Слайд 1Педагог-психолог
филиала МБОУ Сосновской СОШ № 1 в с. Отъяссы
Нагорнова Ольга Николаевна
Я
– профориентолог
Слайд 2
Профориентолог – это не мало.
Он поймет и поможет, коль надо.
Мы
решим с ним проблемы мои:
что хочу , что могу и что надо.
ХОЧУ
интересна и привлекательна
НАДО
имеет спрос на рынке труда
МОГУ
доступна и посильна
Слайд 3«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для
него ни один ветер не будет попутным.»
Сенека.
Слайд 4 Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых
зависит будущее, и повседневных, бытовых. Но, среди тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли и по влиянию на судьбу с выбором профессии.
Столько возможностей, столько вариантов предлагает жизнь!
Как понять какая именно профессия ТВОЯ?
Слайд 5Координация деятельности структур школы
Ответственный за профориентацию
Зам. руководителя
по УВР
Ответственный
за ВР
Психолог,
социальный педагог
Предпрофильная
подготовка
Профиль
элективы,
предметные кружки
Проектная
деятельность
МО учителей н/ш
МО учителей-
предметников
МО
классных
руководителей
и начальной школы
Объединения ДО
Библиотека
Экскурсионная
деятельность
Анкетирование
Диагностика
Просвещение
Консультирование
Помощь в
трудоустройстве
Слайд 6В нашей школе сложились следующие структура и содержание профориентации школьников:
Начальная школа
Пропедевтический блок
Цель этапа: формирование представлений о мире профессий
«Кем быть» - ознакомительные занятия о мире профессий, беседы о профессиях родителей.
Помощь в выборе кружков и секций
Слайд 8Структура и содержание профориентации школьников:
5-6 классы
Информационный блок.
Цель этапа: расширение представлений о мире профессий
-Знакомство с разновидностями профессий
-Установление связи учебных предметов и различных профессий
-Предварительная диагностика личностных особенностей и образовательного запроса школьников, выяснение мнения их родителей
-Встречи с представителями различных профессий
- Осознанный выбор кружков и секций
-Профессиональные пробы в ролевых и деловых играх
Слайд 9Структура и содержание профориентации школьников:
7-9 классы
Предпрофильная подготовка.
Основной блок.
Цель этапа: Формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Уточнение образовательного запроса
Выяснение первичных профессиональных намерений и отслеживание их динамики
Акцентирование успехов в школьных предметах и дополнительном образовании
Углубленная психолого-педагогическая диагностика способностей, интересов, склонностей, личностных особенностей, готовности к профессии, построение «психологического профиля» каждого школьника
Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся
Слайд 10Структура и содержание профориентации школьников:
10-11 классы
Профилизация обучения.
Итоговый блок.
Цель этапа: Помощь в осуществлении выбора будущей профессии
Дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями
- Осознанный профессиональный выбор
- Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием
- Информирование о ситуации на рынке труда
- Знакомство с условиями поступления в профессиональные учебные заведения
Слайд 11
Анализ опыта работы
Анализ опыта работы показал,
что сложившаяся на данный момент система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников достаточно эффективна по ряду причин:
Слайд 12Определился психодиагностический минимум для определения интересов, склонностей, умственных способностей и профессиональных
предпочтений школьников разных возрастов, выбранные методики не дублируют друг друга и дают достаточно полную картину индивидуальных особенностей ученика.
Слайд 13 Использование активизирующих методик позволяет стимулировать размышления учащихся
о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения, воспитывать ответственность за собственный выбор, а также формировать у учащихся устойчивый интерес к своим психологическим особенностями перспективам их развития
Слайд 14 Вот набор используемых
психодиагностических методик:
Анкета жизненного и профессионального самоопределения.
«Шкала
тревожности» для учащихся (Рогов Е. И.).
Анкета для изучения мотивации учения.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.
Карта интересов Голомштока.
Модифицированный тест Холланда.
Опросник профессиональных склонностей Йоваши.
Краткий отборочный тест - КОТ (В. Н. Бузин)
Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
Активизирующие методики Н.С. Пряжникова «Будь готов!» и «Перекресток».
Характерологический опросник Айзенка.
Анкета удовлетворенности качеством образования для учащихся и их родителей.
Слайд 15 Разработан набор «Советы и рекомендации выпускнику основной
школы», в который вошли индивидуально-психологическая характеристика 9-классника, заполненная «Матрица альтернативного выбора профессии», профессиограммы предпочитаемых профессий, а также перечень учебных заведений Тамбовской области , в которых можно продолжить обучение и приобрести профессию после окончания основной школы. Такой набор получает каждый из выпускников основной школы.
Слайд 16Ежегодное анкетирование выпускников средней школы также помогает оценить эффективность профориентационной работы.
В числе прочих им задаются вопросы:
Планы на будущее:
Школа научила меня тому, что может пригодиться в дальнейшей учебе или работе
Слайд 17Школа научила меня самостоятельно справляться с возникающими трудностями
Школа помогла определить
сферу моих интересов
Слайд 18Школа помогла развить мои способности
Школа мало сделала, чтобы подготовить меня к
взрослой жизни
Слайд 19 Можно отметить, что выпускники достаточно высоко оценивают результаты
обучения в школе, в том числе по вопросам профориентации.
Слайд 20Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной
работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
-Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
-Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
-Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
-Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
-Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Слайд 21Лестница профессионального успеха