Слайд 1БУЗ ВО «ПСДР им. И. Г. Менжулина»
Доклад воспитателя Вараксиной Л.П.
«Здоровьесберегающее образование».
2018 г
Слайд 2Для преодоления неуспеваемости учащихся нужны неодинаковые педагогические условия. Актуальность и острота
этих проблем и обратили большое внимание педагогов к изучению, разработке и внедрению в образовательный процесс таких педагогических условий, методов и средств обучения и воспитания, которые смогли бы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся. На запросы педагогической практики откликнулись ученые разных областей знания – прежде всего, педагогики и медицины, а также психологии, социологии, физической культуры и спорта, философии. В результате этого здоровьеориентированные аспекты учебно-воспитательного процесса, прежде всего в современной школе и в условиях повседневной жизни учащихся и их родителей, стали предметом специальных исследований, которые объединились в педагогической науке и практике понятием здоровье сберегающее образование.
Слайд 3Основополагающим в ней является принцип триединого представления о здоровье как единстве
физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Этот принцип предполагает, что при рассмотрении проблемы здоровья учащихся нельзя ограничиваться только медицинскими показателями, характеризующими физическое состояние ребенка. Не менее важны те психические, психологические, индивидуально-личностные особенности, которые нередко обусловлены его физическим здоровьем. Теоретические предпосылки и практические шаги в разработке здоровьесберегающих технологий учебно-воспитательного процесса должны включать в себя все компоненты здоровья, ибо игнорирование хотя бы одного из них приведет к однобокому, неполному решению проблемы здоровьесбережения.
Слайд 4Принцип не нанесения вреда исключает какие-либо формы, средства, методы, условия обучения
и воспитания, способные нанести вред здоровью учащихся. Так, в общеобразовательном учреждении нужно решить проблемы, связанные со здоровьем учащихся, а именно:
– снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к переутомлению; соблюдение соответствия объёма учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям каждого ученика;
– предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, которые связаны с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);
– охрана и укрепление психического здоровья детей и подростков (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. д.).
Слайд 5Принцип преемственности (непрерывности) обеспечивает стабильную результативность здоровьесберегающей работы, которая должна проводиться
в школе постоянно с обязательным учетом ранее выполненных организационных мероприятий и непосредственно учебно-воспитательной работы.
В организационном плане достижение такой результативности рассматривается в создании здоровьесберегающей среды и положительного психологического климата; изменениях в структуре и содержании вариативной части учебных планов с целью введения здоровьеформирующих учебных предметов; расширении неаудиторной здоровьеформирующей деятельности; двигательной активности и введении здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс. Иначе говоря, здоровьеформирующее образование не противопоставляется здоровьесберегающей образовательной деятельности и не отменяет ее, а позволяет поднять решение проблем здоровья в условиях образования на новый более высокий, системный уровень.
Слайд 6Это обеспечивается применением принципа приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и
педагогов, который означает, всё, что происходит в школе – разработка планов, программ и проверка их выполнения, включая проведение уроков, организацию неаудиторной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др., – оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Здесь необходим мониторинг физического, психологического, духовно-нравственного здоровья учащихся и педагогов.
Слайд 7Таким образом, в наши дни здоровьебезопасное образование переходит на качественно новый
уровень здоровьеформирующего образования: сохранение здоровья детей из категории «условие реализации образовательного процесса» переходит в более значимую категорию «результат процесса образования».
Очевидно, что здоровьеформирующее образование, построенное в соответствии с данными представлениями, требует масштабной системной перестройки образовательного процесса и всей деятельности школы, а также специальной профессиональной подготовки кадров, причем не только педагогов, но и школьных медиков, психологов и др. Однако подход, системно раскрывающий основные грани новой образовательной стратегии, позволяет более четко видеть общую направленность необходимых изменений в организации школьного образования и какие-то элементы, отвечающие целям новой стратегии, вносить в образовательный процесс уже сегодня.