Презентация, доклад на тему АГИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ ВЕН. ЕРОФЕЕВА И КИНОПОВЕСТИ Д. СОБОЛЕВА)

ВВЕДЕНИЕ Работа посвящена рассмотрению развития агиографического жанра и особенностей юродства в Древней Руси, их влияния, проявления основных черт и традиций в отечественной литературе, в которой мы можем найти героев-юродивых, помогающих людям обрести себя; показывающих

Слайд 1АГИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ ВЕН. ЕРОФЕЕВА И

КИНОПОВЕСТИ Д. СОБОЛЕВА)
АГИОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ  В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ  (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ ВЕН. ЕРОФЕЕВА И КИНОПОВЕСТИ Д. СОБОЛЕВА)

Слайд 2ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена рассмотрению развития агиографического жанра и особенностей

юродства в Древней Руси, их влияния, проявления основных черт и традиций в отечественной литературе, в которой мы можем найти героев-юродивых, помогающих людям обрести себя; показывающих и подчеркивающих все недостатки общественной и социальной среды; вводящих в нашу жизнь православную веру, именно это даёт возможность обозначить актуальность нашего исследования.

Цель нашей работы - выявить традиции житийной литературы на композиционном и образном уровне в произведениях Вен. Ерофеева, Д. Соболева.

Цель исследования определила постановку следующих задач:
∙ на основании агиографической литературы определить основные черты жанра жития и составить традиционный портрет подвижника Христа ради;
∙ рассмотреть произведения Вен. Ерофеева и Соболева с точки зрения преемственности житийного жанра, выявить основные черты юродства у героев поэмы «Москва − Петушки», киноповести «Остров»;
∙ найти общее и различное в интерпретировании житий юродивых у Вен. Ерофеева и Д. Соболева.


ВВЕДЕНИЕ   Работа посвящена рассмотрению развития агиографического жанра и особенностей юродства в Древней Руси, их влияния,

Слайд 3 Основу гипотезы исследования составили предположения о том,

что в литературе постмодернизма прослеживаются традиции агиографии на композиционном и образном уровне.
Научная новизна. В данном исследовании впервые сопоставлены поэма В.В. Ерофеева «Москва − Петушки» (1969) и киноповесть Д.В. Соболева «Остров» (2005), предпринята попытка выявить агиографические традиции в литературе XX − XXI веков.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что в литературе постмодернизма прослеживаются традиции

Слайд 4КОМПОЗИЦИЯ ЖИТИЯ
Предисловие
Сведения о родителях и родине святого
Рассказ о поведении будущего святого

в детстве, о его тяге к образованию, об отношении к браку
Описание подвижнической жизни в монастыре или пустынном уединении
Предсмертные наставления, кончина святого; чудеса, происходившие после его смерти
Заключение
КОМПОЗИЦИЯ ЖИТИЯПредисловиеСведения о родителях и родине святогоРассказ о поведении будущего святого в детстве, о его тяге к

Слайд 5ПРОТИВОРЕЧИВАЯ СУЩНОСТЬ ЮРОДСТВА
Активная сторона заключается в обязанности «ругаться миру»: жить среди

людей, обличая их пороки и грехи, не обращая внимания на приличия. Презрение к общественным приличиям – привилегия юродства.

Пассивная часть – это аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти.

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ СУЩНОСТЬ ЮРОДСТВААктивная сторона заключается в обязанности «ругаться миру»: жить среди людей, обличая их пороки и грехи,

Слайд 6ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЮРОДИВОГО
Внешний вид юрода – открытое вызывающее представление того, чего

в обществе больше всего опасаются – нищеты, безумия и отверженности. Его тело, одежда, слова, действия – нестерпимый антимир для благополучной социальной жизни.
Дар пророчества приписывается почти всем юродивым. Прозрение духовных очей, высший разум и смысл являются наградой за попрание человеческого разума подобно тому, как дар исцелений почти всегда связан с аскезой тела, с властью над материей собственной плоти.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЮРОДИВОГОВнешний вид юрода – открытое вызывающее представление того, чего в обществе больше всего опасаются –

Слайд 7ВЕНИЧКА – «ЮРОДИВЫЙ ПОДВИЖНИК ХРИСТА РАДИ»
«Мне сказали: он болен и лежит

в жару. Я пил лимонную у его кроватки, и меня оставили с ним одного…»

«…ты можешь вместе со мной перенестись из мира темного прошлого в век золотой, который… грядет…»

«Что ж они думают? Что меня там никто не встретит? или поезд пойдет под откос?.. или… я задремлю от вина, и меня, сонного, удавят как мальчика? или зарежут, как девочку?»

«И если я когда-нибудь умру – а я очень скоро умру, я знаю…»

«…он приказал всем остальным держать мои руки, и, как я ни защищался, они пригвоздили меня к полу, совершенно ополоумевшего… Я не знал, что есть на свете такая боль, я скорчился от муки. Густая красная буква «Ю» распласталась у меня в глазах, задрожала, и с тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду»

ВЕНИЧКА – «ЮРОДИВЫЙ ПОДВИЖНИК  ХРИСТА РАДИ»«Мне сказали: он болен и лежит в жару. Я пил лимонную

Слайд 8 Традиционное житийное предисловие в киноповести «Остров» заменяет статья

от автора: «Я всегда с большим уважением относился к литераторам, себя таковым не считая… Поэтому не судите строго мои тексты, они изначально писались не для чтения, а прежде всего для воплощения их на экране… Еще с начальных курсов института мне хотелось написать сценарий о православном монахе… только на пятом курсе появилась идея создания «Острова».
Традиционное житийное предисловие в киноповести «Остров» заменяет статья от автора: «Я всегда с большим

Слайд 9 «Во дворе монастыря перед котельной продолжал толпиться народ. Вдруг

дверь распахнулась, и из нее вышел истопник...

ОТЕЦ АНАТОЛИЙ – СОВРЕМЕННЫЙ ЮРОДИВЫЙ

… Он протер ветошью испачканную дегтем ручку и посмотрел на паломников, ожидающих аудиенции у старца Анатолия. Собравшиеся во дворе монастыря люди смотрели на него с надеждой».

«Во дворе монастыря перед котельной продолжал толпиться народ. Вдруг дверь распахнулась, и из нее вышел

Слайд 10«Батюшка Анатолий, а мне-то как жить?» – «Живи как живешь… все

грешные. Только не соверши какого-нибудь великого греха…»

«Батюшка Анатолий, а мне-то как жить?» – «Живи как живешь… все грешные. Только не соверши какого-нибудь великого

Слайд 11«Перед печками на полу была навалена небольшая куча угля. Прямо на

этой куче… спал человек… Лицо и борода его кое-где были вымазаны угольной пылью. Одеяние его выглядело не менее странным. По своему фасону оно напоминало монашескую рясу, которая состояла почему-то из разноцветных кусков материи, неумело сшитых между собой»
«Истопник находился в каморке один и, стоя перед образами на коленях, разговаривал сам с собой на два голоса, как хороший актер»
«Келья отца Анатолия представляла собой маленькую каморку: места там хватало только для того, чтобы, стоя на коленях, творить молитву перед иконами, которыми сплошь были увешаны стены»

ОТЕЦ АНАТОЛИЙ – СОВРЕМЕННЫЙ ЮРОДИВЫЙ

«Перед печками на полу была навалена небольшая куча угля. Прямо на этой куче… спал человек… Лицо и

Слайд 13ВЫВОД
Вен. Ерофеев и Д. Соболев обратились к традициям агиографической литературы. Различие

заключается в том, что авторы по-разному использовали эти возможности.
Вен. Ерофеев наделяет главного героя лишь некоторыми чертами житийного юродивого. В киноповести Д.Соболева «Остров» влияние агиографии прослеживается более четко: построение сюжета, показана практически вся жизнь блаженного старца Анатолия, причины, приведшие его к Богу.
В рассмотренных разноплановых творениях ХХ и ХХI века прослеживаются не только традиции агиографической литературы, но и их трансформация.
ВЫВОДВен. Ерофеев и Д. Соболев обратились к традициям агиографической литературы. Различие заключается в том, что авторы по-разному

Слайд 14СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть