Презентация, доклад на тему Язык и образы фольклора

Содержание

Гипотеза: Исследовав колыбельные прошлого и настоящего, доказать , что язык и образы колыбельных песен сохраняются в течение веков , при этом обращения в них играют очень важную роль; колыбельная как жанр фольклора не утратила своего воспитательного

Слайд 1Исследовательская работа на тему: «Язык и образы

фольклора . Роль обращений в русских колыбельных»

Выполнили обучающиеся 5 класса МБОУ ЯСШ №2 Шапоренко Ангелина , Матвейчук Анна , Денисов Вадим

Руководитель проекта Юдина Л.А.

Исследовательская работа на тему: «Язык и образы     фольклора .

Слайд 2Гипотеза: Исследовав колыбельные прошлого и настоящего, доказать , что язык и

образы колыбельных песен сохраняются в течение веков , при этом обращения в них играют очень важную роль;
колыбельная как жанр фольклора не утратила своего воспитательного значения в наше время;
влияние на развитие ребенка колыбельных положительно , хотя песни недостаточно востребованы в современном мире.
Гипотеза: Исследовав колыбельные прошлого и настоящего, доказать , что язык и образы колыбельных песен сохраняются в течение

Слайд 3
Актуальность:Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии,

с попыткой увидеть значимость колыбельной песни в духовном развитии ребёнка, раскрыть её тайны.
Цель: Проследить, какие образы колыбельных песен сохранились в наше время , а какие утратили свое значение. Какова языковая роль обращений в колыбельных песнях.

Актуальность:Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии, с попыткой увидеть значимость колыбельной песни

Слайд 4Колыбельная – самая первая музыка в жизни человека. Есть особая, волшебная

прелесть в звучании этих песен, и не случайно. Своеобразная поэзия колыбельных ведёт начало от заклинаний; первоначально колыбельные выполняли магическую функцию. В колыбельной зашифрованы знания о мире, которые
пробуждаются в генетической памяти.
Мы решили найти подтверждение этому явлению и раскрыть его в исследовательской работе «Язык и образы колыбельной песни»
стоит ли сегодня говорить об этих песнях? Думаем, стоит. В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, многие просто забыли об огромном значении колыбельных песен для развития ребёнка.

Колыбельная – самая первая музыка в жизни человека. Есть особая, волшебная прелесть в звучании этих песен, и

Слайд 6История изучения колыбельной песни
История изучения колыбельной песни насчитывает более двух веков:

в 73 году 18 столетия публикуется "Колыбельная песенка» А.С. Шишкова, которую поет Анюта, качая свою.
История же публикаций фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков. Несмотря на то, что в сборниках колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет
История изучения колыбельной песни История изучения колыбельной песни насчитывает более двух веков: в 73 году 18 столетия

Слайд 7 Функции колыбельной песни
Усыпительная

Функции колыбельной песниУсыпительная

Слайд 8Персонажи колыбельных песен из реальной жизни, наделённые человеческими качествами.
Котя, котенька, коток,
Котя

- серенький бочок.
Приди, котя, ночевать,
мою детку покачать

Люлю - люлю - люлюшки,
да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
стал мой милый засыпать

Баю-баюшки-баю,
Не ложись на краю:
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.

Персонажи колыбельных песен из реальной жизни, наделённые человеческими качествами. Котя, котенька, коток,Котя - серенький бочок.Приди, котя, ночевать,

Слайд 10В колыбельных сохраняются следы языческого мышления, для которого характерно представление различных

состояний человека в виде живых существ, такими мифическими существами являются Сон , Дрема, Покой, Угомон ,к ним обращаются с просьбой дать сон ребенку: « Сон , Дрема, Накатись на глаза ; Уж ты, Дремушка-дрема ,Приди Ванечке в голова»

Дрёма - вечерний и ночной дух в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом или доброй старушки с мягкими ласковыми руками

В колыбельных сохраняются следы языческого мышления, для которого характерно представление различных состояний человека в виде живых существ,

Слайд 11 Колыбельная и заговор
Колыбельная и заговор

Колыбельная и заговорКолыбельная и заговор

Слайд 13 Бессонница
Это магическая колыбельная

кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
"Сонница - бессоница,
не играй с моим дитятком,
а играй этой куколкой".
БессонницаЭто магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины

Слайд 14заговор
Соня – сонятко, усыпи дитятко,
Обволоки дрёмой в сонных хоромах.
Заведу глаза, шепну

три раза:
«Спитко, посыпатко, Соня – сонятко».
заговорСоня – сонятко, усыпи дитятко,Обволоки дрёмой в сонных хоромах.Заведу глаза, шепну три раза:«Спитко, посыпатко, Соня – сонятко».

Слайд 15Сравнительный анализ заговора и колыбельной песни

Сравнительный анализ заговора и колыбельной песни

Слайд 17Вывод:
В колыбельных песнях можно выделить несколько групп сюжетных линий

1. Пожелания ребенку:

а) сна, здоровья, роста; б) послушания; в) смерти. 2. Обращение к различным существам с просьбой (требованием):
а) дать ребенку сон, здоровье, укачать его;
б) не пугать его, не мешать его сну.
II. Песни повествовательные:
1. О самом ребенке.
2. О разных людях.
3. О животных, птицах, предметах
Вывод:В колыбельных песнях можно выделить несколько групп сюжетных линий1. Пожелания ребенку: а) сна, здоровья, роста; б) послушания;

Слайд 18После принятия христианства в колыбельных песнях появляются образы традиционных защитников –

ангелов, святых, Господа Бога, которых призывают для помощи и благословения.
Чаще всего обращаются к Богородице с просьбой защитить младенца от нечистой силы, уберечь, усыпить:
Успения Мать,
Уложи младеня спать
На тесову на кровать.
Встречаются также песни позднейшего происхождения, сочиненные непрофессиональным автором:

Спи, пока забот не знаешь,
Когда будешь ты большой —
Все узнаешь ты тогда.
Нынче Господу молись,
Уму-разуму учись.
В церковь Божию ходи,
И со всеми мир веди,
Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать.
После принятия христианства в колыбельных песнях появляются образы традиционных защитников – ангелов, святых, Господа Бога, которых призывают

Слайд 19 В колыбельных песнях матери рассказывали о радостях и горестях своей

жизни, о своих хозяйственных заботах, о том, что их занимало в данное время. Одновременно ребенок получал некоторые сведения об окружающем его мире, постигал особенности родной речи.

Вырастешь большой,
Недосуг будет спать,
Надо работу работать,
Орать, боронить,
Огород городить,
В лес по ягоды ходить,
По коровушку ходить.

Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.
Будет время – подрастёшь,
На работу пойдёшь.

Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.

Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать

В колыбельных песнях матери рассказывали о радостях и горестях своей жизни, о своих хозяйственных заботах, о

Слайд 20Тексты колыбельных песен являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают разнообразный

круг образов, персонажей, явлений.
Колыбельные песни – это то лучшее, что создал и сохранил до настоящего времени русский народ за свою многовековую историю
Тексты колыбельных песен являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают разнообразный круг образов, персонажей, явлений.Колыбельные песни –

Слайд 21Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных

появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование
Люли, люли, люлиньки,
Сели гули на люлиньку,
Стали гули ворковать,
Чем Ванюшу нам питать?
Чайком, молочком, сахарком,

Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют

Слайд 22Связь колыбельной с верованиями древних славян

Связь колыбельной с верованиями древних славян

Слайд 23Вывод: Рассмотрев примеры, проведя сравнительный анализ, мы пришли к выводу, что

целиком колыбельные песни из заклинаний и заговоров не создавались. В песнях используются только образы и элементы заговоров
Вывод: Рассмотрев примеры, проведя сравнительный анализ, мы пришли к  выводу, что целиком колыбельные

Слайд 24Роль обращений в колыбельных
В одной- в роли обращений выступают имена детей

,не содержащие эмоциональных оценок :
Спи- ко , Ваня ,засыпай.
Поскорее вырастай Другая группа обращений к ребенку отличается эмоциональной окрашенностью. В большинстве случаев имя ребенка употребляется в ласкательной форме : Иванушка ,Настенька.
Большую роль в усилении эмоциональности играют эпитеты, которые стоят при обращениях, выраженных именами собственными или существительными: дитя, сыночек, доченька: «Спи , дитя мое родное ,Спи уваженное, Спи, улаженное»; «Спи, ребенок ,дорогой ,Ненаглядный, золотой»: «Спи-ка , Илюшенька ,Спи , маленькой, Спи худенькой, Спи. узенькой»

Роль обращений в колыбельныхВ одной- в роли обращений выступают имена детей ,не содержащие эмоциональных оценок :

Слайд 25 Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку младенца,

в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало общенародное поверье, что кот – большой друг домового, и он “при случае” непременно доложит "дедушке" (домовому) о “доброте хозяйской”, а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой.
Воспринимая кота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «папы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост в великий пост», «сошьем тебе чоботы по самые животы», «хвостик вызолочу, лапки высеребрю» и т. д.
Кота уговаривают не ходить к чужим детям:
Не качай ты, коток,
Чужих деточек
Малолеточек.
Поди к нам ночевать
Да Ванюшу качать.
Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота

Слайд 26Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор

называют “люлькой”, ребенка - “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах. В более поздних вариантах Лель – м.р.
Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка - “лялей”, “лялечкой”,

Слайд 27К ребенку обращаются, называя его Солнышко, соколик, голубочек , рыбка. Некоторые

обращения включают в себя перефразы ,которые подчеркивают характерные черты ребенка: «Спи-тко ,теплая сугрева ,Отцу – матери замена» . «Ты сугрева теплая, Расти замена легкая, Уж ты легонький посол, Куда пошлешь ,туда пошел».
Однако колыбельные нужны не только младенцам, но и более взрослым детям. Они дают азы грамматического строя речи, помогают образовывать однокоренные слова (например, "кот", "котенька", "коток", "котик", "котя").
Одним из частых элементов обращений является повторение: «Спи –ко , девица, спи ,красавица ,Спи , красавица ,бесприданница…»
К ребенку обращаются, называя его Солнышко, соколик, голубочек , рыбка. Некоторые обращения включают в себя перефразы ,которые

Слайд 28колыбельные песни – это и сокровищница народного русского языка.
Вывод: Проанализировав обращения,

встречающиеся в колыбельных , мы пришли к выводу о том ,что они несут большую эмоциональную нагрузку , оберегающую , ласкательную функции. Как правило, они тесно связаны с древней языческой мифологией, но со временем утратили заклинательную функцию. Некоторые обращения являются как предостережение или предчувствие тяжелой судьбы, служат тесной связующей между матерью и ребенком.
колыбельные песни – это и сокровищница народного русского языка. Вывод: Проанализировав обращения, встречающиеся в колыбельных , мы

Слайд 29Люли, люли, прилетели гули, стали зернышки клевать , а ребенок засыпать. .

Наше творчество

Баю,баю,баиньки,
Спи, Ванюша маленький. Крепче глазки закрывай Баю, баюшки,
бай-бай

Люли, люли, прилетели гули,  стали зернышки клевать , а ребенок засыпать. .

Слайд 31 Социологический опрос учеников нашего

класса: «Какие колыбельные песни вы знаете?»
Социологический опрос учеников нашего класса: «Какие колыбельные песни вы

Слайд 33 Влияют ли колыбельные песни на

душевное состояние ребёнка?
Влияют ли колыбельные песни на

Слайд 34 Перспектива развития

проектной работы:

Создать сборник колыбельных песен

Пополнить экспозицию школьного музея записями колыбельных песен

Провести вечер фольклора

Перспектива развития      						проектной работы: Создать сборник колыбельных песенПополнить

Слайд 35Литература

О.П. Радынова "Владос", 1995г «Баюшки-баю» « Слушаем и поем колыбельные песни»
Карнаухова И. В. «Баиньки: русская народная песенка» / И. В. Карнаухова; Худож. Т. Зеброва. – М.: Малыш, 1986
«Колыбельные: Поэт. сб.» / Ил. Л. Орловой, У. Артеменко.- М.:ООО «Самокат», 2006
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%FB%E1%E5%EB%FC%ED%E0%FFhttp://slovari.yandex.ru/колыбельные%20песни%20/ Гуманитарный%20словарь/Колыбельные%20песни/


Литература

Слайд 36Спасибо за внимание!

Спасибо за        внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть