Презентация, доклад на тему Анализ сложного предложения как синтаксической единицы русского языка

Содержание

В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:Однородное подчинение. Неоднородное

Слайд 1Сложноподчинённые предложения
с несколькими придаточными
ГИА

Сложноподчинённые предложенияс несколькими придаточнымиГИА

Слайд 2В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три,

четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:
Однородное подчинение.
Неоднородное (параллельное) подчинение.
Последовательное подчинение.
Комбинированное подчинение.

Виды связи

В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не

Слайд 3Однородное подчинение
Подчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:
Если

придаточные относятся ко всему главному предложению или к одному и тому же слову.
Являются придаточными одного типа.
Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман). [ – = ], (что – = ), (что = – )...
Примечание: подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например:
Ему [Егорушке] уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему, и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). [ – = ], (хотя – = ), и ((хотя) – = ).

Однородное подчинение

Однородное подчинениеПодчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:Если придаточные относятся ко всему главному предложению

Слайд 4Запомните главные признаки СПП 
с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением:
1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных;

2. оба придаточных зависят от

главного;
3. придаточные отвечают на разные вопросы;
4. придаточные относятся к разным типам;
5. придаточные присоединяются главному разными союзами или союзными     словами; 6. главное  может находиться перед придаточными или между ними.
Например: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А.Чехов). (Когда – = ), [то = ], (который – ).

Неоднородное
( параллельное подчинение)

Запомните главные признаки СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением:1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных;2. оба придаточных зависят от главного; 3. придаточные отвечают на разные вопросы; 4. придаточные относятся к

Слайд 5Последовательное подчинение
При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по

цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко второму (придаточное III степени) и т. д. Например: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго.
(И.С.Тургенев) [ = – ], (которые = ), (когда – =). При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого. Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби .
(М.М.Пришвин) [ = ], (что, (когда – = ), = )

Последовательное подчинение

Последовательное подчинениеПри последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному

Слайд 6Комбинированное подчинение
В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение

(однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное). Например:
Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром . (И.Гончаров) [– =], (что =), (= ли –) или (= –). (последовательное и однородное подчинение).
Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли, и куда вам нужно идти (Л. Андреев).
(Чтобы = ), [ = ], (ибо – =), (откуда – = ), и (куда = ). (однородное, параллельное и последовательное подчинение).

Комбинированное подчинение

Комбинированное подчинениеВ сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное,

Слайд 71. 13 Среди предложений 47 – 53 найдите СПП с однородным

соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(47) Шли месяцы, годы, (48) И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49) Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50) А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51) – Мальчик, здесь на некоторое время остаётся часть наших воспитанников. (52) Мы оставляем и тебя с сестрёнкой. (53) Мы написали вашей тёте, спрашивали, может ли она вас принять. (54) Она, к сожалению…

49

1. 13 Среди предложений 47 – 53 найдите СПП с однородным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Слайд 82. 13 Среди предложений 39 – 43 найдите СПП с последовательным

соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(39) Взгляд опускался всё ниже, ниже, остановился на маленьком парашюте, и мне показалось, что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
(40) Он наклонился и поднял с земли забрызганный грязью купол, перебросил его через плечо. (41) Этот жест означал, что не всё потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может ещё пригодиться.
(42) – Пока, - сказал он и быстро зашагал обратно.
(43) У него был такой решительный вид, что я забеспокоился, не заберётся ли он на высокую крышу и не сиганёт ли вниз, чтобы ещё раз испытать парашют, который действует только в бездонном небе?

43

2. 13 Среди предложений 39 – 43 найдите СПП с последовательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.(39)

Слайд 9 (35) Ребята ушли, и в доме стало подчёркнуто

тихо. (36) А баба Настасья медленно вернулась к столу, тяжело села на лавку. (37) Перед ней лежало письмо, которое она перечитывала несчётное количество раз и которое знала наизусть.
(38) Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей, потому что никто давно не получал писем, которые бы согревали душу.
(39) На фронте была своя война, а в деревне – своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. (40) Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжёлая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнём.


3. 13 Среди предложений 35 – 40 найдите СПП с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

37

(35) Ребята ушли, и в доме стало подчёркнуто тихо. (36) А баба Настасья медленно

Слайд 10 (42) А иногда добрым, когда я лежу на твоём

берегу и ты шепчешь мне, какие можно построить морские электростанции, используя твои подводные течения.

4. 13 Укажите правильное утверждение:

В сложноподчинённом предложении 42

1. ТРИ придаточных предложения
2. ДВА придаточных предложения
3. ОДНО придаточное предложение
4. ЧЕТЫРЕ придаточных предложения

1

(42) А иногда добрым, когда я лежу на твоём берегу и ты шепчешь мне, какие

Слайд 115. 13 Среди предложений 2 – 5 найдите СПП с однородными

придаточными. Напишите номер этого предложения.

(2) В виртуальном мире игрок способен без особого труда покорить все вершины, не прилагая усилий, добиться того, чего, возможно, не удаётся достичь в реальной жизни.
(3) В средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (4) В правдоподобности таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров – игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (5) Здесь, вероятнее всего, можно говорить либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.

5

5. 13 Среди предложений 2 – 5 найдите СПП с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Слайд 126. 13 Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с неоднородным

(параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавнички с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5) Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.

1

6. 13 Среди предложений 1 – 7 найдите СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого

Слайд 137. 13 Среди предложений 9 – 13 найдите СПП с последовательным

подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(9) Эти слова принадлежат матери Терезе, женщине, чья подвижническая жизнь была настолько насыщенна, что не может не удивлять и с трудом укладывается в наши традиционные представления.
(10) Её считали святой ещё при жизни. (11) В XX веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими помощницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. (12) Ею восхищались её превозносили, перед ней преклонялись, её боготворили. (13) Что же такого совершила эта прекрасная женщина?

9

7. 13 Среди предложений 9 – 13 найдите СПП с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Слайд 148. 13 Среди предложений 19 – 25 найдите СПП(-ое(–ые) предложение(-я) с

последовательным подчинением придаточных. Напишите номер(-а) этого (-их) предложения (-ий).

(19) Сашка сгрёб в охапку котомку, лежавшую на земле, вытащил, расправил и подал Варе маленькую книжечку.
(20) Открыв книжку и повернув её к лунному свету, лившемуся серебряными струями с высоты, Варя узнала пушкинские поэмы. (21) Она узнала их как-то сразу, ещё до того, как разглядела название, одним только беглым взглядом на стройные, точёные колонны стихов.
(22) Она перебирала страницы, а в ней сама собой рождалась какая-то неуловимая, светлая и высокая музыка. (23) Совсем так, как звучно пела для неё одной скрипка, которую она каждый раз видела на гвоздике в сельском магазине (её восхищали и кожаный футлярчик для скрипки, и блестящий серебряный замочек на нём).
- (24) Эту читать легко, - сказал Сашка.
(25) Он ревниво следил за Вариными пальцами, перелистывавшими страницы.

23

8. 13 Среди предложений 19 – 25 найдите СПП(-ое(–ые) предложение(-я) с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер(-а) этого

Слайд 159. 13 среди предложений 20 – 25 найдите СПП предложение (-я)

с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

(20) «Хоть посмотреть бы на тебя, полоумного», - уже весело, без злости думал Митрофанов Сергей, возвращаясь в город на электричке…
(21) Летом Сергей поехал в спортивный лагерь. (22) По соседству с лагерем виднелась лишь одна изба, в которой каждое утро плакал ребёнок. (23) А на крыльце избушки сидела собака суровой наружности, и если кто-нибудь пытался подойти к калитке, то собака начинала грозно рычать. (24) Митрофанову Сергею рассказали, что живёт тут одинокий старик, лагерный сторож, который зимой охраняет эту территорию. (25) На лето к нему приехала дочь с младенцем, да заболела, и её увезли в город, в больницу. (26) вот старику и приходится на рассвете спешить в деревню за молоком, а младенец остаётся с собакой.

24

9. 13 среди предложений 20 – 25 найдите СПП предложение (-я) с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер

Слайд 1610. 13 Среди предложений 9 – 15 найдите СПП предложение(-ия) с

однородным подчинением придаточных. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

(9) Ей сказали, что мамы больше нет и она должна привыкать к другим детям. (10) В детском доме было хорошо: во-первых, там давали есть, во-вторых, там была мама Кира из самого старшего класса, которая помогала делать уроки, рассказывала на ночь сказку, всегда защищала малышей, даже мыла Лёку в бане. (11) А когда кто-то из детей заболевал, сама Мария Константиновна, директор, подходила вечером и гладила по голове… (12) Зима прошла, в город вернулось солнышко, и Лёка радовалась солнышку. (13) она любила играть одна у забора, где стоял маленький деревянный особняк, и представлять себя снова в Ленинграде, в своём дворе. (14) Лёка забиралась на крылечко и играла в дом, как будто он опять у неё есть и все живы: и папа, и мама, и бабушка, и кот Зайка. (15) Лёка делала вид, что поворачивает ключ в замке, говоря: «Трик-трак», и открывает дверь.

9

10. 13 Среди предложений 9 – 15 найдите СПП предложение(-ия) с однородным подчинением придаточных. Напишите номер (-а)

Слайд 1711. 13 Среди предложений 6 – 16 найдите СПП с параллельным

подчинением придаточных. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

(6) Особенно мне стало грустно, когда за завтраком папа стал спрашивать меня:
(7) не забыл ли ты поздравить маму с Новым годом?
(8) А потом мама, не глядя в папину сторону, сказала:
(9) принеси отцу газету. (10) Я слышала: её только что опустили в ящик.
(11) Я старался сделать всё, чтобы не выпускать своих родителей из поля зрения ни на минуту. (12) Как только они приходили с работы, я, желая ускорить событие примирения, сразу же обращался к ним с такими просьбами, которые заставляли их обоих быть дома и даже в одной комнате. (13) А просьбы мои они выполняли беспрекословно. (14) И всё время как бы тайком, незаметно поглаживали меня по голове, как сироту…
(16) Я твёрдо решил помирить маму с папой, и как раз в этот момент я где-то прочитал или услышал по радио, что радость и горе объединяют людей. (17) Решил начать с радости.

12

11. 13 Среди предложений 6 – 16 найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер (-а) этого

Слайд 1812. В8. Среди предложений 7 – 15 найдите СПП с параллельным

подчинением придаточных. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

(7) Наутро мальчик просыпался разнеженный, и, открыв глаза, он обращался к матери с живым вопросом:
(8) Что это было…вчера, мамочка? (9) Что это такое?
(10) Мать не знала, в чём дело, и думала, что ребёнка волнуют сны. (11) Она сама укладывала его вечером в кровать, заботливо крестила и уходила, когда он начинал дремать, не замечая при этом ничего особенного. (12) Но на другой день, когда мальчик просыпался, он опять говорил ей о чём-то, что приятно тревожило его с вечера:
(13) так хорошо, мамочка! (14) Что же это такое?
(15) В этот вечер она решила остаться у постели ребёнка подольше, чтобы разъяснить себе странную загадку.

12

12. В8. Среди предложений 7 – 15 найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер (-а) этого

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть