Слайд 1Здоровьесберегающие технологии
в коррекционной работе логопеда
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
№30
Учитель-логопед
Асанова Л.Ю.
г. Березники, 2019
Слайд 2Здоровьесберегающие технологии
Система мер по охране и укреплению здоровья учащихся:
учитывающая
важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни, воздействующие на здоровье ребенка
включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В широком смысле все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Слайд 3Классификация здоровьесберегающих технологий:
Частные (узкоспециализированные)
медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического
здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);
образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);
психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
Комплексные (интегрированные)
технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические).
Слайд 4По характеру действия:
Защитно-профилактические технологии.
Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья
воздействий. К ним относится выполнение санитарно-гигиенических норм.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии.
Задача - восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно.
Стимулирующие технологии.
Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приемы педагогической техники и педагогической психотерапии.
Информационно-обучающие технологии.
Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Слайд 5По подходам к охране здоровья (По Смирнову)
Медико-гигиенические технологии
Обеспечение гигиенических условий в соответствии
с регламентациями СанПиНов; проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению; организацию мероприятий в преддверии эпидемий.
Физкультурно-оздоровительные технологии
Закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости.
Экологические здоровьесберегающие технологии
Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
Требования и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Слайд 6Здоровьесберегающие образовательные технологии:
Организационно-педагогические технологии
Определяющие структуру учебного процесса, способствующие профилактике переутомления, гиподинамии и других
дезадаптационных состояний.
Психолого-педагогические технологии
Связанные непосредственно с воздействием, которое учитель оказывает на своих учеников на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
Учебно-воспитательные технологии
Включают программы по формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению ЗОЖ, предупреждению вредных привычек.
Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии
Разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.
Лечебно-оздоровительные технологии
составляют самостоятельные медико - педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспе-чивает восстановление физического здоровья школьников
Слайд 7Основные компоненты здоровье сберегающей технологии:
1. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ осознание учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности
в необходимости вести здоровый образ жизни.
2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ приобретение необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей.
3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ система ценностей и установок необходимых для нормального функционирования организма, а также упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, средой.
4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ учитывает, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными. ресурсами.
5. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Слайд 8Перечень здоровьесберегающих (коррекционных) технологий
Артикуляционная и мимическая гимнастика; Дыхательная гимнастика; Пальцевая
гимнастика; Пальчиковый театр;
Зрительная гимнастика;
Рефлексотерапия (Акупунктура); Су-джок; Массаж рефлексогенных зон: Плантарный массаж (стоп); Аурикулярный массаж (уха), Массаж волосистой части головы (профессор Ауглин); Логопедический массаж; Самомассаж
Мозжечковая стимуляция; Кинезитерапия; Биоэнергопластика;
Миофункциональная терапия (переучивание лицевых мышц)
Натуропатия: Игры с водой; Литотерпия; Бальнеология; Талассотерапия; Гипокситерапия; Фитотерапия; Ароматерапия; Цветочная терапия Баха; Семянотерапия; Гомеопатия; Иппотерапия; Дельфинотерапия; Гирудотерапия (снимают спастику); Канистерапия; Апитерапия; Фелинотерапия;
Слайд 9Хаготерапия (поглаживания) , Холдинг-терапия (объятия);
Арттерапия: Каллиграфотерапия; Библиотерапия; Сказкотерапия; Песочная терапия, Танцетворчество;
Куклотерапия, Хромотерапия;
Музыкотерапия, Вокалотерапия; Логоритмика;
Психогимнастика ,Пантомимика; Психокоррекционные игры, Имаготерапия (театрализация); Игротерапия;
Сенсорная стимуляция по методу Глена Домана;
Монтессори – терапия, Сенсорная интеграция
Сенсорные дорожки (дорожки здоровья), физиороллы, массажные мячики, батуты; сухой бассейн;
Ниткография; Конструирование; Леготерапия; Пазлотерапия; Рисование: пластилином, природным материалом; Лепка из глины и пластилина, воска; Тестопластика; Оригами; Бумаготворчество; Макраме;
Трудотерапия, (Эрготерапия; ) Мульттерапия
Физиотерапия; Аппаратные технологии и др.
Слайд 10Миофункциональная терапия
— это «переучивание» лицевых мышц и воссоздание нормальных паттернов их
работы, даже если в детстве сложились неблагоприятные условия для их развития (отсутствие или недостаток грудного вскармливания, сосание соски или пальца, дыхание с открытым ртом и т.д.) Миофункциональная коррекция включает в себя упражнения для мышц языка, изменение привычек неправильного жевания и глотания. (Артикуляционные упражнения, трейнеры и вестибулярные пластинки, жевание жевательной резинки).
Слайд 11ДЭНАС-терапия
(динамическая_электронейростимуляция).
Используется в коррекции ТНР (дизартрии, моторной аллалии, ЗПРР).
Метод электрорефлексотерапии, заключающийся
в воздействии на рефлексогенные зоны и акупунктурные точки
импульсами электрического тока, форма которых зависит от динамики изменения электрического сопротивления в подэлек-тродном участке кожи. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ДЭНАС разрешен к использованию педагогами, прошедшими курс
обучения, интегрирован в систему
практической логопедии в условиях
лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.
Слайд 12Микрополяризация
Транскраниальная (ГМ) и трансвертебральная (СМ)
- стимулирование при помощи специального прибора
опреде-
ленных участков мозга очень слабыми, то есть естественными для организма человека токами. Сила подаваемого при микро-поляризации тока равна электрическому сигналу, с помощью которого взаимодействуют нейроны в теле человека. Ток по сути моделирует работу человеческого мозга. Практически не имеет ограничений по возрасту. длительность курса от 5 до 15 сеансов. Продолжительность каждого сеанса – от 20 до 50 мин.
Применяется при ДЦП; ЗПРР; судорожном синдроме, атаксии, афазии, алалии. Неврозах и неврозоподобных состояниях. Нарушениях слуховых функций.
Слайд 13Сенсорная-интеграция
Развитие ощущений, теория впервые выдвинутая Джин Айрес.
Сенсорная интеграция является бессознательным
процессом, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т.д.). Это позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка. (хождение «на цыпочках», «обнюхивание» людей и предметов, отсутствие глазного контакта, чрезвычайная брезгливость или же наоборот любовь к играм с грязью, водой и т.п.; стойкие пищевые предпочтения и другие признаки.
Слайд 14Сенсорно-интегративная логотерапия
(СИ) переработанная М. Лынской для неговорящих (ЗРР, Алалии)
Использование
традиционных логопедических приемов в
в совокупности с адаптированными к речевым задачам упражнениями по методу сенсорной интеграции. Развитие тактильного, вкусового и обонятельного восприятия (Арома-терапия, игры с водой. Качание на подвесном кресле, прыжки на батуте, катание на фитболе с целью
одновременной стимуляции речи и базовых уровней сенсорной интеграции.
Использование сенсорных коробок.
Слайд 15Мозжечковая стимуляция.
Упражнения, направленные
на стимуляцию работы ствола
головного мозга и мозжечка.
При: Проблемах с речью
перестановка слогов; логоневроз, дислексия дисграфия, отставание от
школьной программы; нарушения аутистического спектра. замедленный темп речи.
Особенностях моторики угловатые, движения; дискоординация движений при выполнении действий двумя руками; «дрожание» глаз при взгляде в сторону;
Психоэмоциональных особенностях
быстрая возбуждаемость невниматель-ность, несобранность, отвлекаемость. Проблемное поведение, частые перепады настроения.
Слайд 16Томатис
слуховые тренировки мозга
Метод основан на использовании прибора, который является моделью
человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). Обычные сигналы сочетаются с высоко и низкочастотными. Благодаря контрастности, непредсказуемым изменениям интенсивности звука и его тембра мозг «удивляется», вследствие чего начинают развиваться механизмы звукового внимания.
Показания: речевые и поведенческие проблемы. (Аутизм, дефицит внимания, трудности в обучении)
Показания: плохая дикция, дизартрические компоненты - нарушение звукопроизношения (при постановке и автоматизации звуков) логоневроз, страх речи, изучение языков.
В мозг поступают одновременно слуховые сигналы от уха и усиленные с помощью гарнитуры Форбрайн звуки голоса посредством костной проводимости.
Форбрейн
Слайд 17Кинезитерапия
Войта терапия
Бобат терапия
Метод Фельденкрайза
Biomechanical Developmental Approach (BDA)
Остеопатия
Показано детям с ДЦП, нарушениями
ОДА, нарушениями моторных функций (обусловленными нарушениями ЦНС)
В самом общем смысле эти терапии представляют собой извлечение, выжимку из ЛФК, телесно-ориентированной психотерапии, физиотерапии, массажа с теми или иными ответвлениями.