ноября (по старому стилю - 8 ноября)
родился Михаил Ломоносов
Слайд 4Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком. Его характер закалило
море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело.
Слайд 5Мать Ломоносова, Елена Ивановна, происходила из семьи дьякона. Она была доброй
и ласковой женщиной. Настоящей красавицей. У нее была тяжелая золотистая коса. Внешним обликом Михаил был похож на мать. Он был «круглолик, кареглаз, кровь с молоком». Елена Ивановна с нежностью и теплотой относилась к единственному сыну.
Слайд 6Мать Ломоносова умерла очень рано, когда ему было только девять лет
Отец Михаила был рыбаком. С малых лет Михайло вместе с отцом выходил на трудный и опасный рыбацкий промысел.
Слайд 7Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в душе Ломоносова. Ему было
всё интересно, он был очень любознательным и задавал отцу много вопросов, на которые тот не всегда знал ответы.
На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Пришлось пройти через всякое: бури и полное безветрие, когда безжизненно обвисают паруса и тихое море качает судно на одном месте. Тогда приходилось браться за вёсла. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет».
Слайд 8Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной
Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?
Слайд 9Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной
Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?
Слайд 10Первые свои заработанные деньги Михаил потратил на книги — «Грамматику» Мелетия
Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика».
Слайд 11Стремясь получить образование, Ломоносов
за рыбным обозом пешком отправился в Москву
Слайд 12Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в
Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Несмотря на его взрослые лета, Михаила определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка.
Через полгода он был переведён в следующий класс.
За 5 лет он прошёл курс школы,
выучился латинскому и греческому языкам
Слайд 13Московская Славяно-греко-латинская академия
первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687
г.
Слайд 14Какие же предметы изучали ученики в то время? Помимо латыни, главной
считалась логика, затем шли математика, история, география, церковнославянский язык, нотное пение.
В академии Ломоносов научился многому. Он получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык.
Слайд 15 В 1736 году трое из способных учеников, в том числе
Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.
Слайд 16 Магдебургский университет (Германия)
За границей Ломоносов пробыл 5 лет
Слайд 17В июне 1741 года Ломоносов вернулся в Россию, и был назначен
в академию адъюнктом, а в августе 1745 года стал первым русским учёным, избранным на должность профессора (академика) химии
Слайд 18Императрица Елизавета Петровна пожаловала ему в награду деревню
Слайд 19В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был
основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян
Слайд 20Ему всегда было дело до России.
Он трудился не ради собственной
славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле. Улучшение благосостояния народа он считал наиважнейшим делом. Доброе, разумное и бесстрашное слово Ломоносова слушалось не только простыми людьми, но и сиятельными особами.
Слайд 21Памятник Михаилу Ломоносову в Москве
Он создал первый университет.
Он, лучше
сказать, сам был
первым нашим университетом.
А. С. Пушкин
Слайд 22Ломоносов стал самым образованным человеком в России. Знал несколько языков.
Сочинил
множество стихов. Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы,
от чего происходит северное сияние и мн.др.
Слайд 23Открытия М.В.Ломоносова
Автор трудов по русской истории
Описал строение Земли
Создал ряд
оптических приборов
Открыл атмосферу на Венере
Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов
Опубликовал руководство по металлургии
Организовал первую в России химическую лабораторию
Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества
Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири
По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Слайд 24Собственноручные мозаичные портреты М.В.Ломоносова
Слайд 25Именем М.В.Ломоносова названы:
Горный хребет Ломоносова
Полуостров Ломоносова
Кратер
Ломоносова на Луне
Ломоносово течение — холодное течение, подповерхностное противотечение в Атлантическом океане
Биологический вид (вид ракообразных)
Астрономический эффект (явление Ломоносова)
Минерал Ломоносовит
Многие учреждения науки, образования, культуры
Многие населенные пункты
Слайд 26Мост имени М.В.Ломоносова в Петербурге
Слайд 28Горный хребет имени М.В.Ломоносова
Слайд 29Кратер на Луне носит имя М.В.Ломоносова
Слайд 31Могила М.В.Ломоносова
4 апреля (по старому стилю) 1765 года, в пять
часов дня, перестало биться горячее сердце
Михаила Васильевича Ломоносова
Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел
Добиться своей цели в жизни.
Эх! Не успел достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!
Похоронен в Александро-Невской лавре