Презентация, доклад на тему Юнгианская песочная терапия в профессиональной деятельности.

Содержание

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И АРТ-ТЕРАПИЯ В V части описываются различны е форм ы игр ы с песко м и водой , приводятс я пример ы клинических описаний . Пр и помо - щ и некоторых теоретических представлени

Слайд 1


Слайд 4ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И АРТ-ТЕРАПИЯ
В V части описываются различны е форм

ы игр ы с песко м и водой , приводятс я пример ы клинических описаний . Пр и помо - щ и некоторых теоретических представлени й раскрываютс я основны е темы , связанны е с активны м использование м песоч - ных поверхностей , проникновение м в толщу песка и применени - е м воды , когд а клиент капае т жидки м песко м ил и размывае т уже созданны е формы . Вс е вид ы песочных фор м (предполагающих применени е «формочек» , создани е комко в и з песка , рисовани е н а его поверхности , создани е отпечатков , я м и тоннелей , зары - вани е в песо к различных предмето в и их последующе е извлече - ние , капани е мокры м песко м и размывани е водо й созданных форм ) используются пр и игр е с песко м н а берегу , а также наблю - даются в песочно й терапии , проводимо й как с детьми , так и с о взрослыми . Символическо е значени е всех этих фор м и видо в работы в ход е песочно й терапи и так же значимо , как и символи - ческо е значени е объектов . Каждый вид песочных фор м и связан - ных с ним и видо в работы иллюстрируетс я примеро м и з кли - ническо й практики . Дополнительн о обсуждается и иллюстри - руетс я клинически м примеро м нежелани е клиент а работат ь с песком
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И АРТ-ТЕРАПИЯ В V части описываются различны е форм ы игр ы с песко м

Слайд 5Арт-терапевтический процесс предполагает создание клиентом целой серии художественных образов, и использование

песочницы также может рассматриваться, в первую очередь, как разновидность художественной практики. Рисунок, живопись, скульптура, коллаж и песочница обладают специфическими экспрессивными возможностями. Песочница отличается тем, что позволяет создать конкретные трехмерные композиции, которые можно рассматривать в качестве разновидности скульптурного рельефа или коллажа. Сказанное выше и то, что работа с песочницей отличается значительной спонтанностью, обусловливает ее особую притягательность в глазах некоторых клиентов. Используя песочницу в арт-терапии, следует рассматривать ее не как единственно возможный вид художественного творчества, доступный клиенту в ходе вербальной психотерапии, но как один из методов художественного творчества, наряду со множеством других обладающий специфическими возможностями. В современной литературе по песочной терапии создание песочной основы и ее символическое значение, а также включение данной техники в арт-терапевтический процесс пока не обсуждались. Создание песочной формы может рассматриваться как важный показатель принятия клиентом личной ответственности за свои действия и переживания, за которым следует расположение миниатюр, символизирующих разные психические содержания. Миниатюры обозначают потенциал дальнейшего психического роста клиента, однако, как и семена, они дают тем лучшие всходы, чем более плодородной будет почва. Поэтому создание клиентом качественной песочной основы имеет принципиальное значение. Чем отчетливей психотерапевт понимает роль, которую играет создание песочного фундамента, форм и визуальных образов, тем больше получает для себя, используя песочницу, участник арт-терапевтического процесса
Арт-терапевтический процесс предполагает создание клиентом целой серии художественных образов, и использование песочницы также может рассматриваться, в первую

Слайд 6АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТВОРЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА,,СВЯЗАННыЕ с

ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИЕЙ
Рельеф, коллаж, ассамбляж, «найденные объекты»
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТВОРЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА,,СВЯЗАННыЕ с ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИЕЙ Рельеф, коллаж, ассамбляж, «найденные

Слайд 7АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И МАТЕРИАЛЫ
Наличие в арт-терапевтическом кабинете различных изобразительных средств привлекает

многих детей и взрослых. Богатый набор бумаги, красок, пастелей и других материалов позволяет создавать рисунки и живописные работы. Этим можно заниг маться на столе, на полу, на мольберте или на стене, развешивая на ней бумагу большого формата и работая стоя, что дает воз* можность перемещаться всем телом. Можно заниматься лепкой, работая на столе или на полу и используя глину, пластилин или гипс. Место для игры включает песочницу с миниатюрами, игрушки и театр марионеток. В кабинете могут быть также материалы для коллажа и ручной работы, такие как кусочки ткани и шерсти, пуговицы, а также естественные природные объекты и материалы. Это и другое необходимое оснащение — кисти, инструменты для работы с глиной и вырезания, мольберт, доски, оборудование для аудио- и видеозаписи — побуждает детей и взрослых к художественному творчеству (Steinhardt, 1989).
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ И МАТЕРИАЛЫНаличие в арт-терапевтическом кабинете различных изобразительных средств привлекает многих детей и взрослых. Богатый набор

Слайд 8Мягкие материалы, такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный

с водой песок, не имеют определенной формы и допускают разные виды игровых манипуляций, а также могут быть использованы для создания художественных объектов, живописных произведений или скульптуры. Твердые материалы, такие как камень, металл и дерево, применяются для создания объемных образов, а также для вырезания на их поверхности различных изображений. Уровень психического развития клиента и его умений в использовании разных материалов определяет особенности создаваемой им художественной продукции.
Мягкие материалы, такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют определенной

Слайд 9Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная туалетная бумага, шелк, остов корсета,

песок, гравий или опилки могут быть включены в изобразительную работу в неизменном виде и вызывать у зрителя определенные чувства и ассоциации, связанные с разными качествами этих материалов: ощущение легкости, нежности, грубости и т. д. Даже песок может рассматриваться в качестве «найденного» объекта, имеющего определенную форму. В этом случае клиент не совершает с ним никаких манипуляций и оставляет его в подносе в неизменном виде. Это может символизировать не реализованные до сих пор возможности, а также неспособность человека ими воспользоваться или отказ от тактильного контакта.
Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная туалетная бумага, шелк, остов корсета, песок, гравий или опилки могут быть

Слайд 10Используемое в психологическом тестировации рисование дерева позволяет оценить процесс психического развития

личности и ее связь с биологической основой (корнями), структуру «Я» (ствол) и взаимоотношения человека с окружающим миром (ветви) (Hammer, 1980). Образ дерева символизирует связь организма и психики человека с природой и естественными процессами.
Используемое в психологическом тестировации рисование дерева позволяет оценить процесс психического развития личности и ее связь с биологической

Слайд 11Коллекция предметов, используемых в песочной терапии, включает элементы естественного природного окружения,

такие как камни, раковины, дерево или кристаллы, а также изготовленные из природных или синтетических материалов миниатюры
Коллекция предметов, используемых в песочной терапии, включает элементы естественного природного окружения, такие как камни, раковины, дерево или

Слайд 12К первой группе относятся глина, гуашь, акварель, маркеры разной толщины, пастель,

мел и уголь, тесто, пластилин, коллаж, цветные карандаши и простой карандаш. Вторую группу составляют материалы, имеющие определенную форму, текстуру и цвет. Эта группа, в свою очередь, включает четыре подгруппы. К первой относится бумага разных типов, предназначенная для художественных работ; ко второй — использованная бумага или ткань, обои, газеты, журналы, фотографии, билеты, шерсть, нить и т. д.; к третьей — определенные предметы или их фрагменты; к четвертой — различные связующие материалы
К первой группе относятся глина, гуашь, акварель, маркеры разной толщины, пастель, мел и уголь, тесто, пластилин, коллаж,

Слайд 13Глина:
естественный материал, трехмерный, пластичный, предполагающий непосредственную работу руками или использование инструментов;

требует определенных физических усилий, разных затрат времени, символизирует тело, фекалии, грязь; стимулирует создание конкретных образов, связанных с телом и его органами
Глина:естественный материал, трехмерный, пластичный, предполагающий непосредственную работу руками или использование инструментов; требует определенных физических усилий, разных затрат

Слайд 14Гуашь:
продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный; предполагает использование кистей и других инструментов,

а также непосредственную работу руками; требует минимальных усилий и различных затрат времени, активизирует фантазию; смешивается с водой, позволяет закрашивать поверхности и создавать более плотные среды, ассоциирующиеся с кровью и экскрементами.
Гуашь:продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный; предполагает использование кистей и других инструментов, а также непосредственную работу руками; требует

Слайд 15Акварель:
продукт промышленного производства, включает естественные и синтетические ингредиенты; двухмерный; пластичный; плохо

контролируемый; предполагает использование кистей и губки; требует минимальных усилий и различных затрат времени; активизирует фантазию и появление легких, эфемерных образов; ассоциируется с мочой.
Акварель:продукт промышленного производства, включает естественные и синтетические ингредиенты; двухмерный; пластичный; плохо контролируемый; предполагает использование кистей и губки;

Слайд 16Маркеры:
продукт промышленного производства; синтетический; двухмерный; пластичный и контролируемый; материал, являющийся в

то же время инструментом; не требует усилий, но может предполагать многочисленные короткие штриховые движения при раскрашивании поверхностей; затраты времени различны; стимулирует создание схематичных, шаблонных образов, активизирует фантазию.
Маркеры:продукт промышленного производства; синтетический; двухмерный; пластичный и контролируемый; материал, являющийся в то же время инструментом; не требует

Слайд 17Масляная пастель:
продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный и контролируемый; предполагает непосредственную работу

руками, различную степень физических усилий и затрат времени; стимулирует появление самых разнообразных образов, начиная с легких и воздушных и заканчивая тяжелыми или связанными с телом.
Масляная пастель:продукт промышленного производства; двухмерный; пластичный и контролируемый; предполагает непосредственную работу руками, различную степень физических усилий и

Слайд 18Пастель и уголь:
натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерные; пластичные и контролируемые;

предполагают мягкость и точность движений и непосредственную работу руками для рисования и раскрашивания; не требуют усилий; затраты времени различны; способствуют появлению самых различных образов, включая легкие, фантастические и загадочные.
Пастель и уголь:натуральный пигмент или обожженное дерево; двухмерные; пластичные и контролируемые; предполагают мягкость и точность движений и

Слайд 19Пластика (игровое тесто):
синтетический материал; трехмерный; плохо контролируемый; предполагает непосредственную работу руками;

не требует усилий; затраты времени различны; может быть разделен на части и снова соединен в общую массу; способствует изображению простых образов. 8.
Пластика (игровое тесто):синтетический материал; трехмерный; плохо контролируемый; предполагает непосредственную работу руками; не требует усилий; затраты времени различны;

Слайд 20Пластилин:
синтетический материал; трехмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную работу

руками; может использоваться и для создания двухмерных изображений; требует определенных усилий; затраты времени различны; способствует созданию конкретных, иногда схематичных образов; яркие цвета способствуют активизации фантазии; позволяет изображать любые темы.
Пластилин:синтетический материал; трехмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную работу руками; может использоваться и для создания

Слайд 21Коллаж:
сочетает естественные и синтетические материалы; двухмерный и трехмерный; контролируемый; предполагает высокую

точность изображения и непосредственную работу руками, связанную с расположением на плоскости и прикреплением к ней, а также использование инструментов для вырезания и раскрашивания; не требует усилий, но предполагает затраты времени на организацию композиции и исполнение работы; способствует созданию различных образов как интегративного, так и дезинтегративного характера; связан с необходимостью выбора материалов для создания композиции.
Коллаж:сочетает естественные и синтетические материалы; двухмерный и трехмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения и непосредственную работу руками,

Слайд 22Цветные карандаши:
материал, сочетающий естественную деревянную оболочку и пигменты, но изготавливается промышленным

способом; двухмерный; контролируемый; предполагает высокую точность изображения; не позволяет достигать ярких красочных эффектов; требует непосредственной работы руками; затраты сил невелики, но предполагают множество движений рукой при раскрашивании; позволяет создавать как аккуратные, точные, конкретные, так и фантастические образы.

Цветные карандаши:материал, сочетающий естественную деревянную оболочку и пигменты, но изготавливается промышленным способом; двухмерный; контролируемый; предполагает высокую точность

Слайд 23Простые карандаши:
материал изготавливается из дерева и графита; двухмерный; контролируемый; твердый, высокоточный,

однако может использоваться для растушевки и стираться; предполагает непосредственную работу руками; не требует усилий, но может предполагать множество движений рукой для раскрашивания; позволяет создавать высокоточные, детализированные образы и делать исправления путем стирания; необходимость в высокой точности изображения может ассоциироваться с первым классом школы и переходом от игр более младшего возраста к более взрослым занятиям и необходимостью подчинения авторитетам
Простые карандаши:материал изготавливается из дерева и графита; двухмерный; контролируемый; твердый, высокоточный, однако может использоваться для растушевки и

Слайд 24Бумага:
изготовленная промышленным способом бумага может использоваться как двухмерный материал и при

этом прикрепляться с помощью клея или скрепок, либо быть скомкана или свернута, создав при этом трехмерные формы
Бумага:изготовленная промышленным способом бумага может использоваться как двухмерный материал и при этом прикрепляться с помощью клея или

Слайд 25— Белая бумага для рисования: должна быть плотной; белый цвет в

качестве основы для рисования является нейтральным по отношению к большинству других цветов; может иногда восприниматься как метафора света или пустоты; не содержит красителей; все наносимые на нее цвета, смешиваясь, создают более темные оттенки; неиспользованные участки могут восприниматься как своеобразные «мертвые зоны», когда они не интегрированы в общую композицию. — Целлофан: прозрачный, блестящий; создает «экран» или «границу» между наблюдателем и тем, что находится за целлофаном; позволяет передавать легкость, воздушность, загадочность, имеет различные оттенки. — Туалетная или оберточная бумага: нежная, полупрозрачная, легко мнущаяся; позволяет передавать слоистость, легкость, воздушность; имеет различные оттенки. — Коричневая бумага: плотная, теплая, «абсорбирует» разные цвета; служит «средним» цветом, позволяющим создавать на его фоне как более темные, так и более светлые образы. — Цветная бумага: плотная, гибкая; имеет различные оттенки, получаемые путем использования синтетических красителей, которые на свету быстро теряют свою яркость. Хорошо подходит для коллажа и конструирования.
— Белая бумага для рисования: должна быть плотной; белый цвет в качестве основы для рисования является нейтральным

Слайд 26— Использованные билеты, записи, газеты, журналы, марки, оберточная бумага, обои: подобные

материалы могут затрагивать темы личного и интимного характера. — Ткань, шерсть, Шнур, веревка, нитки: мягкие и пластичные, могут затрагивать темы личного и интимного характера. Выступают в качестве метафор различных качеств самого художника. Крепятся с помощью клея, скрепок, нити или путем пришивания.
— Использованные билеты, записи, газеты, журналы, марки, оберточная бумага, обои: подобные материалы могут затрагивать темы личного и

Слайд 27Различные наклейки с изображением глаз, звезд и животных также могут составлять

части такого набора. — Пуговицы, гвозди, спички, зубочистки и т. д.: все это может также пригодиться для создания коллажей, ассамбляжей и объемных композиций.
Различные наклейки с изображением глаз, звезд и животных также могут составлять части такого набора. — Пуговицы, гвозди,

Слайд 28— Скотч, изолента, скрепки, клей, проволока, цепочки: предметы и материалы могут

скрепляться друг с другом и с поверхностью слабо или сильно. Форма скрепления имеет агрессивный (с использованием металла) или мягкий характер.
— Скотч, изолента, скрепки, клей, проволока, цепочки: предметы и материалы могут скрепляться друг с другом и с

Слайд 29Песок можно использовать для рисования или как материал для создания объемных

форм, однако это отнюдь не бумага и не глина, специально предназначенные для такого рода работ
Песок можно использовать для рисования или как материал для создания объемных форм, однако это отнюдь не бумага

Слайд 30Потребность в грязи в ходе арт-терапии отмечается у многих детей и

взрослых, «плененных» культурой. Это выражается в беспорядочном смешивании различных цветов, растворе- I нии глины в воде или заливании ею песка. Простота использования песочницы и тот факт, что песок (или земля) и вода являются наиболее естественными материалами, способствуют проявлению творческого начала.
Потребность в грязи в ходе арт-терапии отмечается у многих детей и взрослых, «плененных» культурой. Это выражается в

Слайд 31Типы предметов, используемых в песочной терапии
1. Люди: должны быть разного возраста

и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии и виды спорта; представители первобытных и племенных структур, причем, по возможности, целыми семьями; фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов, боги и богини разных народов, а также ангелы.
2. Наземные животные: эта подгруппа должна включать изображения диких животных — млекопитающих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся, червей, обитателей джунглей, равнин, пустынь, горных животных (в том числе домашних животных различных видов), доисторических животных — таких как динозавры, животных из мультфильмов.
3. Летающие животные: эта группа включает в себя птиц, обитающих на воде и на суше, диких и домашних, птиц — персонажей мультфильмов, доисторических птиц (птеродактиль, археоптерикс), а также насекомых — муравьев, мух, москитов, жуков, кузнечиков, пауков и бабочек.
4. Водные обитатели: к этой подгруппе относятся всевозможные виды рыб, включая обитающих в тропических широтах, — акулу и рыбу-меч, дельфинов и китов, а также моржи и морские котики, осьминоги, крабы, моллюски, морские коньки.
Типы предметов, используемых в песочной терапии1. Люди: должны быть разного возраста и пола. Необходимо также иметь несколько

Слайд 325. Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена

характерными для разных народов разнообразными домами, — от маленьких и скромных до больших и богато украшенных, а также пещерами, палатками или шатрами, зданиями больниц и тюрем. В набор должна входить мебель для кухонь, ванных, спален, гостиных, а также садовая и больничная мебель.
6. Домашняя утварь и продукты: горшки и сковородки, тарелки, чашки, блюдца, ножи, вилки, ложки, а также разные продукты в достаточном количестве. . Деревья и другие растения: эта подгруппа должна включать разные виды деревьев, по возможности как можно более достоверно передающие их детали, цветы и т. д. (иногда можно использовать и реальные растения).
8. Объекты небесного пространства: солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния.
9. Транспортные средства: эта подгруппа включает разные виды транспорта, предназначенные для перемещения по земле (велосипеды, автомобили, грузовики, танки), воде (лодки, парусные суда, корабли) и воздуху (самолеты, вертолеты, ракеты, парашюты).
10. Объекты среды обитания человека: заборы, дорожные знаки и оборудование; мосты, ворота, порталы и т. д.
5. Жилища и дома с мебелью: эта подгруппа должна быть представлена характерными для разных народов разнообразными домами,

Слайд 3311. Объекты особого рода: маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник,

вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца, костер, памятники и надгробия, саркофаги, религиозные объекты, зеркала, ларцы, коробки и бутылки, оружие. 12. Аксессуары: ткани, фотографии, шерсть, нити, пуговицы, цепочки, гвозди, шурупы, ювелирные изделия, монеты, портфели. 13. Естественные природные объекты: кристаллы и минералы, камни, кости, окаменелости, куски металла и дерева, сухие растения, желуди, семена, ракушки, перья, отполированные водой куски стекла, птичьи гнезда.
11. Объекты особого рода: маски, орудия труда, вулканы, весы правосудия, маятник, вазы, часы, музыкальные инструменты, пирамиды, яйца,

Слайд 34Песок
Песок является естественным природным материалом, существующим миллиарды лет. Он подвижен и

легко меняет свою форму; он может быть рассыпан на плоскости или образовать объемные формы; использование песка в песочной терапии не требует каких-либо физических усилий; клиент может работать с песком руками или использовать те или иные инструменты; создание из песка различных форм требует определенных затрат времени и позволяет передавать метафорические образы, ощущение бесконечности, неустойчивости и изменений, равнодушия и целый ряд других.
ПесокПесок является естественным природным материалом, существующим миллиарды лет. Он подвижен и легко меняет свою форму; он может

Слайд 35Вода
Вода также является естественным природным веществом, существующим с незапамятных времен. Она

может находиться в жидком, твердом или газообразном состоянии; не имеет постоянной формы; манипуляции с водой в песочной терапии не требуют каких-либо физических усилий; ее невозможно контролировать; вода может выступать в качестве метафоры глубины, покоя, бурного движения, чистоты и т. д.
ВодаВода также является естественным природным веществом, существующим с незапамятных времен. Она может находиться в жидком, твердом или

Слайд 36цвет
В арт-терапии присутствие или отсутствие тех или иных цветов является важным

индикатором состояния клиента и переживаемых им эмоций. Преобладание одних цветов и их различные сочетания могут быть результатом спонтанного выбора, хотя их присутствие в изобразительной работе придает ей специфический оттенок и требует особого анализа и понимания психологического содержания цвета. Цвет может подходить или не подходить для изображения того или иного предмета. Коричневый цвет обычно выбирается для изображения земли или ствола дерева. Попытка же клиента изобразить коричневым цветом небо или голубым — ствол дерева указывает на наличие у него определенных эмоциональных нарушений. В песочной терапии присутствуют всевозможные цвета — различные оттенки сухого и влажного песка, голубой цвет внутренней поверхности подноса, цвета различных предметов. Выбор клиентом тех или иных цветов является одним из факторов эмоциональной экспрессии. В этой главе содержится краткий обзор психологического значения цветов, которое необходимо учитывать, для того чтобы лучше понимать работу клиента.
цветВ арт-терапии присутствие или отсутствие тех или иных цветов является важным индикатором состояния клиента и переживаемых им

Слайд 37ЦВЕТОВАЯ КАРТА ДЛЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ И АРТ-ТЕРАПИИ
Красный Красный цвет — теплый,

стимулирующий, ассоциируется с кровью, жизнью, силой, витальностью, возбуждением, радостью и любовью. В то же время он символизирует чувственную страсть, гнев и насилие. Оказывает стимулирующее воздействие на двигательные функции и процесс принятия решений, а также провоцирует импульсивное поведение
ЦВЕТОВАЯ КАРТА ДЛЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ И АРТ-ТЕРАПИИКрасный Красный цвет — теплый, стимулирующий, ассоциируется с кровью, жизнью, силой,

Слайд 38Оранжевый
Оранжевый цвет сочетает в себе экстравертированность и импульсивность красного цвета с

интуитивностью желтого. Если 1 4 2 | Часть III. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКДЯ... клиент выбирает оранжевый цвет, это указывает на его социабельность и склонность к легкому, но несколько поверхностному, установлению контактов с окружающими. Этот цвет также указывает на высокую активность и получение энергии вместе с пищей, поскольку существует множество продуктов именно оранжевого цвета. Избыточное количество оранжевого цвета может служить свидетельством неусидчивости и нервозности.
ОранжевыйОранжевый цвет сочетает в себе экстравертированность и импульсивность красного цвета с интуитивностью желтого. Если 1 4 2

Слайд 39Желтый
ЗОЛОТОЙ желтый цвет символизирует солнечного бога, мудрость, понимание, интуицию и радость.

Желтый цвет занимает срединное положение в спектре, он соединяет теплые и холодные цвета. Он может быть представлен лимонным желтым цветом или теплым золотым желтым. Данный цвет ассоциируется с процессом принятия решений и различными аксессуарами. Предпочтение желтого цвета указывает на склонность клиента к теоретизированию и недостаточную способность к воплощению намеченных планов в реальную жизнь. Кроме того, желтый цвет ассоциируется с деструктивными тенденциями, ненавистью, обманом, трусостью и предрассудками.
ЖелтыйЗОЛОТОЙ желтый цвет символизирует солнечного бога, мудрость, понимание, интуицию и радость. Желтый цвет занимает срединное положение в

Слайд 40Зеленый
Зеленый цвет тесно связан с растительной жизнью, ростом, устойчивостью, надежностью и

прямолинейностью. Он обозначает умиротворение, покой, статику и исцеление. Предпочитающие зеленый цвет лица противятся изменениям и не склонны к фантазиям. Желто-зеленый цвет может ассоциироваться с началом новой жизни, активностью, ростом, регенерацией и радостью. Некоторые оттенки зеленого могут обозначать зависть, леность, эгоизм и депрессию.
ЗеленыйЗеленый цвет тесно связан с растительной жизнью, ростом, устойчивостью, надежностью и прямолинейностью. Он обозначает умиротворение, покой, статику

Слайд 41Синий
Синий цвет ассоциируется с бесконечной далью или глубиной. Это цвет, обозначающий

небо, истину, надежность, гармонию, покой и надежду. Он оказывает успокаивающее действие, однако в слишком больших количествах может вызывать депрессию. Темно-синий цвет также ассоциируется с неподвижностью, холодом и смертью.
СинийСиний цвет ассоциируется с бесконечной далью или глубиной. Это цвет, обозначающий небо, истину, надежность, гармонию, покой и

Слайд 42Фиолетовый
Фиолетовый цвет ассоциируется с царственностью, духовностью, вдохновением, загадочностью, мистикой, и магией.

В то же время он обозначает самообольщение и снобизм. Темно-фиолетовый цвет также указывает на уход от реальности в мир фантазии
ФиолетовыйФиолетовый цвет ассоциируется с царственностью, духовностью, вдохновением, загадочностью, мистикой, и магией. В то же время он обозначает

Слайд 43Белый
Белый цвет символизирует единство и гармонию всех цветов, невинность, веру и

истину. Флаг белого цвета означает признание своего поражения. Кандинский связывает белый цвет с молчанием и многообразием возможностей. Он также считает, что белый цвет способен нейтрализовать все другие цвета (Kandinsky, 1977, р. 39).
БелыйБелый цвет символизирует единство и гармонию всех цветов, невинность, веру и истину. Флаг белого цвета означает признание

Слайд 44Черный
Черный цвет символизирует пустоту, отсутствие света и цвета. Он ассоциируется с

силой, загадочностью и тьмой, из которой появилась жизнь, а также обозначает скорбь, печаль, зло, колдовство, бездуховность и ад. Кандинский рассматривает черный цвет как символ полной тишины, отсутствия возможностей и обездвиженности (Kandinsky, 1977, р. 39); в то же время черный цвет способен подчеркивать яркость других цветов.
ЧерныйЧерный цвет символизирует пустоту, отсутствие света и цвета. Он ассоциируется с силой, загадочностью и тьмой, из которой

Слайд 45Коричневый
Коричневый цвет ассоциируется с землей, ростом, поддержкой жизни и плодородием Матери-природы

— с той почвой, из торой произошла жизнь. В возрасте четырех-пяти лет дети изображают землю как горизонтальную линию в нижней части бумажного листа, на которой они располагают растения, людей и дома. Отсутствие такой линии указывает на дефицит поддержки и неуверенность ребенка в своих силах. Кроме того, коричневый цвет ассоциируется с экскрементами и ощущением собственной загрязненности, могилой и смертью, а также со стремлением подчиниться воле группы и отказом от индивидуальности
КоричневыйКоричневый цвет ассоциируется с землей, ростом, поддержкой жизни и плодородием Матери-природы — с той почвой, из торой

Слайд 46Процесс песочной терапии включает в себя создание целой последовательности образов
1. Первоначальные

реалистические сцены, указывающие на проблемы клиента и возможные подходы к их разрешению. 2. Погружение в личное бессознательное (тень) и более четкое проявление проблем и подходов к их разрешению. 3. Частичное разрешение основного комплекса. 4. Проявление противоположных качеств психики, центрирование и проявление Самости. 5. Появление нового «Я» и обострение конфликта между мужскими и женскими аспектами личности. 6. Проявление anima/animus. 7. Изменение позиций «Я» по отношению к надличностному опыту. 8. Соединение матриархальных элементов психики с патриархальными.
Процесс песочной терапии включает в себя создание целой последовательности образов1. Первоначальные реалистические сцены, указывающие на проблемы клиента

Слайд 47«Пирожки» Одним из первых действий играющего на пляже ребенка является изготовление

«пирожков», когда он наполняет песком формочку или ведерко
«Пирожки» Одним из первых действий играющего на пляже ребенка является изготовление «пирожков», когда он наполняет песком формочку

Слайд 48Горки Другой выпуклой песочной формой являются горки, получаемые путем сгребания песка

к центру подноса. Небольшое возвышение из песка напоминает грудь, живот или чрево — все они являются символами согревающего и питающего женского начала, атрибутами Матери-Земли.
Горки Другой выпуклой песочной формой являются горки, получаемые путем сгребания песка к центру подноса. Небольшое возвышение из

Слайд 49ПЛОСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ПЕСКА С РИСУНКАМИ И ОТПЕЧАТКАМИ
Рисование Линии на песке обозначают

границы территорий или путь; обычно их рисуют каким-либо предметом или пальцем
Отпечатки Когда человек идет по песку, следы получаются сами собой. Однако создание отпечатков рук, ног и различных предметов — один из способов украшения песочных форм, а также способ отразить стремление человека специально оставить знак своего присутствия.
ПЛОСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ПЕСКА С РИСУНКАМИ И ОТПЕЧАТКАМИРисование Линии на песке обозначают границы территорий или путь; обычно их

Слайд 50первая горка

первая горка

Слайд 51емкость с песком

емкость с песком

Слайд 52семь горок

семь горок

Слайд 53двойная спиральная дорога

двойная спиральная дорога

Слайд 54четыре дороги

четыре дороги

Слайд 55сердце и хамса

сердце и хамса

Слайд 56центральная пирамида

центральная пирамида

Слайд 57есять отпечатков рук

есять отпечатков рук

Слайд 58женщина из песка и богиня

женщина из песка и богиня

Слайд 59Песочная основа композиции символизирует тело, его кожные покровы и внутренности. Различные

проблемы клиента, связанные с дефицитом материнской поддержки, психологической и физической безопасностью, ростом или состоянием здоровья отражаются в манере использования клиентом песка, но не затрагивают элемент воды, а также то, что находится под ее поверхностью, под поверхностью земли и над этими средами.
Песочная основа композиции символизирует тело, его кожные покровы и внутренности. Различные проблемы клиента, связанные с дефицитом материнской

Слайд 60ПРОНИКНОВЕНИЕ В ТОЛЩУ ПЕСКА. ОТВЕРСТИЯ, ТОННЕЛИ, ЗАКАПЫВАНИЕ И РАСКАПЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
ПРОНИКНОВЕНИЕ В

ТОЛЩУ ПЕСКА Проникновение в глубь чего бы то ни было связано с движением за пределы внешней поверхности, а также вхождением в субстанцию предмета и его внутреннее пространство
Ямки образуются путем раскапывания песка руками или с помощью каких-либо инструментов и перемещением его на другие участки подноса
ПРОНИКНОВЕНИЕ В ТОЛЩУ ПЕСКА. ОТВЕРСТИЯ, ТОННЕЛИ, ЗАКАПЫВАНИЕ И РАСКАПЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВПРОНИКНОВЕНИЕ В ТОЛЩУ ПЕСКА Проникновение в глубь чего

Слайд 61Тоннели Тоннель является подземным проходом, соединяющим наземное место входа с местом

выхода из тоннеля. Погружение в толщу песка Погружение в толщу песка ассоциируется с движением вглубь как в прямом, так и в переносном смысле
В психотерапии дети часто любят прятать в песок мелкие предметы. Затем они пытаются этот предмет найти или просят сделать это психотерапевта.
Тоннели Тоннель является подземным проходом, соединяющим наземное место входа с местом выхода из тоннеля. Погружение в толщу

Слайд 62ПРИМЕРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ВЫКАПЫВАНИЕ ЯМОК И ТОННЕЛЕЙ, ЗАКАПЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПЕСОК И

ИХ ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПЕСКА
ПРИМЕРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ВЫКАПЫВАНИЕ ЯМОК И ТОННЕЛЕЙ, ЗАКАПЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПЕСОК И ИХ ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ПЕСКА

Слайд 63ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ. КАПАНИЕ МОКРЫМ ПЕСКОМ И ВЫЛИВАНИЕ ВОДЫ В ПЕСОЧНИЦУ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ. КАПАНИЕ МОКРЫМ ПЕСКОМ И ВЫЛИВАНИЕ ВОДЫ В ПЕСОЧНИЦУ

Слайд 64ПРИМЕРЫ НЕЖЕЛАНИЯ КЛИЕНТОВ ПРИКАСАТЬСЯ К ПЕСКУ Нежелание клиентов прикасаться к песку

иллюстрируют три приведенных ниже примера. Каждый из них отражает определенные переживания: стремление сохранить собственную идентичность, утвердить право на свою «территорию» и страх проникновения в глубь материала.
ПРИМЕРЫ НЕЖЕЛАНИЯ КЛИЕНТОВ ПРИКАСАТЬСЯ К ПЕСКУ Нежелание клиентов прикасаться к песку иллюстрируют три приведенных ниже примера. Каждый

Слайд 65дети, собирающие морские раковины возле пещеры

дети, собирающие морские раковины возле пещеры

Слайд 66мосты, пруд

мосты, пруд

Слайд 67центральная гора и пещера

центральная гора и пещера

Слайд 68остров

остров

Слайд 69марш животных

марш животных

Слайд 70кролик

кролик

Слайд 71стены

стены

Слайд 72холм

холм

Слайд 73три водоема — от холодного до теплого

три водоема — от холодного до теплого

Слайд 74Процесс песочной терапии начинается тогда, когда в результате творческого импульса бессознательное

клиента приходит в активное состояние, и на ограниченной территории песочницы он создает некий образ
Создание все новых песочных композиций отражает цикличность психической жизни и свойственный ей ритмы
Арт-терапия связана с использованием разных художественных материалов, с учетом их свойств и цветовых особенностей как значимых факторов психотерапевтического процесса. Каждый художественный материал имеет определенные возможности и ограничения и может быть интуитивно использован клиентом для выражения тех или иных переживаний и потребностей.
Процесс песочной терапии начинается тогда, когда в результате творческого импульса бессознательное клиента приходит в активное состояние, и

Слайд 75вывод
Арт-терапия связана с использованием разных художественных материалов, с учетом их свойств

и цветовых особенностей как значимых факторов психотерапевтического процесса. Каждый художественный материал имеет определенные возможности и ограничения и может быть интуитивно использован клиентом для выражения тех или иных переживаний и потребностей. Художественное творчество позволяет выйти за границы рационального мышления, забыть об ограниченности собственных возможностей и недостатков, что крайне существенно для продолжения работы. Очень важно доверять образам и находить для них те формы воплощения, которые в наибольшей степени соответствуют их качествам. Это способствует творчеству и позволяет в большей степени задействовать телесный аспект художественной работы.
выводАрт-терапия связана с использованием разных художественных материалов, с учетом их свойств и цветовых особенностей как значимых факторов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть