Слайд 1РЕКА МОЕГО ДЕТСТВА
РУКОВОДИТЕЛЬ : ОСЕННИКОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
Муниципальное Образовательное Казённое
Учреждение Фабричная ООШ п г т Лальск
Ученик 6 класса Пластинин Илья
Слайд 2 Объект изучения - река Луза.
Цель: изучить особенности реки родного поселка,
её
значение для данной местности, проводить рейды по
очистке берегов от мусора, повышать свою ответственность
и ответственность других жителей о состоянии воды
в реке Луза.
Слайд 3ЗАДАЧИ:
- СОБРАТЬ СВЕДЕНИЯ О РЕКЕ В ЖИЗНИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ;
- СДЕЛАТЬ ФОТОГРАФИИ;
-
ПРОВЕСТИ ОПРОС СРЕДИ УЧЕНИКОВ КЛАССА О ЗНАНИИ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ У ВОДЫ.
Слайд 4
Значение рек.
«Река моя. Жизнь моя , люблю я воду твою ласковую,
животворящую и берега твои чистые, и всех людей, что трудятся на твоих берегах.
Река моя – душа моего народа.» А. Довженко.
Слайд 5Реки покрывают водоносной сетью нашу Землю, неся свежесть и прохладу всему
живому. С древнейших времён реки были источником питьевой воды и служили человеку, на их берегах селились люди. Поселок Таврический так же вырос на высоком берегу реки с красивым названием Луза. С момента возникновения поселка и до наших дней Луза имеет большое значение не только в жизни населения нашего поселка, но и всего Лузского района.
Данная работа содержит познавательную информацию о главной реке нашего района, о её хозяйственном использовании и экологическом состоянии.
Объектом исследования является река Луза.
Слайд 6
Реки покрывают земной
шар, словно голубой паутиной. Они играют большую роль в окружающей природе, влияют не неё. Характер течения реки зависит от рельефа местности и горных пород, слагающих русло, скорость течения зависит от уклона поверхности; количество выпадающих осадков влияет на уровень воды в реке. Реки связаны с круговоротом воды и участвуют в формировании климата, обеспечивают водой все живое на земле.
Огромное значение рек и в судьбе народов. В далеком прошлом реки были основными путями сообщения. Вдоль рек селились племена, возникали города.
Известный учёный В.О. Ключевский так описывал отношение русского человека к рекам: «на реке он живал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга-матушка, Амур-батюшка, Енисей –богатырь, Ока – красавица и др.
Слайд 7
Огромное значение рек и в судьбе
народов. В далеком прошлом реки были основными путями сообщения. Вдоль рек селились племена, возникали города.
Известный учёный В.О. Ключевский так описывал отношение русского человека к рекам: «на реке он живал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Волга-матушка, Амур-батюшка, Енисей –богатырь, Ока – красавица и др.
Слайд 8
Луза берёт своё начало от слияния двух небольших речек
- Осиновки и Кубажа в районе п.Опарино .
Протяжённость реки от истока до устья 574 км. Наиболее крупные притоки: Лала, Залесская Лала, Лехта, Шелюг, Негла.
Территория представляет собой густо залесённую холмистую равнину и заболоченную низменность. На возвышенностях часто размещаются населённые пункты. Леса преимущественно хвойные.
Пойма реки двухсторонняя, шириной от 1 до 4 км. Местами она разделена ложбинами, старицами, встречаются пойменные озёра. В основном пойма покрыта луговым разнотравьем и кустарником, заболочена в пониженьях. В весеннее половодье пойма затапливается продолжительностью до месяца и более.
Русло разветвлённое, извилистое. Глубина реки 1,5-2,5 м. Скорость течения от 20 до 80 с м/с. Берега крутые, обрывистые.
Слайд 9СТАРИЦА НА
Р. ЛУЗА
ЗАБОЛОЧЕННЫЕ МЕСТА
Слайд 10НАЗВАНИЕ ЛУЗА ПРОИСХОДИТ ОТ КАРЕЛЬСКОГО ЛУСС «СЕМГА». ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕЩЁ В ТРИДЦАТЫЕ
ГОДЫ 20 ВЕКА СЕМГА ЗАХОДИЛА НА НЕРЕСТ В РЕКУ ЛУЗУ И ПОДНИМАЛАСЬ ДО НОШУЛЬСКОЙ ПРИСТАНИ (КОМИ).
Историческая справка
Слайд 11
По историческим сведениям по берегам реки Луза было много
древних поселений – городишь.
Например , д. Городок, Вымское городище, напротив Аникинских деревень, на другом берегу р. Лузы . В 8-10 км от п. Таврический вверх по течению реки, есть место, которое называют Шиловы горы – это крутые обрывы по правому берегу р. Луза. В народе издавна ходит легенда, что в этих местах разбойничали братья Шиловы, даже схоронили клад. Клада никто не нашел, но этот берег до сих пор называют – Шиловы горы.
Слайд 12
п.Таврический, предприятие « Лальский ЛЗК»
По реке на протяжении 142 км проводился
сплав леса.
Раньше лес, в основном , сплавляли молем. Зимой велись заготовки леса по берегам реки, а весной заготовленную древесину спускали в реку. Для сплава молем Луза была пригодна на 550 км.
Слайд 13.БОН-это брёвна особого назначения, которые были соединены в длинный узкий мостик.
Их устанавливали для направления леса по реке при малевом сплаве. Каждый бон имел реи, ими регулировали положение бона, относительно берега реки. На зимнее время БОНа снимали и катерами заводили в заливы до нового сезона. Сейчас молевой сплав леса на реке прекращен, т.к. при сплаве леса молем наносится огромный ущерб реке, это экологически вредный способ.
Луза используется местными жителями для рыболовства. Промысловое значение имеют: лещ, щука, язь, плотва, окунь, налим, карась, стерлядь. Развито любительское рыболовство. У тавричан долгое время была традиция – отмечать летом День рыбака. Всем поселком собирались на берегу реки, устраивали рыбацкие состязания , варили уху. Праздник проходил весело, шумно.
Слайд 15
Большое хозяйственное значение имели луга, расположенные в пойме Лузы. Вверх по
течению реки от поселка луга называли Топорное, а ещё выше Команиха. Раньше эти луга использовались, как сенокосные угодья. В настоящее время в топором местные жители пасут домашний скот.
Команиха
Топорное
Слайд 16
Берега реки сложены глинистыми и песчаными горными породами. У
п. Таврический встречаются участки берега, где залегают огнеупорные глины. Эту глину жители используют для хозяйственных нужд, ремонтируют печи.
Ниже п. Таврический по течению реки был карьер по добыче песка, который возили для ремонта дорог.
Для туризма и водного спорта река используется мало. Летом местное население отдыхает на пляже, но специальных мест отведённых для отдыха и купания на реке нет.
Слайд 17Я решил провести опрос среди учеников своего класса о правилах поведения
у воды. ОНИ ЗНАЮТ,
- что не нельзя мыть технику (машины, велосипеды) в воде;
- что нельзя оставлять мусора на берегу реки после отдыха;
- что нельзя бросать в воду стеклянную посуду;
- что воду рек отравляют оставленные в пойме реки удобрения.
Слайд 18По итогам опроса видно, что ученики знают основные правила поведения у
реки , но необходимо эти знания пополнять, не устраивать свалки бытового мусора в пойме реки, чтобы река была прекрасным местом для отдыха в любое время года, чтобы мы могли любоваться её красотой.
Слайд 19
Я предложил провести в классе акцию «сохраним наши реки в
чистоте». Моё предложение поддержали одноклассники. Мы собрали в мешки пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, пакеты, бумагу на небольшом участке берега реки Лузы.
Считаю, что к этой акции надо привлечь учеников всей школы, взрослых людей, чтобы красивейшие берега нашей реки моего детства радовали меня, моих родных, всех жителей нашего поселка и его гостей.
источники.
Архив.
Архивные материалы Лальского краеведческого музея.
Литература.
Природа. Хозяйство. Экология Кировской области. Киров – 2006.
Экология родного края. Киров – 1996.
География 6 класса
Детская энциклопедия. Познавательный журнал. Москва.№6 – 2007.
В. Нечаев. Лузский район Кировской области.
Словарь – справочник. Киров – 2003.