Презентация, доклад на тему Выступление-презентация на педсовете: Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве

Содержание

Психологическая диагностика особенностей психического развития детей с ОВЗ и определение направлений профилактической и психокоррекционной работы конкретизация особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образованияопределение, совместно с другими специалистами ПМПк, образовательного маршрута

Слайд 1Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве
Педсовет *декабрь 2015* МБОУ

СШ №1 г.Сычевки Смоленской обл.

Педагог-психолог Станкевич Е.В.

Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространствеПедсовет *декабрь 2015* МБОУ СШ №1 г.Сычевки Смоленской обл. Педагог-психолог

Слайд 2Психологическая диагностика особенностей психического развития детей с ОВЗ и определение направлений

профилактической и психокоррекционной работы

конкретизация особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования
определение, совместно с другими специалистами ПМПк, образовательного маршрута ребенка с ОВЗ
психологическое консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских, социальных работников, при необходимости работников иных учреждений и ведомств, представляющих интересы ребенка в семье, образовательной организации, в социуме в целом

Психологическая диагностика особенностей психического развития детей с ОВЗ и определение направлений профилактической и психокоррекционной работы конкретизация особенностей

Слайд 3Основные задачи, которые ставятся перед педагогом-психологом консилиума
отслеживание динамики обучения и

уровня социальной адаптации в процессе включения ребенка в инклюзивную среду образовательной организации (совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогического консилиума);
разработка и реализация профилактической и коррекционно-развивающей деятельности по отношению к ребенку с ОВЗ в структуре адаптивной образовательной программы;
участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры специалистов, педагогического коллектива
Основные задачи, которые ставятся перед педагогом-психологом консилиума отслеживание динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе включения

Слайд 4Функции психолога ПМПк:
Диагностическая:

Комплексность предполагает учет психологом медицинских, собственно психологических, педагогических, социальных

характеристик и параметров развития ребенка

Всесторонность и целостность оценки заключается в системности подхода к психическому развитию в понимании закономерностей развития и их теснейшей взаимосвязи с определением необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме, образовательной среде, в частности

Динамический аспект оценки предполагает взаимосвязанный анализ актуального развития ребенка с анамнестическими и катамнестическими данными на разных возрастных этапах

Функции психолога ПМПк:Диагностическая:Комплексность предполагает учет психологом медицинских, собственно психологических, педагогических, социальных характеристик и параметров развития ребенкаВсесторонность и

Слайд 5Функции психолога ПМПк:
Консультативная -
осуществляется, в первую очередь, в отношении лиц, представляющих

интересы ребенка с ОВЗ (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.).
Функции психолога ПМПк:Консультативная -осуществляется, в первую очередь, в отношении лиц, представляющих интересы ребенка с ОВЗ (родителей, законных

Слайд 6Требования к процедуре и методическому обеспечению диагностического обследования
1. Процедура и продолжительность

обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка.

2. Родители должны дать письменное согласие на проведение подобного обследования, а также на коррекционно-развивающие мероприятия, которые будут необходимы в рамках психологического сопровождения по его результатам.

3. Обследование желательно проводить в привычной для ребенка среде, при обязательном присутствии на обследовании родителей.

На этапах работы, когда педагог-психолог общается с родителями (законными представителями), ребенок находится в игровой комнате (зоне). В это время желательно осуществлять наблюдение за его поведением.
Требования к процедуре и методическому обеспечению диагностического обследования1. Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими

Слайд 7Оценка психического развития ребенка представляется в виде следующих, вытекающих один из

другого этапов

1. Сбор психологического анамнеза;
2. Создание гипотезы обследования с выходом на предварительный психологический диагноз, уточнение и корректировка ее в процессе работы психолога;
3. Непосредственно процедура обследования ребенка с использованием соответствующих тактик и технологий, адекватных возрасту и возможностям данной категории отклоняющегося психического развития;
4. Системный анализ результатов обследования их сопоставление между собой в соответствии с гипотезой;
5. Окончательная постановка психологического диагноза, с учетом полученных результатов, пониманием механизмов и путей, приведших к наблюдаемым особенностям, определение вероятностного прогноза развития, путей и методов индивидуального сопровождения ребенка, способов и приемов коррекционно-развивающей работы

Оценка психического развития ребенка представляется в виде следующих, вытекающих один из другого этапов1. Сбор психологического анамнеза; 2.

Слайд 8МЕТОДИКИ:
Беседа (оценки и анализа особенностей речевой деятельности):

Оценка объема слухоречевой памяти и темп запоминания
Оценка уровня сформированности и уровня актуального понятийного развития
Выявление специфических особенностей мышления и изменения динамики мыслительной деятельности
Оценка сформированности пространственных и пространственно-временных представлений
Оценка сформированности произвольной регуляции собственной деятельности (регуляторного компонента деятельности) и характеристики внимания


МЕТОДИКИ:Беседа (оценки и анализа особенностей речевой деятельности):       Оценка объема слухоречевой памяти

Слайд 9методы исследования особенностей двигательной сферы:
проводятся пробы на способность делать ритмические и

координированные движения
исследование специфики латеральных предпочтений (ведущих руки, ноги, а также ведущего глаза и уха)
методы исследования особенностей двигательной сферы:проводятся пробы на способность делать ритмические и координированные движенияисследование специфики латеральных предпочтений (ведущих

Слайд 10Исследование и оценка особенностей речемыслительной деятельности:
(Подбор простых аналогий, Составление парных

аналогий (в том числе и невербальных),
Выделение существенных признаков,
Понимание метафор, пословиц, рассказов со скрытым смыслом,
Установление последовательности событий, решение «конфликтных» задач и т.д.)
Исследование и оценка особенностей речемыслительной деятельности: (Подбор простых аналогий, Составление парных аналогий (в том числе и невербальных),

Слайд 11Специфика аффективно-эмоциональной сферы у детей с ОВЗ

описывается в жалобах родителей или педагогов либо как симптомы эмоциональной лабильности — быстрая пресыщаемость, нестойкость аффекта, поверхностность переживаний, внушаемость и т.д.

Оценка взаимоотношений ребенка в детском коллективе, со взрослыми, социометрические параметры исследуются с помощью проективных и опросниковых методов.

Специфика аффективно-эмоциональной сферы у детей с ОВЗ     описывается в жалобах родителей или педагогов

Слайд 12Содержание психологического заключения
Содержание психологического заключения должно, в первую очередь, отвечать на

запрос по поводу определения программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в структуре реализации адаптированной образовательной программы.


Из заключения вытекает вся коррекционно-развивающая деятельность, все направления профилактической работы – коррекционный компонент АОП.
Содержание психологического заключенияСодержание психологического заключения должно, в первую очередь, отвечать на запрос по поводу определения программы индивидуального

Слайд 13Важным параметром, определяющим в целом направление всей деятельности психолога является квалификация

состояния и психического развития ребенка, которое можно наблюдать в момент обследования
Важным параметром, определяющим в целом направление всей деятельности психолога является квалификация состояния и психического развития ребенка, которое

Слайд 14Работа с детьми-инвалидами в МБОУ СШ №1 1 полугодие 2015-2016 учебного

года

В рамках общешкольного плана

Работа педагога-психолога с детьми-инвалидами ведется в рамках плана работы со всеми детьми.
Специальных программ не разработано, специальных исследований не проводилось, т.к. на это нет письменного согласия родителей таких детей.

Работа с детьми-инвалидами в МБОУ СШ №1 1 полугодие 2015-2016 учебного годаВ рамках общешкольного планаРабота педагога-психолога с

Слайд 151 класс
6 исследований
в рамках изучения особенностей адаптации к школе
Завышенная самооценка

(возрастная норма)
Школьная мотивация – ниже среднего
Не сформированы ведущие мотивы
Повышенная тревожность по поводу школьного обучения
Компенсируемое состояние усталости, самовосстановление за счет периодического снижения работоспособности
Высокий уровень комфортности в школе (социальная адаптация в норме)
1 класс6 исследований в рамках изучения особенностей адаптации к школеЗавышенная самооценка (возрастная норма)Школьная мотивация – ниже среднегоНе

Слайд 162 класс
3 исследования
в рамках исследования личностных УУД по плану
Повышенный уровень

мотивации учения
Высокий уровень нравственных представлений
Низкий уровень самооценки
2 класс3 исследования в рамках исследования личностных УУД по плануПовышенный уровень мотивации ученияВысокий уровень нравственных представленийНизкий уровень

Слайд 175 класс
4 исследования
в рамках изучения особенностей адаптации пятиклассников
Повышенный уровень мотивации учения
Ведущие

мотивы учения:
-позиция школьника
-познавательный
Повышенный уровень тревожности
Низкий уровень самооценки
5 класс4 исследованияв рамках изучения особенностей адаптации пятиклассниковПовышенный уровень мотивации ученияВедущие мотивы учения:

Слайд 187 класс
1 исследование
По запросу классного руководителя
Общая школьная тревожность – норма
Фрустрация

потребности в достижении успеха - тревожность повышенная
Страх ситуации проверки знаний – повышенная тревожность
Проблемы и страхи в отношениях с учителями – высокий уровень тревожности
Остальные показатели в норме
7 класс1 исследованиеПо запросу классного руководителя Общая школьная тревожность – нормаФрустрация потребности в достижении успеха - тревожность

Слайд 199 класс
2 исследования
По плану изучение
особенностей мотивационной сферы и особенностей

самоактуализации личности

Низкий уровень зрелости личности
Ведущие мотивы:
Социального одобрения
Мотив общения
Мотив самореализации
Высокий уровень:
Престижность учебы
Познавательный интерес
Боязнь наказания со стороны школы
Влияние одноклассников
Влияние со стороны школы



9 класс2 исследованияПо плану  изучение особенностей мотивационной сферы и особенностей самоактуализации личностиНизкий уровень зрелости личностиВедущие мотивы:Социального

Слайд 2011 класс
2 исследования
Плановое исследование особенностей самоактуализации и самоотношения личности
Низкий уровень зрелости

личности
Закрытость, неспособность или нежелание осознавать и выдавать значимую информацию о себе.
Наличие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
Дружеское отношение к себе, согласие с самим собой
Негативные эмоции в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку качеств и достижений.

11 класс2 исследованияПлановое исследование особенностей самоактуализации и самоотношения личностиНизкий уровень зрелости личностиЗакрытость, неспособность или нежелание осознавать и

Слайд 2111 класс (индивидуальное обучение)
5 исследований

Низкий уровень школьной мотивации
Состояние неустойчивой адаптации к

школе
Адекватная самооценка
Повышенный уровень школьной тревожности
Конфликтность в семье
11 класс (индивидуальное обучение)5 исследованийНизкий уровень школьной мотивацииСостояние неустойчивой адаптации к школеАдекватная самооценкаПовышенный уровень школьной тревожностиКонфликтность в

Слайд 22Психологическая поддержка участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся)
Развитие психолого-педагогической компетентности (овладение

новыми и специальными знаниями)

2.

Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную практику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и вне учебных мероприятий с детьми, родителями).

Психологическая поддержка участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся)Развитие психолого-педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями)2. Работа в

Слайд 23Принципы системы психологической поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику:
1. Принцип потенциала.

Ориентация на возможности формирования и развития педагогической компетентности, раскрытия потенциала и наличия ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике.

2. Принцип осознанности и ответственности. Педагог должен быть уверен в своих силах, а это возможно только в том случае, если педагог ощущает полную ответственность за результаты своего труда.

3. Принцип будущего. Ориентироваться на потенциал педагога, а не на эффективность его предыдущей деятельности
Принципы системы психологической поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику: 1. Принцип потенциала. Ориентация на возможности формирования и развития

Слайд 24Компоненты системы поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику
Психологическая поддержка педагогов также включает

анализ индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику (анкетирование для определения основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии, а также оценить степень неосознаваемого эмоционального отношения как к инклюзивной практике в целом, так и к конкретному ребенку, которого он обучает).

Компоненты системы поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практикуПсихологическая поддержка педагогов также включает анализ индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего

Слайд 25Мероприятия, направленные на психологическую поддержку педагогов, реализующих инклюзивную практику
1. Проектные

семинары, посвященные вопросам моделирования психологической составляющей инклюзивного процесса в образовательном учреждении, проектирование реализации коррекционного (психологического) компонента (программы) АОП в образовательном процессе.

2. Вопросы проведения психолого-медико-педагогического консультирования (ПМПК), в рамках которого систематизируются представления результатов педагога, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, вырабатывается общие подходы к решению, в том числе, педагогических задач инклюзивного процесса в отношении каждого ребенка, вопросы построение ИОП на ребенка с ОВЗ, отслеживание результатов работы специалистов.

Мероприятия, направленные на психологическую поддержку педагогов, реализующих инклюзивную практику 1. Проектные семинары, посвященные вопросам моделирования психологической составляющей

Слайд 263. Информационное консультирование педагогов о целях и задачах инклюзивной практики, субъектах

инклюзивного процесса, методах психологической диагностики, целях и задачах психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

4. Консультирование педагогов по результатам психологической диагностики результатам мониторинга межличностных отношений в классе.

5. Проведение уроков в диаде «педагог-психолог», обсуждение технологических приемов и результатов совместного проведения уроков.
3. Информационное консультирование педагогов о целях и задачах инклюзивной практики, субъектах инклюзивного процесса, методах психологической диагностики, целях

Слайд 27Психологическая поддержка родителей детей, включенных в инклюзивное образовательное пространство
Диагностический этап:
Изучение:


- эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения родителей к детям;
– стилей межличностных взаимоотношений между родителями и детьми.
– содержания и методов педагогической помощи семьям имеющим детей с ОВЗ.

Информационный этап:

- информирование родителей об инклюзивном образовании, его ценностных ориентирах и смыслах

Психологическая поддержка родителей детей, включенных в инклюзивное образовательное пространствоДиагностический этап: Изучение: - эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов

Слайд 28Просветительский этап:
- тематические выступления специалистов психолого-педагогического профиля во время родительских собраний
-

оформление стендов, информационных листков, размещение информации на сайте школы

Аналитический этап:

- подведение итогов и анализ достижений

- создание психологического клуба родителей («Родительский клуб», «Родительская школа», «Школа матерей», «Мама, папа, я» и другие).

Просветительский этап:- тематические выступления специалистов психолого-педагогического профиля во время родительских собраний- оформление стендов, информационных листков, размещение информации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть