Презентация, доклад на тему Беглые гласные. Чередование звуков

Содержание

РАСПИСАНИЕ

Слайд 1В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите

вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте.
В списке вы мой обнаружите корень,   Суффикс – в собрании встретите вскоре,   В

Слайд 2РАСПИСАНИЕ

РАСПИСАНИЕ

Слайд 3Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне, Суффикс

мой в тетрадке вы встречали, Весь же – в дневнике я и в журнале.
Корень мой находится в цене.   В очерке найди приставку мне,   Суффикс мой в

Слайд 4ОЦЕНКА

ОЦЕНКА

Слайд 5Двадцать шестое января. Классная работа.

Двадцать шестое января. Классная работа.

Слайд 6I вариант – бегать II  вариант – письменно III вариант – привозной  IV вариант – светило V вариант – попросить VI 

вариант – друг

Запишите однокоренные к словам:

I вариант – бегать II  вариант – письменно III вариант – привозной  IV вариант – светило V вариант – попросить VI  вариант

Слайд 7  попросить,
друг,
выпрошу,
свеча,
везем,
пишущий,
перебежка,
подружиться,
бегун,


письмо,
освещение,
привез,
просьба, дружок,
беговой,
напишут,
возчик,
посвечу,
прошение,
дружно,
разбежаться,
письменный, светлый,
упрашивать,
дружный,
писать,
расписание,
отвожу,
освещенный,
спрашивать,
друзья,
перебежать,
неизбежно,
светить,
вопрос,
подруга,
повозка,
невезение.
   попросить, друг, выпрошу, свеча, везем, пишущий, перебежка, подружиться, бегун, письмо, освещение, привез, просьба, дружок, беговой,

Слайд 8Бегать – перебежка, бегун, беговой, перебежать
Письменно - пишущий, письмо, напишут,  письменный,

писать, расписание,
Привозной - везем, привез, возчик, отвожу, повозка, невезение
Светило – свеча, освещение, посвечу, светлый, освещенный, светить
Попросить -  выпрошу, просьба прошение упрашивать, спрашивать вопрос
Друг – подружиться, дружок, дружно, дружный, друзья, подруга

Бегать – перебежка, бегун, беговой, перебежатьПисьменно - пишущий, письмо, напишут,  письменный, писать, расписание,Привозной - везем, привез, возчик, отвожу,

Слайд 9Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов? Меняется

ли при этом значение корня?
Что происходит с буквами  в корнях у некоторых из этих слов?  Меняется ли при этом

Слайд 10Бегать – перебежка, бегун, беговой, перебежать

(г//ж)

I вариант

Бегать – перебежка, бегун, беговой, перебежать

Слайд 11II  вариант
Письменно-
пишущий, письмо, напишут,  письменный, писать, расписание

(с//ш)
II  вариантПисьменно-пишущий, письмо, напишут,  письменный, писать, расписание

Слайд 12III вариант
Привозной -
везем, привез, возчик, отвожу, повозка, невезение

(з//ж; е//о)
III вариантПривозной - везем, привез, возчик, отвожу, повозка, невезение

Слайд 13IV вариант
Светило – свеча, освещение, посвечу, светлый, освещенный, светить

(т //ч //щ // тл)
IV вариантСветило – свеча, освещение, посвечу, светлый, освещенный, светить       (т //ч

Слайд 14V вариант
Попросить -  выпрошу, просьба, прошение, упрашивать, спрашивать, вопрос (с//ш; о//а)

V вариантПопросить -  выпрошу, просьба, прошение, упрашивать, спрашивать, вопрос (с//ш; о//а)

Слайд 15VI вариант
Друг – подружиться, дружок, дружно, дружный, друзья, подруга

(г//ж//з)
VI вариантДруг – подружиться, дружок, дружно, дружный, друзья, подруга         (г//ж//з)

Слайд 16Тема урока: ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ

Тема урока:  ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ

Слайд 17Чередование -
ЗАМЕНА ОДНИХ ЗВУКОВ ДРУГИМИ

В
ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МОРФЕМЕ ПРИ
ОБРАЗОВАНИИ ИЛИ ИЗМЕНЕНИИ СЛОВ

Чередование -     ЗАМЕНА ОДНИХ ЗВУКОВ ДРУГИМИ В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МОРФЕМЕ ПРИ

Слайд 19Найдите и выпишите слова с чередующимися согласными Мороз начал сдавать. Померкла ясность

синего неба. Потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые опускались на землю. Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил смотреть на тихое падение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле. Чудное зрелище представилось глазам моим. Все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Найдите и выпишите слова  с чередующимися согласными   Мороз начал сдавать. Померкла ясность синего неба.

Слайд 20начал- начинал надвигаясь – движение заволокла – заволакивать утих – тишина снег- снежный клочьями – клок опускаться

– опуститься воздухе – воздушный пушистые – пух гуще – густой насладиться – наслаждение

Проверим:

начал- начинал надвигаясь – движение заволокла – заволакивать утих – тишина снег- снежный клочьями – клок опускаться

Слайд 21Вызвали Е из алфавита... -Думаем направить вас в текст. Узнаете хоть одно

живое слово, а то застоялись в своём алфавите. - А в какое слово меня посылают? - Слово хорошее - ДЕНЬ. Бодрое слово, светлое. И не очень сложное: всего один слог. Так что справитесь. - Вы думаете? - Конечно, справитесь. Вы там будете единственным гласным, и решающий голос будет ваш. Главное - хорошо организовать работу. В слове ДЕНЬ Е стоит на видном месте, ему удобно,спокойно,-совсем, как в алфавите. Но вот слово начинает склонятся: ДНЯ, ДНЮ... В чем дело? Куда девалось Е?

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С Е?

Вызвали Е из алфавита... -Думаем направить вас в текст. Узнаете хоть одно живое слово, а то застоялись

Слайд 22Какие гласные убежали? Из каких частей слова?
И.п.

Р.п.
Сон– сна,
пень– пня,
кубанец - кубанца
перервать - прервать
Какие гласные убежали? Из каких частей слова?И.п.          Р.п.Сон–

Слайд 23Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой

позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ.
Ь и Ъ.   Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях:

Слайд 24К данным словам подберите слова с беглыми гласными. Образец. Носок - носков. Флажок,

горец, сучок, чулочек, молодец, чехол, угол, ветер, подзывать.
К данным словам подберите слова с беглыми гласными. Образец. Носок - носков.  Флажок,  горец,

Слайд 25«…Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице…»

А.С. Пушкин

Как вы понимаете выделенное выражение?

«…Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице…»

Слайд 26Исторические чередования
Золото
Берег
череда
Злато
Брег
чреда

Исторические чередованияЗолотоБерегчередаЗлатоБрегчреда

Слайд 27В связи с историческим развитием языка можно говорить о таком явлении,

как полногласие.

Корни русского языка находятся в старославянском. Старославянский язык – это язык церковных книг. Он понятен древним славянам.

Там существовали слова с неполногласными сочетаниями. Например, вран, брег, глас и т.д.

В современном русском языке им соответствуют слова ворон, берег, голос

Полногласие в русском языке

В связи с историческим развитием языка можно говорить о таком явлении, как полногласие. Корни русского языка находятся

Слайд 28Физкультминутка. - Все встали с мест, поднимите руки, потянитесь. А теперь опустите

ручки и потрясите ими. А теперь я называю слово. Если вы слышите беглую гласную в слове, то поднимаете руки и поднимаетесь на носочки. Если ее нет - приседаете. Улыбка, узелок, день, зима, разобрать, бычок.
Физкультминутка. - Все встали с мест, поднимите руки, потянитесь. А теперь опустите ручки и потрясите ими. А

Слайд 29Исторические чередования
Золото
Берег
Череда


полногласие
Злато
Брег
Чреда


неполногласие

Исторические чередованияЗолотоБерегЧередаполногласиеЗлатоБрегЧреданеполногласие

Слайд 30Придумайте слова и по 1 предложению с одним из слов:
I вариант

-здрав-
-хран-
-врат-
-глас-
-стран-
-град-
I

I вариант

-здоров-
-хорон-
-ворот-
-голос-
-сторон-
-город-
Придумайте слова и по 1 предложению с одним из слов:I вариант-здрав--хран--врат--глас--стран--град-I I вариант-здоров--хорон--ворот--голос--сторон--город-

Слайд 31Корни могут изменяться, Но родными оставаться.  Бок – бочок, друг – дружок, ухо –

уши, пух – пушок.  Косить травы – скашивать,  Спросить маму – спрашивать.  Пущу – пускать, лечу – летать. Какими корни нам считать?  Скажу – сказать, сорвем – срывать. Их будем…............................ звать.
Корни могут изменяться, Но родными оставаться.  Бок – бочок, друг – дружок, ухо – уши, пух –

Слайд 32Домашнее задание: п.78-79 упражнение 427.

Домашнее задание:  п.78-79 упражнение 427.

Слайд 33Найдите и выпишите слова с чередующимися согласными.
1. Лесник может по птичьим

крикам определить, какая птица пролетела.
2. Я люблю слушать, как кричат чайки.
3. Я сижу на песчаном берегу и слежу за полетом птиц.
4. Брат принес маленького смешного щенка.
5. Мне все здесь мило, здесь отчий дом.

Найдите и выпишите слова  с чередующимися согласными.1. Лесник может по птичьим крикам определить, какая птица пролетела.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть