Презентация, доклад на тему 9 класс. Русский язык. Презентация к уроку- практикуму. Подготовка к ОГЭ-2019. Написание сочинения- рассуждения (задание 15.3)

Содержание

«Пальто». Подлинная история детства президента Хибера Дж. Гранта

Слайд 1Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения

(задание 15.3)

Учитель русского языка и литературы Овсянникова Галина Николаевна
МБОУ СОШ №44 г. Ставрополь
Декабрь 2018 года

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения (задание 15.3)Учитель русского языка и

Слайд 2«Пальто». Подлинная история детства президента Хибера Дж. Гранта

«Пальто». Подлинная история детства  президента Хибера Дж. Гранта

Слайд 3Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую

боль – он Человек. Франсуа Гизо.
Пока человек чувствует боль – он жив.  Пока человек чувствует чужую боль – он Человек.

Слайд 4Цели урока:
учиться анализировать текст, формулировать тезис по данному определению и

комментировать его;
аргументировать тезис двумя примерами, подтверждающими рассуждение;
писать сочинение- рассуждение в соответствии с его структурой.

Цели урока: учиться анализировать текст, формулировать тезис по данному определению и комментировать его; аргументировать тезис двумя примерами,

Слайд 5Задание 15.3
Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте

данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Задание 15.3 	Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Слайд 615.3. Композиция сочинения- рассуждения
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

15.3. Композиция сочинения- рассужденияКаждая часть сочинения пишется с красной строки.

Слайд 7Критерий оценивания
С1К4 Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и

завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б.

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста – 1 б.

В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б.
Критерий оценивания  С1К4 Композиционная стройность работыРабота характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Слайд 8 Вступление. Толкование значения слова
Слово «сострадание» обозначает одно из важнейших

нравственных качеств человека, которое проявляется в сочувствии чужому страданию, стремлении бескорыстно помочь тому, кто оказался в беде.
Способность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную, без раздумий оказать помощь ближнему.
Особое качество души человека, чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и переживаниям.


Вступление. Толкование значения слова Слово «сострадание» обозначает одно из важнейших нравственных качеств человека, которое проявляется в

Слайд 9Комментарий определения
Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать

объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Например:
Сострадание заключается в готовности принять чужую боль к сердцу как свою собственную. Это нравственное понятие, стоящее в одном ряду с сочувствием, сопереживанием. Способность к состраданию свойственна людям с доброй душой, которые всегда поймут, поддержат, а если понадобится, придут на помощь.

Комментарий определения   Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.   Смысл

Слайд 10Критерий оценивания
С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в

той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б.

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его – 1 б.

Экзаменуемый дал неверное определение
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.
Критерий оценивания     С3К1 Толкование значения словаЭкзаменуемый (в той или иной форме в любой

Слайд 11(1) С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение

марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2) Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...
(3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
(4) - Ну что ты волнуешься? (5) У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6) Переломный этап в психике. (7) Это пройдет!- убеждала меня жена.
(8) Пройдёт... (9) Святое материнское заблуждение! (10) Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…
(11) Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12) И во всем были виноваты марки!
(13) В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14) Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...
(15) - Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17) Доставай-ка свой альбомчик...
(18) - Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19) - Я давно хотел тебе сказать... (20)У меня нет альбома...
(21) - Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать.
(22) - Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23) - Просто у меня сейчас его нет.
(24) - Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27) А далеко он живёт, этот твой товарищ?!
(28) - Папа... (29) Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30) Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32) Разве в его коляске далеко уедешь? (33) Я подарил ему свой альбом... (34) Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35) Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36) - А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37) - Только честно?
(38) - Да, папа, жалею... (39) Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40) Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41) Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42) Неужели от радости тоже можно плакать? (43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45) Так ты не сердишься?
(46) Ну что я мог сказать? (47) У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48) Это был мой сын, и он стал взрослым.
(49) Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50) И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
Л. В. Куклин

(1) С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная

Слайд 12Лев Валерианович Куклин «Операция Снег»
Какую проблему поднимает в тексте автор?  
Определите стиль

данного текста.
Какой тип речи использован в тексте?
Раскройте смысл фразы
из прочитанного текста:
«У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. Это был мой сын, и он стал взрослым».
Какова основная мысль текста?
Лев Валерианович Куклин «Операция Снег»Какую проблему поднимает в тексте автор?  Определите стиль данного текста. Какой тип речи

Слайд 13Основная часть. Аргументы
В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента:
1) из

указанного текста;
2) из жизненного опыта.
Примеры должны
соответствовать данному понятию;
иллюстрировать данное определение.

Основная часть. АргументыВ основной части аргументируется тезис.Необходимо привести 2 примера-аргумента:1) из указанного текста;2) из жизненного опыта.Примеры должны

Слайд 14Критерий оценивания
С3К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два

примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б.

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б.

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б.

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б.
Критерий оценивания     С3К2 Наличие примеров-аргументовЭкзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного

Слайд 15Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов
можно использовать следующие речевые

клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

Примеры (понятие) можно встретить в жизни.

Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни.


Включение примеров Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).Проиллюстрировать

Слайд 16М. А. Шолохов "Судьба человека"
Солдат Андрей Соколов прошел все
тяготы

Великой Отечественной войны,
которая лишила его самого дорогого –
детей и любимой жены. Но сердце героя
не очерствело. Узнав маленького Ваню,
мальчика-сироту, он решил назваться
его отцом и усыновить ребёнка. Этот поступок
Андрей Соколов совершил из сострадания.
Герой не оправился от войны, но Ваня оживил
его израненную душу. Два одиноких человека
нашли друг друга.

М. А. Шолохов

Слайд 17В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Вася, сын судьи, знакомится с детьми подземелья, старается

всячески помочь им. Когда Марусе было плохо, он взял
без разрешения отца куклу сестры Сони и отдал ее больной девочке. Вася проявил сострадание к детям. Он понял, как им трудно и плохо жить в старом холодном подземелье.
В.Г. Короленко «Дети подземелья»Вася, сын судьи, знакомится с детьми подземелья, старается всячески помочь им. Когда Марусе было

Слайд 18     
    Ярким примером проявления сострадания является и

татарская девочка Дина, героиня рассказа Л. Н. Толстого "Кавказский пленник". Проникнувшись сочувствием к русскому офицеру и не боясь гнева своего отца, Дина украдкой бегает к яме, где сидит Жилин, носит ему молоко, лепёшки и наконец устраивает побег.
           Ярким примером проявления сострадания является и татарская девочка Дина, героиня рассказа

Слайд 19В.Г. Распутин «Уроки французского»
На долю героя рассказа выпали суровые испытания. В

трудное послевоенное время приехал он учиться в город. Голодает, обречён на одиночество, погибает не только физически, но и духовно В самые трудные минуты жизни рядом с ним появилась учительница Лидия Михайловна, которая во что бы то ни стало стремилась облегчить жизнь своего ученика. Несмотря на то, что он поначалу всячески избегал получения ее помощи, она не сдавалась. Она решила играть с ним на деньги в «пристенку», чтобы ему не было так совестно брать деньги. 
В.Г. Распутин «Уроки французского»На долю героя рассказа выпали суровые испытания. В трудное послевоенное время приехал он учиться

Слайд 20И. Бунин "Лапти"
В одной деревне тяжело заболел ребенок,
в забытьи почему-то

все время просил
красные лапти. Нефед, узнав об этом,
решил, что лапти нужно обязательно достать,
раз "душа просит". Герой в непогоду отправился
в Новосёлки за лаптями и фуксином. Нефед
погиб по пути обратно. Он знал, что рискует,
но ради ребенка был готов на этот опасный
поступок, совершенный из сострадания к больному
ребёнку. Герой оценил желание больного ребенка
выше, чем собственную жизнь.

И. Бунин

Слайд 21А.И. Куприн «Чудесный доктор»
Доктор Пирогов, случайно встретив в ночном парке незнакомого

мужчину и узнав, что маленькая дочь этого человека тяжело больна, а остальным детям нечего есть, не раздумывая, идёт за ним и помогает всем, чем был в силах. После этой чудесной встречи в семье Мерцаловых всё изменилось в лучшую сторону. Многие годы спустя сын Мерцаловых – Григорий Мерцалов – вспоминает о докторе как о самом отзывчивом и добром человеке в его жизни. Сострадание и бескорыстие доктора Пирогова оказало огромное влияние на формирование личности мальчика.
А.И. Куприн «Чудесный доктор»Доктор Пирогов, случайно встретив в ночном парке незнакомого мужчину и узнав, что маленькая дочь

Слайд 22А.П. Платонов «Юшка»
Главному герою рассказа «Юшка»
А.П. Платонова никто не сочувствует,

люди, лишённые доброты, его
не принимают и не желают
понять. Юшка обладает
сочувствием и состраданием:
помогает девочке-сироте.
Причем, не только материально,
но, как потом оказалось, он был
единственным человеком,
который окружал ее заботой
и любовью.

А.П. Платонов «Юшка»Главному герою рассказа «Юшка» А.П. Платонова никто не сочувствует, люди, лишённые доброты, его не принимают

Слайд 23Нуждается в сострадании Кусака из одноимённого рассказа Л. Андреева

Нуждается в сострадании Кусака  из одноимённого рассказа Л. Андреева

Слайд 24Факты истории:
Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена.
Дмитрий

Донской помогал строиться погорельцам, раздавал нищим милостыню.
Смоленский князь Роман Ростиславович пожертвовал бедным все свое имущество, не оставив себе средств даже на погребение.
Известный режиссер Никита Михалков сказал: «Суть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на чудо, а с другой стороны - убеждение, что все решает не сила, а сострадание, доброта, созерцательность, отзывчивость».

Факты истории:Александр Невский из своей казны выкупал русичей из плена. Дмитрий Донской помогал строиться погорельцам, раздавал нищим

Слайд 25Пример из жизни

Сострадание – важное качество человеческой личности, отличительная черта

человека, богатого душой. Неслучайно одна из христианских заповедей гласит: «Возлюби прежде всего ближнего своего». Видя страдание другого, люди с добрым сердцем и чуткой душой всегда приходят на помощь. Именно так поступала мать Тереза, посвятившая свою жизнь людям.

С 2006 года в России работает благотворительный фонд
«Подари жизнь», соучредителями которого являются
Дина Корзун и Чулпан Хаматова.
Фонд помогает детям с онкологическими заболеваниями.
Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда,
чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.

Пример из жизни Сострадание – важное качество человеческой личности, отличительная черта человека, богатого душой. Неслучайно одна из

Слайд 26Пример из жизни
Седьмого сентября 2011 года в один из детских
домов

Ярославля из анонимного источника
поступил 1 миллион рублей, а спустя полчаса
потерпел крушение самолет с хоккейной
командой «Локомотив». Много позже стало
известно, что тот самый перевод был сделан
одним из погибших хоккеистов. Капитаном
команды Иваном Ткаченко. Это был первый
хоккеист, который половину своей зарплаты
жертвовал на благотворительность,
не придавая свой поступок огласке.
Он стал ангелом- хранителем для этих деток!
Пример из жизниСедьмого сентября 2011 года в один из детских домов Ярославля из анонимного источника поступил 1

Слайд 27 Заключение.
Заключение, как и вступление, не должно превышать

по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
(значит, итак, следовательно, таким образом)
или речевым клише
(мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного).

Заключение.Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.Задача заключения

Слайд 28 Вывод.


Действительно, наша жизнь была бы безрадостной, если

бы рядом не было тех, кто способен думать не только о себе.

Вывод.   Действительно, наша жизнь была бы безрадостной, если бы рядом не было тех, кто

Слайд 29Рефлексия
Я познакомился...
Было непросто...
У меня получилось...
Хотелось бы...

РефлексияЯ познакомился...Было непросто...У меня получилось...Хотелось бы...

Слайд 30Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас состраданье,
Пока мечтаем мы

и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправданье.
Пока мы боль чужую чувствуем,Пока живет в нас состраданье,Пока мечтаем мы и буйствуем,Есть в нашей жизни оправданье.

Слайд 31"Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с

молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других...» А.П. Чехов.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть