Слайд 1«ИГРА В ТРЕНИНГЕ»
Приложение
Слайд 3Игра в тренинге — символическая деятельность, решающая конкретные прикладные личностные или
групповые задачи, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени.
И. О. Телегина
ИГРА…
Слайд 4Отличие тренингового упражнения от игры в тренинге (И.О.Телегина)
Слайд 5«АЙСБЕРГ»
ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
I функциональный
II физиологический
III психологический
IV педагогический
V личностный (латентный)
Слайд 6ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАСТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Самый верхний, то, что «лежит на поверхности», та
самая «верхушка айсберга игры», видная всем, в том числе участникам. Это видимый пласт: кто и как играет, насколько увлечены ведущий и участники игрой и т.д. Этот пласт находится в прямой зависимости от задач, которые ставит игротехник или организатор игр.
Слайд 7ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАСТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Оказывает влияние на регуляцию физиологических процессов организма: реализация
потребности в двигательной активности, формирование тормозящей функции головного мозга, развитие координации движений, насыщение организма кислородом и т.п.
Слайд 8ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАСТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
На этом уровне важно видеть (целевая диагностика) влияние
игры на психику человека: развитие памяти, внимания, мышления, воображения, регуляция эмоционального состояния, приобретение коммуникативных навыков и т.д.
Слайд 9ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПЛАСТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Это создающий, формирующий уровень, корректирующий вырабатывание чувства «мы»,
сопричастности коллективу, сопереживание, толерантность, флексибильность.
Слайд 10ЛИЧНОСТНЫЙ (ЛАТЕНТНЫЙ) ПЛАСТ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Самый невидимый слой игрового взаимодействия. Он направлен
на отсроченный результат, приводящий к личностному развитию участника игры, проявляется значительно позже окончания игрового взаимодействия.
Слайд 11КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Высокая эмоциональность
Адекватность возрасту, месту, времени, ситуации
Контакт глаз
Интрига
игры
Скорость речи = скорости чтения
Открытая поза
Высокая степень мобилизации
Лёгкий психологический вес
Пристройка «на равных»
Четкость инструкции
Высокая динамика
Соответствие игры пространству
Соответствие текста мимике и жестам
ЖЭТ – доведение игры до логического конца
Установка на действие
Инструментарий и оформление
Игровая ситуация «МЫ»
Слайд 12СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГР И ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Эмоциональный пласт.
Динамический пласт.
Проведение параллелей с реальной жизнью группы сейчас или вне тренинга.
Подведение итогов. Резюме.
Слайд 13ПРИЁМЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
«Положительное подкрепление»
«Авансирование»
«Закрытые вопросы»
«Открытые вопросы»
«Безмолвное слушание»
«Невербальное отзеркаливание»
«Вербальное отзеркаливание»
«Уточнение» («Уточняющие
вопросы»)
«Парафраз»
«Резюмирование»
«Пауза»
«Пролонгация»
Слайд 14МАЛАЯ ГРУППА - НЕМНОГОЧИСЛЕННАЯ ПО СОСТАВУ ГРУППА, ЧЛЕНЫ КОТОРОЙ ОБЪЕДИНЕНЫ ОБЩЕЙ
ЦЕЛЬЮ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАХОДЯТСЯ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ЛИЧНОМ КОНТАКТЕ (ОБЩЕНИИ), ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРУППЫ КАК ЦЕЛОГО.
Г.М. АНДРЕЕВА.
Слайд 15ТРЕНИНГ…
Тренинг – это время, пространство, результат и процесс построения определённых отношений
тренера и участников его тренинга, когда тренер доставляет им удовольствие, передавая им знания и опыт и получая удовольствие от ведения тренинга сам!
Соболева А.Н.
Слайд 16
Групповая динамика –
развитие отношений между участниками, совокупность всех процессов,
происходящих по мере развития и изменения группы.
Понятие «Динамика» подразумевает изменения, их темп и характер.
Слайд 17ЭТАПЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ
1
2
3
4
Работоспособность группы
Время тренинга
Слайд 18
Начальная стадия
Участники испытывают чувство беспокойства, т.к. неизвестна обстановка,
то, как участников примут другие члены группы, ведущий.
На этом этапе постепенно формируются представления о группе и друг о друге. Общение эффективнее протекает в парах и микрогруппах.
1
Слайд 19УМЕСТНЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА:
Регуляцию эмоционального и психофизического состояния
Концентрацию внимания
Знакомство
и узнавание друг друга
Освоение пространства
Развитие эмпатии
Снятие тактильных барьеров
Создание работоспособности в группе
Сплочение и командообразование
Слайд 20
Переходная стадия
Возникает ощущение «псевдокоманды».
Участники оценивают заинтересованность ведущего, его способность оказывать
помощь. Определяют, является ли группа «безопасным местом», уточняют свои цели, свою позицию.
В процессе общения члены группы «притираются» друг к другу, вырабатывают общие правила группы. Группа решает эмоциональные проблемы своих членов.
2
Слайд 21УМЕСТНЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА:
Сплочение и командообразование
Актуализацию необходимости соблюдать внутригрупповые
правила
Раскрытие и развитие творческого потенциала
Актуализацию темы тренинга
Слайд 22
Рабочая стадия
Эта стадия может перемежёвываться с предыдущей стадией. Здесь участники
могут подвергать сомнению то, что говорит ведущий, могут возникать конфликты, усталость.
В то же время участники уже придерживаются правил групповой работы и могут попросить помощи у других (возникает доверие).
3
Слайд 23УМЕСТНЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА:
Регуляцию эмоционального и психофизического состояния
Принятие общего
группового решения
Коррекцию ролевых позиций
Снятие напряжения и агрессии
Развитие навыков эффективной коммуникации
Формирование и отработку необходимых навыков
Слайд 24
Завершающая стадия
Этап эмоционального «ответа» на качество занятия.
Если тренинг прошел
удачно, то момент завершения групповой работы окрашивается положительными эмоциями и остается яркими впечатлением. На этом этапе могут сгладиться все «шероховатости», что требует тонкой и чёткой организации работы на этом этапе.
4
Слайд 25УМЕСТНЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА:
Получение и передачу обратной связи
Подведение эмоциональных
и рациональных итогов работы
Обозначение уровня доверия в группе
Регуляцию эмоционального состояния
Слайд 26«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЧАЙНИК»,
«ГОВОРУН-ТЕРРОРИСТ»,
«КРИКУН»,
«БОЛТУН»
«ТРУДНЫЕ» УЧАСТНИКИ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП:
Слайд 27ЧТО ДЕЛАТЬ?
Избегайте позитивного подкрепления.
Установите каждому участнику тренинга\семинара лимит времени на «монополию»
внимания в процессе коммуникации.
Обращайтесь к другим участникам процесса.
Ищите конструктивные возможности перебить его.
Поблагодарите такого участника или согласитесь с ним, а затем, обратив на себя внимание группы, направьте разговор в другое (конечно же, целевое) русло.
Дайте понять «Говоруну», что он услышан, а затем переводите разговор на группу.
Поговорите с ним во время перерыва.
Направляйте его энергию в другое русло.
Организуйте обратную связь .
Скажите ему напрямую о том, что замечаете.
Слайд 28«КОНСПИРАТОР»,
«ШЕПТУН-ПРОВОКАТОР»
Слайд 29ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если это сиюминутная поведенческая реакция, то проигнорируйте такого участника и
работайте дальше по своему плану.
Если это постоянное поведение - перестаньте говорить, и строго посмотрите на «Шептунов».
Выдержите паузу, возможно, кто-нибудь из группы начнёт призывать их к вниманию вместо вас.
Спросите их, есть ли у них вопрос, который они хотели бы и могли бы обсудить с группой.
Признайте важность их разговора и скажите, что у них будет для него перерыв.
Сформулируйте содержательный вопрос группе, ответить на который предстоит всем, начиная с «Конспиратора».
Организуйте обратную связь.
Найдите возможность сесть или оказаться рядом с «Шептуном», не прерывая работу.
Слайд 31ЧТО ДЕЛАТЬ?
Позвольте «Весельчаку» разрядить обстановку, когда это действительно требуется.
Объясните, что его
шутки сейчас неуместны.
Другой способ – использование влияния группы для создания условий, в которых «Шуту»/»Паяцу» не захочется делать необдуманные заявления.
Постарайтесь увязать его забавные примеры из жизни с реальным содержанием вашего занятия.
Скажите ему напрямую о том, что замечаете.
Выдержите уверенный, спокойный и конструктивный тон при общении с ним.
Слайд 32«ВЕЛИКИЙ ВОРЧУН»,
«ЗЛЮКА»,
«НЫТИК»
Слайд 33ЧТО ДЕЛАТЬ?
Позвольте ему выговориться и двигайтесь дальше.
Спросите «Нытика», что он хотел
бы сделать с тем, что его не устраивает и какие действия предпринял бы для реализации желаемых изменений.
Примите позитивное /альтернативное решение, сводящее проблему «Злюки» к минимуму.
Организуйте обратную связь .
Скажите ему напрямую о том, что замечаете.
Слайд 34«ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ»,
«ЦИНИК»,
«КРИТИК»
Слайд 35ЧТО ДЕЛАТЬ?
Шаг за шагом добивайтесь принятия идеи.
Предложите «Фоме неверующему» пойти
на то, чтобы отложить свои суждения до завершения задания \семинара\ всей программы обучения, когда можно будет оценить конечный результат.
Используйте свой авторитет.
Присоединитесь к его переживаниям и предложите просто довериться Вам.
В начале работы примите с группой правило «Критикуешь-предлагай!» и возвращайтесь к нему в течении всей работы, особенно, когда в группе прижился «Критик».
Слайд 36«ЭКСПЕРТ»,
«УМНИЦА»,
«ВСЕЗНАЙКА»
Слайд 37ЧТО ДЕЛАТЬ?
Обратитесь за помощью к «Умнице».
Предложить провести какое-либо упражнение, подсказать или
продолжить тему занятия.
Искренне, по-доброму скажите «Эксперту», что не очень понимаете, зачем он так явно с вами конкурирует, что у вас с ним в группе разные задачи.
Создайте ситуацию неуспеха для него.
Слайд 39ЧТО ДЕЛАТЬ?
Побеседуйте с «Молчуном» в перерыве, протранслируйте то, что его не
хватает, как участника.
Также в перерыве попробуйте деликатно прояснить причину его «витания в облаках».
Постарайтесь намеренно обращаться к «Молчуну» и задавать ему вопросы в процессе работы.
Обозначьте, что если он выбрал физически находиться на тренинге\семинаре, то имеет смысл и мысленно быть включённым.
В начале работы примите с группой правило «Активного участия, включённости» и возвращайтесь к нему в течении всей работы.
Слайд 40ПОДРОБНЕЕ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ:
Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н.,
Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд.– СПб.: Питер, 2011. – 208 стр.: ил. – (Серия «Практическая психология»)
Слайд 41…И ЗДЕСЬ:
Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Голышев Г.С. Игра в
тренинге. Личный помощник тренера. – СПб.: Питер, 2012. – 368 стр.: ил. – (Серия «Практическая психология»)
Слайд 42
Соболева Александра Николаевна – кандидат психологических наук, бизнес-тренер, практикующий гештальт-терапевт
(сертификат European Assotiation Gestalt Therapy), преподаватель, директор направления тренинговых программ компании «Искусство тренинга».
10-летний опыт тренерской работы в сфере образования и бизнеса, автор и ведущий многочисленных программ повышения профессиональной компетентности в области групповой работы, индивидуального развития клиента и менеджмента. Автор книг и статей в научных изданиях и научно-популярных журналах, посвящённых вопросам психологии и педагогики.
E-mail: SobolevaAleksandraSobolevaAleksandra@SobolevaAleksandra@gmailSobolevaAleksandra@gmail.SobolevaAleksandra@gmail.com