Презентация, доклад на тему Выявление и профилактика жестокого обращения с детьми

Содержание

Определение понятия В психолого-педагогической, социологической, юридической литературе дается множество определений жестокого обращения с детьми. Наиболее общее определение: Жестокое обращение с детьми – «действия, препятствующие достижению ребенком его физического или психологического потенциала» (Д. Гил). Более конкретное определение:

Слайд 1 Выявление и профилактика жестокого обращения с детьми.

Выявление и профилактика жестокого обращения с детьми.

Слайд 2Определение понятия
В психолого-педагогической, социологической, юридической литературе дается множество определений жестокого

обращения с детьми.
Наиболее общее определение:
Жестокое обращение с детьми – «действия, препятствующие достижению ребенком его физического или психологического потенциала» (Д. Гил).
Более конкретное определение:
«Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» (Т.Я. Сафонова).
Определение понятия В психолого-педагогической, социологической, юридической литературе дается множество определений жестокого обращения с детьми. Наиболее общее определение:

Слайд 3История проблемы
Жестокое обращение с детьми – черта жизни общества на протяжении

многих веков.
Упоминание о жестокости к детям в литературе встречается со 2 в. н.э.
Детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или дефектных детей.
Убийство детей в ритуальных целях.
Родитель (владелец) обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью.
История проблемыЖестокое обращение с детьми – черта жизни общества на протяжении многих веков. Упоминание о жестокости к

Слайд 4Формы жестокого обращения
(В.Г.Кирсанова, М.Ю.Краева)
Физическое насилие
Психологическое насилие
Сексуальное насилие
Пренебрежение основными нуждами

( Н.О.Зиновьева, Н.Ф.Михайлова)
Физическое

насилие
Психологическое насилие
Эмоциональное насилие
Насилие в школе
Формы жестокого обращения (В.Г.Кирсанова, М.Ю.Краева)Физическое насилиеПсихологическое насилиеСексуальное насилиеПренебрежение основными нуждами( Н.О.Зиновьева, Н.Ф.Михайлова)Физическое насилиеПсихологическое насилиеЭмоциональное насилиеНасилие в школе

Слайд 5Физическое насилие
Физическое насилие – умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также

использование физической силы(причинение боли, лишение свободы, принуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью нарушает нормальное развитие или создает реальный риск для жизни ребенка.

Физическое насилиеФизическое насилие – умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также использование физической силы(причинение боли, лишение свободы,

Слайд 6Характерные черты семей, где наблюдается физическое насилие в отношении детей
Родители употребляют

алкоголь, наркотики;
Родители имеют психические заболевания;
Родители находятся в состоянии стресса в связи с трудной жизненной ситуацией;
Нарушен эмоционально-психологический климат в семье (частые скандалы, отсутствие уважения супругов друг к другу);
Родители убеждены, что физическое наказание – адекватный метод воспитания детей;
Родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;
Дети страдают инвалидизирующими заболеваниями, имеют особенности, требующие повышенного внимания родителей (например, СДВГ)
Характерные черты семей, где наблюдается физическое насилие в отношении детейРодители употребляют алкоголь, наркотики;Родители имеют психические заболевания;Родители находятся

Слайд 7Характер повреждений при физическом насилии:
Ушибы, разные по времени возникновения ссадины (различаются

по цвету кожных покровов – от красного до буро-коричневого) в разных частях тела, возможно имеющие форму предмета, которым нанесено повреждение;
Контактные ожоги различной локализации (располагаются чаще на стопах, кистях рук, груди, голове); ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;
Выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
Укусы (характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатками верхних и нижних резцов, наличием кровоподтёков.

Характер повреждений при физическом насилии: Ушибы, разные по времени возникновения ссадины (различаются по цвету кожных покровов –

Слайд 8Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если в поведении ребенка присутствуют

следующие признаки:

младший школьный возраст:
отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль;
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
негативизм, агрессивность;
лживость, воровство;
жестокость по отношению к животным;
склонность к поджогам;
стремление скрыть причину повреждения и травм;
одиночество, отсутствие друзей;
боязнь идти домой после школы;

подростковый возраст:
побеги из дома;
депрессия, суицидальные попытки (попытки самоубийства);
делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если в поведении ребенка присутствуют следующие признаки: младший школьный возраст:отсутствие сопротивления,

Слайд 9Психологическое насилие
это однократное или хроническое воздействие (оскорбление, унижение, угрозы

в адрес ребенка и значимых для него лиц) на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей или лиц, их заменяющих, которое вызывает нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию

Формы психологического насилия
Отвержение
Изоляция
Терроризирование
Развращение
Игнорирование

Психологическое насилие  это однократное или хроническое воздействие (оскорбление, унижение, угрозы в адрес ребенка и значимых для

Слайд 10Пренебрежение интересами и нуждами ребенка- это отсутствие должного обеспечения основных нужд

и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение
к нуждам и интересам ребенка:
Несоответствующая возрасту и размерам ребенка одежда;
Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании;
Задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
Задержка речевого и моторного развития, исчезающее при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
Отсутствие надлежащих прививок;
Частая заболеваемость;
Запущенный кариес;
Частая госпитализация в отделение неотложной и скорой помощи в связи с травмами;
Требование ребенком ласки и внимания, стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
Подавленное настроение, апатия или, наоборот, гиперактивность;
Агрессивность, жестокость к животным;
Ребенок не посещает школу, пропускает занятия в школе, приходит на занятия слишком рано и уходит слишком поздно.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка- это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде,

Слайд 11Сексуальное насилие
Особенности поведения детей, по которым можно заподозрить возможное насилие по

отношению к ребенку, носящее сексуальный характер:
младший школьный возраст:
низкая успеваемость;
замкнутость, стремление к уединению;
изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
ночные кошмары;
страхи;
регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);
несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
беспричинные нервно-психические расстройства;



старший школьный возраст, подростки:
депрессия;
побеги из дома или институциональных учреждений;
низкая самооценка;
угрозы или попытки самоубийства;
сексуализированное поведение;
употребление наркотиков или алкоголя;
проституция или беспорядочные половые связи;
жалобы на боли в животе.

Сексуальное насилиеОсобенности поведения детей, по которым можно заподозрить возможное насилие по отношению к ребенку, носящее сексуальный характер:младший

Слайд 12Сексуальное насилие
Распознать сексуальное насилие очень трудно. Во-первых, свидетельства бывают очень редко,

во-вторых, насильник всегда отрицает факт насилия. Поэтому огромное значение для диагностики имеет слово ребёнка. Чаще всего дети не хотят говорить.
Причин такого молчания несколько:
Ребёнка запугивали.
Он стыдится говорить об этом.
Его убедили хранить «секрет».
Он считает себя виноватым но всем.
Его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми.
Для своевременной диагностики сексуального насилия большое значение имеют часто проводимые медицинские обследования, во время которых нужно обращать внимание на внешние признаки насилия, описанные выше.
Сексуальное насилиеРаспознать сексуальное насилие очень трудно. Во-первых, свидетельства бывают очень редко, во-вторых, насильник всегда отрицает факт насилия.

Слайд 13Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с

российским законодательством:

- Административная ответственность
- Уголовная ответственность
- Гражданско - правовая ответственность

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством:- Административная ответственность- Уголовная ответственность-

Слайд 14Административная ответственность
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность

за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Административная ответственность    Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение

Слайд 15 Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность устанавливается Семейным кодексом Российской Федерации (СК).
Статья

65 СК «Осуществление родительских прав» гласит:
«1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».
Если родители «жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность» они могут быть лишены родительских прав (статья 69 «Лишение родительских прав»), или ограничены (статья 73), а усыновление может быть отменено, «если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией» (статья 141). При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью ребенок может быть отобран (статья 77).

Гражданско-правовая ответственность  Гражданско-правовая ответственность устанавливается Семейным кодексом Российской Федерации (СК). Статья 65 СК «Осуществление родительских

Слайд 16Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность лиц за все

виды насилия над детьми и за пренебрежение основными потребностями детей:

-ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
-ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
-ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в
состоянии аффекта),
- ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
- ст.116 (побои),
- ст.117 (истязание),
- ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности),
-ст. 131 (изнасилование);
-ст.132 (насильственные действия сексуального характера);
- ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера),
- ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);
-ст. 135 (развратные действия);
- ст.125 (оставление в опасности);
-ст.124 (неоказание помощи больному);
-ст.156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);
- ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);
- ст. 110 (доведение до самоубийства);
- ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность лиц за все виды насилия над детьми и за

Слайд 17Рекомендуемая литература
Руководство по предупреждению насилия над детьми. / Институт психотерапии

и психоанализа Академии гуманитарных исследований. Москва, Владос. – 1997
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005. – 256 с.
Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. №4. С. 34-37.
Алексеева Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье // Педагогика. – 2006. - №5. С. 43-52.
Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. – М.: ИНФРА, 1995. 320 с.
. Защита детей от жестокого обращения. / Под редакцией Волковой Е.Н. – СПб.: Питер, 2007ю – 256 с.
Елисеев Д. Жестокое обращение с детьми как проблема современного общества. – М.: Свобода, 2001 – 386 с.


Рекомендуемая литература Руководство по предупреждению насилия над детьми. / Институт психотерапии и психоанализа Академии гуманитарных исследований. Москва,

Слайд 18Описание книги
«Бить или не бить?» – последняя книга выдающегося российского ученого-обществоведа

Игоря Семеновича Кона, написанная им незадолго до смерти весной 2011 года. В этой книге, опираясь на многочисленные мировые и отечественные антропологические, социологические, исторические, психолого-педагогические, сексологические и иные научные исследования, автор попытался представить общую картину телесных наказаний детей как социокультурного явления. Каков их социальный и педагогический смысл, насколько они эффективны и почему вдруг эти почтенные тысячелетние практики вышли из моды? Или только кажется, что вышли? Задача этой книги, как сформулировал ее сам И. С. Кон, – помочь читателям, прежде всего педагогам и родителям, осмысленно, а не догматически сформировать собственную жизненную позицию по этим непростым вопросам.

Описание книги«Бить или не бить?» – последняя книга выдающегося российского ученого-обществоведа Игоря Семеновича Кона, написанная им незадолго

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть