Слайд 1Исследовательская работа на тему: «Язык и образы
фольклора . Роль обращений в русских колыбельных»
Выполнили обучающиеся 5 класса МБОУ ЯСШ №2 Шапоренко Ангелина , Матвейчук Анна , Денисов Вадим
Руководитель проекта Юдина Л.А.
Слайд 2Гипотеза: Исследовав колыбельные прошлого и настоящего, доказать , что язык и
образы колыбельных песен сохраняются в течение веков , при этом обращения в них играют очень важную роль;
колыбельная как жанр фольклора не утратила своего воспитательного значения в наше время;
влияние на развитие ребенка колыбельных положительно , хотя песни недостаточно востребованы в современном мире.
Слайд 3
Актуальность:Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии,
с попыткой увидеть значимость колыбельной песни в духовном развитии ребёнка, раскрыть её тайны.
Цель: Проследить, какие образы колыбельных песен сохранились в наше время , а какие утратили свое значение. Какова языковая роль обращений в колыбельных песнях.
Слайд 4Колыбельная – самая первая музыка в жизни человека. Есть особая, волшебная
прелесть в звучании этих песен, и не случайно. Своеобразная поэзия колыбельных ведёт начало от заклинаний; первоначально колыбельные выполняли магическую функцию. В колыбельной зашифрованы знания о мире, которые
пробуждаются в генетической памяти.
Мы решили найти подтверждение этому явлению и раскрыть его в исследовательской работе «Язык и образы колыбельной песни»
стоит ли сегодня говорить об этих песнях? Думаем, стоит. В современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, многие просто забыли об огромном значении колыбельных песен для развития ребёнка.
Слайд 6История изучения колыбельной песни
История изучения колыбельной песни насчитывает более двух веков:
в 73 году 18 столетия публикуется "Колыбельная песенка» А.С. Шишкова, которую поет Анюта, качая свою.
История же публикаций фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков. Несмотря на то, что в сборниках колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет
Слайд 7 Функции колыбельной песни
Усыпительная
Слайд 8Персонажи колыбельных песен из реальной жизни, наделённые человеческими качествами.
Котя, котенька, коток,
Котя
- серенький бочок.
Приди, котя, ночевать,
мою детку покачать
Люлю - люлю - люлюшки,
да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
стал мой милый засыпать
Баю-баюшки-баю,
Не ложись на краю:
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Слайд 10В колыбельных сохраняются следы языческого мышления, для которого характерно представление различных
состояний человека в виде живых существ, такими мифическими существами являются Сон , Дрема, Покой, Угомон ,к ним обращаются с просьбой дать сон ребенку: « Сон , Дрема, Накатись на глаза ; Уж ты, Дремушка-дрема ,Приди Ванечке в голова»
Дрёма - вечерний и ночной дух в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом или доброй старушки с мягкими ласковыми руками
Слайд 11 Колыбельная и заговор
Колыбельная и заговор
Слайд 13 Бессонница
Это магическая колыбельная
кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
"Сонница - бессоница,
не играй с моим дитятком,
а играй этой куколкой".
Слайд 14заговор
Соня – сонятко, усыпи дитятко,
Обволоки дрёмой в сонных хоромах.
Заведу глаза, шепну
три раза:
«Спитко, посыпатко, Соня – сонятко».
Слайд 15Сравнительный анализ заговора и колыбельной песни
Слайд 17Вывод:
В колыбельных песнях можно выделить несколько групп сюжетных линий
1. Пожелания ребенку:
а) сна, здоровья, роста; б) послушания; в) смерти. 2. Обращение к различным существам с просьбой (требованием):
а) дать ребенку сон, здоровье, укачать его;
б) не пугать его, не мешать его сну.
II. Песни повествовательные:
1. О самом ребенке.
2. О разных людях.
3. О животных, птицах, предметах
Слайд 18После принятия христианства в колыбельных песнях появляются образы традиционных защитников –
ангелов, святых, Господа Бога, которых призывают для помощи и благословения.
Чаще всего обращаются к Богородице с просьбой защитить младенца от нечистой силы, уберечь, усыпить:
Успения Мать,
Уложи младеня спать
На тесову на кровать.
Встречаются также песни позднейшего происхождения, сочиненные непрофессиональным автором:
Спи, пока забот не знаешь,
Когда будешь ты большой —
Все узнаешь ты тогда.
Нынче Господу молись,
Уму-разуму учись.
В церковь Божию ходи,
И со всеми мир веди,
Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать.
Слайд 19 В колыбельных песнях матери рассказывали о радостях и горестях своей
жизни, о своих хозяйственных заботах, о том, что их занимало в данное время. Одновременно ребенок получал некоторые сведения об окружающем его мире, постигал особенности родной речи.
Вырастешь большой,
Недосуг будет спать,
Надо работу работать,
Орать, боронить,
Огород городить,
В лес по ягоды ходить,
По коровушку ходить.
Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.
Будет время – подрастёшь,
На работу пойдёшь.
Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.
Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать
Слайд 20Тексты колыбельных песен являются прекрасными образцами народной поэзии. Они охватывают разнообразный
круг образов, персонажей, явлений.
Колыбельные песни – это то лучшее, что создал и сохранил до настоящего времени русский народ за свою многовековую историю
Слайд 21Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных
появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование
Люли, люли, люлиньки,
Сели гули на люлиньку,
Стали гули ворковать,
Чем Ванюшу нам питать?
Чайком, молочком, сахарком,
Слайд 22Связь колыбельной с верованиями древних славян
Слайд 23Вывод:
Рассмотрев примеры, проведя сравнительный анализ, мы пришли к выводу, что
целиком колыбельные песни из заклинаний и заговоров не создавались. В песнях используются только образы и элементы заговоров
Слайд 24Роль обращений в колыбельных
В одной- в роли обращений выступают имена детей
,не содержащие эмоциональных оценок :
Спи- ко , Ваня ,засыпай.
Поскорее вырастай Другая группа обращений к ребенку отличается эмоциональной окрашенностью. В большинстве случаев имя ребенка употребляется в ласкательной форме : Иванушка ,Настенька.
Большую роль в усилении эмоциональности играют эпитеты, которые стоят при обращениях, выраженных именами собственными или существительными: дитя, сыночек, доченька: «Спи , дитя мое родное ,Спи уваженное, Спи, улаженное»; «Спи, ребенок ,дорогой ,Ненаглядный, золотой»: «Спи-ка , Илюшенька ,Спи , маленькой, Спи худенькой, Спи. узенькой»
Слайд 25 Прежде чем впервые положить в только что сконструированную люльку младенца,
в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало общенародное поверье, что кот – большой друг домового, и он “при случае” непременно доложит "дедушке" (домовому) о “доброте хозяйской”, а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой.
Воспринимая кота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «папы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост в великий пост», «сошьем тебе чоботы по самые животы», «хвостик вызолочу, лапки высеребрю» и т. д.
Кота уговаривают не ходить к чужим детям:
Не качай ты, коток,
Чужих деточек
Малолеточек.
Поди к нам ночевать
Да Ванюшу качать.
Слайд 26Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор
называют “люлькой”, ребенка - “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах. В более поздних вариантах Лель – м.р.
Слайд 27К ребенку обращаются, называя его Солнышко, соколик, голубочек , рыбка. Некоторые
обращения включают в себя перефразы ,которые подчеркивают характерные черты ребенка: «Спи-тко ,теплая сугрева ,Отцу – матери замена» . «Ты сугрева теплая, Расти замена легкая, Уж ты легонький посол, Куда пошлешь ,туда пошел».
Однако колыбельные нужны не только младенцам, но и более взрослым детям. Они дают азы грамматического строя речи, помогают образовывать однокоренные слова (например, "кот", "котенька", "коток", "котик", "котя").
Одним из частых элементов обращений является повторение: «Спи –ко , девица, спи ,красавица ,Спи , красавица ,бесприданница…»
Слайд 28колыбельные песни – это и сокровищница народного русского языка.
Вывод: Проанализировав обращения,
встречающиеся в колыбельных , мы пришли к выводу о том ,что они несут большую эмоциональную нагрузку , оберегающую , ласкательную функции. Как правило, они тесно связаны с древней языческой мифологией, но со временем утратили заклинательную функцию. Некоторые обращения являются как предостережение или предчувствие тяжелой судьбы, служат тесной связующей между матерью и ребенком.
Слайд 29Люли, люли, прилетели гули,
стали зернышки клевать ,
а ребенок засыпать.
.
Наше творчество
Баю,баю,баиньки,
Спи, Ванюша маленький. Крепче глазки закрывай Баю, баюшки,
бай-бай
Слайд 31 Социологический опрос
учеников нашего
класса:
«Какие колыбельные песни вы знаете?»
Слайд 33 Влияют ли колыбельные песни на
душевное состояние ребёнка?
Слайд 34 Перспектива развития
проектной работы:
Создать сборник колыбельных песен
Пополнить экспозицию школьного музея записями колыбельных песен
Провести вечер фольклора
О.П. Радынова "Владос", 1995г «Баюшки-баю» « Слушаем и поем колыбельные песни»
Карнаухова И. В. «Баиньки: русская народная песенка» / И. В. Карнаухова; Худож. Т. Зеброва. – М.: Малыш, 1986
«Колыбельные: Поэт. сб.» / Ил. Л. Орловой, У. Артеменко.- М.:ООО «Самокат», 2006
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%FB%E1%E5%EB%FC%ED%E0%FFhttp://slovari.yandex.ru/колыбельные%20песни%20/ Гуманитарный%20словарь/Колыбельные%20песни/