Слайд 1Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве
Педсовет *декабрь 2015* МБОУ
СШ №1 г.Сычевки Смоленской обл.
Педагог-психолог Станкевич Е.В.
Слайд 2Психологическая диагностика особенностей психического развития детей с ОВЗ и определение направлений
профилактической и психокоррекционной работы
конкретизация особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования
определение, совместно с другими специалистами ПМПк, образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
психологическое консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских, социальных работников, при необходимости работников иных учреждений и ведомств, представляющих интересы ребенка в семье, образовательной организации, в социуме в целом
Слайд 3Основные задачи, которые ставятся перед педагогом-психологом консилиума
отслеживание динамики обучения и
уровня социальной адаптации в процессе включения ребенка в инклюзивную среду образовательной организации (совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума);
разработка и реализация профилактической и коррекционно-развивающей деятельности по отношению к ребенку с ОВЗ в структуре адаптивной образовательной программы;
участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры специалистов, педагогического коллектива
Слайд 4Функции психолога ПМПк:
Диагностическая:
Комплексность предполагает учет психологом медицинских, собственно психологических, педагогических, социальных
характеристик и параметров развития ребенка
Всесторонность и целостность оценки заключается в системности подхода к психическому развитию в понимании закономерностей развития и их теснейшей взаимосвязи с определением необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме, образовательной среде, в частности
Динамический аспект оценки предполагает взаимосвязанный анализ актуального развития ребенка с анамнестическими и катамнестическими данными на разных возрастных этапах
Слайд 5Функции психолога ПМПк:
Консультативная -
осуществляется, в первую очередь, в отношении лиц, представляющих
интересы ребенка с ОВЗ (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.).
Слайд 6Требования к процедуре и методическому обеспечению диагностического обследования
1. Процедура и продолжительность
обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка.
2. Родители должны дать письменное согласие на проведение подобного обследования, а также на коррекционно-развивающие мероприятия, которые будут необходимы в рамках психологического сопровождения по его результатам.
3. Обследование желательно проводить в привычной для ребенка среде, при обязательном присутствии на обследовании родителей.
На этапах работы, когда педагог-психолог общается с родителями (законными представителями), ребенок находится в игровой комнате (зоне). В это время желательно осуществлять наблюдение за его поведением.
Слайд 7Оценка психического развития ребенка представляется в виде следующих, вытекающих один из
другого этапов
1. Сбор психологического анамнеза;
2. Создание гипотезы обследования с выходом на предварительный психологический диагноз, уточнение и корректировка ее в процессе работы психолога;
3. Непосредственно процедура обследования ребенка с использованием соответствующих тактик и технологий, адекватных возрасту и возможностям данной категории отклоняющегося психического развития;
4. Системный анализ результатов обследования их сопоставление между собой в соответствии с гипотезой;
5. Окончательная постановка психологического диагноза, с учетом полученных результатов, пониманием механизмов и путей, приведших к наблюдаемым особенностям, определение вероятностного прогноза развития, путей и методов индивидуального сопровождения ребенка, способов и приемов коррекционно-развивающей работы
Слайд 8МЕТОДИКИ:
Беседа (оценки и анализа особенностей речевой деятельности):
Оценка объема слухоречевой памяти и темп запоминания
Оценка уровня сформированности и уровня актуального понятийного развития
Выявление специфических особенностей мышления и изменения динамики мыслительной деятельности
Оценка сформированности пространственных и пространственно-временных представлений
Оценка сформированности произвольной регуляции собственной деятельности (регуляторного компонента деятельности) и характеристики внимания
Слайд 9методы исследования особенностей двигательной сферы:
проводятся пробы на способность делать ритмические и
координированные движения
исследование специфики латеральных предпочтений (ведущих руки, ноги, а также ведущего глаза и уха)
Слайд 10Исследование и оценка особенностей речемыслительной деятельности:
(Подбор простых аналогий, Составление парных
аналогий (в том числе и невербальных),
Выделение существенных признаков,
Понимание метафор, пословиц, рассказов со скрытым смыслом,
Установление последовательности событий, решение «конфликтных» задач и т.д.)
Слайд 11Специфика аффективно-эмоциональной сферы у детей с ОВЗ
описывается в жалобах родителей или педагогов либо как симптомы эмоциональной лабильности — быстрая пресыщаемость, нестойкость аффекта, поверхностность переживаний, внушаемость и т.д.
Оценка взаимоотношений ребенка в детском коллективе, со взрослыми, социометрические параметры исследуются с помощью проективных и опросниковых методов.
Слайд 12Содержание психологического заключения
Содержание психологического заключения должно, в первую очередь, отвечать на
запрос по поводу определения программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в структуре реализации адаптированной образовательной программы.
Из заключения вытекает вся коррекционно-развивающая деятельность, все направления профилактической работы – коррекционный компонент АОП.
Слайд 13Важным параметром, определяющим в целом направление всей деятельности психолога является квалификация
состояния и психического развития ребенка, которое можно наблюдать в момент обследования
Слайд 14Работа с детьми-инвалидами в МБОУ СШ №1 1 полугодие 2015-2016 учебного
года
В рамках общешкольного плана
Работа педагога-психолога с детьми-инвалидами ведется в рамках плана работы со всеми детьми.
Специальных программ не разработано, специальных исследований не проводилось, т.к. на это нет письменного согласия родителей таких детей.
Слайд 151 класс
6 исследований
в рамках изучения особенностей адаптации к школе
Завышенная самооценка
(возрастная норма)
Школьная мотивация – ниже среднего
Не сформированы ведущие мотивы
Повышенная тревожность по поводу школьного обучения
Компенсируемое состояние усталости, самовосстановление за счет периодического снижения работоспособности
Высокий уровень комфортности в школе (социальная адаптация в норме)
Слайд 162 класс
3 исследования
в рамках исследования личностных УУД по плану
Повышенный уровень
мотивации учения
Высокий уровень нравственных представлений
Низкий уровень самооценки
Слайд 175 класс
4 исследования
в рамках изучения особенностей адаптации пятиклассников
Повышенный уровень мотивации учения
Ведущие
мотивы учения:
-позиция школьника
-познавательный
Повышенный уровень тревожности
Низкий уровень самооценки
Слайд 187 класс
1 исследование
По запросу классного руководителя
Общая школьная тревожность – норма
Фрустрация
потребности в достижении успеха - тревожность повышенная
Страх ситуации проверки знаний – повышенная тревожность
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – высокий уровень тревожности
Остальные показатели в норме
Слайд 199 класс
2 исследования
По плану изучение
особенностей мотивационной сферы и особенностей
самоактуализации личности
Низкий уровень зрелости личности
Ведущие мотивы:
Социального одобрения
Мотив общения
Мотив самореализации
Высокий уровень:
Престижность учебы
Познавательный интерес
Боязнь наказания со стороны школы
Влияние одноклассников
Влияние со стороны школы
Слайд 2011 класс
2 исследования
Плановое исследование особенностей самоактуализации и самоотношения личности
Низкий уровень зрелости
личности
Закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе.
Наличие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
Дружеское отношение к себе, согласие с самим собой
Негативные эмоции в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку качеств и достижений.
Слайд 2111 класс (индивидуальное обучение)
5 исследований
Низкий уровень школьной мотивации
Состояние неустойчивой адаптации к
школе
Адекватная самооценка
Повышенный уровень школьной тревожности
Конфликтность в семье
Слайд 22Психологическая поддержка участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся)
Развитие психолого-педагогической компетентности (овладение
новыми и специальными знаниями)
2.
Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную практику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и вне учебных мероприятий с детьми, родителями).
Слайд 23Принципы системы психологической поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику:
1. Принцип потенциала.
Ориентация на возможности формирования и развития педагогической компетентности, раскрытия потенциала и наличия ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике.
2. Принцип осознанности и ответственности. Педагог должен быть уверен в своих силах, а это возможно только в том случае, если педагог ощущает полную ответственность за результаты своего труда.
3. Принцип будущего. Ориентироваться на потенциал педагога, а не на эффективность его предыдущей деятельности
Слайд 24Компоненты системы поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику
Психологическая поддержка педагогов также включает
анализ индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику (анкетирование для определения основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии, а также оценить степень неосознаваемого эмоционального отношения как к инклюзивной практике в целом, так и к конкретному ребенку, которого он обучает).
Слайд 25Мероприятия, направленные на психологическую поддержку педагогов, реализующих инклюзивную практику
1. Проектные
семинары, посвященные вопросам моделирования психологической составляющей инклюзивного процесса в образовательном учреждении, проектирование реализации коррекционного (психологического) компонента (программы) АОП в образовательном процессе.
2. Вопросы проведения психолого-медико-педагогического консультирования (ПМПК), в рамках которого систематизируются представления результатов педагога, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, вырабатывается общие подходы к решению, в том числе, педагогических задач инклюзивного процесса в отношении каждого ребенка, вопросы построение ИОП на ребенка с ОВЗ, отслеживание результатов работы специалистов.
Слайд 263. Информационное консультирование педагогов о целях и задачах инклюзивной практики, субъектах
инклюзивного процесса, методах психологической диагностики, целях и задачах психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
4. Консультирование педагогов по результатам психологической диагностики результатам мониторинга межличностных отношений в классе.
5. Проведение уроков в диаде «педагог-психолог», обсуждение технологических приемов и результатов совместного проведения уроков.
Слайд 27Психологическая поддержка родителей детей, включенных в инклюзивное образовательное пространство
Диагностический этап:
Изучение:
- эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения родителей к детям;
– стилей межличностных взаимоотношений между родителями и детьми.
– содержания и методов педагогической помощи семьям имеющим детей с ОВЗ.
Информационный этап:
- информирование родителей об инклюзивном образовании, его ценностных ориентирах и смыслах
Слайд 28Просветительский этап:
- тематические выступления специалистов психолого-педагогического профиля во время родительских собраний
-
оформление стендов, информационных листков, размещение информации на сайте школы
Аналитический этап:
- подведение итогов и анализ достижений
- создание психологического клуба родителей («Родительский клуб», «Родительская школа», «Школа матерей», «Мама, папа, я» и другие).