Слайд 1ПРОТЕСТАНТИЗМ
П Л А Н
Возникновение и распространение протестантизма.
Особенности протестантского вероучения, церковной организации
и культа.
Первичные протестантские церкви: лютеранство, кальвинизм, англиканство.
Современный протестантизм
Слайд 2Литература по теме:
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные
произведения. М., 1990.
Гараджа В. И. Протестантизм. М., 1973.
Гонсалес X. История христианства. М, 2003.
Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм и адвентизм. СПб., 2004.
Тура В. А. Сакральное и секулярное в судьбах европейской цивилизации. СПб., 2005.
Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.
Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. СПб., 2005.
Спиц Л. История реформации: В 2 т. Минск, 2003.
Слайд 3Ветхозаветная религия
Ереси
Монофизитская
ересь
XVI век
I-III века
1054 г.
Англикане
Лютеране
Кальвинисты
Баптисты
Меннониты
Методисты
Протестанизм
V век
Католики
Православные
Слайд 4Возникшее в шестнадцатом веке, антикатолическое движение –
Реформация-
привело к появлению
третьего направления в христианстве - протестантизма.
Католичество
Протестантизм
XVI век
Слайд 5ПРОТЕСТАНТИЗМ –
обобщающее название
для христианских церквей и движений, возникших
на
основе идей и принципов Реформации и считающих
себя последователями этих идей и принципов
Слайд 6Классификация
К историческим, или первичным протестантским церквям относят лютеранство, кальвинизм (в трех
формах: реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм) и англиканство.
К вторичным протестантским церквям — адвентизм, баптизм, методизм и пятидесятничество.
Также в религиоведческой и конфессиональной литературе выделяют неопротестантские или неохристианские религиозные организации, которые разительно отличаются не только от классического протестантизма, но и от христианства в целом.
Слайд 7Классификация
К неопротестантам или неохристианам относят религиозные течения и церкви, вышедшие из
протестантизма, но в своих вероучениях далеко отошедшие от основных догматических положений как протестантизма, так и христианства в целом.
Неопротестанты либо дополняют Библию иными источниками Божественного откровения, либо вообще заменяют ее своими собственными писаниями. В вероучения этих течений наряду с христианскими доктринами включены положения, несовместимые с традиционным христианством, как то: неприятие Божественной Троицы, отрицание божественности Иисуса Христа, а иногда и многобожие.
Неохристианство представлено многочисленными течениями и конфессиями. Особенно широкое распространение они получили в США. Численность последователей названных организаций, но приблизительным оценкам, составляет около 130 млн. человек.
Слайд 8Предпосылки возникновения
Во-первых, к этому моменту назрел глубочайший кризис, переживаемый католической церковью
и институтом папства
Во-вторых, огромную эволюцию со времен средневековья претерпело как сознание отдельных людей, так и общественное сознание в целом
В-третьих, важнейшей причиной реформации стало зарождение новых социальных слоев — предпринимателей и буржуазии
В-четвертых, на это же время пришлось зарождение национальных государств в Европе
Слайд 9Идейные вдохновители
Профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф (1320-1348) считал Священное Писание единственным
источником вероучения, критиковал практику продажи индульгенций, институт монашества и ряд догматических положений католицизма. Он пользовался защитой короля и парламента вплоть до восстания лоллардов, после чего правительство, сочтя его причастным к выступлениям, объявило еретиком и отдало бы на суд церкви, но Уиклиф умер, не дожив до неминуемой казни. Через четыре года после смерти его прах извлекли из земли и сожгли по одному приговору с Яном Гусом.
Профессор Пражского университета Ян Гус (1371-1415) поддерживал и проповедовал учение Дж. Уиклифа, к которому он присоединил критику духовенства и церковных традиций. Папа распорядился начать поход против «ереси Уиклифа» в Чехии. Представ перед церковным судом, Гус отказался отречься от своих убеждений и был сожжен на костре по приговору Констанцского собора. Казнь Гуса вызвала к жизни движение гуситов, которое продолжалось 20 лет и с большим трудом было подавлено католической церковью.
Слайд 103
Первые протестанты
1. Джон Уиклиф – профессор Оксфордского университета, XIV в, переводчик
Библии на английский язык. Уиклиф выдвинул теорию, согласно которой право на владение и собственность даются лишь праведностью; неправедное духовенство лишено такого права; право решать, следует сохранить собственность тому или иному церковнику или нет, должно быть предоставлено гражданской власти.
2. Мартин Лютер – протестант, основатель Лютеранства; переводчик Библии на немецкий язык; написал знаменитые «95 тезисов». Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания». В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание.
3. Жан Кальвин – французский священник, основатель кальвинизма. Кальвин он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.
4. Генрих VIII – английский король, порвал отношения с Папой, создатель англиканской церкви.
Слайд 11Основатели реформации.
Германия
Возникновение протестантской реформации как осознанной альтернативы католицизму связывают с именем
профессора Виттенбергского университета (Германия) Мартина Лютера (1438-1546).
Умеренное крыло реформации возглавляли М. Лютер и его сподвижник Филипп Меланхтон (1497-1560), радикально-плебейское — Томас Мюнцер (1490-1525)
Слайд 12Основатели реформации.
Швейцария
В Швейцарии, его основателем был Ульрих Цвингли (1484-1531).
Виднейшей фигурой
швейцарского протестантизма и всего реформатского движения был Жак Кальвин (1509-1564). В Швейцарию он был отправлен в ссылку из Франции и превратил Женеву в один из оплотов протестантизма. Фактически, Кальвин установил в Женеве теократическое правление и насаждал свое понимание библейских принципов с помощью полиции и казней. В 1559 г. в Женеве открылась академия, где учились студенты из разных стран Европы — возвращаясь домой, они несли с собой идеи кальвинизма.
В результате в Нидерландах, Шотландии, Венгрии, Франции и других странах появились церкви, придерживающиеся учения женевского реформатора и получившие названия «реформатских» или «кальвинистских».
Слайд 13Англикантство
По едкому замечанию Вольтера, «Англия порвала с папой из-за того, что
король Генрих влюбился». Вольтер имел в виду увлечение Генриха VIII одной из придворных дам королевы, желанием жениться на которой он и объяснял разрыв короля с католицизмом.
Генрих был первоначально настроен против протестантизма — однако когда он не смог добиться от папы Климента VII разрешения на развод с Екатериной Арагонской, от которой у него не было сыновей, то при поддержке парламента был принят ряд актов, разрывавших связь английской церкви с Римом. Король стал главой церкви и получил долгожданный развод и согласие на новый брак.
Слайд 14Франция
Протестантизм во Франции был религией элиты: его исповедовали половина дворян и
образованные слои общества — всего около 12% от общего числа населения. На протяжении десятилетий в стране велись религиозные войны, которые заканчивались быстро нарушаемыми перемириями.
Трагичную славу получила Варфоломеевская ночь (с 23 на 24 августа 1572 г.), когда в Париже с согласия короля Карла IX и его матери Екатерины Медичи были убиты две тысячи гугенотов («поклявшиеся» — принятое название французских протестантов).
Череда войн и убийств на почве религиозной ненависти была приостановлена в 1598 г., когда Генрих IV издал Нантский эдикт, предоставляющий гугенотам безопасность и свободу вероисповедания везде, где у них были церкви, за исключением Парижа.
В результате массовых репрессий из Франции бежало 200 тыс. протестантов. В современной Франции проживают всего 400 тыс. последователей протестантизма, но эта небольшая в сравнении с католическим большинством община имеет большой социальный и экономический вес.
Слайд 151
Протестантизм
Третья конфессия христианской религии
Протестантские течения
Пятидесятники
«Армия спасения»
Мормоны
«Свидетели
Иеговы»
Методизм
Евангелизм
Баптизм
Англиканство
Лютеранство
Кальвинизм
Протестантизм оказался очень нужен жителям
промышленно развитых областей Европы. Сегодня в мире 800млн. протестантов
«Протестант» - слово возникло в 1529 году. Так назвались несколько немецких князей и бургомистров, поддерживающих Мартина Лютера. В дальнейшем так назывались тех, кто отказался от католической церкви.
Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.
Слайд 162
Основные идеи протестантизма (общие)
Церковь и священнослужители не являются посредниками между Богом
и людьми. Священником может стать любой мирянин. Церковь – учреждение. Службы, причащение, исповеди, - только символ и ритуал.
Римский Папа – простой человек.
Иконы ,идолы, святые – не предметы, наполненные магической силой, а просто символы.
Единственный письменный источник знаний о Боге – Священное Писание – Библия.
Библия должна быть на понятном языке, изучение – самостоятельное, обретение Бога – бесконечный поиск внутри собственной души.
Монастыри, обет безбрачия – не поощряется.
Протестанты не верят в чистилище, а загробная жизнь не считается красивой.
Протестанты верят в предопределение.
Тело человека – прекрасный сосуд души!
Католицизм
Христианство
Протестантизм
Православие
Слайд 17Вероучение
Практически для всех протестантских направлений характерно признание двух фундаментальных принципов. Это
выдвинутое Лютером положение об оправдании только верой, означающее, что спасение человеку даруется только через веру в искупительную жертву Иисуса Христа, и является результатом божественного вмешательства. Иные способы спасения (добрые дела, церковные обряды, посты и т. д.) не дают и не приближают человека к спасению.
Согласно второму принципу, существует только один источник веры — Библия.
Слайд 18Вероучение
Большинство протестантов разделяют общехристианские догматы о боге, о Троице (за исключением
унитариев), о сотворении мира и человека, о Богочеловечестве Христа и его непорочном зачатии, о воскресении из мертвых и Страшном суде, о бессмертии души, о рае и аде, о грядущем Царствии небесном.
Большинство протестантских конфессий разделяют убежденность во всеобщей греховности человечества, причем эта греховность так повредила природе человека, что лишила его всякой возможности самостоятельного спасения.
В тесной связи с учением о греховности находится учение о предопределении, согласно которому спасение или гибель человека предопределены Богом и не могут быть изменены никакими усилиями человека.
Слайд 19Таинства
Большинство протестантов признают лишь два таинства, которые, согласно Новому Завету, установил
сам Иисус Христос: крещение и причащение. Многие протестанты считают крещение и причащение не таинствами, а только обрядами, имеющими символическое значение.
Формы богослужения у протестантов варьируются от пышной, сходной с католической мессы у англикан, до полного отказа от обрядов у квакеров. Основу богослужения составляют проповедь и чтение Святого Писания.
Характерной чертой протестантизма является положение о священстве всех верующих. В протестантизме нет резких различий между священниками и мирянами, поскольку каждый христианин, в принципе, может рассматриваться как священник
Слайд 20Церковное устройство
существует в трех основных формах:
епископальное устройство, когда группа церковных общин в пределах определенного региона управляется епископом,
пресвитерианское, когда несколько соседних церковных общин образуют пресвитерию, имеющую право определенного контроля над этими общинами, и
конгрегациональную, подразумевающую независимость каждой церковной общины.
Слайд 21Первоначальными формами протестантизма были
ЛЮТЕРАНСТВО,
ЦВИНГЛИАНСТВО,
КАЛЬВИНИЗМ,
АНАБАПТИЗМ,
МЕННОНИТСТВО,
АНГЛИКАНСТВО.
В
дальнейшем возникает ряд иных течений —
БАПТИСТЫ,
АДВЕНТИСТЫ,
МЕТОДИСТЫ,
КВАКЕРЫ,
ПЯТИДЕСЯТНИКИ,
АРМИЯ СПАСЕНИЯ И РЯД ДРУГИХ.
Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.
Слайд 23У квакеров нет таинств, в обычном понимании этого слова. Друзья высоко
ценят молчание.
Собрание для богослужения - это то время, когда квакеры пытаются найти что-то ценное в своих жизнях.
Обычно гимны не поются, не читаются заранее подготовленные проповеди, нет каких-то установленных молитв.
Есть час спокойствия, внутренней молитвы, созерцания и размышления.
Всякий, кто чувствует позыв, может говорить, исходя из своего жизненного опыта.
Устная проповедь - не функция каких-то особо обученных людей, а дар, которым могут обладать многие.
Слайд 24В КВАКЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ МОЛИТВЕННЫХ СОБРАНИЙ:
непасторское/непрограммированное:
- молчаливая молитва
- деловое
собрание
2) пасторское/программированное:
- частично программированное
- полностью программированное
3) общение в духе молитвы - предполагаются высказывания только на специально избранную тему, участники высказываются по очереди, между высказываниями делаются короткие паузы.
Слайд 25В 30-х гг. XVI в. сложилось новое духовное течение. Во главе
его стал Симонис Меннон, бывший католический священник.
Он путешествовал по стране, посещал рассеянные анабаптистские группы в Северной Европе и вдохновлял их своими проповедями, которые произносил обычно под покровом, ночи.
Меннон был убеждённым пацифистом.
С 1544 г. его сторонники стали называться меннонитами, а одна община - меннониты-гюпферы
Слайд 26Гюпферы, или "танцующие братья", сопровождают свои молитвенные собрания плясками, прыжками, исполнением
бравурных гимнов по примеру царя Давида, который "скакал из всей силы пред Господом».
Слайд 27ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВЕРОУЧЕНИЯ МЕННОНИТОВ:
Ожидаемое восстановление в мире царства Божия через распространение
на земле церкви чистой и святой.
Безусловная вера в Библию, и буквальное толкование Её.
Свобода личного понимания в области верования.
Евхаристия трактуется символически, как благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры, а не как таинство.
Крещение совершается только над взрослыми (как в баптизме).
Судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются.
Слайд 28Протестанты единственным источником религиозного знания признают только
Священное Писание - Библию.
Слайд 29Отношение к Священному преданию неоднозначно — от неприятия, с одной стороны,
до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой — Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании.
Именно эта оговорка является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.
Слайд 30
Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть
он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа.
Слайд 31ПРОТЕСТАНТЫ НЕ ВИДЯТ ОСОБОГО СМЫСЛА В МОЛИТВАХ ЗА УМЕРШИХ, МОЛИТВАХ СВЯТЫМ
И МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ В ИХ ЧЕСТЬ.
Слайд 32Как такового единого центра протестантизма не существует, организационно протестантские поместные объединены
в региональные организации, которые в свою очередь формируют всемирные объединения церквей.
Слайд 33Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых.
Монастыри есть у
лютеран и англикан, так же не отрицаются этими конфессиями святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию.
Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.
Слайд 34КИ́РХА
—обычно используется для обозначения лютеранских обрядных сооружений.
Слайд 44Историческое значение реформаторства и протестантизма
Распространение протестантизма привело к формированию нового типа
человека, свободного от прежних иерархических условностей католицизма, ощущающего свой повседневный труд как призвание и служение Богу и чувствующего свою личную ответственность перед ним.
В эпоху реформации были сформированы новые представления о свободе личности.
Слайд 45Историческое значение реформаторства и протестантизма
формирование традиции веротерпимости в Европе. Уже с
конца XVII — начала XVIII в. в протестантских странах формируется традиция признания права на свободу совести, понимаемой как возможность исповедовать любую религию
Почти век ведутся споры о роли протестантизма в развитии современного капитализма. Полемику начал немецкий социолог Макс Вебер, опубликовавший в начале XX в. эссе «Протестантская этика и дух капитализма».
Слайд 46Историческое значение реформаторства и протестантизма
Благодаря реформе образования, проведенной Ф. Меланхтоном, идеи
реформации оказали существенное влияние на формирование системы школьного и университетского образования. Уже основатели реформации настаивали на всеобщем образовании, подчеркивая его религиозное и государственное значение. Огромное значение реформаторы придавали труду учителя, который по сей день пользуется большим уважением в протестантских странах.