Слайд 1В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите
вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
Слайд 3Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс
мой в тетрадке вы встречали,
Весь же –
в дневнике я и в журнале.
Слайд 5Двадцать шестое января.
Классная работа.
Слайд 6I вариант – бегать
II вариант – письменно
III вариант – привозной
IV вариант – светило
V вариант – попросить
VI
вариант – друг
Запишите однокоренные к словам:
Слайд 7 попросить,
друг,
выпрошу,
свеча,
везем,
пишущий,
перебежка,
подружиться,
бегун,
письмо,
освещение,
привез,
просьба, дружок,
беговой,
напишут,
возчик,
посвечу,
прошение,
дружно,
разбежаться,
письменный, светлый,
упрашивать,
дружный,
писать,
расписание,
отвожу,
освещенный,
спрашивать,
друзья,
перебежать,
неизбежно,
светить,
вопрос,
подруга,
повозка,
невезение.
Слайд 8Бегать – перебежка, бегун, беговой, перебежать
Письменно - пишущий, письмо, напишут, письменный,
писать, расписание,
Привозной - везем, привез, возчик, отвожу, повозка, невезение
Светило – свеча, освещение, посвечу, светлый, освещенный, светить
Попросить - выпрошу, просьба прошение
упрашивать, спрашивать вопрос
Друг – подружиться, дружок, дружно, дружный, друзья, подруга
Слайд 9Что происходит с буквами
в корнях у некоторых из этих слов?
Меняется
ли при этом значение корня?
Слайд 10Бегать – перебежка, бегун, беговой, перебежать
Слайд 11II вариант
Письменно-
пишущий, письмо, напишут, письменный, писать, расписание
(с//ш)
Слайд 12III вариант
Привозной -
везем, привез, возчик, отвожу, повозка, невезение
(з//ж; е//о)
Слайд 13IV вариант
Светило – свеча, освещение, посвечу, светлый, освещенный, светить
(т //ч //щ // тл)
Слайд 14V вариант
Попросить - выпрошу, просьба, прошение, упрашивать, спрашивать, вопрос (с//ш; о//а)
Слайд 15VI вариант
Друг – подружиться, дружок, дружно, дружный, друзья, подруга
(г//ж//з)
Слайд 17Чередование -
ЗАМЕНА ОДНИХ ЗВУКОВ ДРУГИМИ
В
ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МОРФЕМЕ ПРИ
ОБРАЗОВАНИИ ИЛИ ИЗМЕНЕНИИ СЛОВ
Слайд 19Найдите и выпишите слова
с чередующимися согласными
Мороз начал сдавать. Померкла ясность
синего неба. Потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт.
Ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю.
Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые опускались на землю.
Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.
Я всегда любил смотреть на тихое падение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле. Чудное зрелище представилось глазам моим. Все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Слайд 20начал- начинал
надвигаясь – движение
заволокла – заволакивать
утих – тишина
снег- снежный
клочьями – клок
опускаться
– опуститься
воздухе – воздушный
пушистые – пух
гуще – густой
насладиться – наслаждение
Проверим:
Слайд 21Вызвали Е из алфавита...
-Думаем направить вас в текст. Узнаете хоть одно
живое слово, а то застоялись в своём алфавите.
- А в какое слово меня посылают?
- Слово хорошее - ДЕНЬ. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Так что справитесь.
- Вы думаете?
- Конечно, справитесь. Вы там будете единственным гласным, и решающий голос будет ваш. Главное - хорошо организовать работу.
В слове ДЕНЬ Е стоит на видном месте, ему удобно,спокойно,-совсем, как в алфавите. Но вот слово начинает склонятся: ДНЯ, ДНЮ...
В чем дело? Куда девалось Е?
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С Е?
Слайд 22Какие гласные убежали?
Из каких частей слова?
И.п.
Р.п.
Сон– сна,
пень– пня,
кубанец - кубанца
перервать - прервать
Слайд 23Ь и Ъ.
Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой
позициях:
СЪНЪ, ДЕНЬ
СОНЪ –СЪНА,
ДЕНЬ – ДЬНЯ.
Слайд 24К данным словам подберите слова с беглыми гласными.
Образец. Носок - носков.
Флажок,
горец,
сучок,
чулочек,
молодец,
чехол,
угол,
ветер,
подзывать.
Слайд 25«…Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице…»
А.С. Пушкин
Как вы понимаете выделенное выражение?
Слайд 26Исторические чередования
Золото
Берег
череда
Злато
Брег
чреда
Слайд 27В связи с историческим развитием языка можно говорить о таком явлении,
как полногласие.
Корни русского языка находятся в старославянском. Старославянский язык – это язык церковных книг. Он понятен древним славянам.
Там существовали слова с неполногласными сочетаниями. Например, вран, брег, глас и т.д.
В современном русском языке им соответствуют слова ворон, берег, голос
Полногласие в русском языке
Слайд 28Физкультминутка.
- Все встали с мест, поднимите руки, потянитесь. А теперь опустите
ручки и потрясите ими. А теперь я называю слово. Если вы слышите беглую гласную в слове, то поднимаете руки и поднимаетесь на носочки. Если ее нет - приседаете.
Улыбка, узелок, день, зима, разобрать, бычок.
Слайд 29Исторические чередования
Золото
Берег
Череда
полногласие
Злато
Брег
Чреда
неполногласие
Слайд 30Придумайте слова и по 1 предложению с одним из слов:
I вариант
-здрав-
-хран-
-врат-
-глас-
-стран-
-град-
I
I вариант
-здоров-
-хорон-
-ворот-
-голос-
-сторон-
-город-
Слайд 31Корни могут изменяться,
Но родными оставаться.
Бок – бочок, друг – дружок,
ухо –
уши, пух – пушок.
Косить травы – скашивать,
Спросить маму – спрашивать.
Пущу – пускать, лечу – летать.
Какими корни нам считать?
Скажу – сказать, сорвем – срывать.
Их будем…............................ звать.
Слайд 32Домашнее задание:
п.78-79 упражнение 427.
Слайд 33Найдите и выпишите слова
с чередующимися согласными.
1. Лесник может по птичьим
крикам определить, какая птица пролетела.
2. Я люблю слушать, как кричат чайки.
3. Я сижу на песчаном берегу и слежу за полетом птиц.
4. Брат принес маленького смешного щенка.
5. Мне все здесь мило, здесь отчий дом.