Презентация, доклад на тему Особый путь к святости - юродство. Общешкольное мероприятие История святости и главные святыни земли Смоленской.

Содержание

Цели: Выяснить истоки юродства и его религиозный смысл.Показать на сколько широко распространилось юродство на Руси, его влияние на духовную жизнь народа. Ознакомить учащихся с происхождением термина «юродивый».

Слайд 1

Направление – История святости и главные святыни
земли Смоленской
Группа 9 класса


Воспитатель: Тарасенко О.Е.
Школа- интернат г. Ярцево

Март 2016г.


Особый путь к святости - юродство

Направление – История святости и главные святыни земли СмоленскойГруппа 9 класса Воспитатель: Тарасенко О.Е. Школа- интернат

Слайд 2Цели:
Выяснить истоки юродства и его религиозный смысл.
Показать на сколько широко

распространилось юродство на Руси, его влияние на духовную жизнь народа.
Ознакомить учащихся с происхождением термина «юродивый».
Цели: Выяснить истоки юродства и его религиозный смысл.Показать на сколько широко распространилось юродство на Руси, его влияние

Слайд 4Юродство
Юродство – это термин не слишком известен молодому поколению, но

он важен для понимания специфики духовной жизни России.
Юродство – это один из совершенно особых путей к святости. Юродство состояло в том, что человек притворно делался дураком и безумцем для Господа, чтобы терпеть от людей унижения, оскорбления, но мог с дерзновением обличать их».
Юродивые – это люди, которые своим примером, словом и делом стремились отвратить людей от греха.
Юродивые – одни из немногих людей, кто отваживался говорить правду власть имущим.
Юродство Юродство – это термин не слишком известен молодому поколению, но он важен для понимания специфики духовной

Слайд 5Хронология юродства
Юродство зародилось в IV веке н.э. и первоначально было распространено

в Византии.
В XI веке юродство проникает на Русь.
Начиная с ХIV века феномен юродства приобрел чисто русскую окраску.
Хронология юродстваЮродство зародилось в IV веке н.э. и первоначально было распространено в Византии.В XI веке юродство проникает

Слайд 6Причины распространения юродства на Руси.
Желание людей скрыть свое совершенство под маской

юродства.
Стремление лучших мира сего, дать духовное наставление обществу в шутливой форме; защищать слабых от произвола сильных.
Юродство – это возможность максимально отречься от самого себя и приблизиться к Богу.
Причины распространения  юродства на Руси.Желание людей скрыть свое совершенство под маской юродства.Стремление лучших мира сего, дать

Слайд 7Русские юродивые
Прокопий Устюжский(ХIIв.);
Николай Кочанов (ХIVв.);
Михаил Клопский (ХVв.);
Исидор Ростовский (ХVв.);
Василий Блаженный (ХV-XVIв.);
Ксения

Петербургская (ХVIII в.);
Русские юродивыеПрокопий Устюжский(ХIIв.);Николай Кочанов (ХIVв.);Михаил Клопский (ХVв.);Исидор Ростовский (ХVв.);Василий Блаженный (ХV-XVIв.);Ксения Петербургская (ХVIII в.);

Слайд 8 Нарицать блаженным- делать благим, хорошим
С 1588 года стали говорить о чудесах,

совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа.
Нарицать блаженным- делать благим, хорошим С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба

Слайд 9Каменный цветок или Собор Василия Блаженного
Святой блаженный Василий, Московский чудотворец, родился

в декабре 1469 года в Москве. Блаженный родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, где мать его Анна горячо молилась.
Отрока отдали в учение сапожному ремеслу. Однажды купец заказал сапоги и просил сделать их такими, чтобы не сносить за год. Василий рассмеялся и заплакал. «Сошьем такие, что и не износишь их». На вопрос мастера ученик ответил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как скоро умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. Мастер понял, что Василий не простой человек.

Каменный цветок или  Собор Василия БлаженногоСвятой блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1469 года в

Слайд 10Подвижники благочестия
Высокими образцами духовности и культуры, несомненно, можно отнести подвижников благочестия:

Андрея, князя Смоленского, преподобного Герасима Болдинского, Рославльских старцев: Никиты и Феофана. Изучение учащимися истории родной земли через вклад выдающихся личностей, таких как Авраамий Смоленский (подвижник ХII века), Николай Японский способствует формированию сознания величия русской истории и чувства любви к своему Отечеству.
Подвижники благочестияВысокими образцами духовности и культуры, несомненно, можно отнести подвижников благочестия: Андрея, князя Смоленского, преподобного Герасима Болдинского,

Слайд 11Герасим Болдинский (1490- 1554г.)

Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в Переславле-Залесском.
Вместе

со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царём.
Земная слава тяготила подвижника и, после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила, святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями.
Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды, побои палками. Молчал и молился за обидчиков.
В 1530 году воздвиг храм во Имя Святой Троицы и построил келлии для собиравшейся братии.
Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна предтечи в городе Вязьме, а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Герасим Болдинский (1490- 1554г.)Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в Переславле-Залесском.Вместе со своим учителем он был

Слайд 12Святой благоверный Князь Андрей Смоленский

Путь нестяжания, кротости, любви. Будучи смоленским князем,

он не захотел участвовать в борьбе за власть и удалился в Переяславль- Залеский (около 1360 года), где 30 лет был пономарём в храме святителя Николая, там и похоронили бедного пономаря, обернув его тело берестой. Князь скрыл от всех свое знатное происхождение. Разве не великий подвиг – оставить княжение, семью, родной город и сделаться пономарем при бедной церкви чужого города?
О его высоком происхождении стало известно только после его смерти (около 1390 года). Обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь- знаки княжеского достоинства, тяжелые железные вериги- знак его подвижничества, а также малую хартию (записку) со словами: "Аз есмь Андрей, един от смоленских князей Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое и дом и прочее ".
Обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского произошло в 1539 году по ходатайству преподобного Даниила Переяславского († 1540, память 7 апреля).

Святой благоверный Князь Андрей СмоленскийПуть нестяжания, кротости, любви. Будучи смоленским князем, он не захотел участвовать в борьбе

Слайд 13Юродивые земли Смоленской
Исаакий Смоленский (ХIв.)
Аркадий Вяземский (ХIв.)
Авраамий Смоленский (ХIIв.)
Иван Яковлевич Корейша

(ХVIII-XIXв.)
Юродивые земли СмоленскойИсаакий Смоленский (ХIв.)Аркадий Вяземский (ХIв.)Авраамий Смоленский (ХIIв.)Иван Яковлевич Корейша (ХVIII-XIXв.)

Слайд 14Исаакий Смоленский
Преподобный Исаакий, затворник Печерский (+ 1090), в миру Чернь, до

иночества был богатым купцом в городе Торопце, тогда относившемся к Смоленскому княжеству.
Раздав всё имение нищим, пришел в Киев и принял постриг от преподобного Антония. Проводил самую строгую жизнь в затворе, питаясь просфорой, и то через день.
Тяжко болел. Преподобные Антоний и Феодосий ухаживали за ним. Только на третьем году он начал ходить и говорить, бывать в церкви.
По выздоровлении принял на себя подвиг юродства, перенося побои, наготу, холод. Перед кончиной вновь ушел в затвор. Скончался около 1090 года.
Мощи его в пещерах преподобного Антония, а часть их перенесена в Торопец игуменом Кудина монастыря в 1711 году.

Исаакий Смоленский Преподобный Исаакий, затворник Печерский (+ 1090), в миру Чернь, до иночества был богатым купцом в

Слайд 15Преподобный Аркадий Вяземский

Преподобный Аркадий Новоторжский или Вяземский- небесный покровитель Вязьмы. Духовный

путь преподобного- путь кротости, смирения, любви, послушания. Преподобный Аркадий Вяземский подвизался в XI веке. Был учеником преподобного Ефрема Новоторжского.
В 1755 году мощи преподобного Аркадия переложили в каменный гроб.

Преподобный Аркадий ВяземскийПреподобный Аркадий Новоторжский или Вяземский- небесный покровитель Вязьмы. Духовный путь преподобного- путь кротости, смирения, любви,

Слайд 16Святой учитель древнего Смоленска − преподобный Авраамий.
К сожалению, в житии не

указывается дата рождения преподобного Авраамия. Можно только предположить, что это произошло после 1146 года.
Подвижник и молитвенник. Проповедник и просветитель – святой учитель древнего Смоленска.
Талантливый иконописец.
Обвинение преподобного в ереси. Любовь и всепрощение святого Авраамия.
Помощь Божья и заступничество смолян – оправдание Авраамия.
Настоятель монастыря в честь положения ризы Пресвятой Богородицы.

Святой учитель древнего Смоленска − преподобный Авраамий.К сожалению, в житии не указывается дата рождения преподобного Авраамия. Можно

Слайд 17Иван Яковлевич Корейша
Иван Яковлевич родился на Смоленщине, в семье священника, учился

в местной духовной академии, затем жил в Смоленске. Русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 в Московской Преображенской больнице. К нему за советом приходили толпы богатых и бедных людей, приносили дары.
Увековечен в произведениях русской классической литературы Ф.М.Достоевским, А.Н.Островским, Н.С.Лесковым, Л.Н.Толстым, И.А.Буниным и другими.

Иван Яковлевич КорейшаИван Яковлевич родился на Смоленщине, в семье священника, учился в местной духовной академии, затем жил

Слайд 18Великие похороны Ивана Яковлевича Корейши

Конец уже

был близок, он сам предсказал свою смерть. Ночью лег ногами к образам, как приличествует покойнику.
Пять дней к гробу с его телом шли люди. За эти дни отслужили более 200 панихид. Фанатизм иных верующих доходил до крайности. Одеяние, в котором он помер, разодрали на куски.
Некоторые женщины беспрестанно обкладывали покойного ватой и брали ее назад с чувством благоговения. Вату эту даже продавали.
В гроб сыпались деньги. Цветы, которыми он был убран, были расхватаны вмиг. Некоторые в экстазе отгрызали щепки от гроба...
Когда хоронили — дело чуть не дошло до драки. Одни хотели везти в Смоленск, другие — в мужской Покровский монастырь. Но верх одержала племянница, у которой муж был дьяконом в церкви в Черкизове.
Похороны проходили торжественно. Несмотря на то, что дождь лил не переставая, народу набралось до сотни тысяч. Когда гроб несли на кладбище, барышни в кринолинах падали ниц, ложились на дороге в грязь — чтобы над ними пронесли тело юродивого...
Если будете в Черкизове, пройдите к старой церкви. Могилка великого прорицателя сохранилась и поныне. До сих пор приходят к ней женщины, советуются с Иваном Яковлевичем, просят о чем-либо... Говорят — помогает.

Великие похороны  Ивана Яковлевича Корейши     Конец уже был близок, он сам предсказал

Слайд 19Святые - это
Та невидимая ниточка, которая протянута от обычных людей к

Богу, который создал нас добрыми, правдивыми, честными и любящими.
Они напоминание нам о том, какими мы должны быть.
Святые - этоТа невидимая ниточка, которая протянута от обычных людей к Богу, который создал нас добрыми, правдивыми,

Слайд 21Источники
Основная литература:
1. Жития всех святых / Сост.: свящ. И. Бухарев. М.:

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С. 620.
2. Мельников А. А. Благоверный князь Андрей Смоленский, в Переяславле- Залесском подвизавшийся // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 1996. № 1 (10).С. 29-30.
1. Житие и терпение прп. отца нашего Авраамия, просветившегося во многом терпении, нового чудотворца среди святых города Смоленска // Памятники литературы Древней Руси. XIII век / Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина. М., 1981. С. 66-105.
2. Прп. Авраамий Смоленский // Русские Святые: 1000 лет русской святости / Cост.: Монахиня Таисия. СПб.: Азбука, 2001. С. 467-468.
1. Рафаил (Ивочкин), иером. Святыни земли Рославльской. Смоленск: Свиток, 2007. С. 17-33.
1. Никулина Е. Н. Из дневников свт. Николая Японского // Агиология: Курс лекций. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 77-84.
1. В Смоленской епархии милостью Божией обретены святые мощи прп. Герасима Болдинского [Электронный ресурс] // Архив официального сайта Московского патриархата : Русская Православная Церковь: [web-сайт]. http://www. *****/archive/nr109061.htm
2. Жития всех святых / Сост.: свящ. И. Бухарев. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С. 230.
3. Закон прп. отца нашего Герасима Болдинского // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 1995. № 9. С. 39-40.
4. Послание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла клиру и пастве Смоленской епархии по случаю празднования 450-летия преставления прп. отца нашего Герасима, Болдинского чудотворца // Слово, благодать несущее: 20 лет служения на Смоленской земле / Авторы-составители: игумен Игнатий (Пунин), священник Святослав Худовеков, Владислав Кононов. Смоленск: Маджента, 2005. С. 169-170.
5. Прп. Герасим // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 1995. № 9. С. 38
1. Аркадий (Недосеков), игум. Прп. Аркадий Вяземский и Новоторжский. – Смоленск, 1998. С. 3-13.
2. Прп. Аркадий Новоторжский, или Вяземский // Русские Святые: 1000 лет русской святости / Cост.: Монахиня Таисия. СПб.: Азбука, 2001. С. 667.
Дополнительная литература:
1. Орловский И. И. Пустынножительство в Рославльских лесах. Смоленск, 2004. С. 28-29, 39-41.
2. Рафаил (Ивочкин), иером. Паломник земли Рославльской. Смоленск: Смядынь, 2001. С. 48-79.
3. Никулина Е. Н. Старчество // Агиология: Курс лекций. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 144-154.
ИсточникиОсновная литература:1. Жития всех святых / Сост.: свящ. И. Бухарев. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть