Слайд 1
Особенности коррекционно-логопедической работы по
преодолению
фонематических
нарушений (нарушение
звукопроизношения).
Слайд 2Закономерности усвоения фонематической системы в онтогенезе
Слайд 3Появляются более частотные фонемы;
Усвоение наиболее контрастных фонем;
Появляются фонемы, которые наиболее значимы
для смысло-различения.
Слайд 4Этапы усвоения фонем в онтогенезе
1 этап – пропуск фонемы;
2 этап –
одна фонема заменяет несколько групп фонем;
3 этап – субституирования или собственно замены;
4 этап – дополнительной дистрибуции;
5 этап – сверхгенерализации;
6 этап – не регулярное использование фонем.
Слайд 6Особенности нарушения звукопроизношения
Гласные – а , э , и , ы
, о , у
Заднеязычные – к , к , г , г , х , х
Переднеязычные – т , т , д , д
Губно-губные – п , п , б , б , м , м
Слайд 7Пропуски – преобладают не постоянные пропуски;
Искажения – искажаются звуки позднего онтогенеза;
Слайд 8Замены – нарушаются звуки как позднего, так и раннего онтогенеза
Часто встречаются
взаимозамены (смешения).
Слайд 9Обследование звукопроизношения
Ребенку предъявляются для называния картинки:
Ш: шишка, пышка, шуба,
душ, чашка.
Л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа
Л: малина, полено, лебедь
Й: яма, юла, перья, маяк, стулья, юбка.
Р: радуга, забор, корова, труба
Х: хлеб, муха, мох, охотник
С: санки, коса, нос, стакан, стол
С: сети, восемь, Вася
З: завод, зубы, коза, звезда
Слайд 10Схема коррекционно-логопедической работы
Подготовительный этап;
Постановка звука;
Автоматизация звука;
Дифференциация звука.
Слайд 11Подготовительный этап
Цель этапа – подготовка речеслухового и речедвигтельного анализаторов к правильному
восприятию и воспроизведению звука.
Слайд 12Работа ведется по следующим направлениям:
Артикуляционная гимнастика;
Выработка направленной воздушной струи;
Развитие мелкой моторики
рук;
Развитие фонематического слуха;
Отработка опорных звуков
Слайд 13 Постановка звука
Цель этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Различают
три основных способа постановки звука.
Первый способ – по подражанию
Второй способ – с механической помощью
Третий способ – смешанный
Слайд 14 Автоматизация звука
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука
во фразовой речи.
Слайд 15Дифференциация звука
Цель этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно
употреблять их в собственной речи.