Презентация, доклад на тему Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Содержание

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. Сухомлинский

Слайд 1Обобщение опыта учителя-словесника
МБОУ СОШ №1 г.Михайловска
Шпаковского района Ставропольского края

Закревской Алевтины Павловны

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Обобщение опыта учителя-словесника МБОУ СОШ №1 г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Закревской Алевтины ПавловныАктивизация мыслительной деятельности учащихся

Слайд 2Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В. Сухомлинский

Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и

Слайд 3 Новые программы и учебники требуют от учителей-словесников формировать

и совершенствовать умственные действия учащихся, активизировать их мыслительную и познавательную деятельность в процессе усвоения ими знаний.
Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, которые необходимо запомнить. Учителя и ученики называют их словарными или словами с непроверяемыми написаниями.
Существует множество эффективных приемов работы с этими словами. Одним из них является этап предъявления трудных слов.

Новые программы и учебники требуют от учителей-словесников формировать и совершенствовать умственные действия учащихся, активизировать

Слайд 4Этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных

элементов:
зрительное и слуховое восприятие слов (дети смотрят на доску, учитель произносит слова вслух);
запоминание с опорой на главный тип памяти;
запись слов под диктовку;
самоконтроль.

Этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных элементов:зрительное и слуховое восприятие слов (дети

Слайд 5Наиболее рациональные способы запоминания трудных слов.
проговорить вслух негромко по одному слову

по слогам, потом закрыть глаза, чтобы представить слово написанным, а затем снова открыть глаза и проверить себя;
молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;
проговорить слова по слогам соседу по парте.
Выбор одного из этих способов запоминания не должен быть случайным. Нужна система. Постоянно учитывать тип памяти ребенка(зрительная, слуховая, моторная)
Наиболее рациональные способы запоминания трудных слов.проговорить вслух негромко по одному слову по слогам, потом закрыть глаза, чтобы

Слайд 6Этап закрепления работы с трудными словами и его рациональные приёмы
1.Подбор однокоренных

слов
2.Составление с ними словосочетаний и предложений
3.Определение их лексического значения по словарю
4.Подготовка сообщений о их происхождении
5.Работа с их графической записью (словообразование)
6.Самоконтроль.
Этап закрепления работы с трудными словами и его рациональные приёмы1.Подбор однокоренных слов2.Составление с ними словосочетаний и предложений3.Определение

Слайд 7Формы работы, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность учащихся
Взаимопроверка
Графический диктант
Устный синтаксический разбор

предложений с сигнальными карточками и работа с перфокартами.
Составление алгоритмов и работа с ними
Работа с карточками- информаторами
Работа с лингвистическими тренажёрами
Работа с перфоконвертами
Работа по опорным конспектам и таблицам.

Формы работы, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность учащихсяВзаимопроверкаГрафический диктантУстный синтаксический разбор предложений с сигнальными карточками и работа

Слайд 8Виды уроков, способствующие активизации мыслительной и познавательной деятельности
Урок – поиск
Урок –диспут
Урок-практикум
Урок-путешествие
Урок-семинар
Уроки

-семинары характеризуются двумя взаимосвязанными признаками

Самостоятельное изучение программного материала


Обсуждение на уроке результатов их обязательной деятельности

Виды уроков, способствующие активизации мыслительной и познавательной деятельностиУрок – поискУрок –диспутУрок-практикумУрок-путешествиеУрок-семинарУроки -семинары характеризуются двумя взаимосвязанными признакамиСамостоятельное изучение

Слайд 9
Урок-семинар




Семинар-беседа с включением подготовленных учащимися собщений
Семинар-диспут (обсуждение нравственных проблем, возможности выхода

на злободневные проблемы современности)

Семинар-практикум (обучающе-тренировочный)

Семинар-конференция (монолог учителя или докладчика ученика)

Урок-семинарСеминар-беседа  с включением  подготовленных  учащимися  собщенийСеминар-диспут  (обсуждение нравственных проблем,  возможности выхода

Слайд 10Технологии развития умственной деятельности учащихся
Главная цель – развитие познавательной деятельности, интереса,

активности, мотивированного выбора варианта решения поставленных задач.

Классификация по виду деятельности на уроке

проблемно-поисковые технологии обучения
технологии исследовательской деятельности
технологии моделирующего обучения
коммуникативно-диалоговые технологии

Технологии развития умственной деятельности учащихсяГлавная цель – развитие познавательной деятельности, интереса, активности, мотивированного выбора варианта решения поставленных

Слайд 11Основные черты технологий развития умственной деятельности
Процессуально-целевая ориентация;
Относительная целостность;
Ориентируют учащихся на самостоятельное

освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
Процесс обучения представляется как творческий поиск решения познавательных задач;
Познавательная рефлексия над результатом и процессом познания;
Активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);
Позиция педагога – «партнёр по учебному исследованию»;
Измеряемость и воспроизводимость результатов.
Основные черты технологий развития умственной деятельностиПроцессуально-целевая ориентация;Относительная целостность;Ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных

Слайд 12Метод проектов на уроках русского языка и литературы, способствующий активизации мыслительной

и познавательной деятельности

Типы проектов
Исследовательские (эссе, рефераты)
Творческие (газета, видеофильмы, выставки)
Игровые (сценарий праздника, кроссворды, фрагменты уроков)
Информационные (различные сообщения, доклады)
Практико-ориентированные(справочный материал, наглядное пособие)

Метод проектов на уроках русского языка и литературы, способствующий активизации мыслительной и познавательной деятельности Типы проектовИсследовательские (эссе,

Слайд 13Морфологический способ
1)
2)
3)
4)букв. +букв. ;зв. +зв. и др.
5)без

и без


Морфологический способ1)2)3)4)букв. +букв. ;зв. +зв. и др. 5)без      и без

Слайд 14
Взрослые и дети приняли активное участие в городском субботнике.


Подлежащее –

красного цвета
Сказуемое - зеленого цвета
Определение – желтого цвета
Обстоятельство – синего цвета
Дополнение – коричневого цвета.


Взрослые и дети приняли активное участие в городском субботнике. Подлежащее – красного цветаСказуемое - зеленого цветаОпределение –

Слайд 15Алгоритм разбора слова по составу
измени форму слова (поставь в другом падеже,

лице, числе) и найди изменяющуюся часть – это и есть окончание;
сопоставь данное слово с родственными и определи общую для них часть – это корень;
установи, в какой последовательности и с помощью каких словообразовательных элементов создавалось слово. Морфемы, стоящие после корня, – это суффиксы, перед корнем – приставки.


Алгоритм разбора слова по составуизмени форму слова (поставь в другом падеже, лице, числе) и найди изменяющуюся часть

Слайд 17Выбери из данных слов те, которые относятся к профессии врача, и

запиши их в рамке.
С одним из них составь предложение
Забой, краски, вата, картина, бюллетень,
прокурор, чертеж, шприц, рецепт,
самолет, бинт, грелка, пекарь, лекарство,
палитра, нота, хирург



Выбери из данных слов те, которые относятся к профессии врача, и запиши их в рамке. С одним

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть