Слайд 1Иконопись.
Иконография Спасителя
Миртова Ирина Владимировна,
учитель МБОУ «Школа № 69»
Слайд 3Что такое икона?
Икона – это изображение Иисуса Христа, Божией Матери и
событий из Священной и Церковной истории.
Икона – это то же, что священная книга, но только в линиях и красках. В священной книге мы читаем Божии слова, в на святой иконе созерцаем святые лики
Слайд 4Внешний облик Иисуса Христа
«В настоящее время явился (в Иудее) человек, называющий
себя Иисусом Христом… Этот человек высок ростом и имеет наружность, полную достоинства… Его русые волосы вьются, локонами спадая на плечи. Чело гладко и ясно. Лицо – совершенно чистое, с лёгким румянцем на щеках. Взгляд приятный и открытый; нос и рот правильны… Голубые блестящие глаза удивительно привлекательны. Речь обдуманная, верная, сдержанная. Это один из красивейших людей»
Из письма
проконсула Иудеи
Лентула
к римскому сенатору
Слайд 5Изображений Иисуса Христа существует немало. Большинство из них имеют общие черты.
На основании этих общих признаков выделяют основные иконографические типы: «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель» (или «Пантократор»), «Господь на престоле», «Спас в силах», «Спас Эммануил»
Слайд 7Святой Убрус
Самым достоверным и долгое время единственным оригиналом для иконописцев являлся
подлинный Нерукотворный Образ Христа из города Эдессы. До Х века образ был главной святыней города, а в 944 году его торжественно перенесли в Константинополь. Эта святыня погибла в 1204 году, после разгрома Константинополя.
Слайд 8Основные виды изображений Нерукотворного Спаса
В православной иконописной традиции есть два основных
типа изображений Нерукотворного Спаса – Спас на убрусе (Убрус) и Спас на чрепии (Чрепие).
На иконах «Спас на Убрусе» лик Спасителя изображается на фоне плата, верхние концы которого завязаны узлами, а по нижнему краю идёт кайма. Иногда края плата на иконе поддерживают ангелы.
Слайд 10СПАС на чрепии
На иконах «Спас на чрепии» плат иконы зачастую пишется
в виде черепицы или каменной кладки
Слайд 11Каким изображен Спаситель на иконе?
Человеком средних лет. Черты лица тонкие, одухотворенные.
Вокруг головы – нимб, символ святости. В ним вписан крест. По сторонам нимба стоят греческие буквы IC ХС (Иисус Христос).
На иконах позднего времени, примерно с XVIII века, Христа нередко изображали на фоне плата, но не и нимбом, а в терновом венце. Эта икона носит название «Плат Вероники», отображая древнюю легенду. Во время крестного пути Иисуса на Голгофу к нему подошла женщина по имени Вероника и отёрла его лицо платом, на котором и отпечатался Божественный лик
Слайд 12Господь Вседержитель, или Пантократор
Иконы с таким название легко отличить по характерной
особенности: одна рука Господа благословляет нас, а в другой Спаситель держит открытую книгу. В книге – строка из Священного писания. Например: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Иногда книга в руках Спасителя изображена закрытой, иногда – виде свитка. Книга символизирует учение, которое принёс в мир Иисус Христос. Закрытая книга символизирует книгу за семью печатями, которую упоминает святой апостол Иоанн Богослов: «И видел я в деснице у сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями».
Слайд 13Во времена земной жизни Иисуса мужчины носили хитон и гиматий. Хитон
Спасителя на иконах, как правило, красного цвета. Красный цвет, цвет крови, - символ мученичества. Гиматий, накинутый поверх хитона, окрашен в синий цвет – цвет чистоты и непорочности. Он символизирует небо. Сочетание красного и синего цветов указывает на земное и небесное происхождение Сына Божьего.
Слайд 14Господь на престоле
В земной жизни престол – символ царственной власти. Престол
Божий – это вся Вселенная, весь мир – видимый и невидимый. «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его там обладает», - говорится в 102-м псалме.
Слайд 15Спас в силах
«…И вот престол стоял в небе, и на престоле
был Сидящий; …и радуга вокруг престола… И от престола исходили молнии, и громы, и гласы…» Эти слова Иоанна Богослова, описавшего свое видение Сидящего на престоле Господа, - одна из основ иконографии Спаса в силах.
Фигура Спасителя на престоле помещена на фоне красного ромба, который символизирует собою огненную природу мира Божественного. Спас в силах не всегда изображен в красном хитоне и синем гиматии. На некоторых иконах на Нем однотонные светло-желтые одежды, которые выражают сияние Божественного света
Слайд 16В размер иконы – красноватый квадрат (четверик), концы которого вытянуты. Красный
квадрат символизирует землю. По четырем концам его – изображения четырех животных, о которых говорит библейский пророк Иезекииль: «И я видел… великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его видно было подобие четырёх животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла…»
Слайд 17«И первое животное было подобно льву, и второе подобно тельцу, и
третье животное имело лице, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему», - описывал своё видение Иоанн Богослов. Эти животные символизируют четырёх апостолов, которые разносят Слово Божие по четырём сторонам света. Ангел, или некое существо с человеческим лицом, - это евангелист Матфей, лев – Марк, Телец – Лука, орел – Иоанн.
Еще одно толкование этих образов: Ангел обозначает воплощение Бога в человека, телец – жертву Спасителя, орел – духовное видение, лев – царственную власть Сына Божия
Слайд 19Почему иконы такого типа называют «Спас в силах»?
И что такое силы?
Силы
бесплотные – это ангелы, которых Господь создал исполненными особой божественной силы. Это те светлые духи, через которых Господь совершает свои чудеса.
На иконе в красный квадрат вписан синий овал, обозначающий мир духовный. В пространстве овала – множество ангелов с человеческими лицами.
На иконе – Господь, владыка всего мира, видимого и невидимого, Господь в окружении всех своих ангельских Сил, во всей своей славе.
Слайд 20Спас Эммануил
В Ветхом Завете есть множество пророчеств о грядущем пришествии на
землю Сына Божия. «Итак, сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Эммануил», - так звучит пророчество Исайи и впервые называется это имя – Эммануил, что означает «С нами Бог».
Иконы, на которых Христос изображается в виде младенца или юного отрока, называются Спас Эммануил.