Слайд 2Краткое содержание предыдущих лекций
Бог по Своей благости творит мир видимый и
невидимый
Создаёт человека по Своему образу и подобию
Поставляет человека главой видимого мира
Поселяет его в Раю и даёт ему три заповеди
Слайд 3Искушение Евы
Быт.3.1. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не
ешьте ни от какого дерева в раю?
Быт.3.2. плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Быт.2.16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
Слайд 4Три древних источника греха
Похоть очей - оно приятно для глаз
Похоть плоти
- дерево хорошо для пищи
Гордость житейская - вожделенно, потому что дает знание
Быт.3.4. И сказал змей жене: нет, не умрете (ло мот тмутун), 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Быт.3.7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
Слайд 5Быт.3.9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,]
где ты? 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
Слайд 611 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не
ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Слайд 713 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена
сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Слайд 816 Жене сказал: умножая умножу скорбь (ицвонэх ) твою в беременности
твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя (арур hа адама баавурэха); со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят,
ибо прах ты и в прах возвратишься.
ИЦВОНЭХ - формирующие страдания (от глагола иацар). Они способствуют преодолению самости, прекращению греха, покаянию, обращению к Богу.
АРУР - противоположно понятию благословения. Арири – бесплодный, лишенный возможности
продолжать род.
Слайд 9Наказания за грехопадение
Женщине
Скорби рождения
Подчинённое по отношению к мужу положение
Мужчине
В поте лица
добывать пропитание
Отнятие плодородной силы от земли
Общее
Смерть
Слайд 10Православное отношение к смерти
Разлучение души и тела
Прекращение скорбей земной жизни
Встреча души
с Создателем
для меня жизнь - Христос, и смерть – приобретение … имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. Фил.1:21-24
Слайд 11Христианское отношение к смерти
человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр.9.27)
После
смерти нет покаяния. Усопший нуждается в молитве
Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего её ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за неё совершено, от чего в ней рождается благая надежда
преп. Макарий Александрийский
Слайд 12«Адам, где ты?..»
Раскол между мужчиной и женщиной - наги.
Раскол между человеком
и Богом. Бог стал далеким.
Раскол между волей и разумом. Прячется под куст
Раскол между душой и телом. Наказание для исправления - смерть
От земли отнята значительная часть жизненной силы.
Слайд 13Протоевангелие
Бытие 3. 15. вражду положу между тобою ((змеем)) и между женою,
и между семенем твоим и между семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту.
Слайд 14«Кожаные ризы»
Это Богом данная одежда для защиты человека.
Это смертность, которую после
падения воспринял человек как вторую свою природу. Голод, жажда, усталость, действие стихий, болезни — все эти «естественные страсти» стали составлять как бы новый природный закон для человека.
ЗАЧЕМ?
чтобы зло не стало бессмертным
грубая плоть, как завеса, скрывает от непосредственного влияния духов злобы
Слайд 15Первородный грех
Католическое понимание – юридическая вина за грех Адама, которая переходит
по наследству всем его потомкам и смывается в момент Крещения.
AD ROMANOS 5.12. per unum hominem <…> in omnes homines mors pertransiit in quo omnes peccaverunt
Православное понимание – испорченность человеческой природы, заключающаяся в смертности, страстности и тленности, которые в свою очередь могут являться причиной греха.
ΠΡΟΣ ΡΩΜΑΙΟΥΣ. 5.12. δι’ ἑνὸς ἀνθρώπου <…> εἰς πάντας ἀνθρώπους ὁ θάνατος διῆλθεν, ἐφ’ ᾧ πάντες ἥμαρτον
Слайд 16Ветхий Завет. Исторические рамки. Книги Ветхого Завета. Канон Ветхого Завета. Переводы
Ветхого Завета. Авторы книг Ветхого Завета.
Завет – (евр. берит.) союз, договор.
После изгнания прародителей из Рая присутствуют две линии бытия:
Глубокая вера в Бога, скорбь об утраченной близости к Нему и живая надежда на грядущего Спасителя.
Патологическая прогрессия греха. Проказа духовной нечистоты
Слайд 17I. Творение Богом Мира И Человека.
II. Жизнь Первых Людей В
Раю. Грехопадение.
III. Допотопный Период.
Первое человекоубийство. Каин Убивает Авеля.
Слайд 18Праведный Ной. Строительство ковчега. Призыв к покаянию. Всемирный потоп. Гибель людей
и животных. Спасение семьи Ноя и животных в ковчеге.
Слайд 19Дети Ноя. Сыновья Ноя: Сим, Хам и Иафет.
Слайд 20Вавилонская башня. Строительство высокой башни. Смешение народов.
Слайд 21Жизнь после потопа. Язычество
фетишизм — обоготворении различных предметов — камней, кусков
дерева
натурализм— обоготворении сил и явлений природы;
сабеизм (от еврейского Zaba — звездная сила) — обоготворении небесных светил — звезд, солнца, луны.
зоотеизм — обоготворении животных;
антропотеизм— обоготворении человека.
Слайд 22История Еврейского Народа
I. Патриархальный Период(XIX-XVII вв. до н.э.).
Авраам (Быт. 12-25),
Исаак, Иаков, 12 патриархов
Слайд 23II. Период Пребывания Евреев В Египте (430 лет, с XVII в.
по XIII в. до н.э.)
a) Выход евреев из Египта 1250
b) Синайское законодательство 1250
c) Завоевание Обетованной земли 1212-1200
III. Период Вождей (1290-1200 гг. до н.э.) Моисей, Иисус Навин
Слайд 24Пророк Моисей (Вся книга Исход). Рождение Моисея. Воспитание его дочерью фараона.
Слайд 26Исход из Египта. Чудеса и знамения. Египетские казни.
Слайд 28Моисей на горе Синай. 10 заповедей Закона Божиего
Вот Заповеди, которые дал
Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе:
1. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».
2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».
3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
4. «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему».
5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».
6. «Не убивай».
7. «Не прелюбодействуй».
8. «Не кради».
9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
(Исх.20:2–17)
1-4 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:сия есть первая и наибольшая заповедь;
5-10 вторая же подобная ей: возлюби ближнего
твоего, как самого себя;
Слайд 29Земля обетованная. Расселение 12 колен Израиля
Слайд 30IV. Период Судей
(1200-1025 гг. до н.э.)
Девора, Гедеон, Иеффай, Самсон, Илий,
Самуил.
V. Период Царей. Саул. Давид. Саломон.
Слайд 31Царь и пророк Давид. Победа над великаном Голиафом. Грех и покаяние
Давида. Книга Псалмов «Псалтирь»
По евр. Книга хвалений.
Давид – автор более 70 псалмов из 150
Выделяют в Пс. 5 книг – подражание Пятикнижию Моисея.
Ответ человека Богу.
На протяжении всей книги переход от покаяния и плача к хвале
Слайд 32Царь Соломон. Строительство храма
Израильтяне храм называли "Домом" (евр. Бейт).
Храм – не
жилище Бога, а место явления Его Славы, Его священного имени.
3 Цар 8,27 : "Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя; тем менее сей храм, который я построил имени Твоему... Да будут очи Твои отверсты на Храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там".
«если и иноплеменник, который не от Твоего народа, Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего… и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба (3 Цар 8, 41-42)
Слайд 33Разделение еврейского царства на Иудейское и израильское. (930 г. до н.
э.). Пророки Озия, Михей, Исаия, Езекия, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия.
Разрушение Иерусалима586 г.
VI. Вавилонский Плен
(597-539 гг. до н.э.)
Пророки: Иеремия, Иезекииль, Даниил. Трое отроков.
VII. Иудея под Властью Персов (539-332 гг. до н.э.). Указ Кира об освобождении евреев из плена 538. Построение второго Иерусалимского храма537-515. Пророки Аггей, Захария, Малахия. Деятельность Ездры и Неемии458-433. Восстановление Иерусалимских стен445-443
VIII. Иудея Под Греческим Владычеством (332-143 гг. до н.э.). Александр Македонский356-323.
IX. Иудея под Римским Владычеством (Начиная с63 г. до н.э.)
70 г. н.э. Разрушение Иерусалима полководцем Титом
Слайд 34Служение пророков
Пророки (nebiim, от еврейского слова naba — передавать, возвещать или
пересказывать).
Значение можно видеть в словах Божиих Моисею:
“Я поставил тебя Богом фараону; а Аарон, брат твой будет твоим пророком (nabi). Ты будешь говорить ему все, что Я повелю тебе: Аарон же брат твой, будет говорить фараону” (Исх. 7:1-2)
Пророк есть истолкователь Божий
Свт. Иоанн Златоуст
Слайд 35Служение пророков
Цель пророческого служения обозначена Самим Богом в словах призвания пророка
Иезекииля.
Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня (Иез. 3:17)
Причем некоторые являли пророчества всей своей жизнью (пр. Иона, пр. Иеремия).
Слайд 37Пророк Иона
Иона во чреве кита.
Спасение Ниневии
Слайд 38Что предсказали пророки?
Происхождение Христа от Давида (Исаии 11:1-3, 10; Иерем. 33:15-16;
23:5-6);
Рождение от Девы (Исаии 7:14);
Рождение в Вифлееме (Мих.5:2);
Время рождения Христа 490 лет от восстановления Иерусалима после плена Вавилонского (Дан. 9:25-27);
Начало и успех Его проповеди в Галилее (Исаии 9:1-2);
Чудеса Христа (Исаии 35:3-6);
Шествие в Иерусалим “на ослице и на молодом осле” (Зах. 9:9);
Предание за 30 сребреников (Захар. 11:12-13);
Страдание, воскресение и утверждение Его Царства (Исаии 50:6; 53:1-10; Осии 6:2; Исаии 2:2-4; 49:6 и т.д.)
Слайд 39Цель «Ветхого Завета»
Мессианская. Глубокая вера в Бога, скорбь об утраченной близости
к Нему и живая надежда на грядущего Спасителя.
Педагогическая. Закон как детоводитель ко Христу
Патологическая прогрессия греха и тонкий ручеек веры.
Весь Ветхий Завет привел к рождению одного человека – Богородицы, которая без гордости и со смирением услышала новость о рождении Бога на земле и ответила:
Тогда Мария сказала:
се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.
И отошел от Нее Ангел.(Лк. 1:38)
Слайд 40Литература к разделу
Библия. Ветхий и Новый Завета: В русском переводе с
параллельными местами. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.
Снегирёв Р., прот. Библейская археология. М., 2007
Библейский Богословский словарь. / Под ред. В.Михайловского. - М., Изд. Свято-Владимирского Братства, 1995.
Глубоковский П.П. Хронология Ветхого и Нового Завета. – М.: Православное братство «Споручница грешных», 1996.
Давыдова Н.В. Библейский словарь школьника. – М.: РостМирос, 2000.
Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями / Сост. протоиерей Серафим Слободской. – 4-е изд. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. – Репр. воспр. изд. 1986 г. (Монреаль). – М.: СП “Книга Принтшоп”, 1990.
Симфония на Ветхий и Новый Завет.: В 2-х ч., - СПб.: Тип. А.П.Лопухина, 1900. - Репринтное издание. - СПб., 1994.
Толковая Библия: Комментарии на все книги Святого Писания под редакцией А.П. Лопухина. М., 2001;