Слайд 1Религии народов Средней Америки
Месоамерика
Мезоамерика
Автор
Дорофеева Т.Г.
кандидат философских
наук
доцент
Слайд 2Месоамерика
Историко-культурный регион от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа
Термин был введён
в обиход в 1943 г. немецким философом и антропологом Паулем Кирхгоффом
Слайд 3Месоамерика
до испанского завоевания
Население отличалось следующими признаками:
общества на основе
земледелия со сложными структурами правления, которые в некоторых случаях достигали уровня государства
обширные церемониальные центры или даже города с крупными сооружениями (пирамиды, дворцы, арены для священной игры в мяч)
Слайд 4Чинампа. Плавучие огороды Мексика
Слайд 5Месоамерика
до испанского завоевания
высокий уровень развития ремёсел: обработка камня, керамики, дерева,
текстиля, рисование, обработка металлов
знания астрономии, точный календарь, развитие оригинальных систем письменности
Слайд 6Месоамерика - родина многочисленных высокоразвитых культур
Ацтеки
Майя
Миштеки
Ольмеки
Пурепеча
Сапотеки
Тольтеки
Тотонаки
Уастеки
Чичимеки
Майя
Слайд 7Мезоамерика
До испанского завоевания в XVI в. была заселена племенами различных языковых
групп, в верованиях которых, тем не менее, присутствовали сходные мотивы
Кодекс – книга у индейцев
Слайд 11Фрагмент Бурбонского кодекса
с подписями на испанском языке
Слайд 12Верования древнейшего населения Мезоамерики
Три основных исторических слоя
Наиболее ранний
относится к периоду позднего палеолита
Сведения
археологические находки
фольклор
Слайд 13Ранний период
Обломки глиняных статуэток
Каменные печати-штампы
Петроглифы (высеченные изображения на каменной основе)
позволяют воспроизвести ряд мифологических мотивов:
- о возникновении огня
- о происхождении людей и животных
- о сожительстве медведя и женщины
- о каймане - покровителе пищи и влаги
- о добрых духах растительности
- о строении вселенной
Слайд 14Ранний период
Ко времени освоения маиса как культурного растения относится появление культа
так называемой «Богини с косами», олицетворявшей одновременно небо и землю, жизнь и смерть; некоторые ее изображения имели по две головы
Из ее груди струится «небесное молоко» - дождь, она владычица всякой влаги, от нее зависит процветание всего растительного и животного мира
Слайд 15Ранний период
Изображения представляют ее в виде девушки с четырьмя косами, попарно
спускающимися на грудь, женщины с подчеркнутыми чертами пола или старухи с отвисшей грудью. Сохранилась и статуэтка этой богини с триединым торсом
Ее сын, упитанный младенец без явных признаков пола («Толстый бог»), выступает посредником между матерью и людьми, обеспечивая их благополучие. Вероятно, он олицетворяет маис и солнце
К пантеону этого времени относится и бог в образе бородатого пожилого мужчины («Старый бог») - вероятно, отец «толстого бога»
Слайд 16Вторая мифологическая система
XV-IV вв. до н. э.
Творцами были очевидно
- ольмеки - племя, первым достигшее стадии раннеклассового общества
В центре этой системы был культ ягyара - все основные божества в ней имели ягyароподобный облик
Слайд 17Вторая мифологическая система
«Богиня с косами» отходит на второй план; лишь в
некоторых версиях мифа она выступает как владычица вселенной, но чаще она - богиня земли и влаги, богиня луны, либо же жена или возлюбленная бога - повелителя зверей и подземных недр, имеющего облик тапира или ягyара
От него у нее рождаются два брата-близнеца - полулюди-полуягyары, один из них воплощает водное начало, другой олицетворяет кукурузу
Слайд 18Вторая мифологическая система
Один из основных мотивов мифа этого периода - обретение
маиса
Бог - благодетель человечества добывает зерна маиса из горы, где они спрятаны (наскальные рельефы изображают, как мужское божество выносит из недр земли на руках младенца, олицетворяющего маис, чтобы передать его людям)
Значительное развитие получает мотив о противоборстве старого бога с божеством маиса
Слайд 19Третья мифологическая система
Появляется в так называемый классический период (первые века до
н. э.- IX в. н. э.), когда складываются города-государства
Новые мифологические циклы формируются вокруг отдельных персонажей - прежде всего основателя города или правящей династии
Слайд 20Третья мифологическая система
Возникают смешанные образы, например, птица - ягуар - змея
как олицетворение бога Венеры
Эта мифологическая система достаточно полно представлена в письменных источниках, возникших в период испанского завоевания
Слайд 21Третья мифологическая система
Ее «составляющими» были не только трансформировавшиеся верования
двух предшествующих периодов, но и мифологии
- сапотеков, составлявших население Мезоамерики в период II-Х вв. н. э.
- науа - кочевых племен, проникающих в этот регион на рубеже н. э.
- тольтеков, появившихся в Мексике в
VII в. н. э. Именно пантеон тольтеков в значительной части наследуют расцветающие позднее в данном регионе цивилизации майя и ацтеков
Слайд 24Тольтеки. Пантеон
Верховный бог Тонакатекутли
Его жена Тонакасиуатль
Их сыновья:
Тескатлипока Кетсалькоатль
Уицилопочтли
Тонакатекутли
Слайд 25Тескатлипока
В мифологии ацтеков
Покровитель жрецов
Повелитель звезд и холода, владыка
стихий
Вызывает землетрясения
Он бог-демиург и одновременно разрушитель мира
Бог ночи и всего материального в мире,
Бог северной стороны света
Слайд 28Уицилопочтли
Бог солнца
Бог войны
Бог ацтеков
Покровитель города Теночтитлан
Слайд 29Тольтеки. Пантеон
Тескатлипока и Кетсалькоатль создали землю, материалом для этого
послужила богиня Тлальтекутли, о которой говорится, что она была полна «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь»
из тела самой богини сделали землю,
из волос - растения
из глаз - пещеры, источники
из носа - долины гор
из плеч - горы
Слайд 31Тольтеки. Пантеон
Через 600 лет после сотворения земли были созданы огонь и
половина солнца
Затем по поручению богов Кетсалькоатль и Уицилопочтли создали человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине - прясть и ткать
Затем они сделали календарь. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тескатлипока сам стал солнцем
Слайд 32Тольтеки. Толлан. (Тула)
Тольтеки основали империю
со столицей в Толлане
глава - правитель-жрец Топильцин Кетсалькоатль
Слайд 35Ацтеки
Называли себя мешика в память о вожде Мешитли (Меши). Он правил,
когда племена покинули свою легендарную родину Астлан («место, где живут цапли»)
По его названию их стали называть ацтеками («людьми Астлана»)
Слайд 36Ацтеки
Ацтеки появились в Мезоамерике в начале XIII в. Они мигрировали с
севера и пришли в густонаселенный озерный район, раздираемый враждой и войнами многочисленных городов-государств
Сохранилось предание, согласно которому предки ацтеков покинули свою родину Астлан по указанию бога Уицилопочтли, явившегося перед старейшинами и приказавшему им идти в новые земли и основывать там новый город. Указанием этого места должен стать орел, сидящий на кактусе и пожирающий змею
Слайд 41Ацтеки
165 лет странствовали ацтеки в поисках этого места, пока, наконец, после
изматывающих походов и кровопролитных сражений, предначертание сбылось: они увидели долгожданного орла со змеей на одном из островов озера Тескоко
Слайд 42Ацтеки
Предводителем мешиков был вождь Теноч
По его имени ацтеки получили еще
одно название – теночки, а селение которое возникло стало именоваться Теночтитлан
Слайд 43Ацтеки
Город Теночтитлан (18 июля 1325 г.), называли также Мехико:
- т.
е. место Мехитили - таким было одно из имен бога Уицилопочтли
- в честь вождя Мешитли
Слайд 45Теночтитлан
Основан на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико.
Не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город со 150-200-тысячным населением
С берегами его связывали три широкие дороги: одна шла на север, другая на юг, третья на запад
Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде - примерно так, как в современной Венеции.
Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всем возвышался Великий храм
Слайд 46Ацтеки
В период своего расцвета империя ацтеков объединяла более 400 городов и
насчитывала 15 миллионов человек
Политически и экономически подавляя своих предшественников, ацтеки усваивают их культурные достижения, и потому значительной составляющей ацтекской религиозной культуры оказываются традиции более ранних цивилизаций
Слайд 47Ацтеки в своей священной истории рассказывали о временах тольтеков как о
«золотом веке», в котором царило изобилие, процветали искусства, ремесла и технические знания достигали небывалых вершин (само слово «тольтеки» означает «художественное совершенство»)
Именно тольтекам приписывали ацтеки изобретение календаря и появление наиболее существенных астрономических знаний
Слайд 49Камень Солнца
3,58 метров в диаметре
Сделан из песчаника
Известен как «календарь ацтеков»
На аккуратно обработанном диске, представлены силы Вселенной, выражаемые в пяти последовательно идущих друг за другом эпохах мироздания
Камень Солнца
Слайд 50Социальная структура общества
Традиционно общество разделялось на 3 социальных слоя, или класса:
пилли
– знать
масеуалли – земледельцы и ремесленники
почтека – торговцы
Презираемая часть населения
тлалмаитли – крестьяне, лишенные права на земельный надел
тлатлакотин - рабы
Слайд 52Социальная структура общества
«Владыка всех людей» – тлакатекутли (верховный правитель)
«Женщина-змея» – сиуакоатль
(заместитель верховного правителя, возглавлял верховый суд, собирал дань, следил за соблюдением обычаев)
Ацтекский совет – тлатокан
Слайд 53Социальная структура общества
Жречество
2 верховных жреца
-
жрец Уитцилопочтли
(бог Сонца, войны и охоты)
- жрец Тлалока
(бог воды и плодородия)
Слайд 54Кетсалькоатль
Ацтеки почитали Кетсалькоатля как бога воздуха. Он считался самым мудрым из
богов, символом божественной мудрости
С ним связывали все культурные достижения - календарь, искусство, ремесла, культивирование кукурузы
Слайд 55Кетсалькоатль
(Кетцалькоатль)
"Оперенная змея"
Слайд 56.
Ацтекская мозаичная маска Кетсалькоатля Мехико
15-16 вв. н.э.
Зелёная и бирюзовая змеи
обвивают всё лицо
Слайд 60Храм Кетсалькоатля
в Теотиуакане
Слайд 61Храм Кетсалькоатля
в Теотиуакане
Слайд 62Кетсалькоатль
Ацтеки хранили легенду, по которой возвращения Кетсалькоатля следовало ожидать в «год
одного тростникового прута»
Таким годом по ацтекскому календарю был и год 1519, когда в Мексику прибыли испанцы, чем отчасти объясняется столь стремительная и трагическая гибель ацтекской цивилизации: приняв Кopтeca за Кетсалькоатля, они встретили его с полной открытостью, доверием и почестями, подобающими божеству
Слайд 63Кортес Эрнан
(1485-1547)
Испанский конкистадор
(завоеватель)
завоевал Мексику
уничтожил
государственность ацтеков
Слайд 65Монтесума
вождь ацтеков
Завершил подчинение ацтекам других индейских племён Центральной Мексики
и возглавил союз этих племён с центром в г. Теночтитлан
С приходом испанцев Монтесума был захвачен в плен; выступил с призывом покориться испанцам, за что был убит восставшими индейцами
Монтесума и Кортес
Слайд 66Уицилопочтли
Был главным божеством ацтеков - он был богом войны, а война
была их основным занятием
Легенда рассказывает, что этот бог явился на свет в результате непорочного зачатия
Однажды мать богов Коатликуэ подметала храм Коатепек. Неожиданно на нее спустился клубок перьев, который она поместила на груди. Позже она обнаружила, что он исчез, и тут же ощутила себя беременной
Слайд 67Уицилопочтли
Ее дети, 400 братьев, были очень разгневаны этим обстоятельством и, вдохновляемые
своей сестрой Койольшауки, пошли войной против своей родительницы. Коатликуэ испугалась, но голос из чрева сказал ей: «Не бойся»
В момент атаки Уицилопочтли появился на свет из материнского лона, уже в расцвете лет и в полном боевом облачении, и сразился со своими братьями и сестрами, одержав убедительную победу
Слайд 68Уитцилопочтли
бог солнца, войны и охоты
Слайд 70Уитцилопочтли
бог солнца, войны и охоты
Слайд 71Уитцилопочтли
бог солнца, войны и охоты
Слайд 72Пантеон ацтеков
Другими важными богами ацтеков были
Тескатлипока (бог-творец)
Тлалок (бог воды
и плодородия)
Тонатиу (бог Солнца)
Метстли (Луна)
Хиутеуктли (бог огня)
Слайд 73Пантеон ацтеков
Сентеотль (богиня кукурузы)
Михкоатль (богиня охоты)
Хипе (бог рудников)
Хикатеуктли
(бог торговли)
Миктлатеуктли и Миктлансиуатль (супруги - боги мертвых)
Слайд 74Тескатлипока – бог-творец
Изображение
Человеческий череп инкрустирован
- бирюзой
- нефритом
- обсидианом
- перламутром
Слайд 76Тескатлипока - бог-творец
"Дымящееся зеркало"
Слайд 84Пантеон ацтеков
Патекатль - бог, покровительствовавший травам и корням, из которых делали
опьяняющий напиток
Тласолтеотль - богиня запретной любви
Каждой семье покровительствовали свои домашние божества - тепитотоны, или маленькие боги
Патекатль
Слайд 85Тласолтеотль
богиня запретной любви
Слайд 89Тонанцин
«Наша мать»
богиня плодородия
Слайд 91Миктлансиуатль
богиня царства мёртвых
Слайд 93Ацтеки
Как и майя, ацтеки верили в то, что мир
уже неоднократно возникал и вновь обращался в хаос
Первый век назывался «Солнце четырех тигров» - это было время упорядочения первобытного хаоса. Последовала, однако, война богов, после которой победитель - бог Тескатлипока - пересоздал мир по-своему. Существа, жившие в этой эре, были съедены оцелотами
Слайд 94Ацтеки
Второй век назывался «Солнце четырех ветров» - существа этого века были
унесены ветром
Третий век был «Солнцем четырех дождей» - его трагическое завершение выражалось в том, что на людей пролился огонь, в результате чего они стали индюками
Слайд 95В четвертом веке - «Солнце четырех вод» - людей поглотила вода,
и они стали рыбами
Для того чтобы стало возможным начало нынешнего - пятого века, необходимо было принесение в жертву многих богов, которое состоялось, по некоторым преданиям, в Теотиуакане
Слайд 96Культы животных
ягуара, пумы
Ягуар
Пума
Слайд 97Ацтеки
Вся религия ацтеков
пронизана идеей о том,
что порядок
в мире может поддерживаться жертвоприношениями и пролитием крови,
в связи с чем кровавые ритуалы стали особенно часты,
а войны приобрели сакральный смысл
они призваны были «омолодить богов», возвращая им ту священную энергию жизни, которую они когда-то одолжили людям
Слайд 98Ацтеки
Ацтеки разделяли характерное для многих традиций Мезоамерики представление о многоуровневой структуре
космоса, включающей в себя, кроме земного, тринадцать небесных и девять подземных уровней
Кроме главного Древа мира, представлявшего собой центральную ось космоса, существуют, по их представлениям, еще четыре древа, растущих по краям мира и соответствующих четырем сторонам света
Слайд 100Ацтеки
Каждое из этих дерев выполняло функции коммуникационного канала, по которым боги,
божественные силы и энергии могут перетекать с одного уровня мира на другой
Такими же «путями сообщения» между «бирюзовым миром» (небом) и «обсидиановым миром» (подземным) представлялись горы, пещеры, лучи солнца, дуновение ветра и т. д. эти сверхъестественные силы могли и должны были проникать внутрь человеческого тела, чему и служили религиозные ритуалы
Слайд 101Божественные силы
Наиболее значимыми божественными силами, оживляющими человеческое тело, считались
Тоналли
Теолиа
Слайд 102Тоналли
Тоналли концентрировалась в голове человека
Главным источником ее был Ометеотль, верховный дуалистический
бог, обитающий на вершине тринадцатого небесного уровня
Считалось, что в момент зачатия человека Ометеотль спускался на один из нижних уровней и посылал жизненную энергию внутрь матки женщины. Эта энергия откладывалась в голове эмбриона, определяя характер и судьбу человека
При этом тоналли новорожденного старались всячески увеличить, помещая его в ходе соответствующего pитyaла вблизи огня, а затем под лучи солнца
Слайд 103Тоналли
Считалось, что волосы на голове, особенно в теменной области, не дают
тоналли покинyть тело и являются вместилищем мужества и доблести воина
Это верование сделало волосы, захваченные в бою, главным символом торжества над врагом, в силу чего у ацтеков была распространена практика скальпирования противника
Скальп
Слайд 105Теолиа
Другая божественная сила - теолиа - находилась в сердце
Она считалась «божественным
огнем», придававшим форму чувствам и мышлению человека
Особенно много теолиа было в сердцах жрецов, хомбре-диосов, а также тех людей, которые представляли богов во время ритyальных праздников - все они рассматривались как живой канал передачи теолиа в социальный мир
Слайд 106Теолиа
После смерти человека его теолиа отправлялась в мир мертвых и превращалась
там в птицу
Теолиа содержалась также в горах, озерах, городах и храмах
Вся природа, все живые существа имели теолиа - «сердце»
Существовало представление и о «сердце общины» или «сердце города», которое называли алтепеолотль - иногда эту живую божественную силу мыслили воплощенной в скульптуре или художественном изображении
Слайд 107Теночтитлан
Главной святыней ацтеков был Великий храм в Теночтитлане
Он назывался Коатепек,
или Гора Змея
Посвящен он был двум главным ацтекским богам
Тлалоку - богу воды, дождя, земледелия и плодородия
Уицилопочтли - богу Солнца, войны, охоты
Слайд 108Теночтитлан
Храм стоял в центре столицы и представлял собой двойной пирамидальный комплекс:
огромное пирамидальное основание поддерживало два стоящих на его вершине здания
Две лестницы вели к алтарям Тлалока и Уицилопочтли
Архитектурная символика храма отражала космические представления ацтеков, а также их культ священных гор - гора представлялась источником богатства, опасности, святости и силы
Как показали раскопки, в основании храма были скрыты несколько десятков тайников, в которых хранились богатые ритуальные приношения
Слайд 110Великий Храм
При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок
Тлалолка, но ни одного изображения Уицилопочтли
Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. Потому они, естественно, давным-давно разложились
Слайд 114Ацтеки
Всего в империи ацтеков к моменту прихода испанцев насчитывалось
более 40 тыс. храмов,
только в Теночтитлане их было 300,
а число священнослужителей
в одном Коатепеке
доходило до 5 тыс. человек
Слайд 115Ацтеки
Практика человеческих жертвоприношений в империи ацтеков достигает колоссальных масштабов и обретает
специфическую правовую базу
В 1428 г. император Утсоккоатль принимает закон, который обязывает ацтеков периодически питать Солнце (соответственно, бога войны Уицилопочтли) свежей человеческой кровью
Слайд 116Ацтеки
Иногда жертвоприношения были массовыми
Так, в начале XVI в. император Моктесума II
принес в жертву в течение одного дня более тысячи пленных
В 1487 г. император Ауисотлья отпраздновал завершение реконструкции храма жертвоприношением, число жертв которого, по некоторым оценкам, достигало 80 600 человек
Слайд 117Ацтеки. Жертвоприношения
Существовало много вариантов ритуала жертвоприношения
Один из
них описан воинами Кортеса, которые были свидетелями принесения в жертву своих плененных товарищей: «Когда их привели к маленькой площадке перед молельней, где хранились проклятые идолы, мы увидели, как на головы многих из них надели перья и с чем-то вроде вееров заставили их плясать,
Слайд 118 а после того, как они исполнили пляску, их сразу
же положили на спину на какие-то узкие камни, места жертвоприношений, и ножами вспороли им грудь и вынули бьющиеся сердца и поднесли их идолам, а затем спихнули тела вниз по ступенькам, где индейские палачи, ждавшие внизу, отрезали руки и ноги и содрали кожу с лиц, и приготовили ее, как кожу для перчаток, с бородами наружу, для своих праздников, которые они отмечают»
Слайд 122Ацтеки. Жертвоприношения
Обычно кровь жертв при этом собирали в большие стаканы и
обмазывали ею рот идола
Труп жертвы сбрасывали со ступенек храма; его подбирал хозяин, если это был труп его раба, или - если это был военнопленный - воин, пленивший его, который почитал за честь съесть несколько кусков мяса жертвы
Слайд 124Ацтеки. Жертвоприношения
В день праздника Токстатль в честь бога Тескатлипока в жертву
приносили юношу, который считался воплощением бога
Юноша, который должен был быть безукоризненно прекрасен и строен, избирался за год до ритуала
В течение этого года вел жизнь, подобающую земному божеству: его окружали роскошью, почитанием, а заодно обучали аристократическим манерам
Слайд 125По мере приближения праздника культ человеко-бога становился все более пышным, ему
воздавались все более щедрые почести
В самый же день праздника ему приходилось взойти по храмовой лестнице на вершину пирамиды, где ему рассекали грудь, чтобы вынуть сердце
Тело его не сбрасывали со ступеней, а бережно сносили вниз, и у подножия храма трупу отрубали голову и насаживали ее на копье.
В тот же день человеко-богом становился новый юноша, его преемник
Слайд 126Ацтеки. Жертвоприношения
Особой формой жертвоприношений было подобие гладиаторских боев в честь бога
рудников Хипе
Плененные в бою воины выходили на бой против орла и ягyара почти обнаженными, с деревянными копьями, практически без шансов выжить
Если они сражались достойно, то пленивший их ацтек получал дорогие подарки от жрецов
Слайд 127Ацтеки
Особенность религии
одна из религиозных практик
риторика
(искусство красноречия)
тесно переплетавшаяся
с философской и религиозной поэзией
Слайд 128Тламатинимы
Профессиональные риторы и поэты «Знатоки вещей»
Применяли искусство речи для обсуждения философских
проблем человеческой природы и ее отношения к абсолютной истине
Эта группа исследовала религиозное мировоззрение как альтернативное мистико-военной религии ацтекского класса воинов
Для общения с богами и приношения им даров вместо крови они использовали язык
Группа тламатинимов состояла из людей, обучавшихся в калмекаках
Слайд 1302 типа общественных школ
Существовало два типа общественных школ с целостностью педагогической
системы
Они имели массовый обязательный характер: все достигшие возраста 15 лет должны были поступать в то или иное учебное заведение в зависимости от наклонностей или обета, который давали при его рождении
Слайд 132Телпочкалли
1 тип школы
Здесь учили сражаться и трудиться
Главные предметы
воинское
дело
сооружение каналов
плотин и укреплений
Слайд 133Калмекак
Второй тип школы - Калмекак - существовал при святилищах и давал
более высокий уровень образования, в них больше внимания уделялось интеллектуальному развитию
Юношам давали глубокие знания по
- математике
- летосчислению
- астрономии
- астрологии
- риторике
- стихосложению
- законодательству
- истории
Слайд 134Калмекак
Учащимся прививали двойной характер мышления: строгий математический склад ума и тонкое
чувственное восприятие мира
Юноши и девушки воспитывались по отдельности и с большой строгостью
Целью образования и воспитания было дать им мудрый ум, твердое сердце
Это был ацтекский идеал человека, который в поступках ориентировался на свою душу
Учащиеся Калмекака обычно пополняли слой священнослужителей
Слайд 135 В Теночтитлане устраивались фестивали, посвященные речевому искусству, на которых
выступали виднейшие риторы и поэты