Слайд 1Мастер-класс
«Учимся писать эссе»
Слайд 2 “Эссе – способ рассказать о мире через себя и о
себе с помощью мира”.
(А. Эльянявис)
Слайд 3История возникновения жанра.
Родоначальником жанра эссе был французский писатель –
гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ. В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.
Слайд 4Что же такое эссе?
Эссе (от лат. exagium —
взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.
Слайд 5Анализ текста – эссе.
Два слова о театре.
Театр не благопристоен для Поэта.
И Поэт не благопристоен для театра.
Гейне.
Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда казался подспорьем для нищих духом, обеспечением хитрецов породы Фомы Неверующего, верящих лишь в то, что видят, еще более: в то, что осязают. – Некоей азбукой для слепых. А сущность Поэта – верить на слово! Поэт путем прирожденного невидения видимой жизни дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту – наконец увиденную6 жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в Быт. Театр я чувствую насилием. Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с Мечтой, - третье лицо на любовном свидании. И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь, или закрываешь глаза. «Но пишите же, однако, пьесы!» Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я – актриса. Знающий меня – улыбнется!
Слайд 6Алгоритм написания эссе:
1. Формулировка проблемы исходного текста.
2. Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора исходного текста.
4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).
5. Заключение
Слайд 7Соединить элементы структуры и фразы-клише :
Формулирование проблемы, темы высказывания; актуальность
проблемы:
В данном высказывании автор рассуждает на тему… Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Автор поднимает проблему… Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для... Данная проблема является актуальной в условиях…
Раскрытие смысла высказывания автора : Автор убежден в том, что… Автор хотел донести до нас мысль о том, что… Мысль автора состоит в том, что… В своем высказывании автор имел в виду то, что…
Слайд 8 Формулирование студентом собственной позиции: Я согласен с автором в
том, что… Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, потому что… Автор был прав, так как… На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… / ситуацию, сложившуюся в обществе… / одну из проблем современности). Действительно… Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться.
Теоретическая аргументация (тезисы и понятия): Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии / социологии / права / экономической / политической науки)… Обратимся к теоретическому смыслу высказывания... Данное высказывание может быть теоретически обосновано следующими положениями. Во-первых, … Во-вторых, … и пр.
Слайд 9 Фактическая аргументация (2примера):Проиллюстрируем это положение рядом примеров… Правоту взглядов
автора можно подтвердить / опровергнуть следующими фактами общественной жизни… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть многочисленными примерами из литературы / истории. Так… Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни… Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора…
Вывод : Таким образом, … Итак, … Подведем общий итог рассуждению... Мне кажется, автор высказывания, несмотря на некоторые нюансы, был прав… Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод... В заключении хотелось бы отметить…