Слайд 1Духовно-нравственное воспитание учащихся в начальной школе
Выполнила: учитель начальных классов I категории
школы №12 Карташова Е.Н.
Слайд 2Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе
В.А.Сухомлинский считал :«
Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.»
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать только такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.
Слайд 3 Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем,
стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно- досуговой работы с детьми и молодёжью; резкое снижение физической подготовки молодёжи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное , что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее небо, густая зелёная трава. Как воспринимают этот мир наши дети!
Слайд 4 В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является
формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместная деятельность детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально- исторический опыт, получает представление о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, при чём при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии ребёнка.
Сейчас в школах вводится предмет « Основы православной культуры» или « Основы религиозной культуры». К большому сожалению, этот предмет вводиться только как факультатив и только по желанию родителей.
Слайд 5 Духовно-нравственное воспитание на уроке «Православная культура»
Основным базовым
элементом является наличие в названии предмета ключевых слов «православная культура», что требует единой трактовки понятий «православная», «культура»
Греческий термин «православие» состоит из двух слов- «правый, истинный» и «слава». Правильное учение о Боге включает правильное славословие.
С понятием «православие» связано понятие «духовность»
Духовность-это состояние духовного человека, имеющего определённый тип поведения, мотивы и образ мыслей, отличающие его от человека недуховного. Православная духовность- это опыт жизни во Христе человека, преображённого благодатью Божьей. Сердцевиной православной духовности являются Христос, Святая Троица и Церковь. Носителем православной духовности является человек, стяжавший дар Святого Духа. Человек с развитыми творческими способностями в разных областях искусства, но не стяжавший Святого Духа, дающего жизнь душе, является человеком душевным и плотским.
Духовный человек стремится к истине, добру и красоте. Общая культура человека определяется его духовной культурой. Христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирование их гражданской позиции.
Слайд 6 Это находит отражение в определении задач образования,
мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей.
Утрата преемственности традиций в духовно-нравственном воспитании детей привела к кризисным явлениям в обществе. Имея духовно-нравственную и эстетическую направленность, предмет «Православная культура» знакомит школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.
Слайд 7 Цели и задачи учебного предмета
Преподавание школьникам культурологических знаний необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе православных культурных ценностей.
Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия и необходимости их осуществления в своём поведении.
Передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средство духовно-нравственного и эстетического развития личности.
духовно-нравственного воспитания
1.Развитие нравственного чувства сопереживания.
2.Развитие чувства ответственности за другого человека.
3.Развитие чувства благодарения.
4.Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали.
Задачи эстетического воспитания
1.Развитие эстетического восприятия
2. Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
3.Развитие эстетических суждений и вкусов.
4.Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Слайд 10 Понимание специфики «Православная культура» как предмета, гармонично сочетающего
элементы нравственной, религиозной, эстетической культуры, позволяет в процессе обучения развивать у детей способность к сопереживанию как основы взаимопонимания, узнать и пережить чувства православного человека, обеспечить гармоничное развитие образного и логического мышления- в общем проводить личностно –ориентированное воспитывающее обучение.
Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими предметами, как музыкальное искусство, изобразительное искусство, природоведение, история, обществознание, литература, мировая художественная культура. Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать её язык. Поэтому в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различными видами православной культуры: изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умением видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал.
Важно, чтобы на уроках создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нём новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления.
Слайд 11Духовные встречи с отцом Михаилом
Слайд 12 Новогодний утренник для детей-инвалидов
Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребёнка.
Слайд 13Экскурсия по храмам города
Православная культура осваивается как язык православного
искусства: в произведениях религиозной живописи, архитектуры через освоение объёма, пространства, композиции, религии- через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма.
Слайд 14Храм «Всех скорбящих радость»
Свято- Климентовский мужской монастырь
Слайд 15 Рождественский концерт
Пасхальная сказка
Православная культура как творческая деятельность учащихся во внеклассной работе.
Слайд 16Встреча с воином-интернационалистом
Репетиция военной песни
Православная культура как отражение отношения детей
к Родине.
Слайд 17 Значение и функция начальной школы в системе непрерывного
образования не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Умение видеть красоту Божьего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребёнка, имея Божественную основу, способна откликнуться на отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии развития у него нравственных и эстетических чувств.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.