Слайд 1Заикание
Доценко Н.П. – учитель-логопед ПМПК
Линник Т.Е. – педагог-психолог ПМПК Петрова О.И.
– учитель-дефектолог ПМПК
Слайд 2
Согласно МКБ-10
Заика́ние — это нарушение речиэто нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов,
или частыми остановками, или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата».
Слайд 3
Король Георг VI и
Роуэн Аткинсон Элвис Пресли
Уинстон Черчилль
Мэрилин Монро Льюис Кэрролл Николь Кидман
Слайд 4Из истории заикания
Аристотель Демосфен Гиппократ
384-322 до н.э. 384-322 до н.э. 460- 377 до н.э.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.
В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильном соотнесении частей артикуляционного аппарата.( Аристотель)
Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Цельс и Авицена.
Слайд 5Демосфен
384 -322 до н.э.
Великий древнегреческий оратор. Страдал заиканием,
самым тяжелым симптомом заикания у него была дыхательная судорога, которая характеризовалась разрывом слов на части. Чтобы избавится от этого недуга Демосфен тренировал речь и дыхательный аппарат, произнося стихи на ходу при подъеме на крутые возвышенности, при шуме морских волн, клал в рот мелкие камешки, которые усложняли функцию мышечного чувства. Уделял большое значение психогенной тренировке. Цель психотерапевтического воздействия - научится говорить в обществе людей.
Слайд 6На рубеже 17-18 веков заикание пытались объяснить, как следствие несовершенства периферического
аппарата речи. Санторини, итальянский анатом, (1681 – 1737) считал, что заикание возникает при наличии отверстия в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь.
Арнот – английский физик, Шультесс – швейцарский физиолог, связывали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели.
Блюме – связывал заикание как следствие несогласованности мышления и речи.
Слайд 7XIX – XX века
Г. Гутцман – немецкий психиатр, А. Куссмауль выделяли
заикание как спастический невроз, происходящий от раздражительной слабости речевых центров.
По мнению академика Павлова И.П. (1849 -1936) - заикание – невроз, т.е.,слабость нервной системы, склонной к перевесу подкорковых реакций над корковыми: кора не справляется со своими задачами, которые должна выполнить. Значительное возбуждение подкорковой области усиливает торможение других областей коры, и они не справляются со своими задачами, с нормативными параметрами речи.
Слайд 8 Сикорский И.А. 1842 - 1919
Рассматривал заикание как
внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогами в отделах речевого аппарата как физиологического целого. Возникает только в детском возрасте, когда развитие речи еще не окончено. Им выделено 40 видов судорог у заикающихся (язык, губы, дыхание). Указывал на сходство внешнего проявления заикания и эпилепсии, считал заикание «малой эпилепсией».
Слайд 9Стремление советских исследователей рассматривать заикание с позиций павловского учения о неврозах
находит своих последователей за рубежом: в Чехословакии(Чехии) – М. Зееман, М. Совак. В Болгарии – Д. Даскалов, А. Атанасов, в Польше – А. Митринович – Моджеевска, в Германии – К. П. Беккер
Слайд 10Из истории лечения заикания
В истории лечения заикания можно выделить 3
периода:
Период внутренней терапии (от времен Гиппократа до времен Корнелия Цельсия), носил чисто терапевтический характер: излечение тяжелого вида заикания, которым страдал Демосфен.
Период хирургического лечения от Цельсия до конца первой четверти XX столетия. Хирургическая терапия в настоящее время имеет только исторический интерес.
Период возникновения психотерапевтических приемов, лечение заикания переходит из рук врачей к психотерапевтам и ученым
Слайд 11Заикание и «левшество»
Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью, что
относится к нарушениям общей моторики. Левши – люди с доминирующим правым полушарием, ведающим образным, зрительно-пространственным, чувственным восприятием и интуицией. 500миллионов леворуких людей в мире.
Слайд 12Лью́ис Кэ́рролл
Лью́ис Кэ́рролл , настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон, или Чарльз Латуидж
До́джсон(традиционная русская передача; сам Кэрролл произносил свою фамилию Додсон, января1832 — 14 января 1898) — английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф. Наиболее известные произведения — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на снарха».
Слайд 13 Причины заикания
Предрасполагающие и вызывающие
К предрасполагающим факторам относятся:
невропатическая отягощенность родителей
психологические особенности самого заикающегося
конституциональная предрасположенность
наследственная отягощенность
поражение головного мозга в различные периоды развития
Вызывающие причины могут быть
физиологическими
психологическими
социальными
Слайд 14 Физиологические причины:
физические заболевания с энцефалитическими последствиями;
травмы - внутриутробные, природовые,
нередко с асфиксией, сотрясение мозга;
органические нарушения мозга
истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи
Психические и социальные причины:
кратковременная - одномоментная - психическая травма
длительно-действующая психическая травма
хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции
острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения
неправильное формирование речи в детстве, перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления
двуязычие
подражание заикающимся, различаются две формы - пассивная и активная
переучивание леворукости.
неправильное отношение к ребенку учителя
Слайд 16Разновидности судорог при заикании
По форме речевые судороги могут
быть
Клоническими – повторение стереотипных речевых движений: Та-та-та-тарелка
Тоническими – сильное, длительное сковывание движений: п…пила
Смешенными - когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п …..пет – ту – тух.
Слайд 17В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются:
Ариткуляционные - судорога поражает
мышцы языка, губ или мягкого неба, обычно происходит на смычных согласных: б ….бабушка (судороги губ), судороги кончика языка – д….дом, судороги корня языка или мягкого неба г…гуси;
Голосовые – охватывают мышцы гортани, удерживая выход гласного звука: а-а-а-арбуз, о-о-о-огурец;
Дыхательные – в момент речи воздух задерживается и человек как бы замирает с открытым ртом.
Обычно по месту возникновения речевые судороги бывают смешанными: артикуляционно-дыхательные, артикуляционно-голосовые.
Слайд 18Виды заикания
Невротическое заикание или логоневроз
Неврозоподобное заикание
Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями - заикание, сочетающее признаки
логоневроза и неврозоподобного состояния
Слайд 21Методики лечения заикания
Логопедические
Психологические
Психотерапевтические
Логопсихотерапевтические
Социореабилитационные
Медикаментозные
Физиотерапевтические
Комплексные
Нетрадиционные
Слайд 22
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
При коррекции заикания мы использовали следующие виды работ:
на первом
этапе:
упражнения для расслабления мышц
работа над гласными звуками: длительное произнесение гласных звуков на выдохе, сочетание гласных из двух звуков, из трех и более гласных
отработка сочетаний гласных звуков с выделением ударения: выделение первого ударного звука в сочетаниях из 2-3 и более гласных звуков, затем второго ударного звука, третьего и т.д.
работа над словами
слова, начинающиеся с гласных звуков: на ударный -а-, на ударный -э-, на ударный -у-, на ударный -и-, -я-, -е-, -ё-, -ю-;
слова начинающиеся с гласных звуков с ударением на втором слоге;
отрабатывание слогов с согласными звуками
Слайд 23
на втором этапе:
работа над фразами;
работа над предложением;
счетные
упражнения;
на третьем этапе:
работа над стихотворной речью, отрабатывание чувства ритма: сказки в стихах, стихотворения, басни;
самостоятельное чтение;
пересказ прочитанного текста;
самостоятельные рассказы на заданную тему.
Слайд 24
Упражнения на расслабление мышц рук
Упражнение
Стоя. Свести плечи вперёд, медленно увеличивая
напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.
Упражнение
Стоя (сидя). Руки на поясе (или сидя, руки на бердах). Поднять с усилием правое плечо вверх – уронить его вниз, то же – левым плечом. Потрясти плечами, имитируя «цыганочку».
Упражнение
Сидя (стоя). Вытягивание пальцев с помощью другой руки («снятие перчатки»). Выполнять попеременно левой и правой рукой.
Слайд 25Упражнения для туловища.
Упражнение
Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего
тела, «провисание».
Упражнение .
Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания.
Упражнение
Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами
Слайд 26Упражнения для шеи
Упражнение
Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях соединенными
руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.
Упражнение
Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая её, справа налево и слева направо.
Упражнение
Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в замок на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, бросить руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.
Слайд 27Упражнения для органов артикуляции
Упражнение
С усилием упереть кончик зыка в верхние
зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжаты, рот приоткрыт.
Упражнение
Растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.
Упражнение
Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.
Слайд 28Упражнения с гласными звуками
При работе над гласными звуками выполнялись следующие задания:
каждый
гласный звук артикулируется без голоса;
гласный звук произносится шепотом;
гласный звук произносится тихим голосом;
гласный звук произносится голосом средней громкости;
гласный звук произносится громко;
гласный звук произносится тихо и постепенно усиливается до громкости;
произнесение гласного звука с предельно громкого голоса до постепенного ослабления звучания.
Слайд 29Сочетания гласных
аэ эа
оа уа ыа иа яа еа ёа юа
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
ао эо оэ уэ ыэ иэ яэ еэ ёэ юэ
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
ау эу оу уо ыо ио яо ео ёо юо
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
аы эы оы уы ыу иу яу еу ёу юу
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
аи эи ои уи ыи иы яы еы ёы юы
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
ая эя оя уя ыя ия яи еи ёи юи
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
ае эе ое уе ые ие яе ея ёя юя
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
аё эё оё уё ыё иё яё её ёе юе
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
аю эю ою ую ыю ию яю еэ ёю юё
Слайд 30Работа над словами
Упражнение 1
ао → ао → автор
аа → аа → арка
ауа → ауа → азбука
Упражнение 2
аэ → аэоу
аэо → аэоу
произносить 2-3-4-5 раз слитно, так, как будто
произносится один длинный гласный звук.
Ася. Аня. Аза. Алла. Атом. Арка. Атлас. Астра. Автор.
произносить по одному слову на выдохе;
произносить по 3 раза одно и то же слово на одном выдохе;
произносить по 3 разных слова на одном выдохе.
Слайд 31
Упражнение 3
оа → оа → окна
оа → оа → оба
оы → оы → осы
оу → оу → обувь
Осы. Оля. Облако. Осень. Опера. Оптика. Обувь. Остров.
Слайд 32Упражнение 4
уи → уи → уши
уо → уо → угол
уа → уа → утка
уа → уа → урна
уо → уо → утро
Уля. Улей. Уши. Узел. Ужин. Угол. Утка. Урна. Умный.
Слайд 33Упражнение 5
Слова, начинающиеся с гласных, с ударением на втором слоге:
Айва. Актер.
Атлас. Абзац. Азот. Азарт. Ашан. Амур. Араб.
Этап. Этаж. Эмаль. Экран. Эфир. Этюд. Эффект. Эльбрус. Эскиз.
Ожог. Орел. Орех. Ответ. Опрос. Обрыв. Обвал. Обед. Огонь.
Укус. Удав. Удар. Урал. Удод. Укор. Упор. Уход. Урюк. Успех.
Ирис. Изба. Икра. Игра. Игла. Инжир. Иван. Ирак. Иран. Изюм.
Егор. Енот. Езда. Ездок. Еда. Едва. Еще. Ефим. Евсей. Едок.
Юла. Юрок. Юлить. Юрий. Юнец. Юнцы. Юрист. Юннат.
Слайд 34Упражнение 6
Гласные соединяются с сонорными звуками, которые звучат по продолжительности столько
же, сколько гласные:
м –––– а ––––
м –––– о ––––
м –––– у ––––
н –––– а ––––
н –––– о ––––
н –––– у ––––
м –––– н –––– а ––––
м –––– н –––– о ––––
м –––– н –––– у ––––
Звуки -м-, -н- – носовые: при их произнесении воздух должен проходить через нос. При звуке -м- губы слегка соприкасать, язык совершенно спокоен, при звуке -н- рот приоткрыть, передняя часть языка легко соприкасается с корнями верхних зубов.
Слайд 35 Слоговые упражнения проговариваются по 3 раза:
пра, про, пру; тра,
тро, тру; кра, кро, кру; дра, дро, дру; гра, гро, гру.
Снятие тонуса мышц при проговаривании согласных достигаются лёгкой смычкой губ и языка, через которую легко проходит воздушная струя:
п –––– а, п –––– о, п –––– у, п –––– ы;
б –––– а, б –––– о, б –––– у, б –––– ы;
т –––– а, т –––– о, т –––– у, т –––– ы;
д –––– а, д –––– о, д –––– у, д –––– ы;
к –––– а, к –––– о, к –––– у, к –––– ы;
г –––– а, г –––– о, г –––– у, г –––– ы;
Слайд 36
Моделирование ситуаций, в которых о чем-то просят с ответом «да»:
восторженно;
спокойно;
вопросительно;
задумчиво;
с сожалением.
Все упражнения первого этапа способствуют выработке умеренного темпа речи. То, что все слова начинаются с гласных и много раз повторяются, дают возможность легко проговаривать их.
Слайд 37
Второй этап - работа над фразами
Эхо ͜ отзвучало.
Ужин ͜ окончен.
Это ͜ экран. Уж ͜ уполз.
Эмма ͜ умница. Улица ͜ опустела.
Эдик ͜ альпинист. Угол ͜ определен.
Эму ͜ успокоился. Уля ͜ уехала.
Слайд 38
Работа над предложениями
Я читаю вслух. Я говорю громко.
Ты
читаешь вслух. Ты говоришь громко.
Он читает вслух. Он говорит громко.
Она читает вслух. Она говорит громко.
Мы читаем вслух. Мы говорим громко.
Вы читаете вслух. Вы говорите громко.
Они читают вслух. Они говорят громко
Слайд 39Счетные упражнения
Упражнение 1.
вдох: один ͜ два ͜ три –
пауза;
вдох: четыре ͜ пять ͜ шесть – пауза;
вдох: семь ͜ восемь ͜ девять – пауза;
Упражнение 2.
Счет от 1 до 20 и обратно по два числа на одном выдохе, выдерживая паузу.
Слайд 40
На третьем этапе закрепляются речевые навыки в работе
над сказками, написанными стихами, стихотворениями и баснями. При чтении всех этих произведений отрабатываются: плавное и слитное произнесение слов, неторопливый, умеренный темп, деление речи на смысловые отрезки, выделение логических центров. Одной из самых характерных особенностей этих произведений является рифма – созвучное совпадение окончаний строк, согласованные между собой в определенном порядке, строгое чередование ударных (более сильных, длинных) слогов и безударных (более слабых, коротких).