Слайд 1Религии
Океании и Австралии
Автор
Дорофеева Т.Г.
кандидат философских наук
доцент
Слайд 2Океания
В географическом отношении представляет собой множество островов, расположенных в Тихом
океане
Они подразделяются на три группы: Микронезию
Меланезию
Полинезию
Слайд 4Полинезия
Самая большая
территориально она охватывает огромные пространства
входящие в нее острова исчисляются
тысячами
Новая Зеландия
Самоа
Тонга
Таити
Гавайи
Маркизские острова
Таити
Слайд 6Меланезия
Включает в себя территории к востоку и к северу от
Австралии
наиболее известные острова
Новая Гвинея
Соломоновы
Адмиралтейства
Фиджи
Новые Гебриды
Санта-Крус
Слайд 8Микронезия
Острова
Марианские
Каролингские
Маршалловы
Гилберта
составляет северо-западную часть Океании
В ее культуре присутствуют
характерные черты, указывающие на влияние из Азии
Слайд 9В целом уровень социально-экономического развития народов Океании выше, чем у аборигенов
Австралии, однако у разных народов он различен, причем можно наблюдать его повышение при движении с запада на восток
Если на Новой Гвинее племена папуа являют собой классическую картину общинно-родового строя, то в восточной части Полинезии (на Таити, Гавайях) процесс разложения общинно-родового строя почти завершился, там сложилось раннеклассовое общество и небольшие государства
Слайд 13Океания
В числе наиболее характерных верований коренных жителей
вера в
мана
практика табу
Оба эти термина, прочно вошедшие в современный язык религиоведческих исследований, происходят из языков аборигенов Океании:
мана - из языка племени маори, населяющего остров Новая Зеландия
табу (варианты: тапу, капу) - из полинезийских языков
Слайд 15Мана
Представляет собой некоторое сверхъестественное качество объектов, духов или людей, которое
сообщает им особенную силу и способность производить некоторые исключительные действия
Племя маори
Слайд 16Довольно часто европейские исследователи сближали мана с понятием энергии
Мана как
бы обладает свойством текучести:
- она способна передаваться от одного объекта или человека к другому
- увеличиваться или уменьшаться, накапливаться и расходоваться в подходящий момент;
- объекты мoгyт «заряжаться» ею друг от друга и т. п.
Племя маори
Слайд 17Мана
Владелец камня,
имеющего сильную мана,
дает его в пользование своим
соплеменникам,
чтобы те подержали около этого камня другие камни,
и последние тоже приобретают мана
Идол. Племя маори
Слайд 18Табу
Тесно связано с мана
и означает
способность объектов и
людей оказывать прежде всего
негативное, опасное воздействие, вследствие чего их приходится опасаться,
и на контакты с ними налагается запрет
Новая Зеландия
Слайд 19Табу
Может быть
- постоянным
- временным
Маори
Слайд 20Табу
Постоянные:
табу вождей
табу тотемизма
- не убивать тотема
- нe есть мясо тотемного зверя
Маори
Слайд 21Табу вождей
Для рядового члена племени табуированы:
Приближение и прикосновение к
самому вождю
Опосредованные контакты с ним:
- если вождь входит в чью-то хижину, хозяева больше никогда не смогут войти в нее и должны позаботиться о новом жилище)
- вождь не станет раздувать огонь под котелком, в котором готовится пища, потому что в этом случае мана вождя перейдет на огонь, от огня на котелок, из котелка на пищу, а это непременно погубит тех, кто будет ее есть
Иногда вожди даже избегают прикасаться ногами к земле и прибегают к услугам носильщиков, чтобы не сделать землю табуированной для соплеменников
Слайд 25Временные табу
Относятся к рядовым общинникам в отдельные периоды их
жизни на некоторое время:
воины по возвращении из походов
женщины после родов
родственники умершего на какой-то период после смерти (особенно те, кто имел отношение к обрядам погребения)
Соответственно, табу становятся имена табуированных лиц и предметы, связанные с ними
Слайд 26Магия
Виды магии:
хозяйственная
военная
лечебная
вредоносная
любовная
Слайд 27Магия
Практически всюду существуют профессиональные знахари, колдуны, шаманы, которые специализируются на отдельных
видах мaгии
Военная магия находится преимущественно в руках вождей
Слайд 28Магия
Однако магические обряды отнюдь не являются исключительной прерогативой «специалистов»
Их могут осуществлять
все, и многочисленные магические процедуры сопутствуют жизни островитян на каждом шагу
Слайд 31Магия
Тробрианские острова
Бронислав Малиновский
Знаменитое наблюдение относительно связи магических процедур с теми сферами
деятельности, где не гарантирован успех и присутствует фактор опасности
магия не используется в тех делах, успешность которых зависит от полностью подконтрольных обстоятельств
Слайд 32Малиновский Бронислав
Тробрианские острова
Слайд 34Магия
Ни один туземец никогда не станет возделывать огород с посадками маиса
или таро без обращения к магии
Тем не менее, культивирование некоторых важных растений, таких, как кокосовая пальма, бананы, манго и хлебное дерево, не сопряжено с магией
кокосы
бананы
Слайд 38Рыболовство
Магические обряды при охоте на акул, на неведомых калала или тоулам
Легкий
и надежный метод добычи рыбы глушением не имеет своей магии
Слайд 39Каноэ. Использование магии
Жилища - отсутствие магии
Слайд 40Магия
война и любовь
такие проявления роковых и природных сил:
- болезни
-
ветер
- солнце
- дождь
по туземным представлениям, почти полностью подчинены магии
Слайд 41Культ предков
Представления
о загробной жизни
Слайд 42Новая Гвинея
Культ черепов
В северо-восточной части Новой Гвинеи из дерева
изготавливались фигурки предков,
именовавшиеся корвары,
головы которых представляли собой настоящие черепа умерших людей
Слайд 43Тробрианские аборигены
После смерти человека продолжают жить два его духа
Балома
Коси
Слайд 44Дух Коси
Некоторое время после смерти пребывает неподалеку от деревни, где
жил умерший
Этот дух склонен к разного рода проделкам, грубым шуткам и мелким пакостям
Однако никогда не причиняет серьезного вреда, так что не внушает большого страха живым, и вообще этому духу не придается большого значения
Слайд 45Дух Балома
Дух отправляется в страну умерших, каковой считается остров Тума. Это
вполне реальный остров, на котором есть и обычные деревни живых людей, однако считается, что по соседству с ними существуют и невидимые деревни, в которых живут балома
У них есть свой вождь - Топилета, который встречает каждого новичка и указывает ему дорогу, по которой тот должен идти
Слайд 46Дух Балома
На Туме дух обретает счастливое существование, обязательно вступает в брак
и проживает еще одну жизнь, после чего вновь умирает
После этой повторной смерти он превращается в младенца (в дух будущего ребенка), и, проникая в чрево женщины, дает начало новой жизни (таким образом, личное бессмертие понимается как реинкарнация)
Слайд 47Дух Балома
Балома
пока не переродиться в дух ребенка
- поддерживает контакты
с миром живых
- навещает свою деревню
- является родственникам в снах
Слайд 48Дух Балома
Праздник Миламала
Во время праздника, наступающего после сбора урожая, все балома
- обязательно приходят в ту деревню, в которой они жили
участвуют в празднествах
строго следят за соблюдением обычая
принимают подношения
Многие формулы магических заклинаний содержат в себе обращение к балома
Слайд 50Тайные союзы. Меланезия
Ингиет
Дук-Дук
Слайд 51Представления о загробной жизни
Социальное расслоение отразилось в представлении, что
после смерти души вождей и души простых людей ожидает различная судьба:
вожди попадают в счастливую страну (некое подобие рая, которое иногда располагали на небесах, а иногда - на западных островах)
души незнатных людей отправлялись в темное место под землей
Слайд 52Полинезия
На острове Тонго считалось, что
только души вождей продолжают жить
после смерти
души же прочих людей не имеют загробного существования
Слайд 53Полинезия. Остров Тонго
После смерти душа вождя нередко почиталась как божество
Места
погребения вождей и знати нередко становились святилищами, там совершались обряды, приносились жертвы, стояли изображения богов
Слайд 54Жрецы
С вождями была тесно связана каста жрецов, пользовавшаяся очень
большим влиянием
Жрецы служили в марае - святилищах, где хранились идолы и другие предметы культа
Здесь же обычно хоронили вождей
Культовые обряды носили довольно сложный характер и на некоторых островах сопровождались человеческими жертвоприношениями
Слайд 55Жертвоприношения
Одна из особенностей религий Полинезии
Обычно в жертву приносили плоды, кур, свиней,
собак, однако в прошлом бывали и человеческие жертвоприношения
В 1777 г. Джемс Кук лично наблюдал принесение в жертву человека на острове Таити
Джемс Кук
Слайд 56Мифология Полинезии
В начале мира было Пу, что значит корень, начало
Через
ряд последовательных звеньев отсюда произошел хаос - Коре (пустота)
Из Коре образовалась По - ночь. Этим словом обозначается также подземный мир.
Из ночи По в сочетании со светом Ао образовалась супружеская пара небо и земля - Ранги и Папа. Они были вплотную слиты между собой и держали друг друга в объятиях. Они породили семь главных верховных божеств
Слайд 57Мифология Полинезии
Одно из этих божеств - бог Тане - разделил небо
и землю, подняв небо высоко над землей
Но Ранги и Папа, будучи разлучены, проливали горькие слезы, и вся атмосфера была полна влажными испарениями. Чтобы прекратить это явление, Тане повернул землю лицом вниз, и с тех пор она обращена к небу своей спиной
Слайд 58Мифология Полинезии
В числе божеств, родившихся от союза неба с
землей, были
Ронго - мужское олицетворение луны
Тане - бог солнца, деревьев, птиц
от его соединения с женским олицетворением луны Хиной родился Мауи - культурный герой
Тангароа - бог моря и рыб
Слайд 59Мифология Полинезии
Ту - божество войны и в то же время
создатель человека
Он породил первого человека - Тики, предка народа маори
От великих богов образовались и второстепенные божества - гении, духи, затем люди и вся материальная природа
Слайд 60Микронезия. Верования
Н. Миклухо-Маклай описал представление жителей островов Пелау о калитах
Слово «калит»
означает все вообще сверхъестественное, включая
предметы
животных
людей
имеющих отношение к сверхъестественным силам
Слайд 61Микронезия. Верования
Калитами называли жрецов, гадателей, вызывателей духов
В каждой деревне был свой
калит, однако, кроме деревенских, были главные калиты, которых почитали все островитяне
Умершие калиты становятся калитами-богами
Слайд 62Микронезия. Верования
Из животных калитами становятся только опасные и те, что обитают
в воде; считается, что в них живут духи предков
Характерно, что наряду с понятием «калит» существует противоположное ему понятие «карам» - обыденное, профанное; его относят, например,
к домашним животным, которые никогда не бывают калитами
Слайд 66Австралийские аборигены (коренные австралийцы)
Коренное население,
также иногда называемые
«австралийскими бушменами»
(от «буш» - типичные для некоторых районов Африки и Австралии обширные пространства, поросшие кустарником или низкорослыми деревьями)
в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира
Слайд 67Австралийские аборигены
Живут в основном
в удалённых
от городов районах
-
Северной
- Северо-Западной - Северо-Восточной
- Центральной Австралии
Слайд 68Австралийские аборигены
Предполагается,
что ко времени появления европейцев (XVIII век)
численность аборигенов составляла
до 700 тыс. человек,
объединённых в более чем 500 племён, имевших
сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы
и говоривших более чем на 200 языках
Слайд 69Австралийские аборигены
Колонизация, сопровождавшаяся целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически
неблагоприятные районы, эпидемиями, привела к резкому снижению их численности - до 60 тыс. в 1921 году
Однако государственная политика по созданию резерваций, а также материальная и медицинская помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности австралийцев
Слайд 70Коренное население Австралии
До начала европейской колонизации составляли кочевые племена
Значительная
однородность религиозных верований и обрядов австралийцев почти во всех районах
Есть некоторые местные различия
Слайд 73Преобладающая форма верований - тотемизм
Австралию называют классической страной тотемизма
Слайд 74Пять типов тотемизма
1) клановый тотемизм
2) тотемизм фратрии (экзогамная половина племени)
3)
половой тотемизм
4) тотемы «супружеских групп»
5) индивидуальный тотемизм
Слайд 76Виды тотемизма
Суть индивидуального тотемизма
(это более позднее явление)
состоит в
том,
что у человека помимо общеродового тотема есть свой личный тотем, наследуемый от отца или приобретаемый в момент посвящения
Обычно он бывает у мужчин, чаще всего у колдунов, знахарей и вождей
Слайд 77Виды тотемизма
«Супружеский» и половой тотемизм связаны с разделением труда
между группами мужчин и женщин в рамках племени
Слайд 78Виды тотемизма
Клановый тотемизм возник
в результате распада первобытных фратрий
- наиболее старших форм тотемной организации
Слайд 79Магия
Они считают, что все, за исключением малых детей и стариков, умирают
в силу действия чар
Поэтому применяются различные способы обнаружения имени особы, при помощи магических обрядов вызывавших смерть кого-нибудь из членов кланов
После особых гаданий, чтобы узнать, в какой стороне, в каком племени живет враг, околдовавший умершего, посылался отряд мстителей, убивавший предполагаемого виновника или кого-то из его сородичей
Слайд 80Магия
Иногда магические обряды, выполняемые с целью вызвать чью-то смерть, совершались совершенно
открыто, без всяких тайн
Если кто-то желал отомстить врагу, то он обращался к знатоку тайного знания - колдуну. Последний из кости умершего вырезает кундель (основной инструмент магических обрядов) и прикрепляет к нему пучок человеческих волос
Во время танца, сопровождаемого ударами бубна, он при помощи соответствующих заклинаний придает кунделю смертоносную силу; затем его бросают в направлении, где живет жертва
Слайд 81Австралиец нацеливает «кость смерти»
Слайд 83Магия
О начале магической церемонии уведомляют жертву, предназначенную смерти, а также всех
оповещают публично через посланцев и сигналами дыма
Суггестивное (заразительное) действие этого обряда бывает настолько сильным, что человек, против которого он совершен, становится больным, перестает принимать пищу, теряет силы и затем умирает
Слайд 84Австралиец, пораженный ужасом при виде направленного на него орудия порчи
Слайд 85Лечебная магия. Знахарство
У всех австралийских племен существовали, почти в одних и
тех же формах, обряды лечебной магии, или знахарство, вырастающее вообще у всех народов на почве народной медицины
Средства народной медицины (припарки, массаж, компрессы, кровопускание, лекарственные травы) доступны всем, но они не всегда бывают действенными
Слайд 86Лечебная магия. Знахарство
Поэтому люди обращаются к помощи профессионалов-знахарей, которые употребляют другие
средства: пользуются разными колдовскими приемами (вроде высасывания воображаемого камня из тела больного), стараются воздействовать на психику пациента, гипнотизируют его взглядом и жестами. Если больной вылечивается, то это приписывается магической силе
Слайд 88Шаман
В отличие от знахаря, который «лечит» магическими силами, шаман действует через
духов
Согласно поверьям, духи и посвящают шамана в его профессию
У племен аранда обычные знахари учились у других знахарей, но тот, кто хотел получить посвящение от духов, находил пещеру, где они должны были обитать, ложился спать у ее входа и верил, что ночью к нему явится дух, пронзит его копьем и сделает шаманом
Слайд 90Любовная магия
3 категории
Обряды, совершаемые мужчинами
Обряды, где мужчины и женщины участвуют сообща
Обряды, совершаемые женщинами
Слайд 91Любовная магия. 1 категория
Мужчины исполняют магические песни над прядью волос девушки
или используют магическую головную повязку
Слайд 92Любовная магия. 2 категория
Группа мужчин помогает одному из них в совершении
обряда любовной магии для его избранницы; и если в это время женщина находится в окружении других женщин, то магические чары притягивают их всех к тому месту, где находятся мужчины
В других случаях мужчины и женщины проводят церемонии любовной магии врозь и потом находят друг друга
Слайд 93Любовная магия. 3 категория
Женщина исполняет магические песни
- над прядью
волос
- листом табака
- над каким-либо другим предметом, взятым у понравившегося ей мужчины
Слайд 94Инициации
Юноша получает знание о великой тайне - о мифах, символах, обрядах,
совершенных когда-то в первый раз богами, культурными героями, предками племени
Естественно, что каждый член племени с детства впитывает в себя нормы поведения по отношению к сородичам и представителям других племен в различных ситуациях
Девушки в соответствующем возрасте попадают под опеку женщин, которые подготавливают их к супружеской жизни, рассказывают им необходимые для них мифы и формируют чувство почтения к племенным обрядам
Слайд 95Инициации
Почти во всех австралийских племенах юноша проходит через церемонию, когда его
намазывают человеческой кровью или ему необходимо немного выпить ее
Эту кровь берут из порезов на плечах взрослых мужчин, и она считается священной, ибо дает жизнь и силу
Юноша таким путем получает «новую жизнь» и становится достаточно сильным, чтобы выдержать груз тайного знания племени
Слайд 97Инициации
Такого рода придание силы молодому человеку происходит иногда во время применения
почти хирургических операций на теле посвящаемого при одновременном показывании ему священных чуринг (тотемических эмблем в виде овальных камней или деревянных пластинок с закругленными концами)
Слайд 98Инициации
Чуринги привязывают к длинным шнурам и размахивают ими в воздухе, благодаря
чему они издают таинственный свист, знаменующий присутствие тотемических предков во время церемонии инициации
Слайд 99Инициации
После всего этого юноша возвращается домой, смывает все священные знаки; его
торжественно принимает клан, так как раньше он был «мертвым»,
а теперь родился как полноправный член клановой общности
Слайд 100Чуринги
на языке австралийских племён аранда
священное, запретное
- Предметы
культа племён австралийцев
- Плоские орнаментированные куски дерева или камни
- Хранились в специальных тайниках и использовались при религиозных обрядах
- Считались воплощениями тотема
Слайд 102Австралийские аборигены относятся к тем народам, у которых не существует резкой
грани между искусством и другими областями деятельности (кстати, в их словаре нет даже слова «искусство»)
Искусство в Австралии включает в себя поэзию (песни), фольклор, драматические представления и изобразительное искусство (живопись, рисунок и пластику)
Следует отметить, что здесь нелегко провести различие между священным и мирским
Слайд 108 Словом «корробори» часто называют все церемонии аборигенов
-
обряды
- развлекательные представления сопровождаемые песней и танцами, общественные мероприятия
Слайд 109
Первоначальное время
В этот период действовали тотемистические предки
Два типа первоначальности
- Эпоха
Небесного Отца
- Эпоха Сновидений
Слайд 110Юго-восточная часть Австралии
Небесный отец
Имена этого божества
у разных племен различны:
в племени нарриньери - Нуррундере
в племенах вотьябулук и кулин - Бундьил
в племене камиларои - Байаме
в племени юин - Дарамулун
Слайд 111Небесный Отец
соединяет черты демиурга и культурного героя
Создал первого предка племени
Обустроил землю,
сделал пригодной ее для жизни
Дал людям законы
Основал ритуалы
Научил охотиться
Слайд 113Небесный Отец
Завершив дела, покинул землю, что означает завершение сакрального мифологического времени
После этого он стал обитателем неба (иногда в образе того или иного созвездия), откуда наблюдает за людьми и может наказывать их за несоблюдение установленных им законов
После смерти людей он встречает на небе их души
Слайд 114Центральные районы Австралии
Эпоха Сновидений
Тотемные предки обладали извечным, изначальным существованием (чаще всего
под землей)
С началом Эпохи Сновидений пробудились к деятельной жизни
Погрузились в первоначальное существование
Продолжают существовать в виде чуринг и духов, следят за поведением людей
Слайд 115Общая характеристика
Тотемическая система - надстройка над охотничьим и собирательским хозяйством австралийцев,
отражение быта охотничьих общин с их кровнородственными связями
Вера в порчу - отражение межплеменной розни
Знахарство - последствие бессилия в борьбе с болезнями
Слайд 116Общая характеристика
Характерную особенность религии австралийских племен составляет преобладание магизма, магических представлений,
которые существуют и в тотемизме (вера в магическую зависимость между человеком и тотемом), и во вредоносной и половой магии, и в знахарстве
Слайд 117Общая характеристика
Анимистические же представления, вера в душу и духов, хотя и
имеются у австралийцев, но очень смутные и большой роли в их религии они не играют
В отношении внешней формы ритуала для австралийцев характерно преобладание обрядовых плясок и инсценировок при выполнении тотемических обрядов, обрядов посвящения и в других случаях
Слайд 118Общая характеристика
Прежде всего, тут нет умилостивительного культа: у австралийцев преобладают заклинания,
но нет молитв
Нет совершенно жертвоприношений, если не считать жертвоприношением обрядовое вкушение тотема
Нет святилищ, храмов. Существует лишь зачаточная форма святилищ в форме естественных тайников - ущелий, трещин в скалах, где хранятся чуринги
Слайд 119Общая характеристика
Нет и жречества; в качестве исполнителей религиозных обрядов выступают лишь
предводители тотемических групп, знахари-колдуны
Нет в религии австралийцев культа предков. Представление о мифических тотемических «предках», которые суть чисто фантастические зооантропоморфные образы, а вовсе не настоящие предки, нельзя рассматривать как культ предков
Слайд 120Общая характеристика
Нет у австралийцев и культа природы
Представление о сверхъестественных свойствах природных
явлений у австралийцев есть, но это связано не с культом природы, а с тотемизмом
Сверхъестественные свойства приписываются животным, некоторым растениям, некоторым элементам неживой природы
Слайд 121Общая характеристика
Небесные явления не обожествляются, им не приписывается сверхъестественных свойств
Правда,
олицетворения небесных явлений есть: олицетворение солнца в образе женщины, месяца в образе мужчины, олицетворение некоторых других явлений, есть мифы о них. Однако все это не имеет никакого религиозного значения, за исключением тех единичных случаев, когда солнце выступает в виде тотема
Слайд 122Общая характеристика
Почти нет космогонических мифов
Австралийские мифы касаются
- подвигов
культурных героев
- происхождения тотемических групп
- странствований тотемических предков
Есть и коротенькие мифы о животных
Вопросы происхождения мира, земли, неба не затрагиваются в мифологии австралийцев
Слайд 123Общая характеристика
Нет у них также и веры в особый загробный мир
В существование души австралийцы верят, но думают, что душа умирает вскоре после смерти тела
Слайд 124Погребальный культ
Разнообразные формы
Зарывание в землю
- в вытянутом и скорченном положении
(иногда труп связывают или даже уродуют)
- Погребение в боковой нише
Воздушное погребение на подмостках и деревьях
Эндоканнибализм (поедание умерших)
Копчение трупа
Ношение его с собой
Сжигание
Оставление у костра на стойбище ( все племя откочевывало)
Слайд 125Представления о загробном существовании души неопределенны
Души умерших:
бродят по земле
отправляются
на север или на небо
погибают после смерти тела