Презентация, доклад на тему ВЫЯВЛЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Содержание

Они могут иметь самую разнообразную природу - генети­ческую, социальную, медицинскую. Это могут быть личностные особенно­сти ребенка (например, его повышенная потребность во внимании к себе со стороны окружающих или низкий уровень его чувствительности к социальным нормам); ожидания

Слайд 1А.Л. ВЕНГЕР НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ? ВЫЯВЛЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ  
А.Л. ВЕНГЕР НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ? ВЫЯВЛЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  

Слайд 2Они могут иметь самую разнообразную природу - генети­ческую, социальную, медицинскую. Это

могут быть личностные особенно­сти ребенка (например, его повышенная потребность во внимании к себе со стороны окружающих или низкий уровень его чувствительности к социальным нормам); ожидания и установки родителей (например, их отрицатель­ное отношение к существующему общественному устройству, собственная педагогическая концепция или уверенность в одаренности своего ребенка); условия жизни (например, невозможность найти группу сверстников с близкими себе интересами) и т.п.
Они могут иметь самую разнообразную природу - генети­ческую, социальную, медицинскую. Это могут быть личностные особенно­сти ребенка (например,

Слайд 3Как правило, наиболее важ­ную роль играют те или иные акцентуации характера

- как, например, тревожно-мнительный характер, истероидная или шизоидная акцентуации.
Особенно большое значение имеет основная направленность деятельности - направлена ли она, в первую очередь, на общение, на практические достижения, на познание или на какие-либо еще стороны действительности. Важно помнить, что одна и та же психологическая особенность может порождать различные поведен­ческие проявления в зависимости от степени ее выраженности, от других психологических особенностей, от условий жизни, поведения окружающих и т.п. Предлагаемый способ анализа психологических синдромов позволяет не только успешно выявлять их, но и определять эффективные пути их кор­рекции и профилактики.
Как правило, наиболее важ­ную роль играют те или иные акцентуации характера - как, например, тревожно-мнительный характер, истероидная

Слайд 4А. Демонстративность. Истероидный тип

Варианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности

А. Демонстративность. Истероидный типВарианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности

Слайд 5Истероидным личностям свойственно сильно развитое вытеснение. Это процесс, благодаря кото­рому из

сознания "убираются" представления и впечатления, которые могли бы стать травматичными. Вытесняются, в первую очередь, собственные не­благовидные побуждения (например, карьерист может вполне искренне по­лагать, что в своей деятельности он заботится о пользе дела, а не о собствен­ной карьере). Вытесняются (т.е. не замечаются или быстро забываются) соб­ственные неудачи, свидетельствующие о несостоятельности в какой-либо области, неприятные события, отрицательные оценки, которые даются чело­веку окружающими, их негативная реакция на его поведение. Высказывания собеседника легко перетолковываются в свою пользу.
Эмоциональная лабильность (эмотивность) - это склонность к частым колебаниям настроения, кратковременность и неустойчивость пе­реживаний. При высокой эмоциональной лабильности яркие переживания могут возникать по мало значимому поводу и проходить без всякой видимой причины. У ребенка эмоциональная лабильность намного выше, чем у взрос­лого, поэтому поведение истероидного человека обычно инфантильно.
Еще одна особенность людей с этим психологическим складом - эго­центризм, т.е. неспособность встать на позицию другого человека, понять, что его точка зрения может отличаться от твоей собственной.
Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания истероидные дети "эксплуатируют" свои заболевания: подчеркнуто демонстрируют имеющиеся симптомы, ведут себя так, как будто их болезнь значительно бо­лее тяжела, чем она есть в действительности (аггравируют). Это относится не только к телесной (соматической) симптоматике, но и к психической: истероидный ребенок склонен преувеличенно демонстрировать свои страхи, утом­ляемость, тревожность, депрессию. Эта тенденция чревата последующим развитием истерии, при которой без всяких физиолических причин возни­кают болезненные симптомы, служащие для истерика средством решения социальных и межличностных проблем.
Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).


произвести впечатление на собеседника (зрителей, слушателей).

Истероидным личностям свойственно сильно развитое вытеснение. Это процесс, благодаря кото­рому из сознания

Слайд 6Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе

внимание окружающих с по­мощью нарушения социальных норм. Негативное самопредъявлепие складывается вслед­ствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высо­кой потребности во внимании к себе. это позиция "ужасного ребенка", которого окружающие замечают постольку, поскольку он их раздражает и возмущает. Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого, адресованные ребенку, воспринимаются им как без­условная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной {замечания, нака­зания, крик, ругань).
Итак, вывод о том, что у ребенка сложился син­дром негативного самвпредъявлепия, может быть сделан при сочетании следующих данных.
Жалобы на нарушение ребенком правил поведения. Иногда взрослые замечают его парадоксальную реакцию на наказания и замечания, но далеко не всегда они оказываются достаточно наблюдательны.
Яркая демонстративность. В ходе обследования совершенно не обязательно видна склонность ребенка к привлечению внимания именно посредством нарушения правил, однако всегда ярко проявляется сама потребность во внимании окружающих.
Отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, эксплозивность (взрывчатость).


Б. Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм

Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с по­мощью нарушения социальных

Слайд 7Проблемы установления устойчивых взаимоотношений со сверстника­ми типичны для подростков с демонстративным

нигилизмом. Обычно для них самих эти проблемы гораздо более значимы, чем сложности во взаимо­отношениях со взрослыми. Взрослых же (родителей, учителей), как правило, намного больше беспокоят внешние нигилистические проявления: курение, неуважительное отношение к старшим, вызывающий внешний вид подрост­ка. О его переживаниях взрослые часто даже не догадываются, хотя беспокоя­щие их внешние проявления - это и есть выбранный ребенком способ ре­шить свои внутренние проблемы (почти всегда неудачный).

В качестве основных признаков можно назвать следующие:
жалобы на вызывающее, экстравагантное поведение. Иногда оно проявляется не только во внешнем виде и манерах, сколько в декларировании крайне воинственных взглядов и мнений (обычно не особенно оригинальных);
яркая демонстративность;
выявляемое в обследовании отсутствие подлинных антисоциальных или асоциальных установок;
высокая конформность (противоречащая якобы неконформному поведению).

Демонстративный нигилизм.

Проблемы установления устойчивых взаимоотношений со сверстника­ми типичны для подростков с демонстративным нигилизмом. Обычно для них самих эти

Слайд 8Посредством подчеркнутого соблюдения правил
жалобы на то, что поведение ребенка очень различно

в разных ситуациях. Как правило, в социальных ситуациях оно намного лучше, чем дома, однако в отдельных случаях встречается и противоположное соотношение;
демонстративное проявляющаяся в материалах обследования (не обязательно столь яркая, как при негативном самопредъявлении);
подчеркнуто "благовоспитанное" поведение во время обследования.

Для младшего школьника с позитивным самопредъ­явлением характерна позиция "образцового ученика".
Характерны для детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Ребенок с позитивным самопредъявлением не забывает говорить "спа­сибо" и "пожалуйста", вежливо здороваться и прощаться. Изображая "иде­ального ребенка" - "пай-мальчика" или "пай-девочку", - он добивается прак­тически того же, чего добивается ребенок с негативным самопредъявлением, изображая "ужасного хулигана". Разумеется, формы внимания, полу­чаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны: похва­лы, восхищение и умиление взрослых.
У детей с позитивным самопредъявлением нередко возникают трудно­сти в общении со сверстниками. Если в классе отсутствует принятие оценок учителя, а тем более если отношения с ним конфликтны (что часто бывает в подростковом возрасте, а иногда и в конце младшего школьного), то ребенок с позитивным самопредъявлением вызывает у одноклассников отрицатель­ное отношение. Таким образом, ситуации, приводящие к трудностям в об­щении у детей.
Вывод о том, что у подростка имеется психологический синдром гиперсоциальности, делается при сочетании следующих показателей:
подчеркнутое следование общепринятым стандартам в одежде, поведении, образе жизни;
принятие установок и ценностей общества (конформность);
повышенный уровень демонстративности (повышение может быть не особенно сильным).


В. Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность

Посредством подчеркнутого соблюдения правилжалобы на то, что поведение ребенка очень различно в разных ситуациях. Как правило, в

Слайд 9Варианты развития, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями

Варианты развития, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями

Слайд 10Существенное повышение уровня тревожности определяют как психастеническии склад личности, психастеническую акцентуацию

или тревож­но-мнительный характер. У ребенка с такими личностными особенностями легко возникают опасения, волнение, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет его заранее отказываться от деятельности, которая кажется ему слишком трудной По этой же причине занижается оценка достигаемых ре­зультатов. При психастенической акцентуации затруднено принятие реше­ний, так как человек чересчур фиксируется на тех неблагоприятных послед­ствиях, которые может повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе у психастеничных детей часты трудности в общении, осо­бенно при вхождении в новый коллектив. Типичны также различные навяз­чивости и (навязчивые действия, мысли, страхи). Длительное состояние тревоги неблагоприятно сказывается на работе нервной системы. В результате этого со временем развивается астения, то есть состояние нервного истощения.

А. Тревожность. Депрессия. Психастенический и циклоидный типы

Существенное повышение уровня тревожности определяют как психастеническии склад личности, психастеническую акцентуацию или тревож­но-мнительный характер. У ребенка с

Слайд 11Основная особен­ность психологического профиля - резко повышенная тревожность, приво­дящая к дезорганизации

действий и низкой результативности как основным особенностям деятельности ребенка. Реакция социального окружения -постоянная негативная оценка, поддерживающая высокую тревогу. Позиция Младшего школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Это - высокая степень социали­зированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некри­тическое выполнение требований взрослых. Наиболее распространенной предпосылкой служит недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучении. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. В некоторых случаях "слабым звеном", запускающим порочный круг, оказываются завышенные ожидания родителей.
Возможен вариант, когда повышенная тревожность ребенка первона­чально формируется не из-за школьных неудач, а под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания.
Вызванная этим общая неуверенность в себе, склонность панически реагировать на любые трудно­сти, переносится позже и на школьную жизнь.
Жалобы на низкие достижения ребенка. При хронической неуспешности взрослые (родители, учителя) оценивают детскую деятельность в целом как неуспешную. Объективные показатели могут быть при этом не особенно низки: важна не объективная картина, а именно оценка окружающих. Бывает, что в какой-либо отдельной области (например, в спорте) достижения ребенка вполне высоки, но родители и учителя не считают саму эту область достаточно важной.
Высокий уровень тревоги.. Это центральное, собственно психологическое звено хронической неуспешности. В материалах обследования ребенка с этим синдромом всегда имеются проявления острой тревоги, нарушающей нормальную деятельность. Как правило, наиболее болезненной сферой (связанной с наиболее высоким уровнем тревоги) является школьно-учебная.
Нормальная социализированность, высокая конформность. Если у ребенка низок уровень социализированности и конформности, то негативная оценка окружающих не будет вести к особенно заметному повышению тревоги.
Тотальный регресс. Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью неред­ко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безна­дежно неуспешной личности. Этим знаменуется формирование нового пси­хологического синдрома - тотального регресса. Среди особенностей психо­логического профиля центральную роль начинает играть депрессивный фон настроения. Деятельность характеризуется отказом от каких-либо проявле­ний активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ социальное окружение "отворачивается" от подростка, что углубляет де­прессию и усиливает представление о своей никчемности. Тотальный регресс - один из наиболее тяжелых, психологических син­дромов подросткового и юношеского возраста. Для него типична не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений (чем и объясняется его название). Это
Жалобы на пассивность подростка, утрату прежних увлечений и интересов, отсутствие контактов со взрослыми и сверстниками. Депрессивный фон настроения, сниженная самооценка, пессимистические представления о своем будущем. Склонность окружающих оценивать состояние подростка как данность, не поддающуюся изменению, т.е. принятие ими его собственной оценки. Именно эта позиция обеспечивает устойчивость психологического синдрома. В противном случае он преодолевается либо психологическими средствами (путем вовлечения подростка в активную деятельность), либо медицинскими (путем медикаментозного лечения депрессии).



Б. Хроническая неуспешность и тотальный регресс

Основная особен­ность психологического профиля - резко повышенная тревожность, приво­дящая к дезорганизации действий и низкой результативности как основным

Слайд 12В. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция

В. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть