Слайд 1Выявление детей
«группы риска»
в дошкольном и младшем школьном возрасте
С.А. Кувшинова
Педагог-психолог
частного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 244 ОАО «РЖД»
Слайд 2Дети «группы риска»
- это дети, у которых наблюдаются отклонения от
нормы в физическом, психическом и социальном развитии, сопровождающееся нарушением адаптивных функций эмоционально-личностной сферы вследствие биологических, социально-экономических, психологических факторов.
Слайд 3Основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально,
юридически они могут считаться детьми, не требующие особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети попали в ситуацию угрожающую их успешной социализации и самореализации, а иногда и безопасности.
Слайд 4факторы «риска»:
Медико-биологические факторы
Социально-экономический фактор
Педагогический фактор
Психологический фактор
Слайд 5проблемы в эмоционально-личностном развитии детей
Наиболее часто детские психологи сталкиваются
в своей практике со следующими проблемами эмоционально-личностного характера:
Тревожные дети;
Детские страхи;
Агрессивные дети;
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивные;
Дети с посттравматическим синдромом;
Дети с суицидальными наклонностями.
Слайд 6Факторы способствующие усилению в ребенке тревожности:
Воспитание по типу гиперпротекции;
Авторитарный стиль воспитания;
Завышенные
требования со стороны родителей и воспитателей (ситуация хронической неуспешности);
Частые упреки, вызывающие «чувство вины»;
Сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей, тревог.
Слайд 7Виды агрессивного поведения
Вербальная агрессия.
Косвенная вербальная агрессия
Прямая вербальная агрессия
Физическая агрессия.
Косвенная физическая агрессия
Прямая физическая агрессия
Слайд 8Ситуации провоцирующие агрессивность:
желание привлечь к себе внимание сверстников;
ущемление достоинств другого с
тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство;
стремление защититься и отомстить;
стремление быть главным;
стремление получить желанный предмет.
В большинстве случаев агрессивные действия у детей имеют инструментальный или реактивный характер.
В то же время у некоторых из них агрессивные действия вообще не имеют какой-либо цели и направлены исключительно на причинение вреда другому.
Слайд 9 Симптомокомплексы
синдрома дефицита внимания
Невнимательность - ребёнок не способен удерживать внимание на
деталях, не в состоянии вслушиваться в обращённую к нему речь, не умеет доводить выполняемую работу до конца, не в состоянии усвоить и придерживаться правил, предлагаемых инструкцией. Невнимательные дети стараются избегать заданий, требующих длительного умственного напряжения, часто отвлекаются на посторонние стимулы и постоянно всё забывают.
Слайд 10Гиперактивность характеризуется следующими признаками:
Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно.
Нередко бывают болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т.п. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они всегда нацелены на движение, при этом им свойственна диспраксия (неуклюжесть). Они чрезвычайно чувствительны к раздражителям.
Слайд 11Об импульсивности ребёнка свидетельствуют следующие признаки. Он часто отвечает на вопросы, не задумываясь
и не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы. Независимо от ситуации и обстановки такой ребёнок с трудом дожидается своей очереди: вмешивается в разговоры, игры, пристаёт к окружающим.
Слайд 12Кризисные ситуации в жизни ребёнка
В группу риска относятся и дети, пережившие
стресс.
Стресс может быть нескольких видов:
Информационный
Эмоциональный (психологический) стресс
Травматический
Слайд 13Причины возникновения стресса у детей
Шоковые психические травмы;
Травмирующие ситуации относительно кратковременного действия,
но психологически очень значимые ;
Хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации
Ситуации, возникающие на фоне эмоциональной депривации, т.е. недостаточного проявления заботы, ласки, телесного контакта близкого взрослого.
Слайд 14Требования к диагностическому инструментарию сопровождения:
Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и
поиск путей решения проблемы.
Простота, доступность, скорость переработки.
Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка (подростка).
Слайд 15Первый этап – групповая диагностика.
Выявление из общей массы группы или
класса детей с подозрением на расстройство поведения и эмоций.
Примерная схема наблюдения за поведением ребенка
Экспресс диагностика выявления детей группы риска
Слайд 16Второй этап
Уточнение и углубление представлений о синдром-структуре расстройства в индивидуальной
работе с детьми.
наблюдения за поведением ребенка;
опроса и беседы со взрослыми (близкими, родителями), педагогами, работающими с ребенком;
собеседования специалиста с ребенком.
Слайд 17Третий этап – углубленная индивидуальная диагностика
Выявление психоэмоционального статуса ребенка (тревожность, страхи,
агрессивность, самооценка, уровень эмоционального благополучия)
Выявление социальной ситуации развития ребенка (статус ребенка в группе, социальная ориентация ребенка, характер детско-родительских отношений)
Слайд 18Выявление психоэмоционального статуса ребенка:
Слайд 19Выявление социальной ситуации развития ребенка
Слайд 20При подобной схеме комплексной диагностики, не только выявляются симптомокомплексы того или
иного нарушения во взимозависимости симптомов, а так же сильные стороны личности и/или социального окружения ребенка, на которые будет опираться специалист в построение сопровождающей и коррекционной работы.
Слайд 21Список использованной литературы:
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. -
СПБ. ; Речь, 2007
Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2004.
Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач
Сурикова М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 607-609.
http://testoteka.narod.ru
https://infourok.ru/psihologopedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-gruppi-riska-1075514.html
http://festival.1september.ru/articles/537674/