Презентация, доклад на тему Аргументация собственного мнения по проблеме

Содержание

Сочинение по тексту Б.С. ЯмпольскогоПрирода…  Для кого-то  это  среда обитания, фактор, сопутствующий  нашей жизни, и лишь немногие  воспринимают   этот мир как нечто живое, требующее умения  всматриваться,  вслушиваться… Способна ли природа воздействовать на мировосприятие  человека?  Этот

Слайд 1Аргументация

Аргументация

Слайд 2
Сочинение по тексту Б.С. Ямпольского


Природа…  Для кого-то  это  среда обитания, фактор,

сопутствующий  нашей жизни, и лишь немногие  воспринимают   этот мир как нечто живое, требующее умения  всматриваться,  вслушиваться… Способна ли природа воздействовать на мировосприятие  человека?  Этот вопрос находится в центре внимания автора текста, известного прозаика Б.С.Ямпольского.

Вступление

Проблема

Задание: выделите структурные компоненты в сочинении.

Сочинение по тексту Б.С. ЯмпольскогоПрирода…  Для кого-то  это  среда обитания, фактор, сопутствующий  нашей жизни, и лишь немногие 

Слайд 3 Анализируя данную проблему, русский писатель рассказывает о

«взаимоотношении» героя - рассказчика и старого тополя. Мы узнаем об их первой встрече в пустой новой квартире, о том впечатлении, которое производил «чистый, непорочный свет», лившийся от  белых прекрасных ветвей. Не случайно Б.С. Ямпольский так подробно описывает жизнь дерева: вместе с героем мы видим старый заснеженный тополь зимой, что-то зеленое, дымчатое весной, бесконечные закаты и легкие сны летом, листья, устилающие балкон осенью. Автор показывает, что тополь за окном для рассказчика не просто дерево. Наблюдая за ним, герой  думает о смысле своей  жизни, учится радоваться каждой минуте, каждой секунде своего бытия. Тополь помогает скрасить одиночество. С болью описывая, как прошла дрожь по зеленому телу тополя,   зашаталось и рухнуло спиленное дерево, писатель противопоставляет действия человека и природы. И если люди, не раздумывая, губят окружающий их мир, то природа даже в воспоминаниях пробуждает к жизни.

Комментарий

П
Р
И
М
Е
Р
1

П
Р
И
М
Е
р
2

Анализируя данную проблему, русский писатель рассказывает о «взаимоотношении» героя - рассказчика и

Слайд 4Позицию автора можно понять, проанализировав художественные особенности текста. «Свет, чистый, непорочный,

неподкупный», «чудо обновления», «счастливое пробуждение»  – эти детали передают убежденность писателя в том, что природа способна не просто изменить  настроение человека – она учит воспринимать каждое мгновение жизни как подарок.

Как заявлена позиция автора текста – прямо или косвенно?
В каких предложениях мы чувствуем эмоции автора по проблеме - Способна ли природа воздействовать на мировосприятие  человека?
Что поможет нам лучше понять позицию автора?

!!! Художественные особенности текста – эпитеты, метафоры, эмоционально-экспрессивная лексика

Сочинение по тексту Б.С. Ямпольского

Я разделяю точку зрения автора и не сомневаюсь в том, что человек   неразрывно связан с природой, которая  помогает  нам посмотреть на окружающее другими глазами, открыть для себя новый мир.

Позицию автора можно понять, проанализировав художественные особенности текста. «Свет, чистый, непорочный, неподкупный», «чудо обновления», «счастливое пробуждение»  –

Слайд 5Убедиться в том, насколько велико влияние природы на человека, помогает публицистическое

произведение академика Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Перечитывая это послание к молодому поколению, понимаешь,  как прав писатель, утверждая, что человечество  находится под воздействием природы  издавна -  с начала своего существования.   Не случайно автор  употребляет словосочетание  «две великие культуры», говоря о человеке и природе, таким образом уравнивая значение каждого,   утверждая взаимную силу воздействия.  С героем, которому природа помогла не только сохранить по-детски искренней взгляд на мир, но и подняться на ноги, можно познакомиться, прочитав рассказ Ф.А.Абрамова «Есть! Есть такое лекарство!» Автор рассказывает   старенькой, дряхленькой,  маленькой  бабе  Мане, которая удивляет жителей деревни своим отношением к жизни. Мы видим, как она радуется теплому солнечному дню, первым песням скворцов, горластым воробьям-забиякам – всему птичьему народу. Удивительно, но даже умереть героиня не смогла, не посмотрев на любимых птиц. Читая рассказ, убеждаешься в том, что именно желание и способность видеть в каждом проявлении природы чудо делает жизнь яркой и счастливой. Б.С.Ямпольский, Ф.А.Абрамов, Д.С.Лихачёв помогают оценить своё отношение к природе и понять, что   мир растений, животный  и явлений   не только окружает нас, но и влияет на наши переживания, состояние, мирощущение.
Убедиться в том, насколько велико влияние природы на человека, помогает публицистическое произведение академика Д.С.Лихачёва «Письма о добром

Слайд 6Аргументация – доказательство, пояснение, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров.

Важно!

Сначала выразить

свое собственное мнение к позиции автора, а потом аргументировать свою позицию, свое отношение к позиции автора.
Аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение, подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных поступков.

Итак, аргумент должен доказывать тезис.
Аргументация – доказательство, пояснение, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров.Важно! Сначала выразить свое собственное мнение к позиции автора,

Слайд 7 Сколько нужно приводить аргументов?

!!! Не менее двух:

Из художественной литературы (герой

произведения) и из жизненного опыта, знаний (пример какого-либо фольклорного жанра, ситуации из жизни, впечатления от просмотренного фильма и т.п.)

Два аргумента из художественной литературы

Два аргумента из жизненного опыта, знаний


Сколько нужно приводить аргументов?!!! Не менее двух:Из художественной литературы (герой произведения) и из жизненного опыта, знаний

Слайд 8 Чем достигается убедительность аргументов?

Логичностью

Эмоциональной оценочностью

Образной выразительностью

Чем достигается убедительность аргументов?ЛогичностьюЭмоциональной оценочностьюОбразной выразительностью

Слайд 9АРГУМЕНТЫ

АРГУМЕНТЫ

Слайд 10Проблемы:
1.Проблема влияния технического прогресса на современное общество. Как новейшие изобретения влияют

на нравственную жизнь человека?

2. Проблема ответственности человека за происходящее на Земле.


Авторская позиция:
1. Новейшие изобретения науки и техники не только не способствуют развитию человечества, но и влекут его в пропасть невежества, обезличивания и дикости.


2. С развитием науки неизбежен пересмотр общечеловеческих ценностей, причём, не в пользу гуманности и добра, а это разрушение самих себя.

Текст Л. M. Леонова
«В те отдалённые прежние времена…»

Проблемы:1.Проблема влияния технического прогресса на современное общество. Как новейшие изобретения влияют на нравственную жизнь человека? 2. Проблема

Слайд 11Аргументы:
Проблема влияния технического прогресса на современное общество встречается во многих произведениях

русской и зарубежной литературы в начале XX-ого века – период научно-технической революции. Именно в это время большую популярность получило такое литературное направление, как антиутопия. В произведении русского писателя Евгения Замятина «Мы» изображается прогрессивное коммунистическое общество, результат всемирной технической и нравственной революции. Главный герой романа – Д-503 – уверен в справедливость, величии и совершенстве Единого Государства. Однако, встретив I-330 – молодую девушку, разочарованную в принципах Государства и мечтающую освободиться от его навязчивого ига, герой впервые испытывает настоящую любовь, забывает о своей привязанности к стройным математическим формулам, восстает против жестокой политики обезличивания и заболевает «душой». Финал произведения показывает, что индивидуальность, искренность и свободомыслие в условиях тоталитарного государства немыслимы: герой добровольно соглашается на операцию по удалению фантазии, после чего без колебаний предает свою возлюбленную и всех ее соратников.
Аргументы:Проблема влияния технического прогресса на современное общество встречается во многих произведениях русской и зарубежной литературы в начале

Слайд 12Рэй Брэдбери «Вельд», «Улыбка», «И грянул гром»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Рэй Брэдбери «Вельд», «Улыбка», «И грянул гром»И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Слайд 13Читательский опыт

Читательский опыт

Слайд 14Жизненный опыт

Жизненный опыт

Слайд 15Рекомендации по предупреждению типичных ошибок, часто допускаемых при аргументации собственной точки

зрения:

каждый аргумент следует начинать с нового абзаца;
при обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию (проанализировать поступки героев), с помощью которой создаётся доказательная база;
в полемике с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение по критерию, регулирующему соблюдение этических норм.

Рекомендации по предупреждению типичных ошибок, часто допускаемых при аргументации собственной точки зрения:каждый аргумент следует начинать с нового

Слайд 16
Тезис


Почему это так?
Потому что (так как)…

Аргумент 1 Аргумент2

Что следует из вышесказанного?

Предварительный в ы в о д

ТезисПочему это так?Потому что (так как)…      Аргумент 1

Слайд 17Типы аргументации.
Поддерживающая
Тезис
Прямые доказательства
Вывод

Типы аргументации.ПоддерживающаяТезисПрямые доказательстваВывод

Слайд 18Типы аргументации.
Опровергающая
Тезис
Обратные
доказательства
Вывод - Антитезис

Типы аргументации.ОпровергающаяТезисОбратныедоказательстваВывод - Антитезис

Слайд 19Читательский опыт: художественная литература
Произведение
Примером человека, изменившего

свою судьбу вопреки наследственности, является Е. Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Аргумент
Его дед, как утверждает герой, «землю пахал», а сам Евгений стал образованным человеком, учёным, утверждавшим, что «всякий человек сам себя воспитать должен».

Собственные рассуждения
Если у человека возникает желание изменить свою жизнь в лучшую или худшую сторону, то гены оказываются в этом случае бессильны.




Читательский опыт: художественная литератураПроизведение     Примером человека, изменившего свою судьбу вопреки наследственности, является Е.

Слайд 20Читательский опыт: публицистическая литература
Источник аргумента

В «Аргументах и фактах» было опубликовано интервью с генетиком, академиком РАМН Н.Бочковым «Замысел природы».

Аргумент
Учёный считает, что можно управлять своей судьбой, даже зная свою наследственность. Если же определенные гены не позволяют человеку быть, например, музыкантом, он может по собственной воле стать спортсменом.

Собственные рассуждения
Да, сложно не согласиться с тем, что некоторые особенности человека запрограммированы в генах, однако свою личность человек создаёт сам.

Читательский опыт: публицистическая литератураИсточник аргумента         В «Аргументах и фактах»

Слайд 21Читательский опыт: научная (научно-популярная) литература
Источник аргумента
В статье «Наследственность» из научно-популярной

онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.

Факты, примеры, исследования
Дошкольники из неблагополучных семей с низким уровнем интеллекта, полученным с генами , значительно улучшают его, попадая в благополучное в социальном и культурном отношении окружение.

Рассуждения о содержании фактов как аргументов

Уже и ученые приходят к выводу: вклад среды в формирование личности действительно очень велик, хотя многое наследуется с генами.

Читательский опыт: научная (научно-популярная) литератураИсточник аргумента В статье «Наследственность» из научно-популярной онлайн-энциклопедии «Кругосвет» я прочитал интересный факт.

Слайд 22Пример аргументации
Тезис Речь человека ‒ это показатель его

интеллектуального и нравственного развития.

Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Иллюстрация Например, среди моих близких друзей нет к аргументу 1 таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух?



Пример аргументацииТезис		  Речь человека ‒ это показатель его

Слайд 23Аргумент 2 Правоту автора подтверждает и опыт

художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера.

Иллюстрация Вспомним хотя бы Порфирия Головлева ‒ к аргументу 2 героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.
Вывод по аргументам Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.



Аргумент 2 	  Правоту автора подтверждает и опыт 			 	  художественной литературы. Не случайно

Слайд 24Текст С. Качалкова о Сашке Бозине («На этого человека нельзя было

смотреть без смеха…»)

Проблема равнодушного отношения к человеку.

Авторская позиция:
Автор считает недопустимым бездушное отношение к человеку, каким бы он ни был.

Думаю, что позиция автора бесспорна, так как каждый человек — это целый мир, который порой, к сожалению, так и остаётся непознанным. Но это не дает повод для равнодушия к нему.

Согласие с позицией автора:

Текст С. Качалкова о Сашке Бозине («На этого человека нельзя было смотреть без смеха…»)Проблема равнодушного отношения к

Слайд 25Мое согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к рассказу В.П.

Астафьева «Людочка». В одном из эпизодов автор показывает равнодушное отношение окружающих к умирающему человеку, их сочувствие - лишь только внешняя маска, они только делали вид, что сожалеют. Но Людочка смогла остаться с умирающим и проявить к нему милосердие и добродушие.

Аргумент 1:

Аргумент 2:

Неравнодушным к мальчику-сироте оказался Андрей Соколов в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Солдат назвался отцом мальчишки, который потерял своих родителей. Такой поступок говорит о том, что милосердие и любовь дают силы для жизни, помогают противостоять судьбе.

Мое согласие с авторской позицией можно обосновать, обратившись к рассказу В.П. Астафьева «Людочка». В одном из эпизодов

Слайд 28Аргументируем свою точку зрения

Аргументируем свою точку зрения

Слайд 29СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ АРГУМЕНТАЦИИ:

Не забывайте обратиться к проблеме после написания аргументов:

доказывают ли ваши аргументы тезис и проблему?
Если один аргумент – поддерживающий, а второй – опровергающий, то нужно их противопоставить.
Заучите предложения-клише, которые вводят аргументы и которые соединяю два аргумента.
Нельзя говорить вместо проблема – тема, вопрос – можно!

СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ АРГУМЕНТАЦИИ:Не забывайте обратиться к проблеме после написания аргументов: доказывают ли ваши аргументы тезис и

Слайд 30Иллюстративные аргументы ‒ это примеры, поддерживающие аргумент.

Структура аргументации

Тезис
Аргумент 1 (иллюстрации)
Аргумент

2 (иллюстрации)

Вывод



Иллюстративные аргументы ‒ это примеры, поддерживающие аргумент.Структура аргументацииТезис Аргумент 1 (иллюстрации)Аргумент 2 (иллюстрации)Вывод

Слайд 31Виды аргументов
Логические аргументы ‒ это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к

разуму. К ним относятся:
научные аксиомы;
положения законов и официальных документов;
законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
заключения экспертов;
цитаты из авторитетных источников;
показания очевидцев;
статистические данные;
примеры из жизни или художественной литературы.



(с) Гусева И.Н.

Виды аргументовЛогические аргументы ‒ это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку,  к разуму. К ним относятся: научные

Слайд 32Психологические аргументы ‒ это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства,

эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
Эмоциональная убежденность пишущего;
Ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
Примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;
Указания на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
Апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т. д.)


Психологические аргументы ‒ это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к

Слайд 33Вводим аргументы
С помощью слов и словосочетаний
 обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным

данным и т.п.)
 достаточно привести такой пример…
 это можно доказать следующим образом…
 подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
 стоит обратиться к…
 свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)
 данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.п.)
 приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы
 убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…
 в этом легко убедиться, обратившись к…
Стр. 45
Вводим аргументыС помощью слов и словосочетаний	обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.)	достаточно привести такой пример…	это

Слайд 34Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. (И.В Гёте)
Наука

необходима народу. Страна, которая её не развивает, неизбежно превращается в колонию. (Ф. Жолио-Кюри)

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага ты опасаешься, а на друга надеешься ( Л. Толстой)

Если хочешь победить весь мир, победи самого себя (Ф.Достоевский)

А.Н.Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».

Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. (И.В Гёте)Наука необходима народу. Страна, которая её не

Слайд 35А.С. Пушкин: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и

природой».

Ф.М.Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования».
«В несчастье яснеет истина».
«Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт».

А.П.Чехов: «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель».

А.М.Горький: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь».

А.С. Пушкин: «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой».Ф.М.Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого

Слайд 36А.Н.Толстой: «Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или

малом, и поднимется в нём великая сила- человеческая красота».

Б.Окуджава: « Совесть, благородство и достоинство- вот оно, святое наше воинство».

В Набоков: «О, любовь, ты светла и крылата…».

Д.С.Лихачёв: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других».
«Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя».
А.Н.Толстой: «Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая

Слайд 37Домашнее задание

Подобрать примеры из читательского опыта к проблемам:

роль книги (роль

чтения) в жизни человека;
Проблема исторической памяти, сохранения и обогащения культуры.
3) Проблема восприятия человеком природы (влияния природы на душу человека).

Домашнее задание Подобрать примеры из читательского опыта к проблемам:роль книги (роль чтения) в жизни человека;Проблема исторической памяти,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть